Презентация на тему "Очерк. Портретный очерк."

Презентация: Очерк. Портретный очерк.
Включить эффекты
1 из 31
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
1.0
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Очерк. Портретный очерк.", включающую в себя 31 слайд. Скачать файл презентации 0.83 Мб. Средняя оценка: 1.0 балла из 5. Большой выбор powerpoint презентаций

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    31
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Очерк. Портретный очерк.
    Слайд 1

    Очерк. Портретный очерк.

    ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР

  • Слайд 2

    Что такое очерк?

    Очерк – художественно-публицистический жанр журналистики. Очерк сильнее раскрывает героя, чем портретное интервью и дает возможность автору описывать своего героя как в процессе беседы, так и со стороны. В виде формулы очерк можно представить так: факты + образы.

  • Слайд 3

    Задачи очерка:

    Этот жанр служит для раскрытия человеческих характеров и явлений социальной действительности путем создания их документального образа, пропущенного через личное восприятие публициста. То есть, в очерке не только воссоздается образ человека, но и дается авторская трактовка судьбы конкретной личности.

  • Слайд 4

    Герои очерка, кто они?

    1. Выдающийся человек, чьи жизнь и деятельность имеют большое общественное значение. 2. Человек, совершивший какой-либо яркий поступок, подвиг. 3. Человек, выделяющийся среди других особенными, не часто встречающимися качествами. Например, изобретатель, ясновидящий, имеющий редкий талант. 4. Обычный человек, «один из многих», типичный представитель какой-то группы общества (герой своего времени) 5. Чудак – рядовой, но необычный человек. Не герой, не знаменитость, но человек с изюминкой.

  • Слайд 5

    Как создать образ?

    Чтобы создать яркий образ персонажа, автор должен использовать все подручные художественные средства. В роли таких художественных средств чаще всего выступают: художественная деталь, диалог, пейзаж, портрет, и другие.

  • Слайд 6

    1. деталь

    Деталь в портретном очерке является одним из средств типизации. Посредством удачно найденной детали можно передать характерные черты внешности человека, его речи, манеры поведения и т. д.; выпукло и зримо описать обстановку, место действия, какой-либо предмет, наконец, целое явление. С помощью яркой детали можно заменить целые описательные фрагменты, отсекая лишние и заслоняющие суть дела и подробности.

  • Слайд 7

    Пример:

    «…Огромный рост, слегка сутулые широкие плечи, светлые волосы, ясные глаза. Лицо то уставшее бело-серое, то кирпично-красное от напряжения. Вдумчивый, слегка извиняющийся, сердобольный взгляд. Да. Именно сердобольный. Боль сердца ему знакома как никому другому. Он ее не чувствует. Он ее видит. Каждый день. Снаружи и изнутри. Вечером, сняв зеленый халат волшебника, он, вжав голову в плечи, усталой походкой уходит в свой дом. И уносит туда свой груз: мешочек счастья, мешочек горя и огромный мешок надежд…А назавтра… Минуты тянутся как часы. Я нарезаю круги по рекреации и смотрю на белую дверь в конце длинного коридора. Оттуда должен появиться он. Я его жду, замирая от ужаса и сгорая от надежды. Еще одна вечность, и он выйдет из операционной, чтобы огласить мне вердикт. Или приговор. Раздаются спешные шаги, полы халата развеваются от быстрой ходьбы – он несется навстречу мне как мальчишка, не соблюдая приличий. На лице непередаваемое выражение – оживление и восторг. Возбуждением дышит каждый мускул его лица. Он выбрасывает вперед руку и, оставив зазор с 10-копеечную монету между большим и указательным пальцами, выпаливает мне с видом десятилетнего пацана, поймавшего самую большую в своей жизни щуку:– Там была вот такая огромная дыра!...»

  • Слайд 8

    Как найти ту самую деталь?

    1.Для начала нужно выявить опорную (центральную) деталь из обилия впечатлений о человеке. Она может стать сердцевиной не только логической, но и художественной концепции произведения. При отборе остальных деталей журналист должен быть не просто наблюдательным, а зорким. То, что выходит за рамки, разрушает стереотипы социума, всегда является объектом наблюдения очеркиста. Важно, найдя яркую деталь, поместить ее на такое место в создаваемом тексте, где она будет работать на общий замысел автора. С помощью внешних деталей автор может раскрыть внутренний мир человека, мир его эмоций и чувств.

  • Слайд 9

    2. диалог

    Диалог нередко встречается в очерке, иногда в виде вкраплений интервью. Диалог подразумевает общение автора и героя как самостоятельных субъектов, имеющих подчас различные позиции по ключевым вопросам, поднятым в очерке. С помощью диалога воссоздается атмосфера общения, что добавляет новые штрихи к личности героя.

  • Слайд 10

    Пример:

    Мы за столом. Оглядываю комнату - идеальный порядок. Бросаю взгляд на стену и вижу три черно- белых фотографии. Мужской портрет и два женских. - Это ваши близкие? - Да, - сухо произносит Клара Львовна. – Мать, отец и дочь. Никого из них уже нет в живых… Несколько секунд она сидела в задумчивости, глядя куда-то в пустоту. Сделала глоток чая и начала свой рассказ: - Я появилась на свет в 1937 году. Уже в неволе. Всего за несколько месяцев до моего рождения отца и мать сослали из Киева в туркменский городок Моры. - За что? – спрашиваю я - Не задавайте наивных вопросов! Родители были евреями… Я была еще совсем маленькой девочкой, но помню, что каждый день папа ходил в НКВД отмечаться. Домой возвращался с грязными руками – у него снимали отпечатки пальцев. Все эти годы он был на взводе! Нервный – страшно! Представьте, человек свято верил в коммунистическое будущее, в партию и тут его отправляют в ссылку. Кто такое выдержит?!

  • Слайд 11

    Речь героя очерка

    Речевая характеристика – это представление типичных особенностей личности героя очерка через своеобразие его речи – характерную лексику, манеру произносить слова, речевое поведение в определенных ситуациях и т.д. Речевые детали присутствуют в высказываниях героя, включаемых в текст очерка в качестве прямой речи, или характеризуются самим очеркистом.

  • Слайд 12

    Пример:

    – Как жены делят внимание мужа, график составляют? – спрашиваю. – Примерно так, – смеется Усмана. – Ночь у одной, ночь – у другой. Не больше чем 3 ночи муж может быть у одной жены, если находится с нами в одном городе, независимо от здоровья жены. По возвращении пойдет к той, чья очередь наступила. В моем нынешнем супруге есть все, чего мне не хватало. Сейчас я единственная, но знаю, что муж может взять еще жену. Если я сама не смогу родить, найду для мужа ту, которая это сделает. Муж – это лучший друг, который сохраняет мое целомудрие и обеспечивает. Дома женщина одевается так, как угодно супругу. Даже если он прикажет прыгать на одной ножке – пожалуйста. Я буду носить то, что нравится ему, ведь я люблю мужа, а он – мое зеркало… Хозяйство, дом – больше мне ничего не надо. Пришел муж, уделил внимание, ушел. Такие отношения основаны на любви, а не на подавлении. Русские женщины не умеют правильно подчиняться. Вовремя смолчать, например, отдавать бразды правления мужу. Если мужчина дает почувствовать женщине, что она слабая, этим нужно наслаждаться. – Почти идиллия…

  • Слайд 13

    3. пейзаж

    Пейзаж в портретном очерке главным образом используется в качестве сравнения внутреннего состояния героя и окружающей природы. Пейзаж может также служить и фоном, на котором автор рисует портрет персонажа.

  • Слайд 14

    обстановка

    Пейзаж – часть обстановки, в которой действует персонаж. Если речь идет об описании живой природы, то это, пейзаж. Если речь идет об описании окружающих предметов, то мы описываем вещи и обстановку, в которой человек органично существует.

  • Слайд 15

    Пример: обстановка

    – Да у вас не дом, а настоящая фотогалерея! – невольно вырвалось у меня, как только я переступила порог гостеприимного дома Ирины Владимировны и оказалась в гостиной. Пожелтевшие от времени черно-белые снимки хронометражной лентой выстроились на полках шкафа, бюро, серванта. Мужчины в форме, женщины в изящных платьях с белоснежными оборками и кружевами, пухлощекие малыши с завитыми кудряшками…– Все эти люди – родные и близкие, – перехватила мой восхищенный взгляд Ирина Владимировна и тут же тихо добавила, – это люди, которых давно нет в живых… К сожалению, жизнь такова, что чем больше живешь, тем больше теряешь, но проходит какое-то время, и ты учишься терпеть и понимать этот урок. А что делать: ведь если человек живет сто лет, значит это кому-то нужно... Хотя прожить сто лет – огромное испытание…

  • Слайд 16

    4. Внешний портрет

    Портрет – это представление в тексте очерка особенностей внешности героя (или героев). При этом выделяются именно специфические, индивидуальные особенности внешности персонажей и особенности, характеризующие их внутреннюю сущность.

  • Слайд 17

    Пример: внешний портрет

    Ожидая меня, она будет волноваться. Приход гостей теперь для нее очень важное событие. Она уложит свои густые седые волосы в каре и накрасит пухлые бесцветные губы в терракотовый цвет. Чашка будет дрожать в ее руках, мелко спотыкаясь о блюдце. Она будет смотреть почти невидящим (или всевидящим?) взглядом туда, для меня - в прошлое, для нее - в настоящее, в далекий 1943 год, и вспоминать свои дни, прожитые в блокадном Ленинграде. Ей 89 лет, но она настоящая женщина. И даже о блокаде она рассказывает необыкновенно, совершенно по-женски.

  • Слайд 18

    5. Портрет личности

    Манера речи человека, стиль одежды, привычные позы, жестикуляция, мимика – все оказывается в поле наблюдения журналиста. Здесь важна документальная точность, которая поможет раскрыть психологические особенности личности. Дополнительным источником портретных характеристик может служить информация о темпераменте человека, его психологическом типе и т.д.

  • Слайд 19

    Пример: портрет личности

    «– Баста, рагацци! Комедья э финита! – говорит мой учитель-карманник, прислоняясь к стене и закуривая сигарету. Этот день дался ему нелегко, ведь он уже несколько лет как расстался с ремеслом, которое всю жизнь кормило его. Годы взяли свое: пальчики уже не так проворны и нервишки не те. Прямо на моих глазах он становится другим человеком, будто стареет лет на десять, теряет стать, в глазах гаснет азартный блеск. Теперь передо мной побитый жизнью пожилой человек, вовсе не тот подтянутый, бодрый, статный джентльмен, каким он был час назад. Итальянец из той эпохи, когда «карманная тяга» была искусством, а вор был романтиком, который возвращает плачущей женщине только что украденный у нее кошелек, педантично подбрасывает в почтовые ящики нечаянно прихваченные документы, никогда не обижает стариков и больных»

  • Слайд 20

    Действие героя

    Характеристика действием – это представление героя в конкретных жизненных ситуациях в процессе совершения им тех или иных поступков. Это наиболее эффективное средство создания документального образа в публицистике, поскольку с его помощью раскрываются проявления человека в обществе.

  • Слайд 21

    Пример:

    Андрей Петров уехал за сутки до того, как украинская армия вошла в Славянск. – У нас дома жил ГрэмФиллипс (британский журналист, сотрудник телеканала RussiaToday. – Прим. ред.). Украинские власти объявили на него охоту. Мы его долго прятали. Когда Грэм уехал в Мариуполь, его арестовали и выслали из страны. Когда начались обстрелы, мы с сыном снимали репортажи для НТВ, ИТАР–ТАСС, AssociatedPress. Страшно, конечно, было… С ополченцами ходил на боевые операции, под бомбёжками был 5 раз. Моя работа с журналистами в Славянске не всем нравилась. Соседи ждут не дождутся, когда мы вернёмся, чтобы на нас донести. Кто-то считает нас предателями.

  • Слайд 22

    Язык очерка

    Очерку свойственно активное использование выразительных средств языка.Образность обычно присутствует уже в заголовке. В очерке уместны все известные художественные языковые средства: сравнения, метафоры, эпитеты и др. Единственное ограничение в их использовании – необходимость адекватного представления фактической основы.

  • Слайд 23

    Как раскрываются герои очерка?

    Как правило характер героя раскрывается в нетривиальной ситуации. Поэтому для автора очень важно обнаружить такой отрезок на жизненном пути героя, который содержит некие неординарные трудности, обладает драматическим характером. Именно здесь можно обнаружить конкретные проявления характера героя - его таланта, упорства, трудолюбия, смекалки, оптимизма, несгибаемости и других значимых качеств, которые помогают раскрыть героя в конкретной ситуации.

  • Слайд 24

    Пример 1.

    Блокадная любовьЯ знала, что бабушка Аня пережила в Ленинграде всю блокаду. Знала, что она рыла траншеи для наших солдат и сбрасывала с крыш фугаски. Я также знала, что она в 1943 году, будучи одинокой, родила своего единственного сына. Но никогда в семье не обсуждалась тема ее любви. Любви, которая вопреки здравому смыслу и героическому официозу не умерла в блокадном городе. Любви, которая была подчас сильнее жажды, голода, страха. Любви, о которой пожилые люди предпочитают молчать, упрямо поджав губы. Но мне повезло. Мало-помалу бабушка Аня поведала мне свою историю. (…)

  • Слайд 25

    Пример: проявление характера героя

    В те страшные дни мужчины ухаживали тушенкой и хлебом. Дольше всех она встречалась с Володей, который был штатским и заведовал распределением продовольствия на одном из складов. Он был хорош всем: звал замуж, помогал, чем мог, но временами безбожно впадал в запои. Дело шло к браку, но сердце ныло «не люблю». К тому же вот уже месяц из головы не шел красавец-летчик, с которым вместе бежали в бомбоубежище под страшные завывания воздушной тревоги. Тогда он проводил Анечку до самой квартиры. А, вернувшись с очередного боевого задания, встретил ее у подъезда и подарил невероятную вещь, каких в блокадном городе днем с огнем не сыщешь – одеколон «Полет», редкость и дефицит. Однажды, придя домой, Анечка застала там жениха. Володя храпел, вульгарно раскинувшись на ее кровати. Перегаром разило на всю комнату. А рядом стояла пустая склянка от подаренного летчиком «Полета». У Анечки потемнело в глазах, от отвращения к этому жалкому человечишке ее даже замутило. Такого вероломства она простить не смогла. Не остановили ее и испуганно-умоляющие глаза матери и сестры: она спустила его с лестницы и захлопнула за ним дверь. Навсегда.

  • Слайд 26

    Образ автора в очерке

    Автор присутствует в тексте очерка и непосредственно, и опосредованно. Во-первых, он выступает одним из действующих лиц повествования, хотя и не главным, не затмевающим собой образ или образы других героев. Во-вторых, автор выражает себя в интонации общения с аудиторией, в индивидуальной творческой манере.

  • Слайд 27

    Пример:

    Мой однокурсник недавно выложил в Фейсбуке свежее фото. Я его увидела и вздрогнула от неожиданности. Беспощадное лицо, суровый взгляд с прищуром. Каска на голове и грозный автомат на плече дорисовывали новый образ старого приятеля. Таким способом - через социальную сеть - он дал понять всем своим друзьям и знакомым, что он больше не тот рубаха-парень Лёшка, которого все мы знали и любили. Теперь он – беспощадный воин, который встал на защиту своей страны от «смертельных врагов и фашистов». Он – боец добровольческого батальона, воющего на стороне Киева против ополченцев.

  • Слайд 28

    Майдан Алексей горячо поддержал, но сам в активной буче не участвовал. Для начала он перестал писать по-русски. Только на мове. Дальше – больше. Вся виртуальная стена нашего друга, полжизни проведшего в России, запестрила ссылками и картинками, одна другой хлеще. Я читала и диву давалась: это же мой коллега, журналист! Как можно мыслить настолько «траншейно», некритично и однобоко. Вскоре на его стене «Вконтакте» появились видеоролики о «реальной» истории Великой Украины. Пересказывать долго и бессмысленно. Хватит одного названия: «Как Московия украла историю Украины». Мне была понятна антироссийская риторика простых людей, которые в жизни дальше своего села и соседней ярмарки никуда не выезжали, поэтому охотно верили в россказни про «немытую бедную Россию», наполненную «ватниками». Но интеллигент Лёша, проживший более 10 лет в России, отучившийся в Санкт-Петербургском государственном университете, меня все более удивлял своею информационной зашоренностью. Читая его посты, а точнее репосты, я ловила себя на ощущении полной утраты им реальности. И видеть это перерождение было очень больно. Так бывает в фантастических боевиках, когда твоего близкого человека укусил вампир. Внешне он еще выглядит нормальным, но внутри уже переродился. Ты смотришь на него и понимаешь, что уже безвозвратно его потерял…

  • Слайд 29

    Композиция

    Автор обладает большой свободой в порядке и последовательности представления фактического материала и его осмысления. Сюжет строится по ассоциативному принципу: автор свободно переходит от одной смысловой части к другой и при этом столь же свободно обращается с пространством и временем повествования.

  • Слайд 30

    Ключевые моменты

    Обычно выделяются ключевые моменты в фактическом материале, вокруг которых упорядочиваетсяи выстраивается остальной материал. Если идейно-тематические линии разворачиваются в очерке последовательно, то его легко разделить на смысловые части с помощью внутренних подзаголовков. Ошибочно воспринимать очерк как последовательное изложение биографических фактов человека.

  • Слайд 31

    Спасибо за внимание!

    Домашнее задание: 1. Найти героя, достойного очерка; 2. Нащупать нерв его жизненной истории; 3. Убедиться, что эта история будет интересна (ценна, любопытна, поучительна) для окружающих 4. Написать на одном дыхании 5. Получить плюс один к карме, плюс один текст к экзамену и плюс один текст в профдосье!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке