Содержание
-
Организация работ на стадии разработки проекта
Лекция 3. Часть 1.
-
План лекции:
Причины появление бизнес-идеи. Инициация бизнес-идеи. Разработка концепции инвестиционного проекта. Исследование инвестиционных возможностей и формирование инвестиционной стратегии.
-
Причины появление бизнес-идеи. Инициация бизнес-идеи.
Основные причины появления (источники идей) проектов: неудовлетворенный спрос; избыточные ресурсы; инициатива предпринимателей; реакция на политическое давление; интересы кредиторов. После формирования определенного числа альтернативных идей проекта специалист-аналитик проекта должен выполнить предварительную экспертизу и исключить из дальнейшего рассмотрения заведомо неприемлемые.
-
Причины, по которым идея может быть отклонена, имеют весьма общий характер. Например:
недостаточный спрос на продукцию проекта или отсутствие его реальных преимуществ перед аналогичными видами продукции; чрезмерно высокая стоимость проекта (имеется в виду не только экономическая, но и социальная или, например, экологическая); отсутствие необходимых гарантий со стороны заказчика проекта (или правительства); чрезмерный риск; высокая стоимость сырья.
-
В процессе формирования инвестиционного замысла проекта должны быть получены ответы на следующие вопросы:
цель и объект инвестирования, место (район) размещения; продукция проекта — характеристика и объем выпуска; срок окупаемости; доходность проекта; назначение, мощность и основные характеристики объекта инвестирования; предполагаемые источники и схема финансирования. Инвестиционный замысел существенно зависит от специфики результата проекта.
-
Разработка концепции инвестиционного проекта
Разработка концепции проекта включает: • Сбор исходных данных и анализ существующего состояния (предварительное обследование). • Выявление потребности в изменениях (проекте). • Определение проекта: - цели, задачи, результаты, - основные требования, ограничительные условия, критерии, - уровень риска, - окружение проекта, потенциальные участники, - требуемые время, ресурсы, средства и др. • Определение и сравнительная оценка альтернатив. • Представление предложений, их апробация и экспертиза.
-
Идея проекта свою квинтэссенцию выражает через формирование цели проекта. Цель проекта – это доказуемый результат и заданные условия реализации общей задачи проекта. Из определения следует, что необходимо различать «цели-результаты» (доказуемый результат) и «цели-образ действий» (условия реализации). Вместе эти компоненты составляют цели проекта, которые возникают на основе потребностей, необходимости, желаний, идей и т.п. Из анализа приведенных определений можно получить несколько полезных выводов относительно цели проекта. Определение (нахождение) цели проекта по своему значению и содержанию можно сравнить с постановкой задачи.
-
При нахождении цели, как и при постановке задачи, нельзя ограничиться формулировкой только абстрактно желаемого результата проекта, а необходимо найти ответы на вопросы:
-Как в точности должен выглядеть результат проекта (характеристики результата проекта) ? -Какие условия должны учитываться при реализации проекта (требования и ограничения)? Нахождение цели проекта равнозначно определению проекта и составляет важный этап в разработке концепции проекта. После нахождения цели проекта приступают к поиску и оценке альтернативных способов достижения цели проекта. Определившись с выбором инвестиционной концепции, предприятие получает в свое распоряжение лишь идеи. Превращение этих идей в конкретные инвестиционные проекты – цель следующей стадии, которая называется «предварительная проработка проекта».
-
Предварительная оценка проекта позволяет «отсеять» те проекты, которые физически не осуществимы или не согласуются со стратегическими целями организации, а также экономически малопривлекательные. Для окончательного анализа отбираются те проекты, которые могут представить определенный интерес для инвесторов и предприятия, реализующего инвестиционный проект.
-
Исследование инвестиционных возможностей и формирование инвестиционной стратегии
Осуществление проекта требует привлечения инвестиций. Источники инвестиций и капитальных вложений должны быть определены на предпроектном (начальном) этапе, так как инвестиционные возможности предприятия ограничены и средств заказчика обычно недостаточно для осуществления проекта. Поэтому оценка инвестиционных возможностей предполагает оценку доли собственных средств предприятия и долю вложений инвесторов. Цель инвесторов - максимизация прибыли на свои инвестиции от реализации проекта. Если инвестор и заказчик не являются одним и тем же лицом, то в качестве инвесторов обычно выступают банки, инвестиционные фонды и другие организации.
-
Инвестиционная стратегия определяет приоритеты направлений и форм инвестирования в рамках проекта, характер формирования инвестиционных ресурсов и последовательность этапов реализаций долгосрочных инвестиционных целей. Инвестиционная стратегия является составной частью стратегического управления и планирования, которая направлена на преодоление инвестиционных спадов в периоды депрессии, кризиса, структурную перестройку производства и совершенствование условий для финансовой устойчивости предприятий на долгосрочный период.
-
оценка возможного прироста вложений в инвестиции предполагает учет следующих проблем:
1) использование бюджетов всех уровней для финансирования инвестиционных программ в наши дни является достаточно проблематичным; 2) накопления собственных средств предприятия, по существу, практически никогда не происходит; 3) многие политики и экономисты связывают возможность оживить инвестиционные процессы с привлечением иностранных инвестиций; 4) большая часть сбережений населения хранится в наличной форме у населения.
-
Для того чтобы разработать инвестиционную стратегию, необходимо: - рассматривать производственный процесс, финансирование и инвестирование как единую систему бизнеса, направленную на создание условий роста стоимости капитала фирмы; - анализировать допустимый и критический уровни рисков рыночной ситуации и разрабатывать инвестиционную стратегию на основе прогнозов; - учитывать различную стоимость денег в определенные временные этапы; необходимо вести учет темпов инфляции; - вести расчет стоимости привлеченного капитала.
-
Кроме того, специалисты советуют вести учет следующих показателей: динамика изменений статей о финансовых инвестициях, показатели инвестиций по производимой продукции, инвестиции по срокам (долгосрочные и краткосрочные риски), инвестиции по объектам и сегментам активности, функциям, долговым обязательствам, инвестиции в ценные бумаги и долговые обязательства, нематериальные и материальные активы. Чтобы добиться успехов, необходимо принимать инвестиционные решения на всех уровнях, обеспечить тактическое и стратегическое планирование. При тактических инвестиционных решениях рекомендуется оперировать небольшими суммами и не отходить от ранее намеченной инвестиционной политики. При стратегических инвестиционных решениях операции проводятся с более крупными финансовыми средствами и ведут к изменениям ранее намеченных шагов, что увеличивает возрастание финансовых рисков.
-
Решения, которые могут приниматься в инвестиционной политике, зависят от вида инвестиций, наличия альтернативного проекта (проектов), стоимости проекта, наличия финансовых ресурсов для инвестирования, от рисков, связанных с возвратом вложений. Инвестиционные решения классифицируют следующим образом: Решения по обязательным инвестициям: решения, которые принимают для того, чтобы предприятие могло функционировать дальше; решения для уменьшения отрицательного влияния окружающей среды; решения для улучшения условий труда. Решения на снижение издержек: совершенствование применяемых технологий; для повышения качества продукции, услуг, работ; решения, направленные на улучшение организации труда, повышение эффективности управления.
-
Решения для расширения и обновления предприятия: инвестиции для реконструкции; для расширения производственной сферы; решения, направленные на техническое переоборудование (модернизацию оборудования). Решения на приобретение финансовых активов: решения по образованию стратегических альянсов; шаги по поглощению других фирм; использование финансовых инструментов с основными капиталовложениями; решения по расширению новых услуг и рынков.
-
Общий процесс разработки и практического внедрения инвестиционной стратегии организации включает в себя ряд последовательных этапов:
Определение временных интервалов, необходимых для окончательного формирования инвестиционной стратегии компании. Определение перечня основных стратегических целей инвестиционной деятельности. Формирование системы стратегических направлений формирования и распределения инвестиционных ресурсов компании. Разработка комплексной инвестиционной политики. Внедрение и реализация инвестиционной стратегии компании. Проведение системы оценки полученных результатов после практической реализации инвестиционной стратегии.
-
Использование дерева целей, по сути, представляет собой отражение стратегии (основная цель) и тактики (подцели) управления проектами. Схематичное изложение основных целей позволяет трансформировать стратегические цели модернизации в систему конкретных плановых задач, предполагаемых к выполнению в соответствующие плановые периоды.
-
Стратегические инвестиционные проекты должны способствовать реализации стратегических целей развития предприятия, таких как расширение сферы влияния, отраслевая или региональная диверсификация операционной деятельности, увеличение доли рынка посредством «захвата» предприятий-конкурентов, приобретение предприятий, входящих в состав вертикальной технологической цепочки производства продукции. Следовательно, основным фактором, влияющим на ценность проекта, для такого инвестора является получение дополнительных выгод для своего основного вида деятельности. Поэтому стратегическими инвесторами становятся в основном предприятия из смежных отраслей.
-
Реализация данной стратегии осуществляется посредством приобретения контрольного пакета акций интересующего субъекта хозяйственной деятельности. В этом случае инвестор получает значительное представительство в совете директоров компании и активно участвует в ее управлении. Как правило, стратегические инвесторы не заинтересованы в получении прибыли непосредственно на фондовом рынке или максимизации текущего инвестиционного дохода. Область их финансовых интересов связана с контролем над собственностью и не ограничивается конкретными сроками участия в проекте. Предприятие-реципиент получает определенные выгоды от такого сотрудничества не только в виде денежных средств, но и в виде гарантированных поставок, сбыта, квалифицированного персонала, качественного управления, логистических цепочек и т.д., однако при этом структура управления предприятием подвергается существенным изменениям.
-
Основные источники формирования инвестиционных ресурсов
Источники финансирования инвестиций Внутренние, входящие в состав собственного капитала Внешние Заемное финансирование (средства, не включаемые в состав собственногокаапитала) Эмиссия облигаций Банковские займы Государственные кредиты и займы (в том числе бюджетные займы, налоговые инвестиционные кредиты) Прочие займы (коммерческие кредиты, лизинг и др.) Финансирование посредством участия Эмиссия акций - про Финансирование иа безвозмездной основе Привлеченные средства (включаемые в состав собственного капитала Средства, выделя-емые вышестоящими холдинговыми или акционерными компа-ниями, ФПГ на разви-тие - Гранты и благо-творительныеассиг-нования - Средства фондов поддержки предпри-нимательства, вне-бюджетных и др. фондов, предоставленные безвозмездно Уставный капитал Накопленная прибыль Амортизация Добавочный капитал Резервный капитал Страховые возмещения
-
Примерный состав обоснования инвестиций:
Резюме проекта Общая характеристика отрасли и предприятия Исходные данные и условия, в том числе: Цели и задачи проекта Характеристика объектов и сооружений, в том числе: Мощность предприятия, номенклатура продукции Основные технологические решения Основные строительные решения Место размещения предприятия Обеспечение предприятия ресурсами Окружение проекта Оценка воздействия на окружающую среду Текущее (исходное) состояние проекта Кадры и социальное развитие
-
4.Анализ рынка, в том числе: Характеристика рынка продукции проекта Оценка конкурентоспособности продукции проекта Прогноз развития рынка продукции проекта Прогноз спроса на продукцию проекта 5.Управление проектом, в том числе: Укрупненная структура работ План проекта Структура управления проектом Команда проекта 6.Оценка эффективности проекта, в том числе: Исходные данные и результаты расчета Финансовый план Анализ рисков 7.Приложения
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.