Презентация на тему "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА"

Презентация: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА
Включить эффекты
1 из 43
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА", включающую в себя 43 слайда. Скачать файл презентации 0.16 Мб. Большой выбор powerpoint презентаций

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    43
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА
    Слайд 1

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА

    Холодова Светлана Николаевна Донской государственный технический университет Надзор и контроль в сфере безопасности

  • Слайд 2

    Основные направления государственной политики Российской Федерации в области охраны труда определены статьей 210 Федерального закона «Трудовой кодекс РФ» Приоритет сохранения жизни и здоровья работников при трудовой деятельности является общечеловеческим принципом Реализация этого принципа обязывает организаторов производства и иных видов трудовой деятельности обеспечить безопасные и здоровые условия труда его участникам.

  • Слайд 3

    Определяя другие основные направления государственной политики в области охраны труда, Трудовой кодекс особо выделил:

    государственное управление охраной труда; государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда; государственную экспертизу условий труда, а также содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда.

  • Слайд 4

    основные направления государственной политики:

    а) принятие и реализацию федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда; б) участие государства в финансировании мероприятий по охране труда (как правило, именно вышеназванных программ и через финансирование бюджетных организаций, учреждений, казенных предприятий); в) проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасной техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников. г) обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда и распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда.

  • Слайд 5

    Д) защиты законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, немыслимые без расследования и учёта несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Е) установление компенсаций за тяжёлую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Ж) подготовки специалистов по охране труда и повышение их квалификации. З) организация государственной статистической отчётности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях.

  • Слайд 6

    направления охраны труда:

    установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно – бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счёт средств работодателей; установление порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

  • Слайд 7

    ГАРАНТИИ ПРАВА РАБОТНИКОВ НА БЕЗОПАСНЫЙ ТРУД ст. 220 Трудового кодекса РФ1. Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.2. Условия труда, предусмотренные трудовым договором (контрактом), должны соответствовать требованиям охраны труда.3. На время приостановления работ органами государственного надзора и контроля над соблюдением требований охраны труда вследствие нарушения государственных нормативных требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок.

  • Слайд 8

    4. При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности. В случае если предоставление другой работы по объективным причинам невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с законодательством Российской Федерации. 5. Работодатель не вправе требовать от работника выполнения трудовых обязанностей, если тот не обеспечен (в соответствии с нормами) средствами индивидуальной и коллективной защиты, и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  • Слайд 9

    6. Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором (контрактом), не влечет за собой его привлечения к дисциплинарной ответственности. 7. В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. 8. В целях предупреждения и устранения нарушений государственных нормативных требований охраны труда государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.

  • Слайд 10

    ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

    Принципы принятие и соблюдение законов, направленные на действия экономических субъектов на благо общества. Обеспечений мероприятий по Государственное регулирование безопасности труда Государственное регулирование - воздействие государства через деятельность законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти на деятельность физических и юридических лиц и тем самым – на экономические и социальные процессы. Государственное регулирование федерального (общегосударственного), регионального (субъекта федерации), муниципального (местного), частного (корпоративного).

  • Слайд 11

    . ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА

    государственное управление в сфере охраны труда содержит два уровня управления (федеральный и региональный). вертикально-территориальную централизованную пирамидальную систему управления. Президент Российской Федерации Правительством Российской Федерации Министерство труда и социального развития Российской Федерации (Минтруд России)

  • Слайд 12

    Важнейшими задачами и функциональными обязанностями федерального уровня управления, по сути, являются: 1) создание правовой базы деятельности всех органов власти и субъектов права в сфере охраны труда и 2) долгосрочное (экономическое) и оперативное (административное) управление всей этой деятельностью. С этой точки зрения, федеральный уровеньотличается от всех других не только местом в пирамиде управления, но и «типом управления». Данный тип характеризуется всеобщностью, реальной властностью и (относительной) независимостью принимаемых управленческих решений.

  • Слайд 13

    обязанностями федерального уровня управления, по сути, являются: 1) создание правовой базы деятельности всех органов власти и субъектов права в сфере охраны труда и 2) долгосрочное (экономическое) и оперативное (административное) управление всей этой деятельностью. С этой точки зрения, федеральный уровень отличается от всех других не только местом в пирамиде управления, но и «типом управления». Данный тип характеризуется всеобщностью, реальной властностью и (относительной) независимостью принимаемых управленческих решений.

  • Слайд 14

    Кроме того, в ряде федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих отраслевое управление, имеются специальные подразделения – отделы охраны труда, которые осуществляют отраслевое управление охраной труда. Хотя формально оно и осуществляется на федеральном уровне власти, но фактически (по типу управления) немногим отличается от других «нефедеральных» типов управления, приближаясь, по сути, к корпоративному (ведомственному) типу управления.

  • Слайд 15

    Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

  • Слайд 16

    Важнейшие задачи и функциональные обязанности регионального уровня управления 1) адаптация правовой базы управления охраной труда применительно к специфике региона; 2) координация деятельности всех территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти и региональных административных структур в сфере управления охраной труда и безопасностью производственной деятельности; 3) организация научно-внедренческой и образовательно-информационной инфраструктуры корпоративного управления охраной труда; 4) оперативное (административное) управление всей этой деятельностью.

  • Слайд 17

    Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах полномочий, переданных им органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Однако недостаточно широкая правовая база и слабость экономических возможностей органов местного самоуправления нередко приводят их, увы, к фактическому самоустранению от реального процесса управления охраной труда. Будущее развитие муниципального уровня управления охраной труда связано с возможностями регулирования корпоративного управления охраной труда в процессе регистрации субъектов права и лицензирования их деятельности

  • Слайд 18

    РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ ЧЕРЕЗ РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЫНКИ УСЛУГ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ¨ обучение и независимая аттестация персонала работодателя; ¨  разработка, внедрение систем управления охраной труда и их сертификация; ¨  оценка условий труда и работ по охране труда в организациях (например, методами аттестации рабочих мест по условиям труда). Из всех требуемых работодателю «товаров» следует выделить три основных, специфических для обеспечения охраны труда вида товаров: ¨  средства коллективной защиты/оборудование; ¨  средства индивидуальной защиты работников; ¨  нормативная документация, учебная и учебно-методическая литература по охране труда;

  • Слайд 19

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ОХРАНОЙ ТРУДА

    ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА

  • Слайд 20

    Надзор контроль это определённая система наблюдения и проверки соответствий процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решением, определение результата управленческого воздействия на управляемый объект и отклонений, которые были допущены в результате выполнения этих решений. одна из форм деятельности государственных органов по соблюдению законности. Генеральный прокурор и система прокуратуры осуществляют свои надзорные функции путём надзора за точным исполнением законов учреждениями, организациями, должностными лицами и т.д.

  • Слайд 21

    Сущность контроля

    Контроль представляет собой сбор и обработку информации, проверку отклонений фактических показателей деятельности и подготовку рекомендаций для принятия необходимых решений. Сущность контроля состоит в сфере управления - наблюдения за соответствием деятельности руководимого объекта предписаниям, полученным от руководящего субъекта, и исполнением принятых решений, он является конкретным самостоятельным видом работы. Система государственного контроля состоит из государственных органов и должностных лиц, которые наделены какими-либо контрольными полномочиями относительно органов государственного управления. Вместе они рассматриваются как единая система, исполняющая функцию контроля.

  • Слайд 22

    Надзор – это такая система отношений, при которой надзорный орган может лишь обратить внимание поднадзорного органа на его ошибку и даже может приостановить действие его акта, но отменять или исправлять акт должен сам поднадзорный орган. Надзор – государственная функция проверки соблюдения закона поднадзорным объектом, которая проводится с последующим проведением процедуры привлечения его к юридической ответственности за нарушение законодательства и осуществляется уполномоченным органом государственной власти в отношении органов государственной власти, местного самоуправления, неопределенного круга юридических и физических лиц, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, не находящихся в подчинении уполномоченного органа.

  • Слайд 23

    Государственный надзор – это функция специальных государственных органов и их должностных лиц для наблюдения за точным и неуклонным соблюдением законов и нормативных правовых актов; осуществления по подведомственным, данным органам вопросам в отношении неподчиненных им юридических и физических лиц. Видыгосударственного надзора: административный прокурорский.

  • Слайд 24

    Прокурорский надзор Административный надзор это вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления. деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры РФ по надзору за исполнением федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции и законов, а также соответствием законам издаваемых ими правовых актов

  • Слайд 25

    Отличия государственного контроля и административного надзора:

    органы контроля обладают большими правомочиями, чем органы, осуществляющие надзор; объектом контроля выступает как законность, так и эффективность деятельности; объект надзора– только законность деятельности; контроль осуществляется в отношении конкретных объектов, а надзор может распространяться как на определенный (персонифицированный), так и на неопределенный круг объектов; контроль и надзор имеют разные субъекты осуществления; контроль и надзор различаются по методам осуществления: если для надзора характерно постоянное наблюдение, реагирование на заявления и жалобы, то арсенал методов государственного контроля гораздо шире.

  • Слайд 26

    Государство контролирует выполнение государственных требований по охране труда и безопасности производства с помощью специальных государственных органов, называемых надзоры Высший государственный надзор за точным и единообразным исполнением законов и иных нормативных правовых актов об охране труда осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему нижестоящими прокурорами Государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства, включая законодательство об охране труда, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы Федеральной службы по труду и занятости (Минтруд).

  • Слайд 27

    В соответствии с Положением о Роструде на федеральном уровне указанную выше работу ведет Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, а на местах, в регионах – территориальные органы Роструда по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда. Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

  • Слайд 28

    Федеральная служба по труду и занятости осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением: ¨  трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; ¨  установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве. Для этого Федеральная служба по труду и занятости осуществляет: ¨  проверки, обследования, выдачу обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечение виновных к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  • Слайд 29

    ¨  рассмотрение в соответствии с законодательством Российской Федерации дел об административных правонарушениях; ¨  принятие мер по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; ¨  информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

  • Слайд 30

    ¨  обобщение практики применения и анализ причин нарушений трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости и альтернативной гражданской службе, а также подготовку соответствующих предложений по их совершенствованию; ¨  анализ состояния и разработку предложений по его профилактике; ¨  организует прием граждан, обеспечивает рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

  • Слайд 31

    ¨  представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции службы.

  • Слайд 32

    ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО НАДЗОРА

    ¨  Ростехнадзор – Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (объединившая Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России), Государственный энергетический надзор, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности и ряд других структур); ¨  Роспотребнадзор – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (объединившая бывший Государственный санитарно-эпидемиологический надзор и ряд других структур);

  • Слайд 33

    ¨  Государственный пожарный надзор, федеральные и территориальные органы которого являются частью Государственной противопожарной службы, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности (МЧС России)$ ¨  государственные инспекции по видам транспорта (автомобильного, речного, морского и др.).

  • Слайд 34

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА

    Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки: ¨  качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; ¨  правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда; ¨  соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;

  • Слайд 35

    ¨  фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве. Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

  • Слайд 36

    Срок проведения государственной экспертизы условий труда определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объема представленных на экспертизу документации и материалов, но не должен превышать одного месяца. В исключительных случаях срок проведения государственной экспертизы условий труда может быть продлен, но не более чем на один месяц. При осуществлении государственной экспертизы условий труда могут проводиться лабораторные исследования (измерения) факторов производственной среды, выполняемые за счет средств заказчика аккредитованными в установленном порядке исследовательскими (измерительными) лабораториями.

  • Слайд 37

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА Федеральная инспекция труда - единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Российской Федерации. Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации. Руководители государственных инспекций труда - главные государственные инспекторы труда назначаются на должность и освобождаются от должности главным государственным инспектором труда Российской Федерации.

  • Слайд 38

    Основными задачами органов федеральной инспекции труда являются: -  обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; -  обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; -  обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; -  доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов.

  • Слайд 39

    ОСНОВНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА В соответствии с возложенными на них задачами органы федеральной инспекции труда реализуют следующие основные полномочия: -  осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом; -  анализируют обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

  • Слайд 40

    - осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях; -  направляют в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды; -  реализуют мероприятия по координации деятельности ведомственных органов надзора и контроля и федеральных органов исполнительной власти в части обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; -  проводят предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступлении от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих их безопасность;

  • Слайд 41

    -  осуществляют надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве; -  обобщают практику применения, анализируют причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовят соответствующие предложения по их совершенствованию; -  анализируют состояние и причины производственного травматизма и разрабатывают предложения по его профилактике, принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводят его самостоятельно; -  дают заключения по проектам строительных норм и правил, других нормативных документов о соответствии их требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассматривают и согласовывают проекты отраслевых и межотраслевых правил по охране труда;

  • Слайд 42

    -  участвуют в установленном порядке в разработке государственных стандартов по безопасности труда; -  принимают необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых способов, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников; -  запрашивают у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получают от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач; -  ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

  • Слайд 43

    -  осуществляют информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; -  информируют общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведут разъяснительную работу о трудовых правах работников; -  готовят и публикуют ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляют их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке