Презентация на тему "МОРФЕМИКА"

Презентация: МОРФЕМИКА
Включить эффекты
1 из 23
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.9
8 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "МОРФЕМИКА". Презентация состоит из 23 слайдов. Материал добавлен в 2017 году. Средняя оценка: 3.9 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.1 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    23
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: МОРФЕМИКА
    Слайд 1

    МОРФЕМИКА

  • Слайд 2

    Предмет морфемики

    Морфемика (от греч. morph – ‘форма’) – это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. Каждое слово можно разбить на минимальные значимые части, называемые морфемами. Среди морфем выделяются приставки, корни, суффиксы, интерфиксы(соединительные гласные), постфиксы, окончания.

  • Слайд 3

    Морфема

    Морфема –это минимальная языковая единица, обладающая своим планом содержания и планом выражения, но (в отличие от слова и предложения) не способная к самостоятельному функционированию. Например, приставка у- имеет значение удаления (уехал, умчался, удрал), а суффикс -оват- значение неполноты качества (сероватый, темноватый, жидковатый).

  • Слайд 4

    Функции морфем

    Словообразовательная – морфемы используются для создания новых слов. Формообразующая–для создания форм слов. Смысловыразительная– для выражения лексического, грамматического или экспрессивно-эмоционального значения.

  • Слайд 5

    Корень слова

    Корнем называется общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. Однокоренные слова составляют словообразовательное гнездо.

  • Слайд 6

    Нужно уметь различать корни, совпадающие по звучанию и написанию, но разные по значению. Такие корни называются омонимичными. Сравним, например, два словообразовательных гнезда слов: 1) носить, относить, перенос, поднос, занос, обноски, носильщик – корень -нос- 2) нос, носовой, носик, носище, переносица – корень -нос-. Упражнения

  • Слайд 7

    При образовании новых слов и форм слов во многих корнях возможны чередования звуков, в результате чего образуются разные варианты одного и того же корня. Чередования гласных: 1) о/а: настроить – настраивать, выловить – вылавливать; 2) беглые гласные о и е: о/нуль звука, е/нуль звука : рот – рта, пень – пня.

  • Слайд 8

    Чередование согласных: к/ч: жук – жучок, пеку – печет; к/ч/ц: рыбак – рыбачий – рыбацкий; г/ж: луг – лужок, могу – можешь; г/ж/з: друг – дружить – друзья; б/бл, п/пл, в/вл, ф/фл, м/мл: рубить – рублю, копить – коплю, ловить – ловля, графить – графлю, корм – кормлю. Упражнения

  • Слайд 9

    Приставка

    Приставка – морфема, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов. Упражнения

  • Слайд 10

    Суффикс

    Суффикс (от лат. suffixus – ‘прикрепленный’) – это морфема, которая стоит после корня перед окончанием и служит для образования новых слов или форм слов. Суффиксы, служащие для образования новых слов, называются словообразующими. Суффиксы, служащие для образования форм слов, называются формообразующими.

  • Слайд 11

    Формообразующие суффиксы

    С помощью формообразующих суффиксов образуются: некоторые глагольные формы: суффикс -тьобразует неопр. форму (читать), -л- – форму прошедшего времени (читал), -я- – деепричастие несов. вида (читая), -ющ- – действит. прич. наст. вр.(читающий). формы сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий: новее, ярче, новейший, высочайший. Упражнения.

  • Слайд 12

    Интерфикс

    Интерфикс – это морфема, служащая для образования новых слов и стоящая между корнями. Напр., новосел, верхолаз, землекоп, пылесос. Кроме того, к интерфиксам относится -у- в словах с первой частью полу-: полумрак, полузакрытый.

  • Слайд 13

    Постфикс

    Постфикс – это морфема, которая стоит после окончания и обычно служит для образования новых слов. Самый распространенный – -ся, служащий для образования глаголов (учишься, увлекаемся, спрягается). Кроме того, есть постфиксы -то, -либо, -нибудь: какой-то, чьи-либо, кому-нибудь; как-то, где-либо, когда-нибудь.

  • Слайд 14

    Окончание

    Окончание – это изменяемая морфема, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении и образует форму слова, выражая значения рода, числа, лица и падежа.

  • Слайд 15

    Следует различать слова без окончаний и слова с нулевыми окончаниями. Его взгляд был устремлен вдаль. В слове вдаль окончания нет, т.к. это наречие. За далью – даль В слове даль нулевое окончание, т.к. это существительное. Упражнения

  • Слайд 16

    Основа

    Основа - это часть слова, которая выражает его лексическое значение. Основа выделяется путем вычета окончания. Основы делятся на производные и непроизводные. Непроизводная основа (немотивированная) - это единое целое, неразложимое на отдельные морфемы (значащие части). Производная основа (мотивированная) - составное единство, членимое на отдельные морфемы.

  • Слайд 17

    Морфемный разбор

    Порядок морфемного разбора (разбор слова по составу): 1) определить слово как часть речи; 2) у изменяемого слова выделить формообразующие морфемы: окончание и суффиксы; 3) указать основу; 4) выделить корень (для этого нужно подобрать однокоренные слова) или корни, если слово сложное; 5) выделить, если есть, приставки, словообразующие суффиксы, интерфиксы, постфиксы; правильность выделения этих морфем доказать подбором других слов с такими же морфемами.

  • Слайд 18

    Образец морфемного разбора. Бесстрашная  1) Бесстрашная – имя прилагательное, изменяется по падежам, числам, в единственном числе по родам. 2) Окончание -ая выражает значение именительного падежа единственного числа женского рода. В других формах мы видим другие окончания: бесстрашной, бесстрашный, бесстрашных и т.д. 3) Основа – бесстрашн-. 4) Корень слова – -страш- (чередование х/ш). Однокоренные слова: страх, страшить, страшный, устрашить, неустрашимый. 5) Бес- – приставка (чередование з/с). Она есть в словах бестолковый, беспорядок, безликий, безрадостный. В слове также выделяется суффикс -н-, служащий для образования относительных прилагательных. Он есть в словах комнатный, бездарный, лесной.

  • Слайд 19

    Упражнения

    1. В приведенных словах представлены два омонимичных корня -вод-. Разбейте их на два гнезда. водный, заводной, заводь, проводка, проводник, подводник, подводить, вывод, водяной, безводный.  2. В приведенных словах представлены два омонимичных корня -гор-. Разбейте их на два гнезда.   горка, горец, загорелый, горение, горный, выгоревший, гористый, горючий, предгорье, пригорок, пригорать.  

  • Слайд 20

    1. Выделите корень в слове поздравление. 2. В скольких орфографических вариантах представлен корень слова отец? 3. Посмотрите на список однокоренных слов: перегородка, ограда, заграждение, преградить, огораживать, загородить, загорожено. Сколько здесь представлено орфографических вариантов корня? 4. Найдите слова с корнями, в которых возможны беглые гласные: лев, слон, орел, сокол, селезень, галка, олень, сурок, овца, коза, собака, пес, кот, конь.

  • Слайд 21

    1. Из приведенного списка слов выберите слова с приставкой от- и с приставкой о-: Отбор, отведать, отвердеть, отвернуть, отгул, отель, откусить, отлив, отпечаток, отравление, отрезок, отряхнуть, отупеть, отцовский, отчизна. 2. Из приведенного списка слов выберите слова с приставкой под- и с приставкой по-: Подагра, подарок, подвижный, подворотня, подлец, подливка, поднос, подоконник, подорожник, подрубить, подруга, подумать. 3.В каком из слов не такая приставка, как в остальных словах? Вскрикнуть, вскочить, вскипеть, вспомнить, взмахнуть, встревожиться.

  • Слайд 22

    1. Разделите все приведенные существительные на две группы в зависимости от суффикса: зайчик, ключик, костюмчик, мячик, огурчик, пальчик, перчик, птенчик, рукавчик, стаканчик, супчик, талончик. 2. Выберите из списка все слова, в которых есть формообразующие суффиксы: заявить, заявление, заявка, заявил, заявляя, заявивший, заявив, заявит, гореть, горелый, горючий, горящий, горевший, горел, новый, новехонький, новенький, новейший, новее.

  • Слайд 23

    1. В каком из слов не такое окончание, как в остальных?  аллей, ножей, полей, ролей, саней, словарей, степей, тополей. 2. Распределите существительные на две группы в зависимости от окончания: вдов, воров, коров, носков, основ, подков, снов, столов. 3. В каком из перечисленных слов нет окончания? герой, злой, листвой, наперебой, отбой, сумкой, твой.  4. Распределите слова на две группы в зависимости от окончания: взять, взял, взяв, взят, вниз, низ, набок, бок, дом, назад, над, хорош, впредь.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке