Содержание
-
Нарушения мышления
Доклад подготовлен Световой Г.С. Преподаватель Печникова Э.С.
-
Подходы к проблеме мышления и его патологии
Ассоциативная психология Вюрцбургская школа Концепция Ясперса Концепция Блейлера Гештальтпсихология Советская школа
-
Ассоциативная психология
Мышление – сцепление ассоциаций Анализ мышления – выявление законов ассоциации Мышление – производная функция от памяти и внимания Нарушение мышления – нарушение других процессов
-
Вюрцбурская школа
Специфика мышления, несводимая к наглядно-образному содержанию ощущений и восприятия Мышление - акт чистой мысли Нарушение мышления – нарушения активности, интенции
-
Концепция К. Ясперса Концепция Е. Блейлера Мышление VS Интеллект Мышление – интрапсихическая активность Интеллект – совокупность способностей Реальное логическое и аутистическое мышление Аффективная обусловленность мышления: зависимость направленности мышления от потребностей человека
-
Гештальтпсихология
Мышление – внезапное понимание ситуации Инсайт=> гештальт
-
Советская психология
Мышление – процесс овладения системой общественно-исторически выработанных операций и знаний Мышление – обобщенное и опосредствованное отражение действительности, тесно связанное с чувственным познанием мира и практической деятельностью людей
-
Мышление – деятельность, опирающаяся на систему понятий, направленная на решение задач, починенная цели, учитывающая условия, в которых задача осуществляется.
-
Виды патологии мышления:
Нарушение операционной стороны мышления Нарушение динамики мышления Нарушение личностного компонента мышления NB! Особенности мышления отдельного больного не всегда могут быть квалифицированы в пределах одного вида нарушений мышления!
-
Нарушение операционной стороны мышления
Мышление как усвоение и использование знаний. Усвоение – процесс синтезирования, обобщения и отвлечения. Два варианта нарушения: Снижение уровня обобщения Искажение процесса обобщения
-
Снижение уровня обобщения
В суждениях доминируют частные признаки больной не в состоянии из всех признаков отобрать те, которые наиболее полно раскрывают понятие конкретно-ситуационное решение задач на классификацию ВРАЖДУЮТ!
-
Решение задач на классификацию
* Процент больных, выполнивших задание по типу конкретно-ситуационных решений
-
Пример задания на исключение лишнего
-
Снижение уровня обобщения
Мыслительная деятельность больных несовершенно отражает предметы, явления и их взаимосвязи, так как они не в состоянии абстрагироваться от конкретных деталей. (эпилепсия, энцефалит, олигофрения)
-
Искажение уровня обобщения
больные отражают лишь случайную сторону явлений; часто руководствуются чрезмерно общими признаками, неадекватными реальным отношениям между предметами часто при галлюцинаторно-параноидальной форме течения болезни Т В Е Р Д Ы Е
-
Примеры классификации
ЕСТЬ ОТВЕРСТИЕ ГУСЬ СВИНЬЕ НЕ ТОВАРИЩ
-
Примеры пиктограмм
Девочке холодно Печаль Сомнение Разлука
-
Определение понятия «часы»
Механический предмет, вид предметности или объект логики (шизофрения) Импульс или пульс жизнедеятельности всего человечества (шизофрения) Это измерительный по отношению к определенному свойству материи, как это в философии называется? Атрибут, что ли?
-
Искажение процесса обобщения
В мышлении больных доминируют словесно-логические связи, которые не контролируются непосредственно данными, конкретными отношениями и недостаточно опираются на чувственные представления
-
Нарушения операциональной стороны мышления
Снижение уровня обобщения Искажение процесса обобщения Содержание ассоциаций не выходит за пределы частных связей Непосредственные впечатления не синтезируются Словесно-логические связи не доминируют Словесно-логические связи мало опираются на конкретные свойства Большое число ассоциаций, отражающих чрезвычайно общие связи
-
Нарушения личностного компонента мышления
Разноплановость мышления Нарушение критичности Нарушения саморегуляции Изменений в мотивационной сфере часто влекут за собой нарушения мышления
-
Разноплановость мышления
Суждения таких больных часто протекают в разных плоскостях. Сохранно усвоение инструкции, обобщение, сравнение на основе существенных признаков, не утрачивается целенаправленность или адекватность.
-
Классификация больным с шизофренией
-
Объединение по личному вкусу
«моряк мне нравится, и спорт я признаю» «я не люблю грибы…когда-то отравился. Платье тоже не нравится – не изящное»
-
Резонерство
Склонность к бесплодному мудрствованию, тенденция к непродуктивным многоречивым рассуждениям Механизм резонерства – повышенная аффективность, неадекватное отношение, стремление подвести любое явление под какую-то концепцию Больные могут говорить независимо от присутствия собеседника
-
Нарушение динамики мыслительной деятельности
Лабильность мышления Инертность мышления Мышление – процесс рассуждения, перехода от одного умозаключения к другому.
-
Лабильность мышления
Неустойчивость способа выполнения задания ex: во время классификации больной сбивается с обобщенных признаков на конкретно-ситуативные, но зачастую может сам исправить ошибку Логические связи подменяются случайными Образование одноименных групп
-
Другие возможные симптомы
Хаотичность и неконтролируемость ассоциаций Повышенная откликаемость
-
Инертность мышления
Очень низкая переключаемость на другой вид деятельности, ригидность в способе работы Часто наблюдается у эпилептиков, больных с УО или с отдаленными последствиями тяжелых травм ГМ Больной не может переключиться с принятого решения – «вязкость мышления»
-
Расстройства мышления (DSM-IV;МКБ-10-СМ)
-
Литература:
Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Изд-во ЮРАЙТ, 2012. - С.214-293; Клиническая психология. Ред. Перре М., Баумана У. СПб: Питер, 2002. – С. 789-812.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.