Презентация на тему "Мышление и его психологическая характеристика"

Презентация: Мышление и его психологическая характеристика
Включить эффекты
1 из 37
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (1.08 Мб). Тема: "Мышление и его психологическая характеристика". Содержит 37 слайдов. Посмотреть онлайн с анимацией. Загружена пользователем в 2017 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Оценить. Быстрый поиск похожих материалов.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    37
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Мышление и его психологическая характеристика
    Слайд 1

    Мышление и его психологическая характеристика

    План: 1. Понятие о мышлении. 2. Основная характеристика мышления. 3. Виды мышления. 4. Формы Мышления. 5. Процессы мышления. 6. Природа интеллекта.

  • Слайд 2

    Понятие мышления

    «Познание мира идет от живого созерцания к абстрактному мышлению…» В.И. Ленин

  • Слайд 3
  • Слайд 4

    Понятие мышления

    Мышление— это более высокий уровень человеческого познания, позволяющий отражать не только свойства, признаки предметов или явлений, но и внутренние закономерности этих явлений. Мышление опирается на информацию, которую предоставляют человеку процессы чувственного познания, но далеко выходит за их пределы.

  • Слайд 5

    Мышление— это процесс, проявляющийся только у человека в полном развитии и объеме. «Мышление возникло в результате трудовой деятельности человека» Ч. Дарвин

  • Слайд 6

    «Паук совершает операции, напоминающие работу ткача, а пчела строя свои восковые ячейки напоминает работу архитекторов. Но даже самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем построить что-то из воска, он уже построил это в своей голове, в своем представлении». К. Маркс

  • Слайд 7

    Понятие мышления

    Мышление— это психический процесс отражения связей и отношений между предметами или явлениями действительности. Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью процесс поиска и нахождения существенно нового, основанный на анализе и синтезе процесс опосредованного, обобщенного познания действительности.

  • Слайд 8

    Основная характеристика мышления

    Характеристики мышления 1. Опосредованный характер мышления 2. Социальная обусловленность мышления 3. Обобщенность мышления 4. Речевой характер мышления 5. Проблемный характер мышления 6. Динамизм мышления

  • Слайд 9

    Характеристики мышления

    1. Опосредованный характер мышления Опосредованность – это свойство мышления, позволяющее ему отразить лежащие на поверхности и не подвластные процессам ощущения и восприятия закономерности, связи и отношения.

  • Слайд 10

    2. Социальная обусловленность мышления Мышление, как психический процесс, формируется только в условиях социального общения. Самые известные дети Маугли

  • Слайд 11

    3. Обобщенность мышления Обобщенность – это свойство, позволяющее человеку на основе выделенных им существенных признаков явлений объединять разные объекты или явления в один общий класс и обозначать это конкретным понятием

  • Слайд 12

    4. Речевой характер мышления Мышление связано с речью, которая выступает в качестве материальной оболочки мысли. Речь влияет на развитие мышления и является показателем уровня развития мышления. Император Баварии Фридрих Гогенштауфен

  • Слайд 13

    5. Проблемный характер мышления Мышление всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить. Проблемная ситуация – это начальный этап развития мышления. Она характеризуется неопределенностью, снятие которой возможно лишь в процессе мыслительной деятельности.

  • Слайд 14

    6. Динамизм мышления Мышление – это процесс, имеющий определенные этапы: 1 этап – возникновение проблемной ситуации – удивление. 2 этап – осознание проблемной ситуации 3 этап – анализ проблемной ситуации 4 этап – осознание конкретной задачи выдвижение гипотезы 5 этап – поиск путей решения задачи 6 этап – решение задачи 7 этап – проверка принятого решения

  • Слайд 15

    Виды мышления

    1. Наглядно – действенное (предметное) 2. Наглядно – образное (образное) 3. Словесно – логическое (отвлеченное, абстрактное, понятийное)

  • Слайд 16

    Наглядно – действенное мышления

    Наглядно – действенное мышление – это психический процесс отражения или нахождения связей между предметами или явлениями путем оперирования самими предметами

  • Слайд 17

    Наглядно – образное мышления

    Наглядно – образное мышление – это психический процесс отражения или нахождения связей между предметами или явлениями, основанный на оперировании образами предметов.

  • Слайд 18

    Словесно - логическое мышления

    Словесно - логическое мышление – это психический процесс отражения или нахождения связей между предметами или явлениями, основанный на оперировании понятиями.

  • Слайд 19

    Формы мышления

    1. Понятия 2. Суждения 3. Умозаключения

  • Слайд 20

    Понятия - это форма мышления, отражающая существенные свойства предметов и явлений. Это символическое обобщенное представление предметов, людей или событий, имеющих по меньшей мере одну общую черту, которая проявляется независимо от ситуации

  • Слайд 21

    Понятие как форма мышления

    Амер.психологБрунер выделяет процессы: Формирование понятий, 2) Усвоение понятий. Формирование понятий – это процесс формирования отличий «того, что похоже» от «того, что непохоже». Усвоение понятий – это процесс, в результате которого человек учится узнавать признаки присущие объектам или явлениям

  • Слайд 22

    Амер.психологБрунер различает: Простые понятия, которые характеризуются одним общим свойством. Пример. 2) Сложные понятия: Конъюнктивные понятия определяются по меньшей мере двумя признаками Пример. Стол = ножки+столешница; Дизъюнктивные понятия определяются либо одним признаком, либо другим признаком, либо сразу двумя признаками Пример. Справедливость = наказание виновных Справедливость = помощь неимущим Справедливость = наказание виновных+ помощь неимущим Соотносительные понятия включают все связи, которые существуют между элементами. Пример. Больше чем… Меньше чем… Тяжелее чем…

  • Слайд 23

    Формы мышления

    2. Суждения – форма мышления, отражающая связи и отношения между двумя или несколькими предметами или явлениями. Суждения бывают ложные и истинные.

  • Слайд 24

    3. Умозаключения – форма мышления, отражающая связь между двумя или более суждениями. Пример. Марина учится в институте. Человек, который учится в институте – студент. Марина – студент. Виды умозаключений: 1. Дедуктивное умозаключение – переход от общегок частному, от общих закономерностей к частным явлениям. 2. Индуктивное мышление – переход от частного к общему.

  • Слайд 25

    Процессы (операции) мышления

    Анализ – синтез 2. Сравнение – противопоставление 3. Классификация – систематизация.

  • Слайд 26

    Анализ - синтез

    Анализ – это мысленное разложение исходных мыслей и представлений на составные части. Анализ – это мыслительная операция, при которой объект или явление мысленно расчленяется на составляющие их элементы с целью выявления связей и отношений между этими элементами и выявление новых связей.

  • Слайд 27

    Синтез – мыслительная операция объединения элементов в целое на основе выявленных связей.

  • Слайд 28

    Приемы анализа - синтеза

    Агглютинация – прием синтеза, соединение частей реально существующих объектов.

  • Слайд 29

    Акцентирование – аналитический прием, выделение какой-то части предмета или части тела человека и животного и изменение их по величине.

  • Слайд 30

    Советский психолог Теплов Подлинный военный гений – это всегда «гений целого» и «гений деталей».

  • Слайд 31

    Сравнение - противопоставление

    Анализ – Синтез Сравнение «Все познается в сравнении» Сравнение – это мыслительная операция, позволяющая выявить общие признаки предметов или явлений. Сравнивать следует по одному основанию. Пример. Татьяна Ларина любила русскую зиму, а у Ольги было круглое, румяное лицо.

  • Слайд 32

    Анализ – Синтез Сравнение Противопоставление Противопоставление – мыслительная операция, на основе которой выявляются различия между предметами и явлениями.

  • Слайд 33

    Обобщение - классификация

    Классификация – систематизация.

  • Слайд 34

    Стратегии мышления

    Случайный выбор 2. Рациональный перебор 3. Систематический перебор. Разработчики Дж. Брунер, Курт Левин

  • Слайд 35

    Случайный выбор (метод проб и ошибок) – формулирование гипотезы (выбора) случайным образом с последующей оценкой их правомерности до тех пор пока не будет найдено решение. Используют дети или субъекты со слабо структурированным мышлением. Поиск ведется несистематично, поэтому может оказаться неполным и не привести к достижению результата.

  • Слайд 36

    Рациональный перебор - исследование центрального, промежуточного или менее рискованного предположения с последующим измерением по одному последующему элементу с отсечением неверных направлений поиска. Пример. Отгадайте загаданную букву алфавита. АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ На все вопросы можно отвечать «да», «нет»

  • Слайд 37

    Систематический перебор – систематический анализ всех возможных гипотез. Редко используется в повседневной жизни из-за скучности. Позволяет адекватно разрабатывать планы долговременных или сложных действий.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке