Презентация на тему "Корень слова" 5 класс

Презентация: Корень слова
Включить эффекты
1 из 24
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.7
7 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация по русскому языку, призванная помочь детям познакомиться с такой частью слова, как корень. Благодаря наглядным примерам, объясняющим схемам и комментариям педагога детям будет намного проще овладеть этой новой темой.

Краткое содержание

  • Изучаем корень слова
  • Картинки - помощники
  • Поясняющие схемы
  • Корни - Омонимы
  • Этимологический разбор
  • Самостоятельная работа

Содержание

  • Презентация: Корень слова
    Слайд 1

    Ахметова Вера Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Лесновская ООШ» Новгородского муниципального района Новгородской области

    5 класс Корень слова

    pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Корень - родоначальник

    Жил–был Корень –уч-, но так как одному тоскливо жить на свете, то призвал он приставки и суффиксы, объединился с ними и превратился в корень большого семейства слов. Его родственниками стали слова ученик, обучение, переучивать, учёный, заучивать, учитель и многие другие. Когда Корень спрашивали, как ему удалось обзавестись такой большой роднёй, он отвечал вопросом: «Вас интересует наше словообразование?» Корень был прав: словообразование действительно изучает, из каких частей состоят и в какой последовательности образуются слова. Но начинается-то всё с корня!

  • Слайд 3

    Шёл Прогульщик на прогулку, Шёл и песенку свистел. Захотел Прогульщик булку И баранку захотел. Захотел он шоколадку, Пососал бы леденцов … Но прогуливал буфетчик, И не видно продавцов. И гулял киномеханик – Не показывал кино, Футболисты и артисты Прогуляли заодно… И обиделся Прогульщик! И Прогульщик не смолчал! И прогульщикам Прогульщик «Вы – прогульщики!» кричал. Э. Мошковская

    Какой корень?

    Из данного стихотворения выпишите все родственные слова к слову прогульщик, выделите корень.

  • Слайд 4

    Кто изображён на картинках? Есть ли Что-то общее в названиях этих животных? Являются ли эти слова однокоренными?

  • Слайд 5

    Слова, которые одинаково звучат, но имеют разное лексическое значение, называются …

    Давайте вспомним!

    В море суши полоса Называется коса А у девушки коса

    Цвета спелого овса.

    На траве лежит роса –

    Косит травушку коса.

    А у меня один вопрос:

    Сколько есть на свете кос?

    Б. Гольдберг.

  • Слайд 6

    действие «носить»

    • часть лица
    • перенос занос поднос обноски
    • носильщик
    • носовой
    • носик
    • переносица нос носище
  • Слайд 7

    Корни - Омонимы

    Ничего общего между лексическими значениями слов «носить» и «нос» нет, просто корни этих слов по внешнему виду напоминают близнецов: звучат и пишутся одинаково. Такие корни слов называются омонимичными.

    Слова с омонимичными корнями однокоренными не являются!

  • Слайд 8

    Где чьё гнездо?

    • водный
    • заводной заводь
    • подводить
    • безводный
    • проводка проводник
    • водяной
    • подводник вывод
    • водить
    • вода
  • Слайд 9

    Найди «родственников»

    • Горка
    • горец
    • загорелый
    • горение
    • горный
    • выгоревший
    • гористый
    • горючий
    • предгорье
    • пригорок
    • Гореть
    • Гора
  • Слайд 10

    А вы как думаете?

    Что вы скажете, если вас кто-нибудь дёрнет за ухо? Наверное, крикните: «Не тронь моё ухо!» А если дёрнут за оба уха? Попробуйте только сказать: «Не тронь мои ухи!» Над вами посмеются: «Ну и грамотей!» Да вы и сами прекрасно знаете: одно – ухо, а два – уши.

    Что же произошло в корне этих слов?

  • Слайд 11

    В корнях может происходить чередование согласных или гласных звуков или даже «исчезновение»

    гласных

    • просить
    • прошу с//ш
    • распушила
    • пух ш//х
    • прошу
    • спрашивать о//а
    • рот
    • рта о//нулевой звук
  • Слайд 12

    Подбери «родственников» с чередованием согласных в корне к следующим словам

    • Пеку
    • Лекарь
    • Бег
    • Замок
    • Ноги
    • Дороги
    • Снег
    • Творог
    • Пирог
    • печь
    • лечить
    • бежать
    • замочек
    • ножки
    • дорожки
    • снежок
    • творожок пирожок
  • Слайд 13

    Найди слова с корнями, в которых возможно «исчезновение» гласных

    Лев орел сокол пень, олень сурок коза собака пес конь

    • Лев – льва
    • орел - орла
    • пень – пня сурок - сурка
    • пес - пса
  • Слайд 14

    Найди корень в следующих словах

    • Отец
    • отца
    • отчизна
    • отчество
    • отечество
    • отеческий
  • Слайд 15

    Если один согласный чередуется с сочетанием согласных, то это сочетание полностью входит в

    состав корня

    • Кормить - кормлю
    • Любить - люблю
    • Слепой - ослепление

    -л- не является новым суффиксом, а входит в состав корня.

  • Слайд 16

    В каком примере правильно выделен корень в слове поздравление?

    1.ПОЗДРАВление

    2. ПОЗДРАВЛение

    3. поЗДРАВление

    4. поЗДРАВЛение

    5. ПОЗДРАВЛЕНие

    6. ПОЗДРАВЛЕНИе

    Ответ: 4. поЗДРАВЛение, но поЗДРАВил

  • Слайд 17

    Как вы думаете, это однокоренные слова? Попробуем найти корень…

    • Жечь
    • зажечь
    • зажигать
    • жгучий
    • жжение
    • поджог
    • жечь
    • зажигать е//и; г//ч
    • жгучий е//нулевой звук; г//ч (как жечь – жгу)
    • жжение г//ж (как жгу – жжение)
    • поджог е//и//о (как в словах запереть – запирать – запор)
  • Слайд 18

    Как откопать древний корень, или этимологический разбор

    Изучая древние книги, языковеды узнали, что слова не всегда были такими, каковы они сегодня. Чтобы определить, какую форму имело слово, что оно значило, какие слова были родственными ему, от какого корня произошло слово или из какого языка заимствовано, необходимо сделать языковые раскопки. Так, например, слово булыжник имеет древний корень бул - (була – «шишка, ком»). Сведения по истории слов содержатся в этимологических словарях. Там можно прочитать, что в слове сутки древний корень - тк -, что сутки – это стык дня и ночи; а в слове перчатка древний корень перст – (палец).

  • Слайд 19

    Как вы думаете, что объединяет слова льгота, польза, лёгкий, нельзя?

    Не знаете? Тогда послушайте! В очень далёкие времена в стране слов жило-было существительное льга. Была у этого существительного одна особенность: очень любило оно менять свой облик, а изменившись, да взяв с собой в спутники приставку или суффикс, разгуливать по стране слов. Привыкло существительное к своим помощникам: не может с ними расстаться до сих пор. Говорят, что видели его и без спутников, но сейчас оно одно не попадается. Да и вы его часто встречаете, но не всегда подозреваете, что это именно оно. Так знайте, если встретите существительные льгота, польза, прилагательное лёгкий, наречие нельзя – это слова с тем же корнем льга.

  • Слайд 20

    Попробуйте Выделить корень в следующих глаголах

    • ОБОШЛА
    • СОГНУЛ
    • ОБУЛА
    • ПРЕДПОЧЛА

    Справка: предпочесть - признать лучшим по сравнению с кем-либо, чем-либо другим; отдать преимущество, выбрать.

  • Слайд 21

    Бывают ли слова без корня?

    Слов без корней не бывает. Единственным исключением в русском языке является глагол вынуть, в котором выделяется приставка вы-, суффикс -ну- и окончание -ть. В результате исторических изменений сегодня слово вынуть осталось без корня. Но вынимать и вынуть — однокоренные слова. В слове вынимать корень -ним-, а в слове вынуть, образованном от вынять, был корень -ня: историческое чередование я/им (сравните понять — понимать).

  • Слайд 22

    Подведём итоги. Закончи фразу.

    • Корнем называется … .
    • Корень - …… часть слова.
    • Корень выражает … .
    • Корень в слове выделяется с помощью подбора … .
    • Одинаковые по звучанию и написанию, но различные по значению корни называются … .
    • Омонимичные корни не являются ... .
    • В корнях слов может происходить … .
  • Слайд 23

    Домашнее задание (на выбор)

    Параграф 74; выучить правило; упр. 383; объяснить выбор гласной в корне слова;

    Найти в «Школьном словообразовательном словаре» корни, имеющие в родственных словах чередования;

    подготовить устное сообщение о корнях двух - трёх слов по материалу, взятому из «Этимологического словарика школьника»;

    Подготовить рассказ о существительном «вага» (по материалу из книги В. В. Одинцова «Лингвистические парадоксы») – индивидуальное задание.

  • Слайд 24

    Использованные ресурсы

    В. М. Бурмако. «Русский язык в рисунках» - М.: Просвещение, 1991;

    Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. «Секреты орфографии» - М.: Просвещение, 1991;

    В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. «Занимательно о русском языке» – Л.: Просвещение. Ленинградское отделение, 1990;

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке