Содержание
-
Надзор за исполнением законови законностью правовых актов
С.П.Кушниренко
-
План лекции
Понятие и предмет общего надзора Пределы общего надзора Полномочия прокурора, осуществляющего общий надзор Акты прокурорского реагирования Тактика и методика прокурорской деятельности
-
Законы и ведомственные акты
ФЗ «О прокуратуре в РФ» Приказ ГП РФ от 2.10.2007 г. № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления» Приказ ГП РФ от 7.12.2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» Приказ ГП РФ от 31.03.2008 г. № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности» Приказ ГП РФ от 27.03.2009 г. № 93 «О реализации ФЗ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Приказ ГП РФ от 19.01.2007 г. № 11 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации приоритетных национальных проектов»
-
Понятие «общего» надзора
Надзор за соблюдением Конституции РФ и точным и единообразным исполнением законов на территории РФ всеми органами, организациями и лицами А также за соответствием законам издаваемых органами и должностными лицами правовых актов
-
Соблюдение Конституции РФ и исполнение законов
Включает в себя собственно исполнение законов, представляющее собой активную деятельность по осуществлению содержащихся в них предписаний + соблюдение законов как следование установленным законом запретам, воздержание от действий, которые законом признаются недопустимыми
-
Предмет надзора:
соблюдение Конституции РФ, точное и единообразное исполнение законов, действующих на территории РФ: федеральными министерствами, Федеральными службами и федеральными агентствами иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами
-
Подзаконные акты
Непременный элемент механизма исполнения законов Акты законоисполнительного характера В связи с государственно-правовым статусом прокуратура осуществляет надзор за законностью подзаконных актов, НО НЕ за их исполнением (компетенция органов исполнительной власти и контролирующих органов)
-
Надзор в зависимости от органа прокуратуры
Генеральная прокуратура РФ – надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов федеральными министерствами, службами, иными федеральными органами исполнительной власти, органами контроля, их должностными лицами Прокуратуры субъектов РФ - надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов представительными и исполнительными органами субъектов РФ , территориальными федеральными органами исполнительной власти, органами контроля, их должностными лица Прокуратуры городов (районов) – надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов органами местного самоуправления, городскими территориальными органами исполнительной власти, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций Специализированные прокуратуры – надзор в определенных сферах правовых отношений в пределах своей компетенции Вышестоящие прокуратуры вправе принимать на себя исполнение надзорных полномочий нижестоящих прокуратур
-
Несоответствие правовых актов действующему законодательству может выражаться в следующих формах:
отсутствие фактических обстоятельств, являющихся основанием для издания правового акта, издание правового акта во исполнение отмененного или утратившего силу закона, произвольное толкование положений закона, обусловившее принятие противоречащего ему правового акта, умышленное искажение смысла закона в изданном правовом акте, неправильный выбор закона, положенный в основу решения представленных в правовом акте вопросов, несоблюдение правил, сроков, формы и процедуры издания правовых актов.
-
Пределы прокурорского надзора
Определяются критериями: А) характером нормативных правовых актов, надзор за исполнением которых возложен на прокуроров; Б) кругом объектов надзора; В) объемом полномочий, используемых для выявления, устранения и предупреждения нарушений.
-
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы Отсутствие административных полномочий не допускается вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорного объекта Поднадзорными объектами не являются Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ. Прокуратура не оценивает законность Указов Президента РФ. В случае несоответствия действующему законодательству Постановлений Правительства РФ, Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ (п.3 ст. 24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»).
-
Задачи общего надзора
установление фактов нарушений законов, их правовая оценка, выявление лиц, ответственных за нарушение закона, определение характера и размера причиненного вреда, установление причин и условий возникновения нарушения закона Издание актов прокурорского реагирования на выявленные нарушения.
-
Полномочия прокурора
1) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорного объекта, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; 2) требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; 3) требовать от руководителей и иных должностных лиц поднадзорного объекта выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; 4) требовать от руководителей поднадзорных объектов проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; 5) вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
-
1) полномочия по выявлению нарушений закона, их причин и условий 2) полномочия по устранению нарушений 3) полномочия по предупреждению нарушений закона
-
1) полномочия по выявлению нарушений закона, их причин и условий
Непосредственное обнаружение фактов нарушений и незаконных правовых актов Получение документальных данных (ознакомление с документами и истребование документов ) Использование помощи специалистов (консультации, поручение руководителям проведения проверок и ревизий, участие при получении объяснений)
-
2) полномочия по устранению нарушений
Опротестование противоречащих закону правовых актов Возбуждение производства об административном правонарушении
-
3) полномочия по предупреждению нарушений закона
Внесение представлений Объявление предостережений
-
Полномочия военных прокуроров
участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, в служебных совещаниях органов военного управления; назначать вневедомственные ревизии и проверки, затраты на проведение которых возмещаются по постановлению прокурора органами военного управления, где состоят на довольствии проверяемые воинские части и учреждения; по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов независимо от установленного в них режима, иметь доступ к их документам и материалам; проверять законность содержания осужденных, арестованных и задержанных военнослужащих на гауптвахтах, в дисциплинарных частях и других местах их содержания, немедленно освобождать незаконно содержащихся там лиц; требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу, соответственно воинскими частями, военными комендантами, караулами по конвоированию внутренних войск МВД РФ, органами и учреждениями ВД РФ.
-
Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения
протест, представление, предостережение о недопустимости нарушения закона, постановление, обращение в суд.
-
Протест на противоречащий закону акт или незаконное действие
Форма реализации полномочий прокурора в деле отмены или приведения в соответствие с законом неправомерных актов органов государственных и общественных организаций , а также должностных лиц Сущность: фиксируя в незаконном правовом акте нарушения закона, прокурор в письменной форме мотивированно излагает, в чем именно допущено нарушение законности, какой законодательный акт нарушен, и от имени государства требует от соответствующих органов, руководителей и должностных лиц отмены незаконного акта, восстановления нарушенной законности, наказания виновных издания незаконного акта взыскания с них в надлежащих случаях причиненного по их вине ущерба государству или гражданам
-
Протест прокурора ст. 23
Прокурор или его заместитель ПРИНОСИТ протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.
-
Структура протеста
Наименование органа, которому адресуется и дата протеста Протест в порядке надзора Наименование опротестованного акта, №, дата Краткое изложение содержания опротестованного акта или той его части, которая противоречит закону Юридическое обоснование протеста (мотивированное изложение соображений, в силу которых опротестованный акт признается противоречащим закону, с обязательным точным указанием закона, который нарушен) Предложения прокурора (что следует сделать для устранения допущенного нарушения закона) Требование рассмотреть протест в установленный законом срок и сообщить о принятом решении Наименование должности, классный чин, подпись
-
Представление прокурораст. 24
Представление об устранении нарушений закона ВНОСИТСЯ прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.
-
Структура представления
Вступительная часть Наименование органа-адресата и дата внесения Заголовок - представление и наименование вопроса ПРЕДСТАВЛЕНИЕ об устранении нарушений требований налогового законодательства в деятельности Управления Федеральной налоговой службы по Московскому району Санкт-Петербурга
-
Описательная часть
Указание источников, из которых добыты факты, послужившие основанием внесения представления (материалы проверок соблюдения законности; обобщения прокурорской практики; обращения граждан, сообщения о нарушениях из др. источников) Изложение существа выявленных нарушений законов Указание причин, способствующих нарушениям Указание конкретных лиц, виновных в допущении нарушений законов, и оснований, в силу которых они признаются виновными
-
Заключительная часть
Предложения прокурора по устранению нарушений и условий, им способствующих Просьба рассмотреть представление в установленный законом срок, и сообщить о результатах рассмотрения Наименование должности, классного чина, подпись
-
Постановление прокурораст. 25
Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении ВЫНОСИТСЯ прокурором, исходя из характера нарушения закона должностным лицом Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
-
Предостережение о недопустимости нарушения закона
Средство индивидуального профилактического воздействия на должностных лиц, склонных к совершению правонарушений, способ разъяснения норм действующего законодательства и требований о недопустимости их нарушения, а также правовой ответственности за их неисполнение. при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях Цель – не допустить совершения должностным лицом правонарушений, включая уголовные.
-
Предостережение о недопустимости нарушения законаст. 25.1.
Предостережение ОБЪЯВЛЯЕТСЯ прокурором или его заместителем в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях направляется в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
-
Структура предостережеения
Вступительная часть: Наименование акта – предостережение о недопустимости нарушения закона Место, дата Должность (прокурор, зам), классный чин, ФИО ФИО, адрес жительства, место работы и занимаемая должность предостерегаемого лица
-
Описательная часть
Источники, из которых получены сведения о готовящемся правонарушении (жалоба, заявление, материал проверки, др.) Содержание (сущность) противоправного деяния (действия, бездействие) и его правовая оценка Ссылка на ст. 2, 25-1 Закона о прокуратуре
-
Заключительная часть:
Изложение конкретного содержания объявляемого предостережения Указание на правовые последствия и ответственность за неисполнение требований, изложенных в предостережении Разъяснение порядка обжалования предостережения (вышестоящему прокурору) Подпись прокурора и лица, которому оно объявлено
-
Организация работы
Информационное обеспечение Аналитическая работа Планирование деятельности
-
Методика ПН
Совокупность методов и приемов, применяемых прокурорами в целях выявления, устранения и предупреждения нарушений законов и способствующих им обстоятельствах
-
Тактика прокурорского надзора
Определение и реализация прокурором путей (методов и приемов) наилучшей организации и осуществления ПН и иной деятельности с учетом сложившейся ситуации (обстановки) в целях достижения наилучших конечных результатов
-
Прокурорские проверки
Подготовительный этап Непосредственная проверка Реализация материалов проверки
-
Тактика проверки
Определение прокурором наиболее рациональных приемов (способов) ее проведения с учетом конкретной ситуации (обстановки) в целях достижения наилучшего результата – полного выявления нарушений законов, установление обстоятельств, им способствующих, а также лиц, нарушивших закон
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.