Содержание
-
Организация проектной деятельности как средства повышения мотивации учащихся в изучении географии
Подготовил: учитель географии МБОУ «СШ №1» города Смоленска Петров К.Г. Смоленск, 2016
-
В современной педагогике довольно остро представлена проблема мотивации учеников к процессу обучения. Помимо социальных, семейных и прочих частных причин (бесконтрольность со стороны родителей, конфликтные ситуации в классе или школе и др.) часто отмечается и т.н. профессиональная ориентация, особенно в старших классах, при которой отбираются и более тщательно изучаются конкретные предметы, необходимые для сдачи экзаменов или дальнейшего обучения. География, как правило, в данный перечень относится крайне редко.
-
Эта проблема значительно осложняет работу учителя географии. И, к сожалению, современные реалии мало способствуют эффективности стандартных разговоров о ценности образования, гармоничном развитии личности, необходимом уровне культуры и т.п. В таких условиях необходим поиск иных путей учебной мотивации. Наиболее простым из них становится материальная мотивация (отметки, различные льготы, поощрения или же наказания), которые, несомненно, действенны, но с позиций воспитания личности, на мой взгляд, должны быть вторичны.
-
Одним из действенных способов мотивации, особенно в изучении географии, может стать опора на заинтересованность и любознательность, которая может быть эффективно реализована через применение проектной деятельности. В свою очередь, проектная деятельность, основываясь на самостоятельной работе учащихся по поиску и обработке информации, включении различных видов работы, групповых взаимоотношениях, широкой форме представления результатов, сама по себе немало способствует повышению мотивации.
-
Схема 1. Элементы процесса мотивации
-
Несмотря на свою эффективность, особенно в рамках реализации ФГОС, проектная деятельность применяется учителями, как правило, не систематично, что объясняется и трудностями при их подготовке и разработке, и длительностью исполнения, и необходимостью затраты учебного времени (как минимум одного урока на представление результатов). Целесообразна реализация данного способа учебной мотивации во внеурочной деятельности, на факультативных и кружковых занятиях.
-
В этой связи в МБОУ «СШ №1» города Смоленска работает факультатив по географии для 6 класса «Клуб путешественников». Для организации работы класс был разделен на 5 групп, ориентируясь на интересы и личную коммуникацию. В качестве оформления выхода выбран выпуск периодической стенгазеты учащимися. Каждая из сформированных групп работает над темами своей рубрики.
-
-
Со стороны учителя лишь предлагаются конкретные темы по каждой рубрике. Во-первых, чтобы не терялась основная цель – развитие любознательности и интереса к предмету, и во-вторых, чтобы работа не ограничивалась слишком простым поиском информации. В остальном отношении (отбор материала и иллюстраций, порядок работы в группе) учащимся предоставлена свобода действий. Это, в какой-то мере, не использует всех образовательных возможностей проектной деятельности, однако, следует основной цели данного факультатива.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.