Презентация на тему "Методыобучения в методике преподавания иностранных языков"

Презентация: Методыобучения в методике преподавания иностранных языков
Включить эффекты
1 из 41
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

"Методыобучения в методике преподавания иностранных языков" состоит из 41 слайда: лучшая powerpoint презентация на эту тему с анимацией находится здесь! Вам понравилось? Оцените материал! Загружена в 2018 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    41
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Методыобучения в методике преподавания иностранных языков
    Слайд 1

    Методыобучения в методике преподавания иностранных языков

    Методическая иерархия – Метод как методическое направление – целостная модель с определенными методическими принципами, целями, содержанием. Метод как система обучения внутри какого-либо направления, отражающая концепцию автора (авторов), предложившего её. Метод как способ учения / совокупность приемов обучения.

  • Слайд 2

    Метод - способ

    Методы обучения – это совокупность способов взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, направленных на достижение целей обучения.

  • Слайд 3

    Методы обучения объединяются в две взаимосвязанные группы:

    - методы преподавания (показ, объяснение, организация тренировки, коррекция, оценка); - методы учения (ознакомление, осмысление, участие в тренировке, самоконтроль, самооценка). Ведущими считаются методы обучения: ознакомление, тренировка, применение.Сопутствующим, поскольку он присутствует в каждом из основных методов, является контроль, включающий коррекцию и оценку.

  • Слайд 4

    прием

    Если метод называет основную, доминирующую деятельность – ознакомление, тренировка, применение, - то прием – это элементарный методический поступок, который связан с конкретным действием, составляющим суть формируемой речевой деятельности.

  • Слайд 5

    Метод ознакомления

    Реализуется через приемы: Показ Объяснение Перевод

  • Слайд 6

    Метод тренировки

    позволяет формировать необходимые языковые навыки путем многократного воспроизведения соответствующих действий и операций с учебным материалом в создаваемых учебных ситуациях. используются приемы выполнения языковых и условно-речевых упражнений с опорой и без опоры на печатный текст.

  • Слайд 7

    Метод применения

    учитель создает благоприятные условия, доброжелательную атмосферу для нормального протекания речевого высказывания. Приемы выполнения речевых упражнений используются в ходе данного метода, т.к. с помощью таких упражнений контролируется сформированность речевых умений (А-Г-Ч-П).

  • Слайд 8

    Методы обучения можно классифицировать по разным признакам:

    а) по источнику получения знаний и формирования навыков и умений (слово учителя, рассказ, беседа, анализ языка, упражнения, работа с книгой, экскурсии, использование средств наглядности); б) по степени и характеру участия обучаемых в учебном процессе, т.е. по степени самостоятельности учащихся в учебном процессе (активные и пассивные); в) по характеру работы учащихся (устные и письменные, классные и домашние, индивидуальные и коллективные).

  • Слайд 9

    В рамках СД подхода выделяют:

    - методы, обеспечивающие овладение учебным предметом (словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые, индуктивные, дедуктивные); - методы, стимулирующие и мотивирующие учебную деятельность (ролевые,деловыеигры, учебные дискуссии, ситуационный анализ и метод проектов)=технология; - методы контроля и самоконтроля учебной деятельности (опрос, зачет, экзамен и т.п.).

  • Слайд 10

    Метод - направление

    Понятие «метод обучения» используется в значении направление в обучении, т.е. как определенная модель обучения, система со своими принципами.

  • Слайд 11

    Каждому такому направлению обучения ИЯ присущи:

    - конкретная теоретическая база (лингвистические, педагогические и психологические теоретические положения); - направленность на достижение определенной цели; - ведущая идея, определяющая стратегию обучения, т.е. пути и способы достижения цели обучения; - независимость от условий и этапа обучения.

  • Слайд 12

    В качестве основного признака, позволяющего классифицировать направления обучения, используется подход к обучению, который определяет специфику данного направления обучения.

    - интуитивное или сознательное овладение языком; - опору на родной язык или ее исключение; - параллельное или последовательное овладение видами речевой деятельности (говорением, чтением, аудированием, письмом).

  • Слайд 13

    В методике преподавания ИЯ выделяются следующие направления в обучении:

    - прямые (натуральный, аудиовизуальный, аудиолингвальный); - сознательные (переводно-грамматический, сознательно-практический, сознательно-сопоставительный, программированный); - интенсивные (суггестопедический, метод активизации, эмоционально-смысловой, ритмопедия, гипнопедия), - комбинированные (коммуникативный, активный, репродуктивно-креативный).

  • Слайд 14

    Прямые методы обучения иностранным языкам

    это группа методов обучения ИЯ, ориентированных на создание непосредственных (прямых) ассоциаций между словами или грамматическими формами и соответствующими им понятиями, минуя родной язык. Их объединяют принципы: - наглядность; - интуитивность (исключение сознательности); - исключение родного языка.

  • Слайд 15

    Натуральный метод обучения (сер. ХIХв.)

    Назначение - воссоздает естественный путь овладения ребенком речью на родном языке (в частности, почти полное исключение грамматической информации). Цель – развитие устной речи. Из преподавания исключается родной язык и перевод. Значение языковых фактов раскрывается с помощью наглядности, контекста или толкования. Новый материал вводится только устно. При закреплении материала используется подражание учителю, аналогия. Основная форма работы – диалог. Широко применяются игры, имитирующие реальные условия общения. В середине ХХ в. появились его модификации - аудиовизуальный и аудиолингвальный методы.

  • Слайд 16

    Аудиовизуальный метод обучения

    это обучение посредством интенсивного использования средств зрительной и слуховой наглядности при объяснении и закреплении учебного материала. Этот метод предполагает: - преимущественно устную форму обучения; - ограниченность лексико-грамматического материала; - ориентацию на обиходно-бытовую сферу общения; - сжатые сроки обучения.

  • Слайд 17

    Основная единица обучения – предложение (фраза). Материал вводится путем устного опережения (сначала слушание и говорение, потом чтение и письмо). Родной язык полностью исключается или используется в качестве средства контроля. Языковой материал вводится в форме диалогов и представляет собой, в основном, разговорные клише (т.е. стандартные образцы словоупотребления и типовые модели речевого поведения) . Данный метод обучения получил широкое распространение во второй половине ХХ века после выхода аудиовизуального курса «голоса и образы Франции». В России широко известны такие аудиовизуальные курсы, как «Русский язык – 1,2,3» (1972-1973 гг.), «Русский язык в диалогах» (1988 г.).

  • Слайд 18

    Аудиолингвальныйметод обучения

    это обучение с использованием слухового канала восприятия, которое предполагает многократное прослушивание и повторение за диктором образцов предложений (т.е на занятиях активно используется лингафонная техника). Предполагает: - устное опережение; - направленность на формирование речевых навыков; - упражнения типа дрилл (многократное повторение образцов); - небольшой объем объяснений; - широкое использование страноведческой информации.

  • Слайд 19

    Сознательные методы обучения ИЯ(Б.В. Беляев в 60-е гг.)

    это группа методов обучения ИЯ, ориентированных на осознание учащимися языковых фактов и способов их применения в речевой деятельности. Ведущим методическим принципом этих методов является принцип сознательности. это обучение на основе сопоставления изучаемого языка с родным языком. Этот метод - ведущий метод обучения ИЯ в российской средней и высшей школе.

  • Слайд 20

    Сознательный метод предполагает: - осознание значения языковых явлений; - осознание способов применения языковых явлений в речевой деятельности; - опору на родной язык. Это метод ориентирован: - на осознание языковых форм, необходимых для общения; - на активную речевую практику на иностранном языке; - на учет родного языка учащихся.

  • Слайд 21

    В рамках данного метода выделяются:

    а) три цели обучения – практическая (развитие умений в разных видах речевой деятельности), образовательная (расширение знаний, например, страноведческих), воспитательная (развитие всех сторон личности, в частности, мышления и памяти); б) три объекта обучения – язык (лингвистическая информация о языке как системе), речь (практическое использование лингвистической информации), речевая деятельность (творческое текстопорождение).

  • Слайд 22

    Основные принципы обучения в рамках данного метода:

    - преодоление интерференции, - обучение на синтаксической основе (т.е. минимальная единица обучения - предложение); - минимизация языковых средств (т.е. ориентация на активный словарный запас; - концентризм в подаче лексико-грамматического материала (т.е. подача грамматического материала циклами в зависимости от этапа обучения); - функциональность учебного материала (т.е. усвоение значения языковых единиц вместе с их функциями в речи). - параллельное обучение всем видам речевой деятельности; - организация обучения в последовательности – от знаний к навыкам и умениям.

  • Слайд 23

    Программированныйметод обучения (программированное обучение)

    - это обучение, построенное на принципах управления познавательной деятельностью учащихся. Его основные признаки: - использование специальных (программированных) учебников и технических средств (персональных компьютеров); - наличие поддающейся измерению цели учебной работы; - наличие алгоритма достижения этой цели; - расчлененность изучаемого материала и учебных действий на небольшие порции (шаги); - возможность получения информации о правильности выполнения каждого шага; - возможность осуществления оперативного контроля и помощи со стороны преподавателя.

  • Слайд 24

    Основные понятия программированного обучения:

    а) алгоритм учебной работы – строго регламентированная система действий, выполнение которых ведет к решению поставленной задачи; б) программированный учебник – ориентирован на управление учебной деятельностью и состоит из нескольких частей, т.е. шагов, выполняющих обучающие функции - информационную (введение материала), операционную (задания на самостоятельное выполнение), контрольную (проверка правильности выполнения задания), указательную (разъяснения в случае ошибки).

  • Слайд 25

    Достоинства и недостатки

    Достоинства этого метода: - самостоятельное приобретение навыков и умений; - пошаговое предъявление учебной информации; - пошаговое формирование речевых умений; - возможность оперативного пошагового контроля; - возможность дистанционного обучения. Недостатки этого метода: - однообразный характер продвижения по программе; - преобладание тренировочных упражнений; - не используется такая эффективная форма коррекции ошибок, как разъяснение причины ошибок; - ограниченное количество упражнений творческого характера (в связи со сложностью организации их проверки). Основная трудность, связанная с организацией программированного обучения – это трудоемкость процесса организации материала в программированных учебниках.

  • Слайд 26

    Интенсивные методы обучения ИЯ

    - это группа методов обучения ИЯ, которые опираются на психологические резервы личности учащегося, неиспользуемые в обычном обучении. Для них характерны: - коллективные формы работы, - использование суггестивныхсредстввоздействия – это средства, основанные на внушении (от лат. Suggestion - `внушение, намек`), которое способствует непроизвольному усвоению учебного материала. К ним относятся: - авторитет (воздействие принуждением, основанное на доверии к преподавателю и на его признании), - инфантилизация(от лат. Infantilis - `детский`) – создание обстановки взаимного доверия, освобождение от напряжения и скованности, - двуплановость поведения – опора на сознательные и подсознательные процессы при создании мотивации (за счет опоры на эмоции), - интонация и ритм - эмоционально-эстетическое воздействие за счет использования интонации (т.е. качественного изменения длительности и длительности звуков) и ритма (т.е. повторяемости одних и тех же элементов), - концертная псевдопассивность – состояние активного восприятия, которое возникает в процессе прослушивания музыкальных фрагментов (на занятиях по языку используется с целью активизации запоминания учебного материала).

  • Слайд 27

    От традиционных методов интенсивные методы отличаются тем, что используют особые способы организации и проведения занятий: - различные формы педагогического общения, - создание благоприятного социально-психологического климата в группе, - создание адекватной учебной мотивации, - снятие психологических барьеров при усвоении учебного материала, - снятие психологических барьеров при речевом общении. Эти методы направлены на овладение устной речью в сжатые сроки при ежедневной концентрации учебных часов. Они продуктивны в условиях краткосрочного обучения.

  • Слайд 28

    Суггестопедический метод обучения разработал в 60-е гг. болгарский педагог Г. Лозанов.

    Этот метод отличается: - повышенной интеллектуальной активностью учащихся за счет снижения чувства утомляемости, - активизацией резервной памяти и непроизвольного запоминания, - повышенным вниманием к овладению речевой деятельностью (т.е. речевыми навыками и умениями) и меньшим вниманием к усвоению фонетической и грамматической информации, - интенсификацией учебного процесса (т.е. большим объемом учебного материала за единицу времени), - краткосрочностью обучения.

  • Слайд 29

    Эмоционально-смысловойметод обучения предложил и разработал И.Ю. Шехтер.

    Этот метод предусматривает: - ролевые игры, - систему коммуникативных заданий, направленных на владение языком как средством общения. На базе этого метода разработаны циклы занятий по обучению языку специальности: В задачу первого цикла входит развитие речи в типичных ситуациях общения. К концу первого цикла учащиеся могут читать учебные тексты по специальности объемом 1200-1400 лексических единиц. Второй цикл обучает монологическому высказыванию в условиях. .делового общения. При этом изучаются грамматика, основы перевода, основы письменной речи. В рамках третьего цикла происходит усвоение устной и письменной речи на текстах, связанных с профессиональной деятельностью учащихся.

  • Слайд 30

    Ритмопедия – метод обучения, предусматривающих создание оптимальных условий для работы механизмов памяти.(Кишиневский университет).

    Данный метод предполагает ввод, закрепление и активизацию учебного материала с использованием ритмостимуляции (т.е. воздействия на учащегося ритмическими звуковыми, световыми и цветовыми сигналами). Ритмостимуляция способствует созданию благоприятных условий для прочного запоминания большого объема учебного материала (при использовании ритмопедии оно превышает обычные нормы в 2-3 раза). Ритмопедия– это метод обучения ИЯ, направленный на активизацию сознания и подсознания. Он сочетает логическое восприятие информации (т.е. ее представление в языковой форме) и эмоциональное воздействие (за счет музыкального фона, затемнения, световых эффектов, голоса диктора). Этот метод рекомендуется в качестве вспомогательного метода обучения при необходимости ввести большой объем информации, требующей запоминания

  • Слайд 31

    Гипнопедия

    Гипнопедия – метод обучения путем ввода и закрепления информации в памяти во время естественного сна. Первые попытки его применения относятся к 1923 г. (Д. Финней, США). Начиная с 50-х гг. проводились исследования по проблеме восприятия и запоминая во время сна. Однако выводы исследователей крайне противоречивы. Многие методисты отрицают этот метод, т.к. считают, что без обратной связи не может быть обучения.

  • Слайд 32

    Комбинированные методы обучения

    это группа методов обучения ИЯ, которые имеют особенности, присущие прямым и сознательным методам обучения. В их основе лежат следующие принципы: - интуитивность в сочетании с сознательностью; - устное опережение; - речевая направленность обучения; - параллельное овладение видами речевой деятельности.

  • Слайд 33

    Активный метод обучения

    это метод обучения ИЯ, направленный на практическое овладение языком в результате обильной языковой практики с использованием суггестивных приемов обучения. Метод разработан в Германии, предполагает продолжительность занятий от 6 недель до 8 месяцев и используется на интенсивных курсах по обучению иностранному языку взрослых. Активный метод использует идеи аудиовизуального, аудиолингвального, гипнопедического и суггестивного методов обучения. Его ведущие положения следующие: - сознательная и активная речевая практика, - преобладание устной формы общения, - использование предложения в качестве единицы обучения, - установка на интуитивное владение языком (опора на зрительно-слуховые образцы при семантизации материала), - широкое использование гипнопедии и суггестопедии, - учет индивидуально-психологических особенностей учащихся (достигается особым подходом к формированию групп). Активный метод ориентирован на овладение устной формой общения (слушание, говорение) и дополнительно на овладение чтением и переводом литературы по специальности. Поэтому он оказался особенно эффективным при работе со специалистами разных профессий.

  • Слайд 34

    Репродуктивно-креативный метод обучения

    (`воспроизведение` + `созидание`) – это метод обучения ИЯ, использующий письменный текст в качестве главного источника формирования речевых навыков и умений. Репродуктивно-креативный метод был разработан в Польше (1988 г.) и впервые использовался при обучении русскому языку студентов-филологов Краковской педагогической школы. Базовые положения этого метода: - использование текста в качестве единицы обучения, - поэтапное использование текста: сначала его восприятие, репродукция, потом трансформация, - одновременное осознание и усвоение единиц языка, - использование сопоставления с родным языком, - усвоение образцовой артикуляции и интонации.

  • Слайд 35

    Система обучения по репродуктивно-креативному методу включает в себя следующие этапы:

    1 этап – интенсивный корректировочный артикуляционный курс (4-6 недель), 2 этап – интенсивный вводно-разговорный курс (4-5 недель), 3 этап – тренировка в устной речи путем репродукции специального учебного текста (грамматический материал вводится в соответствии с текстом), 4 этап – свободная репродукция оригинальных текстов, 5 этап – трансформация оригинальных текстов и продуктивное говорение с опорой на текст, 6 этап – свободная речь на различные темы общения с опорой и без опоры на текст. В настоящее время этот метод используется в средних школах и лицеях Польши при групповой нагрузке 6-8 часов в неделю.

  • Слайд 36

    Коммуникативный метод обучения

    это метод обучения ИЯ, специфической особенностью которого является попытка приблизить процесс обучения к процессу реальной коммуникации. Разработан в России Е.И. Пассовым. Реализует коммуникативно-деятельностный подход к обучению. Особенности коммуникативного метода обучения: - коммуникативно-мотивированное поведение преподавателя и обучающихся во время занятий, - тщательный отбор интенций (намерений, стремлений, целей), тем и ситуаций общения, - учет практических интересов и потребностей учащихся. Его основные принципы: - речевая направленность, - индивидуализация и ведущая роль личностного аспекта учащегося, - функциональность (значение языковых единиц усваивается вместе с их предназначением в речи), - ситуативность (отбор языковых средств в соответствии с их функцией в определенной ситуации общения), - новизна (регулярная подача учащимся нового материала с целью поддержания мотивации). предполагает продолжительность занятий от 6 недель до 8 месяцев и используется на интенсивных курсах по обучению иностранному языку взрослых.

  • Слайд 37

    методы исследования

    Под методами исследования понимаются способы решения научно-исследовательских задач. Методы исследования служат инструментом для получения информации об изучаемом предмете, обработки полученных в ходе исследования данных.

  • Слайд 38

    теоретические методы:

    анализ психолого-педагогической, методической научной литературы; метод изучения первоисточников (архивный): законодательных актов, нормативных документов, программ, планов, расписания занятий, школьной документации, продуктов ученической деятельности (контрольные работы, тесты, проекты, сочинения и т.д.) и др. Теоретические методы исследования необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов.

  • Слайд 39

    Эмпирические методы исследования

    методы опроса (беседа, интервьюирование, анкетирование), метод наблюдения, метод изучения педагогического опыта, метод экспертных оценок, тестирование, методический эксперимент/ опытно-экспериментальная работа/ опытная работа и др.

  • Слайд 40

    Количественные методы

    для диагностики, прогнозирования, обработки результатов исследования используют : регистрация, ранжирование, шкалирование.

  • Слайд 41

    Спасибо за внимание

    Д.З. охорактиризовать - прямые (натуральный, аудиовизуальный, аудиолингвальный); - сознательные (переводно-грамматический, сознательно-практический, сознательно-сопоставительный, программированный); - интенсивные (суггестопедический, метод активизации, эмоционально-смысловой, ритмопедия, гипнопедия), - комбинированные (коммуникативный, активный, репродуктивно-креативный).

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке