Содержание
-
Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию.И. Песталоцци
-
Методы обучения Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей. Д. Пойа Подготовила Никитенкова О.С.
-
Метод обучения - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования (Ю.К.Бабанский).
Метод обучения - система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую, в свою очередь, к достижению целей обучения (И.Я.Лернер).
-
По источнику знаний
Словесные Наглядные Практические
-
Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений. Каждый метод имеет целый комплекс разнообразных приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее решению. В процессе обучения двигательным действиям методические приемы отбираются с учетом степени усвоения двигательного материала, общего развития детей и взрослых, их физического состояния, возрастных и типологических особенностей.
-
Так, при обучении движению используются различные приемы наглядности:
а) наглядно-зрительные приемы: показ педагогом образца движения или его отдельных двигательных элементов; подражание образцам окружающей жизни; использование зрительных ориенти ров при преодолении пространства; использование наглядных по собий — кинофильмов, телепередач, картин и т. п.;
-
б) тактильно-мышечная наглядность обеспечивается путемвключения различных пособий в двигательную деятельность. Например, при ходьбе на пути ставятся воротца-дуги: чтобы их пере шагнуть, надо высоко поднять ногу. Инструкция «не задеть воротца» связывается в сознании с костно-мышечным ощущением при совершении ошибки. И если воротца задеваются, то ребенок (взрос лый) сам определяет неправильность своего движения. Тактильно- мышечная наглядность выражается также в непосредственной помощи педагога уточняющего положение отдельных частей тела занимающихся выпрямлением осанки путем прикосновения руки;
-
в) с помощью наглядно-слуховых приемов осуществляется звуковая регуляция движений. Лучшей слуховой наглядностью является инструментальная музыка и песня. Для регуляции движениймогут служить народные прибаутки, стихотворения в форме дву-четырехстиший, звуки бубна, колокольчика и т. п.
-
Словесные методы обращены к сознанию занимающихся, они помогают осмысливанию поставленной задачи и сознательному выполнению двигательных упражнений.
-
Приемы, относящиеся к словесным методам, следующие:
а) краткое одновременное описание и объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизненный опыт и представления занимающегося;б) пояснение, сопровождающее конкретный показ движения илиуточняющее его отдельные элементы;
-
в) указание, необходимое при воспроизведении показанногопедагогом движения или при самостоятельном выполнении упражнений занимающимися;г) беседа, предваряющая введение новых упражнений и подвижных игр, при обучении, когда требуется разъяснение двигательных действий, уточнение сюжета подвижной игры и т. д.;
-
д) вопросы занимающимся до выполнения задания для осознания последовательного выполнения действий или проверки имеющихся представлений об образах сюжетной подвижной игры, уточнения правил, игровых действий и т. п.;е) команды, распоряжения и сигналы, которые требуют от педагога различной интонации и динамики. В качестве команд, сигналов можно использовать считалки, игровые зачины, которыми такбогато русское народное творчество;
-
ж) образный сюжетный рассказ применяется в целях развитиявыразительности движений и лучшего перевоплощения в игровойобраз. Сюжетный рассказ в полторы-две минуты вызывает у занимающихся воссоздающее воображение, как бы зрительное восприятие всей ситуации, стимулирующее к эмоциональному воспроизведению;
-
з) словесная инструкция; ее использование обусловлено тем,что с помощью системы словесных воздействий происходит оживление следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает возможность с помощью чисто словесных указанийи объяснений образовать новые временные связи, сформироватьновые знания и умения.
-
Практические методы связаны с практической деятельностью, они обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях. Разновидностями практического метода являются игровой и соревновательный.
-
Игровой метод
Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный и эмоционально-эффективный. Он может использоваться на логоритмических занятиях и с детьми школьного возраста. Игровой метод учитывает элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Он дает возможность совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции на изменяющиеся условия, развивает творческую инициативу.
-
Соревновательный метод
Соревновательный метод используется в целях совершенствования уже отработанных двигательных навыков. Особенно важным является воспитание коллективизма. При правильном руководстве соревнование может быть успешно использовано как воспитательное средство, содействующее совершенствованию двигательных навыков, воспитанию морально-волевых черт личности.
-
Приемы, относящиеся к практическому методу, связаны с наглядностью и словом. Педагог демонстрирует выполнение упражнений; исполняет отдельные роли в подвижных играх, роль водящего; показывает, кто лучше, кто правильнее выполняет задание; регламентирует весь процесс обучения на логоритмических занятиях в соответствии с задачами, содержанием, структурой занятия.Занятие проводится фронтально, но в целях совершенствования знакомых движений педагог распределяет занимающихся на небольшие группы, предлагая действовать самостоятельно; стимулирует к творческому поиску, предлагая задания: изменить упражнение в связи с изменившимся характером музыки, подвижную игру провести с измененными правилами, составить варианты игр, придумать новые.
-
По характеру познавательной деятельности
Объяснительно-иллюстративный Проблемное изложение Частично-поисковый Исследовательский
-
Активные и интенсивные методы
Метод дидактических игр Обучение по алгоритму
-
Методы науки в качестве учебных методов
Мозговая атака Внеконтекстные операции с понятиями
-
Методы контроля
Индивидуальный опрос Фронтальный опрос Контрольная работа Зачет Лабораторная работа Экзамен
-
По источнику знаний
-
Словесные методыИсточник знаний - слово
Рассказ предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым. Учебная лекция – систематическое изложение материала. Беседа – подача информации в виде диалога учителя с учеником по комплексу вопросов темы. Дискуссия – обсуждение проблемы.
-
Наглядные методыИсточник знаний – образ, наглядное представление объекта
Иллюстрация - показ учащимся различных иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, схем, рисунков из учебника, зарисовок и записей на доске, моделей геометрических фигур, натуральных предметов и т. д. Демонстрация приборов, опытов, показ кинофильмов, диафильмов, слайдов, и т. д.
-
Практические методыИсточник знаний – практическая деятельность учащихся
Упражнение - многократное выполнение учебных действий с целью отработки умений и навыков. Лабораторная работа - проведение учащимися в условиях лаборатории опытов, расчетов, экспериментов, позволяющих изучать процессы. Практическая работа - выполнение заданий по обработке материалов, изготовление предметов, работа на пришкольных участках, в мастерских и пр.
-
По характеру познавательной деятельности
-
Уровни деятельности
творческая активная исследовательская
-
методы репродуктивный исследовательский
-
Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный учитель ученик
-
Исследовательский
Проблемное изложение Исследовательский Частично-поисковый
-
Средства обучения
Слово Образ Действие
-
Активные и интенсивные методы
Метод дидактических игр. Сущность – моделирование и имитация. Обучение по алгоритму.
-
Методы науки в качестве учебных методов
-
Мозговая атака
Решение проблемы путем высказывания идей для ее решения
-
Внеконтекстные операции с понятиями Оперирование с понятиями
Узнавание термина Определение понятия Раскрытие объема и содержания понятия Установление связей данного понятия с другим Практическая интерпретация понятия
-
Методы формирования познавательного интереса
Положительные эмоции по отношению к деятельности. Наличие познавательной стороны этой эмоции. Наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.
-
Познавательные игры. Метод опирается на создание в учебном процессе игровых ситуацийУчебные дискуссии - метод создания ситуации познавательного спора. Создание ситуации успеха в учении путемдифференциации помощи обучаемым в выполнении учебных заданий одной и той же сложности
-
Выбор оптимального сочетания методов обучения
-
Критерии выбора методов обучения
Соответствие методов принципам обучения. Соответствие целям и задачам обучения. Соответствие содержанию данной темы. Соответствие учебным возможностям обучаемым: возрастным, психологическим; уровню подготовленности. Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени обучения. Соответствие возможностям вспомогательных средств обучения. Соответствие возможностям самих преподавателей
-
Уровни принятия решения о выборе методов обучения
-
Классификация методов обучения
1. По источнику знаний Словесные Наглядные Практические 2. По характеру познавательной деятельности Объяснительно-иллюстративный Проблемное изложение Частично-поисковый Исследовательский 3. Активные и интенсивные методы Метод дидактических игр Обучение по алгоритму 4. Методы науки в качестве учебных методов Мозговая атака Внеконтекстные операции с понятиями
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.