Содержание
-
Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО Тема: Семизвездие кризиса трех лет(по Л.С.Выготскому) лекция № 8 для студентов 2 курса, обучающихся по специальности 030302.65 «Клиническая психология» К. псх. н., доцент кафедры Колкова Светлана Михайловна Красноярск, 2011
-
Негативизм.
При негативизме все поведение ребенка идет в разрез с тем, что предлагает ему взрослый. «Негативизмом мы будем называть такие проявления в поведение ребенка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, то есть реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослого. Таким образом, негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему аффективному желанию. Для раннего детства до кризиса трех лет характерно единство аффекта и деятельности».
-
Негативная реакция отличается от обычного непослушания двумя существенными моментами. Во-первых, здесь на первый план выступают социальные отношения, отношения к другому человеку. «Негативизм - акт социального характера: он раньше всего адресован к человеку, а не к содержанию того, о чем его просят». Во-вторых – это новое отношение ребенка к собственному аффекту. Ребенок действует не под непосредственным влиянием аффекта, а наперекор собственному желанию.
-
Упрямство.
Упрямство это реакция ребенка, когда он настаивает на своем требовании не потому что ему это сильно хочется, а потому, что он это потребовал (потребовал сам, а не последовал требованиям взрослого). Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались».
-
По мнению Л.С. Выготского, упрямство от обычной настойчивости отличают два момента:
Первый момент – общий с негативизмом, имеет отношение к мотивировке. Если ребенок настаивает на том, что ему сейчас желательно, это не будет упрямством. Второй момент: если для негативизма характерна социальная тенденция, то есть ребенок делает что-то «наоборот» по сравнению с тем, что говорит ему взрослый, то здесь при упрямстве, характерна тенденция по отношению к самому себе. Здесь мы имеем другое отношение мотивировок к собственной личности ребенка, чем до наступления кризиса.
-
Строптивость.
Ребенок выступает против всей семейной системы воспитания. Он недоволен всем, бурно настаивает на своих желаниях.
-
Своеволие.
Заключается в тенденции ребенка к самостоятельности, когда он все хочет сделать сам.
-
Протест-бунт
Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими. Это своеобразный бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер.
-
Деспотизм, ревность.
Желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим. Ребенок изыскивает тысячи способов, чтобы проявить власть над окружающими. Он сейчас старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все его желания и стать господином положения Та же тенденция к власти, здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.
-
Обесценивание.
Дискредитация взрослого. Дети начинают любимых мам, пап, бабушек называть ругательными словами. Обесценивается все то, что раньше было привычно, интересно и дорого. Ребенок может даже сломать любимую игрушку.
-
СПАСИБО
ВАМ ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.