Презентация на тему "Нематериальные активы организации"

Презентация: Нематериальные активы организации
Включить эффекты
1 из 79
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (1.03 Мб). Тема: "Нематериальные активы организации". Содержит 79 слайдов. Посмотреть онлайн с анимацией. Загружена пользователем в 2017 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Оценить. Быстрый поиск похожих материалов.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    79
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Нематериальные активы организации
    Слайд 1

    Нематериальные активы организации

    Нематериальные - часть имущества организации, представляющую собой идентифицируемый, неденежный актив, не имеющий физической фор­мы, который используется в производстве или при предоставлении товаров или услуг, для сдачи в аренду другим сторонам или в административных целях. 1

  • Слайд 2

    ПБУ 14/2007«Учст нематериальных активов»

    Согласно ПБУ 14/2007 к нематериальным активам могут быть отнесены объекты имущества, удовлетворяющие следу­ющим условиям: отсутствие материально-вещественной (физической) структуры; возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества; использование в производстве продукции, при выпол­нении работ или оказании услуг либо для управленче­ских нужд организации; использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; организацией не предполагается последующая перепро­дажа данного имущества; способность приносить организации экономические вы­годы (доход) в будущем; наличие надлежаще оформленных документов, подтвер­ждающих существование самого актива и исключитель­ного права у организации на результаты интеллектуаль­ной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договоры уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.д.) 2

  • Слайд 3

    МСФО 38. Нематериальные активы

    (IAS38 Intangible Assets) В отличие от ПБУ 14/2007 в МСФО 38 приводится опре­деление нематериальных активов. Нематериальный актив - HМА (тит&Ыеasset) —идентифицируемый не денежный актив, не имеющих физической формы, используемый в производстве, для сдачи в аренду или административных целей. Признание нематериальных активов возможно только тог­да, когда (38.18-191: актив соответствует определению нематериальных активов; вероятно поступление будущих выгод от его использо­вания; стоимость актива может быть надежно оценена, В Стандарте выделяются три определяющих признака не­материальных активов: идентифицируемость; подконтрольность компании; способность приносить экономические выгоды. 3

  • Слайд 4

    Активы компании, которые мо­гут относиться к НМЛ согласно РСБУ и МСФО.

    4

  • Слайд 5

    5

  • Слайд 6

    Различия признания НМА согласно МСФО и РСБУ

    6

  • Слайд 7

    Классификация нематериальных активов

    Нематериальные активы неоднородны по своему составу, по характеру использования в процессе производства, по степени влияния на финансовое состояние и результаты хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому необходима классификация, которая может быть произведена по ряду признаков: по объектам; по использованию в производстве; по степени влияния на финансовый результат; по степени правовой защищенности. 7

  • Слайд 8

    I По объектам:

    Обобщая материал различных нормативных документов, действующих на территории Российской Федерации в составе нематериальных активов, в зависимости от объекта закрепле­ния прав можно выделить две группы: объекты интеллектуальной собственности; деловая репутация фирмы. 8

  • Слайд 9

    1. Объекты интеллектуальной собственности

    В соответствии со ст. 1225 ГК РФ (ч. 4, гл. 69) результа­тами интеллектуальной деятельности являются: произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); базы данных; исполнения; фонограммы; сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепере­дач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау); фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров; коммерческие обозначения. 9

  • Слайд 10

    Деловая репутация

    Деловой репутации определяется расчетным путем как раз­ница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения). В связи с этим деловая репутация может быть: положительной, т.е. компания получает стабильные, высокие прибыли, ее доход на активы (или на собствен­ный капитал) выше среднего, в результате чего сто­имость бизнеса превосходит стоимость чистых активов. отрицательной, т.е. стоимость компании ниже стоимо­сти ее чистых активов. 10

  • Слайд 11

    II По использованию в производстве

    По признаку использования в производстве нематериальные активы можно разделить на функционирующие (работаю­щие) объекты, применение которых приносит предприятию доход в настоящий период; нефункционирующие (неработаю­щие) объекты, которые не используются по каким-либо причинам, но могут использовать в будущем. 11

  • Слайд 12

    III По степени влияния на финансовый результат

    По степени влияния на финансовые результаты предпри­ятия выделяются объекты нематериальных активов, способ­ные приносить доход прямо, за счет внедрения их в эксплуа­тацию, и объекты, опосредованно влияющие на финансовые результаты. 12

  • Слайд 13

    IV По степени правовой защищенности

    В зависимости степени правовой защищенности одна часть нематериальных активов относится к защищаемым охранными документами (авторскими правами), другая — к разряду не защищенных охранными документами (авторскими правами). 13

  • Слайд 14

    Нормативно-правовые акты проведении оценки нематериальных активов

    14

  • Слайд 15

    15

  • Слайд 16

    1. ФЗ РФ «Об оценочной деятельности в Российской Фе­дерации» от 29.07.1998 г. № 135-ФЭ.

    ФЗ РФ «Об оценочной деятельности в Российской Федера­ции» основан, в первую очередь, на Конституции Россий­ской Федерации, а также базируется на Гражданском кодексе Российской Федерации и зарубежном опыте регулирования оце­ночной деятельности. Закон содержит четыре главы: первая глава «Общие положения»; вторая глава «Основания для осуществления оценочной деятельности и условия ее осуществления»; третья глава «Регулирование оценочной деятельности»; четвертая глава «Заключительные положения». 16

  • Слайд 17

    1. Международные стандарты оценки (МСО).

    Данные стандарты были разработаны Международным ко­митетом по стандартам оценки имущества (МКСОИ). Первая редакция Международных стандартов оценки была опублико­вана в 1985 г. Каждый Стандарт соответствует некоторому классу ситуаций, относящихся к процессу оценки, и содер­жит следующие разделы (в порядке их следования): Введение. Область применения. Определение. Взаимосвязь со Стандартами бухгалтерского учета. Формулировка Стандарта. 17

  • Слайд 18

    Объекты формирования прав собственности в отношении НМА

    Пава возникающие в отношении НМА Нематериальные активы в зависимости от объекта формирования прав можно разделить на: деловую репутацию (гудвилл)- Деловая репутация является неотъемлемой составляющей организации, в связи с чем она не может быть реализована отдельно от нее. В этом случае закрепление каких-либо прав, связанных с владением, пользованием и распоряжением не представляется целесообразным 18

  • Слайд 19

    2. интеллектуальную собственность - является результатом интеллектуальной деятельности, и в отношении данной составляющей НМА Moгут быть реализованы в две группы прав: право собственности; интеллектуальные права. 19

  • Слайд 20

    Право собственности

    Право собственности — это право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению. Владеть — это основанная на законе возможность иметь у себя данное имущество (содержать, числить на своем балансе и т.д.) Пользование — это основанная на законе возможность эксплуатировать имущество, извлекать из него полезные свойства. Распоряжение — это возможность определять юридическую судьбу имущества. 20

  • Слайд 21

    Интеллектуальные права

    К интеллектуальным правам можно отнести: исключительное право на произведение; право авторства; право автора на имя; право на неприкосновенность произведения; право на обнародование произведения. 21

  • Слайд 22

    Авторское право

    Объектами авторских прав являются произведения на­уки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения (ст. 1259): литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; 22

  • Слайд 23

    Патентное право

    Интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы являются патентными правами. Автору изобретения, полезной модели или промышленного образца принадлежат следующие права: Исключительное право; Право авторства. Объектами патентных прав являются результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и результаты интеллектуальной деятельности в сфере художественного конструирования. 23

  • Слайд 24

    Право на секреты производства (ноу-хау)

    Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические,экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфе­ре, а также сведения о способах осуществления профессио­нальной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. 24

  • Слайд 25

    Фирменное наименование

    Юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках. 25

  • Слайд 26

    Товарный знак и знак обслуживания

    На товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (ст. 1481 ГК РФ)- Обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. 26

  • Слайд 27

    Наименование места происхождения товара

    Наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное илисокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного геогра­фического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право (ст. 1229 и 1519 ГК РФ) производителей такого товара. 27

  • Слайд 28

    Порядок передачи прав правообладателем

    Согласно ст. 1233 ГК РФ Правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор). 28

  • Слайд 29

    последовательность работ при оценке НМА

    Потребность в оценке НМА возникает: при определении стоимости вклада в уставный капитал; при инвентаризации (учете) и введении оценки интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот; для оптимизации выплат налога на имущество; при выдаче кредита под залог исключительных прав; для привлечения инвесторов и других операций; при разрешении конфликтов в использовании оценки интеллектуальной собственности, в том числе при оп­ределении ущерба вследствие нарушения исключитель­ных прав на нематериальные активы; при уступке прав на объект интеллектуальной собствен­ности и выдаче лицензий на их использование. 29

  • Слайд 30

    Для оценки интеллектуальной собственности и НМА необходимо предоставить:

    правоустанавливающие документы на ОИС: патенты, свидетельства, лицензионные договоры, авторские договоры, для НИР и ОКР характеристики ОИС или товаров с использованием ОИС, при необходимости в сравнении с аналогичными или 1 конкурирующими; Источники получения доходов от использования ОИС; Описание рынка ОИС; Затраты производимые на приобретение прав с использованием ОИС Себестоимость и цена единицы товара с использованием ОИС; Технические (потребительские), эксплуатационные, экологические показатели получения доходов от использования ОИС; Производственные затраты. 30

  • Слайд 31

    Работа по оценке НМА

    Определение основных вопросов оценки Расчет стоимости объекта оценки Подготовка отчета об оценке. 31

  • Слайд 32

    Определение основных вопросов оценки

    На этом этапе оценщик определяет цели оценки, комментирует стандарты оценки, в соответствии, с которыми определяется стоимость, проводит оценку. Оценщиком осуществляется экспертиза : Объектов интеллектуальной собственности; Охранных документов (патентов, свидетельств) Прав на интеллектуальную собственность. 32

  • Слайд 33

    Расчет стоимости объекта оценки

    Основные положения по определению и оценке НМА содержатся в стандарте российского общества оценщиков «Оценка объектов интеллектуальной собственности». Расчет стоимости объекта оценки осуществляется на базе сравнительного, затратного и доходного подходов. 33

  • Слайд 34

    Подготовка отчета по оценке

    Результаты оценки должны быть оформлены в виде письменного отчета об оценке, который представляет собой документ доказательного значения, предназначенный для заказчика оценочных услуг и иных заинтересованных лиц, содержащий итоговое заключение о стоимости объекта оценки. 34

  • Слайд 35

    Виды стоимости при оценке НМА

    Согласно ФСО № 2 «Цель оценки и виды стоимости» при осуществлении оценочной деятельности используются следу­ющие виды стоимости объекта оценки: рыночная стоимость; инвестиционная стоимость; ликвидационная стоимость; кадастровая стоимость (определяется только при оценке стоимости земли). К данным видам стоимости можно добавить еще два, установленных ПБУ 14/2007: фактическая (первоначальная) стоимость; остаточная стоимость. 35

  • Слайд 36

    Первоначальная оценка НМА

    36 Приобретение НМА

  • Слайд 37

    37

  • Слайд 38

    Создание НМА

    38

  • Слайд 39

    39

  • Слайд 40

    Порядок оценки рыночной стоимости НМА

    Рыночная стоимость есть расчетная величина, равная де­нежной сумме, за которую предполагается переход имущества из рук в руки на дату оценки в результате коммерческой сдел­ки между добровольным покупателем и добровольным про­давцом после адекватного маркетинга; при этом полагается, что каждая из сторон действовала компетентно, расчетливо и без принуждения. 40

  • Слайд 41

    Рыночная стоимость определяется оценщиком, в частно­сти, в следующих случаях: при изъятии имущества для государственных нужд; при определении стоимости размещенных акций обще­ства, приобретаемых обществом по решению общего со­брания акционеров или по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества; при определении стоимости объекта залога, в том числе при ипотеке; при определении стоимости неденежных вкладов в уставный (складочный) капитал; при определении стоимости имущества должника в ходе процедур банкротства; при определении стоимости безвозмездно полученного имущества. 41

  • Слайд 42

    Подходы и методы, используемые в оценке стоимости НМА

    42

  • Слайд 43

    Рекомендуемая предпочтительность применения подходов к оценке НМА и объектов ИС

    43

  • Слайд 44

    44

  • Слайд 45

    I Принципы оценки НМА с позиции потенциального собственника

    Принцип полезности заключается в том, что чем больше ак­тивы способны удовлетворять потребность собственника, тe^ выше их стоимость. Полезность НМА заключается в возмож­ности приносить дополнительный доход предприятию в дан­ном месте и в течение данного периода времени. Принцип замещения заключается в том, что максимальна# стоимость НМА характеризуется наименьшей ценой, которую 45

  • Слайд 46

    II Принципы оценки НМА,

    Принцип вклада заключается в том, что включение любого дополнительного актива в систему предприятия экономиче­ски целесообразно, если получаемый прирост стоимости пред­приятия больше затрат на приобретение этого актива. Принцип остаточной продуктивности — остаточная продук­тивность НМА определяется как чистый доход, отнесенный к НМА, после того как оплачены расходы на менеджмент, ра­бочую силу и эксплуатацию капитала. Принцип предельной производительности — по мере добав­ления ресурсов к основным факторам производства чистая от­дача имеет тенденцию увеличиваться быстрее темпа роста затрат, однако после достижения определенной точки общая отдача хотя и возрастает, однако уже замедляющимися темпа­ми. Замедление происходит до тех пор, пока прирост стоимо­сти не станет меньше, чем затраты на добавленные ресурсы. Принцип сбалансированности предполагает, что все факто­ры, обуславливающие полезность или доходность НМА, сба­лансированы между собой таким образом, что достигается максимальная стоимость данного актива. 46

  • Слайд 47

    III Принципы оценки НМА,обусловленные действием рыночной среды

    Принцип спроса и предложения — выражает взаимозависи­мость между потребностью покупателей в приобретении прав на НМА и наличием возможности по передаче данных прав правообладателем. Принцип соответствия — суть данного принципа заключа­ется в том, что НМА, не отвечающие требованиям рынка, УДУг оценены ниже среднего. 47

  • Слайд 48

    МЕТОДЫ ПОДХОДОВ В ОЦЕНКЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

    Сущность доходного подхода заключается в определе­нии стоимости НМА на основе тех доходов (денежных по­ступлений), которые они способны в будущем принести сво­ему владельцу. 48

  • Слайд 49

    Основными формами выгод от использования НМА явля­ются: экономия затрат на производство и реализацию про­дукции (работ, услуг) и/или на инвестиции в основ­ные и оборотные средства, в том числе фактическое снижение затрат, отсутствие затрат на получение пра­ва использования НМА (например, отсутствие ли­цензионных платежей, отсутствие необходимости вы­деления из прибыли наиболее вероятной доли лицен­зиара); увеличение цены единицы выпускаемой продукции (ра­бот, услуг); увеличение физического объема продаж выпускаемой продукции (работ, услуг); снижение выплат налогов и (или) иных обязательных платежей; сокращение платежей в счет обслуживания долга; снижение риска получения денежного потока от исполь­зования объекта оценки; улучшение временной структуры денежного потока от использования объекта оценки; различные комбинации указанных форм. 49

  • Слайд 50

    Этапы оценки стоимости НМА доходным подходом

    1этап. Оценка денежных потоков, генерируемых НМА 2 этапРасчет ставки дисконтирования 3 этап. Дисконтирование (приведение) денежных потоков, генерируемых НМА за время их использования 4 этап. Суммирование дисконтированных денежных потоков (кеш-флоу) 50

  • Слайд 51

    Методы доходного подхода

    Методы количественного расчета добавочного экономи­ческого дохода, т.е. владелец будет получать больший уровень экономического дохода благодаря владению оце­ниваемым нематериальным активом. Метод расчета гипотетических роялти или лицензион­ных платежей, от уплаты которых освобождается владе­лец, т.е. оцениваются суммы роялти и лицензионных платежей, которые владелец должен был бы выплатить третьей стороне, владеющей данным НМА, для полу­чения возможности его использования и приобретения на него юридических прав. Метод непосредственного прогнозирования денежных доходов (кеш-флоу прогноз). 51

  • Слайд 52

    Основными недостатками доходного подхода являются:

    сложность прогнозирования будущего потока дохода из- за недостаточной устойчивости экономической ситуа­ции, в связи с чем вероятность неточности прогноза уве­личивается пропорционально долгосрочное™ прогноз­ного периода; доходность НМА может уменьшаться под воздействием влияния НТП; сложность расчета ставок капитализации и дисконтиро­вания; в процессе прогнозирования денежных потоков или ста­вок дисконтирования устанавливаются различные пред­положения и ограничения, носящие условный характер; влияние факторов риска на прогнозируемый доход. 52

  • Слайд 53

    Метод дисконтирования денежных потоков

    Под дисконтированием понимается процесс приведения всех будущих денежных потоков от использования НМА к дате про­ведения оценки по определенной оценщиком ставке дискон­тирования. При расчете ставки дисконтирования для денеж­ных потоков, создаваемых оцениваемым НМА, следует учи­тывать: безрисковую ставку отдачи на капитал; величину премии за риск, связанный с инвестировани­ем капитала в приобретение оцениваемых НМА; ставки отдачи на капитал аналогичных по уровню риска инвестиций. 53

  • Слайд 54

    Метод капитализации денежных потоков

    Под капитализацией понимается определение на дату про­ведения оценки стоимости всех будущих равных между собой или изменяющихся с одинаковым темпом величин денежных потоков от использования НМА за равные периоды времени. Расчет производится путем деления величины денежного по­тока от использования НМА за первый после даты проведе­ния оценки период на определенную оценщиком соответству­ющую ставку капитализации 54

  • Слайд 55

    При расчете ставки капитализа­ции для денежных потоков, создаваемых оцениваемой интел­лектуальной собственностью, следует учитывать: величину ставки дисконтирования (отдачи на капитал); наиболее вероятный темп изменения денежных потоков от использования НМА и наиболее вероятное измене­ние ее стоимости. 55

  • Слайд 56

    Метод избыточных прибылей

    При выборе доли разделения прибыли аналитики рассмат­ривают следующие факторы: рыночные условия разделения прибыли, предусматри­ваемые коммерческими, независимыми соглашениями о выплате роялти или иной передаче НМА; функциональный анализ фактической эксплуатации НМА в рамках рассматриваемой экономической единицы; сравнительный анализ ценности оцениваемого НМА с точки зрения его вклада в производство дохода в срав­нении со всеми другими активами рассматриваемой эко­номической единицы; объем, в котором выбранная для анализа мера эконо­мического дохода уже предусматривает получение спра­ведливой (ожидаемой) экономической прибыли на дру­гие активы рассматриваемой экономической единицы. 56

  • Слайд 57

    Метод оценки стоимости НМА с помощью ставок роялти

    Этот метод обычно используется для оценки стоимости патентов и лицензии. Оценка стоимости методом роялти заключается в дисконтировании или капитализации ежегодных денежных потоков (поступлений) роялти по гипотетическому (предполагаемому) или действительному (реальному) лицензионному соглашению. 57

  • Слайд 58

    58 где PV— текущая стоимость денежных потоков роялти; Р. — расчетная цена единицы продукции по лицензии CFR - прогнозируемые денежные потоки роялти; V. — ежегодный объем производства продукции по лицен­зии; R. — расчетная ставка роялти; г — ставка дисконта; п — время.

  • Слайд 59

    Расчет ставок роялти

    При определении ставки роялти чаще всего берутся гото­вые данные из аналитических таблиц, публикуемых в специ­ализированных изданиях Ц= С+Прлицензиата где Ц — общая цена всей произведенной и реализованной лицензиатом продукции по лицензии, руб.; С — производственная себестоимость производства и реа­лизации продукции по лицензии, руб; ПРлицензиата — прибыль лицензиата (покупателя лицензии) от производства и реализации продукции по лицензии, руб. 59

  • Слайд 60

    Стандартные ставки роялти

    Ставка роялти зависит от целой серии факторов: Объема правовой охраны: патентная эта лицензия или беспатентная. Продажа незапатентованной разработки снижает цену лицензии до 30%. Вида лицензионного договора. Наиболее дорогая — полная лицензия, наиболее дешевая— простая ли­цензия. Срока. Чем больше срок, тем меньше ставка. Спроса на рынке. ш Научно-технической значимости и коммерческих воз­можностей использования нововведения. Размера капиталовложений, необходимых для органи­зации производства продукции по лицензии. Правовой защиты изобретений. Объема передаваемых прав использования. Зависимости лицензиата от лицензиара в поставках ма­териалов, инструментов, комплектующих изделий, де­талей для организации производства продукции по ли­цензии. 60

  • Слайд 61

    База роялти

    В качестве базы роялти могут устанавливаться: стоимость чистых продаж лицензионной продукции, себестоимость продукции, валовая прибыль и объем реализации. Ставка роялти колеблется обычно в пределах 1 — 12%. 61

  • Слайд 62

    Стандартные ставки роялти по отраслям промышленности от валового объема реализации лицензионной продукции

    62

  • Слайд 63

    Общая характеристика сравнительного подхода

    Определение рыночной стоимости с использованием сравнительного подхода включает следующие основные процедуры 63

  • Слайд 64

    64

  • Слайд 65

    Наиболее важные элементы сравнения

    объем оцениваемых имущественных прав на объекты НМА; условия финансирования сделок с интеллектуальной собственностью (соотношение собственных и заемных средств, условия предоставления заемных средств); изменение цен на интеллектуальную собственность за период с даты заключения сделки с аналогом до даты проведения оценки; отрасль, в которой были или будут использованы объекты НМА; территория, на которую распространяется действие предоставляемых прав; 65

  • Слайд 66

    Сравнительный подход имеет два несомненных достоинства: он основан на использовании рыночной информации, он прост в применении. 66

  • Слайд 67

    Метод сравнения продаж

    Оценка стоимости НМА методом сравнения продаж про­водится в следующей последовательности. Шаг 1. Отбор подходящих для анализа данных и оценка их относительных экономических преимуществ и недостатков. Шаг 2. Установление и расчет поправочных коэффициен­тов, связанных с различиями между сделками-аналогами и оце­ниваемым НМА. Величины корректировок цен определяют­ся способами. Шаг 3. Расчет ценовых мультипликаторов и их применение к соответствующим параметрам оцениваемых НМА. 67

  • Слайд 68

    Методы внесения корректировок

    68

  • Слайд 69

    Метод коэффициентов

    Данный метод представляет собой совокупность затратного и сравнительного подходов. Он состоит в расчете восстановительной стоимости по значению индекса изменения стоимости, рассчитанного для группы подобных объектов. Индекс стоимости вычисляется в результате оценки фактической стоимости представительной выборки объектов из данной группы. 69

  • Слайд 70

    Поправочный коэффициент

    Поправочный коэффициент рассчитывается как отношение фактической стоимости к данной балансовой (искаженной переоценками), поэтому применение полученного коэффициента ко всем остальным единицам данной группы позволяет устранить систематическую ошибку. 70

  • Слайд 71

    Общая характеристика затратного подхода

    Затратный подход используется при оценке стоимости НМЛ в том случае, когда невозможно найти объект, подходящий для сравнения, отсутствует какой-либо опыт реализации подобных объектов или прогноз будущих доходов от НМА нестабилен 71

  • Слайд 72

    Метод стоимости создания

    В основе данного метода лежит прямой подсчет затрат на проведение работ, результатом которых является НМА (например, патентуемое изобретение, компьютерная программа и т.д.). 72

  • Слайд 73

    Перед проведением оценки необходимо провести сбор информации. Для каждого НМА необходимо: описать количественные и качественные характеристики; определить количество НМА (например, зарегистрированных лицензий или имеющихся у предприятия патентов); установить дату создания, сроки использования, амортизацию; определить исходные затраты на создание и развитие НМА; определить затраты, которые были бы необходимы для воспроизводства НМА на дату оценки. 73

  • Слайд 74

    Оценка НМА методом стоимости создания осуществляется в следующей последовательности

    Определяется полная стоимость замещения или полная стоимость восстановления нематериального актива. Выявляются все фактические затраты, связанные с созданием, приобретением и введением его в действие. При приобретении и использовании нематериального актива необходимо учитывать следующие виды затрат: на приобретение имущественных прав; на освоение в производстве товаров с использованием нематериального актива; 74

  • Слайд 75

    на маркетинг: исследование, анализ и отбор информации для определения аналогов предполагаемых объектов промышленной собственности. При создании же нематериального актива на самом предприятии необходимо учитывать следующие затраты: времяна поисковые работы и разработку темы; на создание экспериментальных образцов; на услуги сторонних организаций (например, на выявление ОИС, за выдачу охранных документов); на уплату патентных пошлин (поддержание патента в силе); на создание конструкторскотехнической, технологической, проектной документации; времяна составление и утверждение отчета. 75

  • Слайд 76

    Разновидности метода стоимости создания

    К разновидностям метода стоимости создания можно отнести: метод издержек; метод воспроизводства; метод замещения. 76

  • Слайд 77

    Метод издержек

    Основан на пересчете всех первоначальных затрат с учетом настоящих условий и с учетом изменения индекса цен в данной отрасли: где 3пер — расходы на персонал, затраченные на создание НМА; Змат— материальные расходы (например, стоимость диска, на котором записана компьютерная программа, напечатанная копия манускрипта и т.д.); 3 пр- прочие расходы, связанные с созданием НМА; М — маржа компании в долях от суммы всех затрат на создание НМА; I— индекс изменения цен; А - сумма амортизации НМА. 77

  • Слайд 78

    Метод воспроизводства

    Предполагает расчет затрат в рыночных ценах на создание объекта, идентичного объекту оценки. Анализ производится с учетом применения идентичных материалов и технологий. Износ оцениваемого объекта переносится на «воспроизведенный» объект: 78

  • Слайд 79

    Метод замещения

    Аналогичен методу воспроизводства, однако расходы рассчитываются не на создание идентичного объекта, а на создание подобного НМА. Данный актив способен выполнять функции оцениваемого актива. При методе замещения учитываются возможности изменения в технологии производства или появление новых, более эффективных методов создания НМА. 79

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке