Содержание
-
Никола́йПа́вловичДиле́цкий
(около 1630, Киев — после 1680, Москва)- украинский и русский музыкальный теоретик, композитор[1]. Автор музыкально-теоретического трактата «Идеа грамматики мусикийской». Музыкальные сочинения Дилецкого оказали влияние на развитие партерного пения в России
-
Автограф
-
Биография
Николай Дилецкий родился ок. 1630 года в городе Киеве. Окончил (до 1675 г., точный год окончания неизвестен) Виленскую иезуитскую академию (ныне Вильнюсский университет), где, вероятно, учился на факультете свободных искусств. Придерживался православного вероисповедания[3]. Выписки, которые Дилецкий делал из читаемых книг, послужили ему впоследствии главным материалом для составленного им музыкально-теоретического трактата, представляющего собой обширное сочинение в шести частях. Этот труд был написан Дилецким в Вильнев 1675 г. на польском языке (польская редакция не сохранилась), а затем переведён на церковнославянский язык (рукописные редакции датированы 1677, 1679, 1681 гг.). Труд впервые издан С.В. Смоленским под заглавием «Мусикийская грамматика» в 1910 г.[4] В 1678 году Дилецкий посетил Москву. Есть основания предполагать, что здесь он останавливался у известного певца и любителя пения Григория Строгонова, который «своим желательным повелением указал» Дилецкому составить «грамматикию, яже о мусикии»[5]. Основательно изучив исследования диакона Коренева о музыке, Дилецкий дополнил их и в 1681 году закончил в рукописи, которую озаглавил следующим образом: «Во славу Св. Троицы славимого Бога, сия книга, Мусикия, написана первое с писем древних доброписцев, второе изысканием диакона Иоаникия, Трофимова сына, Коренева, что служил у Великого Государя на сенех, в соборе Стретения Господня, последи же совершися Николаем, Павловым сыном, Дилецким, лета 1681, мая в 30 день». Критическое издание трактата Николая Дилецкого выполнил в 1979 г. В.В. Протопопов (в фундаментальной серии «Памятники русского музыкального искусства»). Дилецкий — автор музыкальных сочинений в партесном стиле на литургические (церковнославянские) тексты, среди которых Воскресенский канон (на Пасху), три цикла Служб Божиих (один для четырёхголосного хора и два для восьмиголосного), партесные концерты «Вошел еси во церковь», «Иже образу Твоему» и др., Херувимская песнь. Николай Павлович Дилецкий умер после 1680 года в городе Москве.
-
Теория музыки
«Мусикийская грамматика» — первый в истории учебник элементарной теории музыки (в «европейском» смысле) на русском языке. Дилецкий описывает ряд важных категорий музыки (прежде всего, гармонии): для одних он изобретает термины-неологизмы, другие (не менее важные) представлены им как общелексические описания, например, квинтовый круг (см. илл.) и сольмизация. Квинтовый круг из рукописи "Мусикийской грамматики" Дилецкого 1679 года
-
Итог
Дилецкий Николай Павлович родился в Киеве ок. 1630г. автор сочинений по теории музыки, переводчик с польского языка, регент царского певческого хора в Москве. - главный теоретик партесного стиля пения, Автор «Мусикийской грамматики» (1681). Создал композиции на 4, 8, 12 и даже 48 голосов. Главное требование – передача человеческой души. (1630 – 1680).
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.