Содержание
-
Научно-исследовательская работа учащихся
Малявкина И.С. misira87@mail.ru
-
Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания. В.П. Вахтеров
-
План
Глоссарий Типы исследовательских проектов Этапы работы над научным исследованием Оформление исследовательской работы Выбор темы исследования Подходы к проблеме мотивации учащихся к научно-исследовательской работе
-
Глоссарий
Исследовательская работа – работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом.
-
Исследование- одна из форм человеческой деятельности, в основе которой лежат: интерес и любознательность, активное отношение к окружающему миру с целью его изменения и преобразования.
-
Научное исследование – целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов, теорий.
-
В научном исследовании главной целью является получение объективно нового результата. Цель учебной исследовательской деятельности: приобретение навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции на основе приобретения новых знаний.
-
Учебная исследовательская деятельность связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Под новыми знаниями нужно понимать самостоятельно получаемые знания, являющиеся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.
-
-
Типы исследовательских проектов
1. Практико-ориентированный. Цель – решение практических задач, поставленных заказчиком. Проектным продуктом могут стать учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации и т.п. Такой продукт имеет реальные потребительские свойства – он способен удовлетворить насущную потребность конкретного заказчика, класса, школы, группы лиц и т.д.
-
2. Исследовательский. Цель – доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. Проект выполняется по аналогии с научным исследованием: обязательное обоснование актуальности исследуемой проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, проверка различных версий, анализ, обобщение и обнародование результатов. Проектным продуктом в данном случае является результат исследования, оформленный установленным способом.
-
3. Информационный. Цель – сбор информации о каком-либо объекте или явлении для представления ее заказчику и дальнейшего использования по его усмотрению. Проектным продуктом могут стать оформленные оговоренным с заказчиком способом статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу и т.п. Результаты информационных проектов могут быть использованы в качестве дидактического материала к урокам, опубликованы в школьной газете или выложены в Интернете.
-
4. Творческий. Цель – привлечение интереса публики к конкретной проблеме. Данный проект характеризуется свободным, творческим подходом к трактовке проблемы, ходу работы и презентации результатов, которыми могут стать литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
-
5. Игровой или ролевой. Цель – предоставление публике возможности участия в решении конкретной проблемы. Проектным продуктом, как правило, является мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и т.п.). При этом автор проекта выступает в какой-либо роли (организатор действия, ведущий, режиссер-постановщик, судья, литературный персонаж).
-
6.Реферативный – написан на основе нескольких литературных источников, предполагающих сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.
-
7.Экспериментальный – написан на основе выполнения эксперимента, известного в науке и имеющего известный результат, но предполагает самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
-
8.Описательный – направлен на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Может иметь элемент научной новизны. Отсутствует корректная методика исследования.
-
Этапы работы над научным исследованием
Постановка проблемы Изучение теории и литературы по данной проблеме Подбор методик исследования и практическое овладение ими Сбор собственного материала, его анализ и обобщение Научный комментарий Собственные выводы
-
Этапы работы над исследовательским проектом
Начиная исследование, учащийся должен видеть свои действия в перспективе, мысленно представлять всю работу.
-
1-этап. Выбор темы исследования, отбор и обработка оригинальной литературы по теме исследования, подготовка объекта для исследования. Это начальный и серьезный этап любого исследования. Тема должна быть актуальной, т.е. практически полезной и представлять интерес в научном отношении. Заглавие должно быть кратким и по возможности давать максимум информации о ее содержании. Работы, посвященные узким темам, – прорабатываются более глубоко и детально.
-
Выбирая тему исследования, учащийся должен руководствоваться правилами: тема должна быть интересна, должна увлекать, соответствовать склонностям учащегося, решение проблемы должно принести реальную пользу (получение новых полезных знаний, умений, навыков, развитие интеллекта, реализация исследовательской потребности), тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, способности нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления, тема должна быть выполнима; достижимы литературные источники.
-
Этапы работы над исследовательским проектом
1. Обоснованиеактуальности выбранной темы. Объяснение актуальности должно быть немногословным. Главное показать суть проблемной ситуации, объяснить, для чего проводится исследование. Формулировка проблемной ситуации – важная часть введения. Сформулировать проблему исследования – значит, показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.
-
2. Формулировка цели исследования, т.е. постановка вопроса, на который нужно получить ответ. Выдвигаемая цель должна быть конкретной и доступной.
-
3. После выделения цели необходимо указать на конкретные задачи, которые предстоит решать (изучить, описать, разработать, выяснить, написать программу, и т.п.).
-
4. Необходимым условием проведения исследования является определение его объекта и предмета. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Предмет исследования должен обладать узнаваемостью и поддаваться описанию.
-
5. Выдвижение гипотезы – необходимый атрибут любого исследования. Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Гипотеза возникает как возможный вариант решения проблемы. Затем эта гипотеза подвергаются проверке в ходе исследования.
-
2-этап. Проведение ученической исследовательской работы: После того как выбрана тема, сформулированы вопросы, на которые необходимо получить ответ, нужно попытаться собрать как можно больше информации о предмете изучения. Планирование работы подразумевает необходимость выбрать методику проведения исследования, рассчитать, каким должен быть необходимый объем наблюдений или количество опытов, прикинуть, на какую часть работы, сколько времени уйдет.
-
3 этап. Оформление полученных результатов работы. Подготовка и написание текста, непосредственно сам процесс защиты работы. На защите учащийся в своем докладе и при его обсуждении должен показать, что он может кратко и ясно излагать свои мысли, аргументированноотстаивать свои идеи и вести научную дискуссию.
-
Методы исследования
Методы эмпирического познания Методы теоретические Наблюдение Опрос Анктирование Эксперимент Математические и статистические методы Аналогия Анализ Синтез Моделирование Индукция Дедукция Библиографический метод Метод реферирования, конспектирования, аннотирования
-
Этапы работы над исследовательским проектом
План оформления исследовательской работы: Введение (обоснование актуальности, определение цели, задачи, объекта, предмета, гипотезы исследования). Основная часть (литературный обзор, методика исследования, описание исследования). Заключение (выводы и результаты). Список литературы.
-
1. Введение должно включать в себя формулировку постановки проблемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, характеристику объекта, предмета, гипотезы исследования, характеристику личного вклада автора работы в решение избранной проблемы. Во введении должны быть четкие ответы на следующие вопросы: Чем интересна данная задача с точки зрения науки или ее практического применения? Какое место занимают результаты данной работы в общем решении задачи? Зачем была выполнена работа, какова была ее цель и насколько она была достигнута?
-
2. Основная часть должна содержать краткий обзор используемой литературы и источников с выводами автора, степень изученности данного вопроса, описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы (параграфы). В конце каждой главы (параграфа) должны быть выводы. В выводах повторяется то, что уже было сказано в данной главе, но формулируется сжато, без подробных доказательств.
-
3. Заключение должно содержать в лаконичном виде выводы и результаты, полученные автором (с указанием, если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования). 4. Список литературы содержит в алфавитном порядке список публикаций, изданий и источников, использованных автором (с указанием издательства, города, общего числа страниц).
-
Написание и оформление ученической исследовательской работы Написание литературного обзора - творческий процесс, представляет собой одну из форм исследовательской работы. Обзор – это систематизация и обобщение всех сведений, содержащихся в оригинальных научных работах по данной тематике. В литературном обзоре нужно проанализировать литературные данные, оценить их достоинства и недостатки, показать общее состояние дел в исследуемой области науки к моменту начала работы.
-
Выбор темы
Большая социальная значимость исследовательской работы видится в том случае, когда мотив проведения исследования является внутренней потребностью ученика, а проблема, которую он раскрывает, – субъективно интересна и значима для него и для учителя. Учитель ищет решение вместе с учеником = формула сотрудничества: «коллега-коллега» и «духовный наставник – младший товарищ».
-
Мотивация к НИР
раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке (и то это уже не обязательно, а только, если получится, приятно и не более того). Максимальный учет истинных, а не липовых интересов школьников, является важнейшим фактором, делающим обучение более эффективным и приятным.
-
http://www.oodi.ru/contacts/ http://chel-nou.ru/ http://schools.keldysh.ru/labmro/ http://irsh.redu.ru/to_authors.html http://www.dnttm.ru/
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.