Презентация на тему "П.С. Гейзлер"

Презентация: П.С. Гейзлер
1 из 238
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "П.С. Гейзлер", включающую в себя 238 слайдов. Скачать файл презентации 0.56 Мб. Большой выбор powerpoint презентаций

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    238
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: П.С. Гейзлер
    Слайд 1

    П.С. Гейзлер

    Альбом слайдов «Инвестиционное проектирование» Минск, БГЭУ, 2007

  • Слайд 2

    Инвестиционное проектирование

    доктор экономических наук, профессор Гейзлер Павел Сергеевич

  • Слайд 3

    Введение (9 слайдов)……………………………………………………. .. Тема1. Инвестиционный проект – понятие, состав, содержание (26 слайдов)…………………………………………………………….. Тема 2. Обоснование проекта (36 слайдов)…………………………….... Тема 3. Маркетинговая часть проекта (12 слайда)……………………..... Тема 4. Производственная часть проекта (20 слайдов)……………........ Тема 5. Инвестиционный план (23 слайда)……………………………... Тема 6. Эксплуатационные (текущие) издержки (18 слайдов)……….….. Тема 7. Финансовая часть проекта (12 слайдов)……….………………... Тема 8. Риски проекта (10 слайдов)………...……………………………... Тема 9. Оценка проектов (47 слайда)…………………………………….. Тема 10. Экспертиза проектов (10 слайдов)…………………………….

  • Слайд 4

    0 - 1 ВВЕДЕНИЕ

  • Слайд 5

    Цель изучения дисциплины:

    0 - 2 ознакомление с процедурой, содержанием работ по управлению проектами, приобретение необходимых практических навыков по организации управления конкретными проектами.

  • Слайд 6

    0 - 3 По результатам изучения курса студент долженЗНАТЬ: - что такое инвестиционный проект, его структуру, состав участников, жизненный цикл и стадии; -особенности организации и управления разработкой, фазы и стадии проектирования, роль менеджера и его команды; - систему экономических и финансовых расчетов; -содержание и методику конкретных видов работ; - методы оценки и экспертизы проектов.

  • Слайд 7

    0 - 4 УМЕТЬ: организовать работу по разработке инвестиционного проекта; - спланировать работы по проектированию; - проводить исследования и разработать инвестиционный проект; - осуществлять финансовые и экономические расчеты; - проводить оценку и экспертизу проекта; - принять работу от подрядчика .

  • Слайд 8

    0 - 5 ИМЕТЬ НАВЫКИ:проведения прединвестиционных исследований; - разработки проектов; - их оценки и экспертизы; - организации работ по инвестиционному проектированию, взаимоотношениям со всеми участниками проекта, разработчиками и экспертами.

  • Слайд 9

    Инвестиционное проектирование

    0 - 6 - это организация и методика разработки (составления)инвестиционных проектов

  • Слайд 10

    ИНВЕСТИЦИИ – все виды инвестиционных ресурсов, вкладываемых в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения запланированного результата (прибыль, доход, социальный и иной эффект).

  • Слайд 11

    ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ: финансовые; материальные; интеллектуальные; прочие (например, время).

  • Слайд 12

    ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – процесс формирования и реализации инвестиционных ресурсов, это совокупность практических действий физических и юридических лиц, государства и его регионов и отраслей, направленная на получение запланированных (необходимых) результатов.

  • Слайд 13

    СУБЪЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: государство; юридические лица; физические лица.

  • Слайд 14

    ОБЪЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: основной капитал (основные фонды); оборотный капитал (оборотные фонды); ценные бумаги (акции и др.); интеллектуальная собственность; научно-технологическая продукция; земля; недвижимость; природные ресурсы.

  • Слайд 15

    ИНВЕСТОР – собственник инвестиционных ресурсов (юридические и физические лица, в т.ч. государство). СУБИНВЕСТОР – юридические и физические лица, осуществляющие организацию и управление инвестиционной деятельностью по договору с инвестором. УЧАСТНИКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – это исполнители заказов и поручений инвесторов и субинвесторов.

  • Слайд 16

    ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: в экономике государства; в отраслях народного хозяйства; в регионах; в хозяйствующих субъектах.

  • Слайд 17

    ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОПРОВОЖДАЕТ: научно-технический прогресс; обеспечивает экономический рост.

  • Слайд 18

    ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ИД): заключается в планировании инвестиционной деятельности (составлении программы ИД); разработке инвестиционных проектов; реализации (осуществлении) инвестиционных проектов.

  • Слайд 19

    ПРОГРАММА (ПЛАН) ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВКЛЮЧАЕТ: мегапроекты; мультипроекты; монопроекты.

  • Слайд 20

    МЕГА ПРОЕКТ МУЛЬТИ ПРОЕКТ МОНО ПРОЕКТ ПРОГРАММА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ. МОНО ПРОЕКТ МОНО ПРОЕКТ

  • Слайд 21

    Инвестиционный проект

    0 - 7 проект, требующий инвестиций для своего осуществления. Проект- системное мероприятие по созданию и эксплуатации нового объекта, улучшению, реконструкции, расширению действующего.

  • Слайд 22

    0 - 8 Инвестиционный проект: понятие, состав, содержание. Обоснование проекта. Маркетинг в проекте. Производственная часть проекта. Инвестиционный план. Эксплуатационные расходы. Финансовая часть. Риски проекта. Оценка проекта. Экспертиза проекта.

  • Слайд 23

    0 - 9 1. Беренс В., Ховранек П. Руководство по оценке эффективности инвестиций. АОЗТ «Интерэксперт» - М.: 1995 – 528 с. 2. Управление проектами. Учебное пособие. Гейзлер П.С., Завьялова О.В. – Мн.: БГЭУ, 2005 – 255 с. 3. Управление проектами. Практическое пособие. Гейзлер П.С., Завьялова О.В. – Мн.:, 2005 – 288 с.

  • Слайд 24

    Тема 1

    1 - 1 Инвестиционный проект – понятие, состав, содержание.

  • Слайд 25

    1 - 2 понятие инвестиционного проекта классификация проектов участники инвестиционного проекта идея проекта жизненный цикл инвестиционного проекта

  • Слайд 26

    1 - 3 Проект – комплексный системный процесс, направленный на изменения всех областей жизни людей. Понятие проекта существенно различается в развитых странах и бывшем СССР.

  • Слайд 27

    1 - 4 В широком смысле проект – это то, что способно что-либо изменить в жизни и мире.

  • Слайд 28

    1 - 5 Проект – задача с определенными исходными данными и требуемыми результатами. Для решения этой задачи применяются специфические средства.

  • Слайд 29

    Классификация проектов

    1 - 6 Типы инвестиционных проектов Организационные –создание новой организации, реформирование имеющейся, проведение мероприятия и т.д. Экономические – реструктуризация, санация, приватизация и т.д.

  • Слайд 30

    1 - 7 Социальные – связаны с решением социальных проблем: совершенствование социального обеспечения, пенсионного законодательства, развитие здравоохранения, спорта; ликвидация последствий природных явлений и социальных потрясений. Технические и технологические – связаны с разработкой нового продукта, совершенствованием техники и технологии, инновационной деятельностью.

  • Слайд 31

    Классы проектов

    1 - 8 Монопроект – отдельный независимый от других проект любого вида, типа и масштаба. Мультипроект – комплексный проект, состоящий из нескольких взаимосвязанных проектов. Мегапроект – включает несколько мульти- и монопроектов и представляет собой целевую программу развития объекта.

  • Слайд 32

    Масштаб проектов

    1 - 9 Малые проекты Средние Крупные Мегапроекты – целевые программы с большим общим бюджетом

  • Слайд 33

    Длительность проекта

    1 - 10 Краткосрочные – до 2-х лет Среднесрочные – от 2 до 5 лет Долгосрочные – свыше 5 лет

  • Слайд 34

    Участники проекта

    1 - 11 Заказчик – будущий владелец и пользователь результатов проекта Проектоустроитель – юридическое или физическое лицо, осуществляющее проект. Инвестор – лицо, финансирующее проект.

  • Слайд 35

    1 - 12 Проектировщик – лицо, разрабатывающее проект в целом. Архитектор проекта – лицо, осуществляющее руководство (управление) разработкой и осуществлением проекта.

  • Слайд 36

    1 - 13 Инженер проекта – лицо, выполняющее работы, связанные с инжиниринговой деятельностью (инжинирингом), т.е. оказывающее услуги по организации процесса производства и реализации продукции и услуг проекта. Поставщик – лицо, осуществляющее материально-техническое обеспечение проекта.

  • Слайд 37

    1 - 14 Подрядчик – лицо, ответственное за выполнение всех (или только некоторых) работ по проекту. Субподрядчик – выполняет отдельные виды работ по проекту. Консультант – оказывает услуги в виде консультаций другим участникам проекта по различным вопросам его разработки и реализации.

  • Слайд 38

    1 - 15 Менеджер проекта – руководитель проекта, лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами по проекту. Он формирует команду для этих целей.

  • Слайд 39

    1 - 16 Лицензиар – лицо, обладающее лицензией или Know-how, которые используются в проекте. Банк – выступает в ролях: – инвестора, – кредитора, – обслуживающей финансовой организации. Администратор проекта – лицо из команды проекта, которое берет на себя бремя административных работ.

  • Слайд 40

    Идея проекта

    1 - 17 Любой проект начинается с идеи. Простые бизнес – идеи отвечают на вопрос – как заработать деньги? Обычно простые бизнес – идеи опираются на чей-то опыт, повторяют уже кем-то реализованные идеи и пути.

  • Слайд 41

    1 - 18 Новые идеи опираются на научно-технологический прогресс, достижения науки. Но научные идеи – это еще не бизнес – идеи. Их разделяют несколько этапов жизненного цикла.

  • Слайд 42

    1 - 19

  • Слайд 43

    1 - 20 Бизнес - идея – та точка, в которой предпроектная стадия переходит в первую фазу жизненного цикла проекта. Любой конкретный проект находит свою бизнес – идею на данной предпроектной стадии.

  • Слайд 44

    1 - 21 Интерес представляют новые идеи. Они являются двигателем научно-технологического прогресса. Научные идеи – первичны. Это отправная точка научно-технологического прогресса.

  • Слайд 45

    1 - 22 Основные источники идей Внутренние Внешние Руководитель Менеджмент Сотрудники Архивы Партнеры Клиенты СМИ НТИ Интернет СМИ

  • Слайд 46

    Жизненный цикл проекта. Фазы проекта

    1 - 23 прединвестиционная инвестиционная эксплуатационная ликвидационная (преобразовательная)

  • Слайд 47

    Предпроектная стадия

    1 - 24

  • Слайд 48

    Прединвестиционная фаза

    1 - 25 Исследование возможностей Предварительное ТЭО Бизнес-план (инвестиционный проект)

  • Слайд 49

    1 - 26 Исследование возможностей Предварительное ТЭО Удовлетворительный результат Неудовлетворительный результат Окончательное ТЭО - Бизнес- план

  • Слайд 50

    Тема 2

    2 - 1 Обоснование проекта

  • Слайд 51

    2 - 2 Система экономических и финансовых расчетов при разработке идеи проекта Исследование возможностей Предварительное ТЭО Окончательное ТЭО (бизнес - план проекта)

  • Слайд 52

    2 - 3 Каждый инвестиционный проект должен быть самым внимательным образом рассмотрен и тщательно обоснован. Без этого деньги, потраченные на реализацию проекта, это просто выброшенные средства.

  • Слайд 53

    2 - 4 Русская пословица гласит «Семь раз отмерь – один отрежь». Это имеет прямое отношение и к инвестиционным проектам.

  • Слайд 54

    2 - 5 Инвестиционный проект должен сопровождаться экономическими и финансовыми расчетами на всех фазах и стадиях его жизненного цикла, работой с профессиональ - ными консультантами.

  • Слайд 55

    2 - 6 Особенно они значимы в прединвес- тиционной фазе. Средств жалеть и экономить на расчетах, оценке и экспертизе нельзя. Ошибочные решения обойдутся много дороже.

  • Слайд 56

    2 - 7 Ошибки, допущенные в прединвестиционной фазе, еще можно исправить. В последующих фазах ошибки уже неисправимы и потери неизбежны вплоть до ликвидации хозяйствующего субъекта.

  • Слайд 57

    2 - 8 Мировая практика выработала определенную систему экономических и финансовых расчетов при разработке инвестиционного проекта. Основной объем этих расчетов падает на прединвестиционную фазу.

  • Слайд 58

    2 - 9 Он включает: исследование возможностей, анализ альтернативных вариантов и предварительный выбор лучшего, предварительное ТЭО (ПТЭО), окончательное ТЭО (бизнес - план), заключение по проекту.

  • Слайд 59

    2 - 10 Система требует получения положительных ответов на все вопросы на любой фазе и стадии обоснования. Один отрицательный ответ и разработка проекта должна быть прекращена или проект должен быть изменен.

  • Слайд 60

    2 - 11 Детальная и всесторонняя проработка обоснования проекта позволяет с уверенностью говорить о эффективности и будущем успехе инвестиционного проекта .

  • Слайд 61

    Исследование возможностей

    2 - 12 Исследование возможностей – обширная научно-исследовательская работа по нескольким направлениям. Эта работа подразделяется на: исследование общих возможностей исследование возможностей конкретного проекта.

  • Слайд 62

    2 - 13 На стадии исследования возможностей расходуется значительная часть средств, необходимых в прединвестиционной фазе. Основные направления, по которым проводится исследование возможностей: месторасположение объекта (размещение), организация производства и бизнеса, маркетинг.

  • Слайд 63

    Исследование возможностей

    2 - 14 Месторасположение (размещение) объекта Маркетинговые исследования Организация бизнеса

  • Слайд 64

    Месторасположение (размещение) объекта

    2 - 15 Размещение объекта требует серьезного экономического обоснования и исследования. Исправить ошибки в этом вопросе практически невозможно.

  • Слайд 65

    2 - 16 Обоснования не требуется при реконструкции предприятия, модернизации оборудования и технологии. Расширение уже требует рассмотрения нескольких вариантов, а новое строительство – глубоких экономических расчетов.

  • Слайд 66

    2 - 17 Для этих целей применяются: специальные методики, отражающие особенности отраслей и производств; экономико-математические модели, учитывающие отраслевые и региональные факторы и условия.

  • Слайд 67

    2 - 18 Принципы обоснования размещения производственных объектов – это исходные научные положения, которыми должна руководствоваться хозяйственная практика при обосновании месторасположения объекта

  • Слайд 68

    2 - 19 Принцип эффективности, Принцип системности, Принцип оптимизации, Принцип перспективности, Принцип непрерывности.

  • Слайд 69

    2 - 20 Факторы размещения – объективные обстоятельства, оказывающие влияние на выбор конкретного варианта размещения (месторасположения) объекта Отраслевые Региональные Факторы размещения

  • Слайд 70

    2 - 21 Эффективность вариантов размещения предприятий определяется взаимодействием отраслевых и региональных факторов. Это учитывается в экономико-математических моделях и в информации (показателях), используемых в них.

  • Слайд 71

    Два этапа обоснований.

    2 - 22 Отраслевые и региональные программы развития – стратегические перспективные планы; выбор варианта размещения конкретного предприятия.

  • Слайд 72

    В показателях учитываются затраты

    2 - 23 на создание предприятия (строительство, оборудование и его монтаж и т.д.), эксплуатационные затраты, транспортные затраты (на перевозку сырья, материалов, готовой продукции).

  • Слайд 73

    Маркетинговые исследования

    2 - 24 Они имеют важнейшее значение при решении вопроса об возможной эффективности проекта. В тоже время нельзя все сводить к маркетинговым (рыночным) возможностям. Это лишь один из важнейших факторов.

  • Слайд 74

    2 - 25 Основные направления исследования рынка в рамках исследования возможностей: определение конкурентов; анализ сильных и слабых сторон конкурентов; анализ цен и ценовой практики;

  • Слайд 75

    2 - 26 анализ сбыта; распределение рынка товаров (услуг); анализ емкости рынка; потенциальные возможности фирмы и т.д.

  • Слайд 76

    Организация бизнеса

    2 - 27 Продукция (услуги) Сырье, материалы Технология Оборудование

  • Слайд 77

    Предварительное ТЭО

    2 - 28 ПТЭО – промежуточная стадия между исследованием возможностей и окончательным бизнес-планом (ТЭО инвестиционного проекта). Структура ПТЭО, его логика полностью соответствуют структуре бизнес-плана (окончательного ТЭО).

  • Слайд 78

    2 - 29 Естественно, что ПТЭО не содержит подробностей и излишних деталей, т.к. его задача оценить возможность перехода к составлению заключительного документа проекта – окончательному ТЭО (бизнес-плану).

  • Слайд 79

    2 - 30 Если в ходе исследования возможностей обосновываются решения по отдельным частным (но очень важным) вопросам, то ПТЭО оценивает проект в целом, комплексно.

  • Слайд 80

    2 - 31 ПТЭО – в основном внутренний документ. Его цель – разобраться в сущности и вариантах проекта и найти путь к окончательному наилучшему (оптимальному) его варианту.

  • Слайд 81

    2 - 32 В ПТЭО как документе может применяться следующая структура (схема). Резюме. Краткий обзор всех основных решений по каждому из вопросов проекта. Предпосылки и история проекта (спонсоры, идея, уже проведенные работы).

  • Слайд 82

    2- 33 Анализ рынка и концепция маркетинга Материальные ресурсы (потребность, поставки) Размещение объекта (как оно обосновано) Производство (производственная мощность, технология, оборудование, строительство)

  • Слайд 83

    2 - 34 Организационная структура и накладные расходы, Трудовые ресурсы и расходы на них, Календарный план осуществления. Финансовый анализ: инвестиционный план, затраты на производство, экономическая и финансовая оценка.

  • Слайд 84

    Бизнес-план (ТЭО) проекта

    2 - 35 0. Резюме Характеристика проектоустроителя и проекта Преимущества и риски проекта Рынок товаров (услуг) Стратегия маркетинга (промоушен) Характеристика продукции (услуг) Производство (размещение, кадры, оборудование, условия производства, поставщики сырья и всех иных необходимых ресурсов)

  • Слайд 85

    2 - 36 Менеджмент (владельцы, управленцы, оплата труда, советники, консультанты) Ключевые точки (календарный план) Финансирование проекта Финансовые расчеты Заключение, выводы

  • Слайд 86

    Тема 3

    3 - 1 Маркетинговая часть проекта

  • Слайд 87

    3 - 2 В любом инвестиционном проекте маркетинговой части (составляющей) принадлежит ведущее место. Любая продукция (услуги) производятся не для собственного потребления производителем, а для продажи (реализации) на сторону.

  • Слайд 88

    3 - 3 Значит все, что производит хозяйствующий субъект (продукция, услуги) должно быть реализовано и оплачено потребителем. Следовательно, нужно производить продукцию и оказывать услуги, которые востребованы на рынке.

  • Слайд 89

    3 - 4 В инвестиционном проекте в части маркетинга всех участников проекта интересуют две группы вопросов: Положение на рынке, Мероприятия по продвижению продукции (услуг) – промоушен.

  • Слайд 90

    Положение на рынке

    3 - 5 Требуется охарактеризовать ситуацию на конкретном рынке продукции, услуг, работ. Во-первых, однородный это рынок или он делится на сегменты. В каком сегменте находится продукция (услуга, работа), которую мы производим.

  • Слайд 91

    3 - 6 Во-вторых, какие еще производители имеются в этом же сегменте (если рынок однороден, то в целом на рынке). Каков общий объем потребности, имеется ли баланс спроса и предложения. Какую долю рынка занимают конкретные производители и конкретные потребители.

  • Слайд 92

    Сегментация рынка, доли конкретных производителей и потребителей иллюстрируются секторными диаграммами и таблицами

    3 - 7 C 1 C 4 C 3 C 2 Cегментация рынка И2 И 1 И3 И5 И6 И4 Производители (изготовители) П2 П 3 П 4 П5 П6 П7 П1 Потребители

  • Слайд 93

    Следует дать характеристику производителей с указанием объемов выпуска и цен на продукцию, а также необходимых пояснений и комментариев

    3 - 8

  • Слайд 94

    3 - 9 Завершить рассмотрение положения на рынке способен SWOT-анализ с рассмотрением преимуществ и недостатков, угроз и проблем компании-производителя. Завершается эта часть маркетинговых исследований выводами и переходом к необходимым мероприятиям по продвижению продукции (услуг, работ) на рынок и определению бюджетов этих мероприятий.

  • Слайд 95

    3 - 10 После того, как были намечены необходимые мероприятия по выводу продукции компании – проектоустроителя на рынок или по закреплению на рынке, по каждому мероприятию определяются потребные инвестиции и текущие расходы. Текущие расходы носят постоянно-повторяющийся характер с определенной периодичностью (например реклама).

  • Слайд 96

    3 - 11 Инвестиции требуются в начале проведения мероприятий и не повторяются в дальнейшем. Это зависит от характера конкретного мероприятия. Инвестиции в маркетинг затем включаются в программу финансирования проекта и учитываются в его финансовой части.

  • Слайд 97

    3 - 12 Текущие затраты также учитываются в финансовой части и включаются в таблицы текущих расходов (себестоимости) изготовления продукции и при определении прибылей и убытков, а также движения денежных средств.

  • Слайд 98

    Тема 4

    4 - 1 Производственная часть проекта

  • Слайд 99

    4 - 2 Разработка плана производства позволяет определить различного рода затраты и издержки, необходимые для организации бизнеса и расчета эксплуатационных затрат.

  • Слайд 100

    4 - 3 Месторасположение (размещение) объекта должно выявить важные, наиболее существенные моменты, формирующие величину затрат как на создание объекта в данном месте, так и на эксплуатацию объекта, включая и транспортные затраты на доставку сырьевых компонентов и готовой продукции потребителям.

  • Слайд 101

    4 - 4 Учитывая, что все обоснования принятых решений по всем вопросам производства произведены на предварительной стадии в «Исследовании возможностей» и в ПТЭО, в производственной части даются лишь четкие описания и характеристики принятых вариантов.

  • Слайд 102

    4 - 5 Все это должно позволить приступить и успешно провести весь комплекс необходимых расчетов. Для продукции (услуг) важно на какой стадии жизненного цикла находиться продукция (услуга). Какие нужны средства на доработку конструкции, технологии, намечается или предполагается ли развитие и совершенствование, что позволит определить необходимые затраты.

  • Слайд 103

    4 - 6 Сырьевые компоненты играют важную роль в формировании затрат: их стоимость и затраты на доставку во многих отраслях составляют значительную величину. Обеспечение стабильного снабжения объекта может потребовать также единовременных вложений.

  • Слайд 104

    4 - 7 Затраты, связанные с оборудованием, формируются стоимостью оборудования у производителя, доставкой, монтажом, отладкой. Особенности оборудования влияют и на эксплуатационные затраты, снабжение запасными частями и т.д.

  • Слайд 105

    4 - 8 Технология также влияет на затраты в первую очередь на ее приобретение (патенты, ноу-хау) и использование. Персонал требует определенной квалификации, нужно учесть затраты на его обучение и переобучение.

  • Слайд 106

    4 - 9 Эксплуатационные затраты, связанные с персоналом, требуют знания количества людей по профессиям, специальностям и должностям (штатного расписания), ставок и системы доплат и других условий.

  • Слайд 107

    Производственная программа

    4 - 10

  • Слайд 108

    4 - 11

  • Слайд 109

    Потребность в сырье

    4 - 12

  • Слайд 110

    4 - 13 Потребность в трудовых ресурсах (рабочей силе) определяется после того, как установлена производственная программа по периодам, имеется полная ясность с технологией и оборудованием и т.д. Эта потребность указывается не общими или обобщенными словами и категориями, а конкретно по профессиям и специальностям.

  • Слайд 111

    4 - 14 Особое значение это имеет для высокотехнологичных производств. Нельзя использовать показатели трудоемкости: необходимо составить полное штатное расписание. Это позволит определить затраты на заработную плату (содержание персонала).

  • Слайд 112

    Потребность в подготовке и переподготовке кадров

    4 - 15

  • Слайд 113

    Организация управления

    4 - 16 Собственники и общее руководство. Они должны вызвать доверие, показать, что они компетентны, имеют нужное образование и опыт работы, организаторские способности, коммуникабельность, заинтересованы в проекте.

  • Слайд 114

    4 - 17 Внешние советники значительно подкрепляют авторитет команды исполнителей проекта. Это экономисты, финансисты, маркетологи, бухгалтеры, юристы, аудиторы, банкиры, страховщики и др. Если проект касается высоких технологий, то нужны технологи, специалисты по оборудованию, сырьевым компонентам и т.д.

  • Слайд 115

    4 - 18 Если в хозяйствующем субъекте нет Совета директоров или Наблюдательного Совета, то желательно такой орган создать. Особое внимание следует уделить организационной структуре управления как в период строительства, так и в период эксплуатации.

  • Слайд 116

    4 - 19 В дополнении к этому в бизнес-плане инвестиционного проекта приводится до пяти профессиональных интервью (резюме) главных людей компании – проектоустроителя, по следующей схеме.

  • Слайд 117

    4 - 20 Ф.И.О. адрес, телефоны, факсы, e-mail и т.д., образование (с учеными степенями и званиями), награды, профессиональная деятельность, прочая (иная) деятельность.

  • Слайд 118

    Тема 5

    5 - 1 Инвестиционный план

  • Слайд 119

    5 - 2 Первая задача инвестиционного плана – определение потребных инвестиций (единовременных издержек). Затем, во вторую очередь, определяются источники покрытия этих потребностей. Соответственно инвестиционный план состоит из двух частей – активов и пассивов.

  • Слайд 120

    Потребность в инвестициях

    5 - 3 Инвестиции: предпроизводственные расходы первоначальные инвестиционные издержки инвестиции в период эксплуатации

  • Слайд 121

    Предпроизводственные расходы

    5 - 4 регистрация фирмы юридические и нотариальные услуги копии уставных документов выпуск ценных бумаг пусковые испытания

  • Слайд 122

    5 - 5 Подготовительные исследования: прединвестиционные исследования, в т. ч. бизнес- план; оплата консультаций; планирование осуществления проекта Прочие предпроизводственные расходы: содержание персонала (труд, командировки); обучение персонала; приобретение патентов; расходы по страхованию во время строительства; % по ссудам во время строительства.

  • Слайд 123

    5 - 6 Расходы на пусковые испытания, пуск и ввод в эксплуатацию При модернизации оборудования издержки на замену всего или только некоторых видов оборудования, включая расходы на доставку, монтаж и ввод в эксплуатацию Ликвидационные издержки

  • Слайд 124

    Инвестиции в основной капитал

    5 - 7 Приобретение земли, подготовка участка Сооружения, здания Оборудование Права на интеллектуальную собственность (патенты, ноу-хау и т. д.)

  • Слайд 125

    Полные инвестиционные расходы:

    5 - 8 предпроизводственные расходы, включая исследования; инвестиции в основной капитал; инвестиции в оборотный капитал В проекте они рассчитываются по периодам осуществления в соответствии с шагом проектирования.

  • Слайд 126

    Инвестиции в основной капитал состоят из:

    5 - 9 приобретения земли, подготовки участка, оплаты мероприятий по охране окружающей среды, приобретения объектов интеллектуальной собственности, приобретения и установки производственно-технологического оборудования, строительства зданий и сооружений.

  • Слайд 127

    5 - 10 Эти расходы должны быть расчитаны по периодам (шагам проектирования). По пунктам 1,2,3,4 расчет производится по конкретным мероприятиям и объектам предварительно, а затем результаты помещаются в формы (они одинаковы для этих пунктов).

  • Слайд 128

    5 - 11

  • Слайд 129

    5 - 12 Для определения издержек на приобретение, установку и монтаж производственно-технологического оборудования составляется одна или несколько таблиц в зависимости от масштаба и сложности проекта. При этом оборудование подразделяется на основное, вспомогательно-обслуживающие и прочее.

  • Слайд 130

    Издержка на приобретение, установку и монтаж производственно-технологического оборудования

    5 - 13

  • Слайд 131

    5 - 14 Если издержки по оборудованию определяются в нескольких таблицах по группам и подгруппам, должна составляться сводная таблица (ведомость). Сначала по группам, а потом и итоговая (общая). В итоговой таблице вместо конкретного вида оборудования указываются группы (подгруппы). Кроме основного производственно-технологического оборудования аналогичным образом поступают с прочим оборудованием. Все таблицы имеют одну и ту же форму.

  • Слайд 132

    Для определения инвестиционных затрат на строительство зданий и сооружений предварительно составляется перечень объектов и сметы на каждый объект. Форма для результирующей таблицы

    5 - 15

  • Слайд 133

    5 - 16 Сводная таблица по инвестициям в основной капитал составляется в соответствии с перечнем составляющих. Они указаны выше. Большое значение имеют также инвестиции в оборотный капитал. Это существенная часть первоначальных средств, необходимых для реализации проекта.

  • Слайд 134

    5 - 17 Потребность в оборотном капитале в инвестиционном проекте состоит из: счетов к получению (коммерческих кредитов потребителям по условиям продажи); товарно-материальных запасов для обеспечения начала и непрерывной работы;

  • Слайд 135

    5 - 18 это: производственные материалы, запасные части, незавершенное производство, готовая продукция; кассовой и банковской наличности; прочих видов оборотного капитала.

  • Слайд 136

    Потребность в оборотном капитале

    5 - 19

  • Слайд 137

    Полные инвестиционные расходы

    5 - 20

  • Слайд 138

    5 - 21 Источники финансирования проекта Внутренние Внешние Прибыль предприятия Амортизационные отчисления Средства от реализации ненужных ОС и запасов Акционерный капитал Отечественные Иностранные

  • Слайд 139

    Схема финансирования проекта

    5 - 22

  • Слайд 140

    Инвестиционный план

    5 - 23 Активы (полные инвестиционные расходы) Пассивы (схема финансирования проекта) Активы = Пассивы

  • Слайд 141

    Тема 6

    6 - 1 Эксплуатационные (текущие) издержки.

  • Слайд 142

    6 - 2 Эксплуатационные издержки определяются по правилам калькулирования себестоимости в соответствии с действующим законодательством. Расчет ведется по периодам (по шагам проектирования), при этом определяются как полные общие расходы, так и расходы на единицу продукции.

  • Слайд 143

    6 - 3 Процедуры расчетов издержек по статьям затрат сравнительно просты, если проект касается выпуска одного вида продукции (услуг). Если же их несколько, то сложность заключается в распределении косвенных расходов (цеховых, общезаводских и др.) по видам продукции.

  • Слайд 144

    Классификация текущих издержек

    6 - 4 Текущие издержки переменные постоянные дегрессивные прогрессивные регрессивные пропорциональ- ные

  • Слайд 145

    6 - 5 Переменные издержки зависят от объема производства и реализации продукции. Постоянные – остаются неизменными и при увеличении, и при уменьшении объема производственной деятельности.

  • Слайд 146

    6 - 6 Пропорциональные переменные издержки меняются строго пропорционально изменению объема производства. Это затраты на сырье, материалы и т.д. Дегрессивные переменные издержки меняются медленнее, чем растет объем производства. К ним можно отнести затраты на ремонт и техническое обслужтвание оборудования.

  • Слайд 147

    6 - 7 Прогрессивные переменные издержки меняются быстрее, чем растет объем производства. Это, например, плата за сверхурочные работы. Регрессивные переменные издержки уменьшаются с ростом объема производства. Например, затраты на техническое обслуживание неиспользуемого оборудования.

  • Слайд 148

    Издержки на производство и реализацию продукций (услуг)

    6 - 8

  • Слайд 149

    Для небольших предприятий (малого бизнеса)Издержки на производство и реализацию продукции определяются по упрощенной форме

    6 - 9

  • Слайд 150

    6 - 10 Перед составлением итоговой таблицы издержек на производство и реализацию продукции (услуг) определяются издержки по п.п. 1-8 в специальных вспомогательных (промежуточных) таблицах.

  • Слайд 151

    Затраты на приобретение материальных ресурсов (период)

    6 - 11

  • Слайд 152

    6 - 12 Аналогично производится расчет затрат на услуги производственного характера, электроэнергию и топливо. Возможно составление отдельных таблиц для определения затрат на сырьевые компоненты по каждому их виду: сырью, основным материалам, вспомогательным материалам, полуфабрикатам, комплектующим изделиям, услугам производственного характера, электроэнергии, топливу.

  • Слайд 153

    Затраты на заработную плату

    6 - 13

  • Слайд 154

    6 - 14 При определении размера ЗП в месяц учитываются тарифная ставка (для рабочих), основной оклад (для специалистов и служащих), а также коэффициент доплат (Кд), учитывающий дополнительную зарплату работника и доплаты компенсирующего и стимулирующего характера, надбавки за профессиональное мастерство и выслугу лет.

  • Слайд 155

    Амортизационные отчисления

    6 - 15

  • Слайд 156

    6 - 16 Общепроизводственные расходы : на эксплуатацию и текущий ремонт оборудования (включая ЗП, материальные ресурсы, э/энергию, воду, тепловую энергию, сжатый воздух и т.д.), на износ малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и приспособлений, на организацию, обслуживание и управление.

  • Слайд 157

    6 - 17 Общехозяйственные расходы составляют: затраты на оплату труда руководителей и специалистов, затраты на содержание и ремонт административного и складского назначения, административные расходы: связь и т.д. расходы по содержанию собственного транспорта, используемого в сфере управления.

  • Слайд 158

    6 - 18 Коммерческие расходы : на рекламу, на маркетинговые исследования, на разработку систем реализации. Эти расходы определяются отдельной сметой.

  • Слайд 159

    Тема 7

    7 - 1 Финансовая часть проекта

  • Слайд 160

    7 - 2 Ее задача выявить степень эффективности проекта. Здесь нельзя допускать условных и приблизительных оценок. Эти оценки опираются на все ранее принятые решения и расчеты. Здесь должен быть применен динамический метод, а не расчеты по формулам.

  • Слайд 161

    Основные документы при определении эффективности проекта

    7 - 3 Отчет о прибылях и убытках (Income statement) Балансовый отчет (Balance Sheet) Отчет о денежных потоках (Cash flow)

  • Слайд 162

    7 - 4 Отчет о прибылях и убытках составляется для расчета образующегося в каждом периоде чистого дохода (чистых поступлений денежных средств) или же убытков (дефицита денежных средств) по проекту. Этот отчет показывает динамику образования и использования денежных средств при реализации проекта.

  • Слайд 163

    Отчет о прибылях и убытках (о чистом доходе)

    7 - 5 Степень (%) использования ПМ Объем реализации продукции (услуг)- поступления от продаж Прочие (другие) поступления Всего поступлений Налоги, взимаемые с объемов реализации (НДС и др) Издержки производства и реализации продукции( услуг), в т. ч. амортизационные отчисления Валовая прибыль Необлагаемая прибыль Облагаемая прибыль Налоги и сборы, взимаемые с прибыли Чистая прибыль Распределение чистой прибыли 12.1 На погашение задолженностей 12.2 На выплату дивидендов 12.3 На дополнительное премирование персонала 12.4 На реинвестирование 12.5 На другие цели

  • Слайд 164

    Отчет о прибылях и убытках1 вариант

    7 - 6 Показатели Периоды

  • Слайд 165

    Отчет о прибылях и убытках2 вариант

    7 - 7 Показатели Периоды

  • Слайд 166

    Балансовый отчет. Состав показателей

    7 - 8 Активы 1.Текущие активы 1.1 Производственные запасы 1.2 Незавершенное производство 1.3 Готовая продукция и товары 1.4 Счета к получению 1.5 Наличность (касса, расчетные счета) 1.6 Остаток финансовых средств 2. Долгосрочные (внеоборотные) активы 2.1 Основные средства 2.2 Незавершенное строительство 2.3 Амортизация 2.4 Прочие долгосрочные активы Пассивы 1.Текущие пассивы 2. Счета к оплате 3. Чистая прибыль 4. Распределенная прибыль 5.Нераспределенная прибыль 6. Резервы, накопления 7. Собственный капитал 8. Долгосрочные обязательства 9. Овердрафт

  • Слайд 167

    Отчет о движении денежных средствПолный состав показателей

    7 - 9 А. Притоки денежных средств Поступления от продаж (реализация продукции и услуг) Доходы от ценных бумаг Прочие доходы В. Оттоки денежных средств Инвестиции Проценты по ссудам Эксплуатационные и маркетинговые издержки 3.1. Амортизационные отчисления 3.2. Налоги, включенные в издержки Налоги с продаж Налоги с прибыли Дивиденды Премирование персонала из прибыли Рефинансирование Погашение ссуд С. Излишек- недостаток- чистый доход D. Кумулятивный излишек- кумулятивный чистый доход Е. Дисконтированный чистый доход F. Кумулятивный дисконтированный чистый доход

  • Слайд 168

    Отчет о движении денежных средствСокращенный состав показателей

    7 - 10 А. Притоки денежных средств Чистая прибыль, направляемая на погашение ссуд и процентов по ним Прочие доходы В. Оттоки денежных средств Инвестиции в основной и оборотный капитал, произведенные за счет долгосрочных и краткосрочных ссуд Проценты по ссудам С. Результирующие показатели Чистый доход (долг) Дисконтированный чистый доход Кумулятивный дисконтированный чистый доход (кумулятивный чистый доход)

  • Слайд 169

    Отчет о движении денежных средствСхемы таблиц 1 вариант

    7 - 11 показатели периоды

  • Слайд 170

    Отчет о движении денежных средствСхемы таблиц2 вариант

    7 - 12 Периоды Показатели

  • Слайд 171

    Тема 8

    8 - 1 Риски проекта

  • Слайд 172

    8 - 2 Современная рыночная среда немыслима без риска. Основные виды их: производственный – связан с возможностью невыполнения обязательств по контрактам и договорам; финансовый – связан с возможностью невыполнения финансовых обязательств перед инвесторами и кредиторами;

  • Слайд 173

    8 - 3 инвестиционный – связан собесценением инвестиционно-финансового портфеля (собственные и приобретенные ценные бумаги); рыночный – связан с колебанием процентных ставок, курсов денежных валют, рыночной конъюнктуры; институциональный – связан с изменением государственной экономической политики и международных отношений.

  • Слайд 174

    8 - 4 Риски проекта анализируются с целью последующего принятия решений об инвестировании (участии в проекте) и выработки мер защиты от возможных финансовых потерь. Анализ рисков делиться на качественный (идентификация рисков) и количественный (определение размеров рисков).

  • Слайд 175

    Методы количественного анализа рисков проекта

    8 - 5 статистический, анализ целесообразности затрат, метод экспертных оценок (учет мнений экспертов), метод аналогий (сравнение с другими проектами).

  • Слайд 176

    8 - 6 Статистический метод базируется на данных статистики (наблюдений). На этой основе определяется частота возникновения того или иного уровня потерь и составляется шкала областей риска, состоящая из нескольких зон.

  • Слайд 177

    Зоны риска

    8 - 7 безрисковая зона – потерь нет и инвестиционного капитала вполне достаточно; минимальный риск – уровень потерь не превышает размеров чистой прибыли; повышенный риск – потери не превышают размеров расчетной прибыли; критический риск – потери не превышают размер валовой прибыли; недопустимый риск – потери больше валовой прибыли и близки к объему собственных средств.

  • Слайд 178

    8 - 8 Анализ целесообразности инвестирования предполагает определение этих же зон риска инвестируемых в проект средств: зона абсолютной устойчивости, зона нормальной устойчивости, зона неустойчивого состояния, зона критического состояния, зона кризисного состояния.

  • Слайд 179

    8 - 9 Способы снижения риска распределение риска между участниками проекта, страхование рисков, резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов.

  • Слайд 180

    8 - 10 Классификация рисков в проекте Рыночный риск, риск конкурирующих технологий, технический риск, внешний риск, социальный риск, ресурсный риск, риск инвестиционный (курс валют, политика и т.д.), экологический риск, институциональный риск, риск потери имущества (кражи, аварии, пожары, рейдерство).

  • Слайд 181

    Тема 9

    9 - 1 Оценка проектов

  • Слайд 182

    9 - 2 Оценка и анализ эффективности проекта являются заключительной фазой решения о его реализации. Именно на этом этапе инвестор получает информацию о том, насколько предполагаемые инвестиции будут соответствовать поставленным целям.

  • Слайд 183

    9 - 3 Оценка проекта должна сопровождать его разработку с начала и до конца жизненного цикла. С финансовой и экономической точек зрения проект направлен на вложение ресурсов с целью получения чистой прибыли, превышающей размер инвестиций.

  • Слайд 184

    9 - 4 Вложение инвестиций в проект заключается в преобразовании ресурсов в производственные активы, способные приносить прибыль, иную выгоду. Иначе: цель – повысить ликвидность ресурсов, в т.ч. финансовых.

  • Слайд 185

    9 - 5 Финансовый и экономический анализ и окончательная оценка проекта требует сопоставления в стоимостном выражении а) требуемых для осуществления проекта всех видов вложений (инвестиций) и б) ожидаемой отдачи в виде выгод и преимуществ, выраженных в финансовых и экономических терминах.

  • Слайд 186

    9 - 6 Условие положительной оценки проекта состоит в том, что технически и технологически реализуемое решение осуществимо и выгодно и с финансовой точки зрения. Нужно определить, проанализировать и интерпретировать финансовые последствия реализации проекта, что важно при решении вопроса о финансировании.

  • Слайд 187

    9 - 7 Оценка должна постоянно сопровождать все альтернативы проекта. Это позволяет избежать ситуации, когда после подробной технической, технологической и иной разработки и положительного заключения по ним окажется, что с экономической точки зрения проектное предложение неосуществимо, т.к. не дает нужной отдачи.

  • Слайд 188

    9 - 8 В этом случае значительные средства оказываются затраченными зря, и слишком поздно и дорого начинать всю работу сначала, чтобы исследовать другой вариант проекта. Результаты оценки должны устраивать все заинтересованные стороны.

  • Слайд 189

    Принципы оценки эффективности проектов

    9 - 9 Все принципы делятся на 3 группы: методологические, методические, операционные.

  • Слайд 190

    9 - 10 Методологические принципы – наиболее общие, мало зависящие от специфики и особенностей конкретного проекта. Результативность – означает, сто эффект от осуществления проекта положителен (полученные результаты превышают затраты).

  • Слайд 191

    9 - 11 Адекватность и эффективность – требует при оценке результатов и затрат верного отражения реальных условий осуществления проекта, без фантазий и необоснованных надежд. Корректность – означает, что методы оценки должны базироваться на общих формальных требованиях.

  • Слайд 192

    9 - 12 К ним относится: монотонность (при увеличении результатов и уменьшении затрат оценка повышается) ассиметричность (при сопоставлении двух вариантов преимущество одного из них совпадает с недостатками другого)

  • Слайд 193

    9 - 13 транзитивность (четкая взаимозависимость при сравнении вариантов: если А лучше В, а В лучше С, то и А лучше С) аддитивность (если А лучше В на Э1, а В лучше С на Э2, то А лучше С на Э1+Э2)

  • Слайд 194

    9 - 14 Системность – необходимость учета того факта, что любой проект не существует сам по себе, а является элементом социально-экономической системы. Комплексность – требует учета результатов и затрат в течение всего жизненного цикла проекта и не только экономических, но и социальных, экологических и т.д.

  • Слайд 195

    9 - 15 Методические принципы связаны со спецификой конкретного проекта, с его экономической и финансовой привлекательностью. Принцип учета специфики проекта. Требует определения показателей эффективности, отражающих эту специфику.

  • Слайд 196

    9 - 16 Принцип учета несовпадения интересов участников проекта. Требует учета интересов каждого участника проекта и оценки его (проекта) с позиций каждого участника, а также согласования интересов и достижения компромиссов. Принцип учета динамичности процессов реализации проекта. Условия существования проекта меняются: спрос на продукцию (услуги), ставки налогов, объемы выпуска, технология, а значит меняются затраты и результаты.

  • Слайд 197

    9 - 17 Принцип неравноценности разновременных затрат и результатов. Требует приведения их к сопоставимому виду, т.е. одному моменту времени: началу расчетного периода (дисконтирование) или концу периода (компаундирование). Принцип согласованности требует одинаковых условий во всех альтернативных вариантах проекта.

  • Слайд 198

    9 - 18 Принцип ограниченной управляемости указывает на то, что нельзя управлять уже произведенными затратами и полученными результатами. Принцип субоптимизации подразумевает предварительную оптимизацию отдельных параметров проекта.

  • Слайд 199

    9 - 19 Операционные принципы Моделирование, компьютеризация, диалоговый режим, симплификация.

  • Слайд 200

    Предварительная оценка проекта

    9 - 20 Цель – поиск инвестора (инвесторов). Вначале формируется состав потенциальных инвесторов. Задача – убедить их стать реальными инвесторами, т.е. показать, что проект эффективен и инвесторы могут вкладывать в него свои средства.

  • Слайд 201

    Оценка проекта в целом. 1й этап.

    9 - 21 Проект имеет общественное значение Общественная эффективность высока Проект коммерчески эффективен Коммерческая эффективность высока Проект отклоняется Проект поддерживается государством (спонсором) Становится он эффективным при поддержке государством Переход ко 2му этапу Нет Да Нет Да Нет Нет Да Нет Да

  • Слайд 202

    9 - 22 На втором этапе оценка производится с позиций каждого участника, каждого инвестора, т.е. с позиций: проектоустроителя, инвесторов, регионов и отраслей, общества в целом. Иначе говоря, следует оценить проект со стороны всех, кого он касается и найти компромиссный вариант.

  • Слайд 203

    Оценка проекта со стороны каждого участника. 2й этап.

    9 - 23 Формирование состава участников Можно ли изменить состав участников Выбор схемы финансирования Финансовая реализуемость проекта обеспечена Каждого участника устраивает эффективность его участия Проект потенциально реализуем Имеются ли другие варианты схемы финансирования Проект должен быть отклонен Да Да Да Да Нет Нет Нет Нет

  • Слайд 204

    Коммерческая (финансовая) эффективность

    9 - 24 Она характеризуется финансовыми результатами и соотношением их с затратами. Определяется как для проекта в целом, так и для каждого участника. Для этого применяется система финансовых показателей, которые делятся на: абсолютные (показатели денежных потоков); относительные (финансовые коэффициенты).

  • Слайд 205

    9 - 25 В рамках проекта осуществляются три вида деятельности: операционная, инвестиционная, финансовая. В процессе каждой из них происходит приток и отток денежных средств в каждый временной период реализации проекта (на каждом шаге его осуществления).

  • Слайд 206

    9 - 26 Поток реальных денег – разность между притоком и оттоком на каждом шаге. Поток реальных денег от инвестиционной деятельности включает затраты на: землю, здания и сооружения, оборудование, нематериальные активы, прирост оборотного капитала.

  • Слайд 207

    Финансовые показатели проектаАбсолютные показателиИнвестиционная деятельность

    9 - 27

  • Слайд 208

    Финансовые показатели проектаАбсолютные показателиОперационная деятельность

    9 - 28

  • Слайд 209

    Финансовые показатели проектаАбсолютные показателиФинансовая деятельность

    9 - 29

  • Слайд 210

    Финансовые показатели проектаОтносительные показатели

    9 - 30 Рентабельность собственного (акционерного капитала) 2.Рентабельность продаж см. далее

  • Слайд 211

    9 - 31 Рентабельность инвестиций Отношение суммарных обязательств к суммарным активам

  • Слайд 212

    Финансовые показатели проектаОтносительные показатели

    9 - 32 5. Отношение заемных средств к собственным средствам 6.Коэффициент текущей ликвидности

  • Слайд 213

    9 - 33 7.Коэффициент абсолютной ликвидности 8.Коэффициент оборачиваемости товарно-материальных запасов

  • Слайд 214

    Экономическая эффективность проекта

    9 - 34 Дисконтирование- приведение будущих денежных потоков к настоящему моменту Компаундирование- приведение денежных потоков к их стоимости в будущем (наращивание стоимости) Большей частью применяется дисконтирование Коэффициент дисконтирования ≤ 1 СД- ставка дисконта в долях от 1 СД зависит от: 1. Инфляции 2. Риска по проекту 3. Упущенных возможностей

  • Слайд 215

    9 - 35 Показатели NPV– чистая приведённая стоимость или чистый дисконтированный доход (ЧДД) гдеCF– суммарный денежный поток в периодеt PI- индекс прибыльности

  • Слайд 216

    Экономическая эффективность проекта

    9 - 36 Показатели: IRR (Internal Rate of Return) – внутренняя норма рентабельности - это ставка дисконта, при которой NPV=0

  • Слайд 217

    9 - 37 Показатели: РВР (Payback Period) - срок окупаемости DPP (Discounted Payback Period) - срок окупаемости с учетом дисконтирования

  • Слайд 218

    Оценка проекта

    9 - 38 Оценка проекта общественная коммерческая бюджетная социальная

  • Слайд 219

    9 - 39 Ограничиваться коммерческой эффективностью проекта нельзя. Общественная эффективность нужна в связи с тем, что ресурсы для осуществления проектов всегда ограничены, поэтому нужно выбирать лучшие проекты, т.е. варианты наиболее эффективного использования ресурсов.

  • Слайд 220

    9 - 40 Бюджетная эффективность отражает влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы республиканского или местного бюджетов. Социальная эффективность отражает результаты, не учитываемые в рамках оценки финансовой и экономической эффективности.

  • Слайд 221

    9 - 41 Это косвенные последствия – внешние эффекты-экстерналии: изменение числа рабочих мест, изменение условий труда, изменение структуры персонала, изменение надежности снабжения населения отдельными видами товаров и услуг и т.п.

  • Слайд 222

    Оценка эффективности участия в проекте

    9 - 42 Проект должен быть выгоден каждому участнику и всем, кого он касается. Инвестор может довольствоваться получением устойчивых дивидендов или же поступить как кредитодатель и выйти из проекта, удовлетворившись возвратом вложенных средств и оговоренных процентом их прироста.

  • Слайд 223

    9 - 43 Если инвесторов и кредитодателей несколько, то при оценке проекта составляются отдельные для каждого таблицы с отчетом о движении их средств. Это показывает их интересы в данном проекте. В АО оценка должна быть не только со стороны всего хозяйствующего субъекта, но и со стороны акционеров, заинтересованных в получении дивидендов. Лицензиар, предоставляя права на использование лицензии, заинтересован в скорейшем получении платежей за эти права.

  • Слайд 224

    Учет условий неопределенности

    9 - 44 Будущее – неопределенно и знать на перспективу все параметры проекта нельзя. Потому применяются следующие методы и приемы: анализ устойчивости (раскачивание исходных параметров); анализ вероятности (рассмотрение альтернатив);

  • Слайд 225

    9 - 45 анализ безубыточности (определение точки безубыточности). Это физический объем продаж, за счет которого полностью покрываются издержки

  • Слайд 226

    Пример:

    9 - 46 Цена единицы продукции – 10 у.е. Переменные издержки – 7 у.е. на ед. продукции Суммарные постоянные издержки – 6 000 у.е.

  • Слайд 227

    Производственная программа

    1 - 8 Условно постоянные Общие Выручка Точка безубыточности

  • Слайд 228

    Тема 10

    10 - 1 Экспертиза проектов

  • Слайд 229

    10 - 2 Экспертиза проектов заключается в оценке правильности и эффективности всех принятых решений, допущений, ограничений и других условий. Экспертиза – обязательная процедура и она не должна быть формальной.

  • Слайд 230

    10 - 3 Это не отзыв и не рецензия. Эксперт должен как бы сам рассчитать тот же проект и только после этого дать его (проекта) оценку. Эксперт – специалист очень высокой квалификации, имеющий глубокие теоретические знания и большой опыт.

  • Слайд 231

    10 - 4 Сложный проект подвергается экспертизе группой экспертов. Основные аспекты экспертизы: - маркетинг, производство (технология, оборудование), кадры, экономика и финансы.

  • Слайд 232

    10 - 5 Из них важнейшим является последнее (экономика и финансы), т.к. оно оценивает проект в целом. Эксперт должен дать заключение о методах определения издержек производства, потребности в инвестициях, вариантах их покрытия, правильности выполнения всех расчетов.

  • Слайд 233

    10 - 6 Он самостоятельно определяет аналитические и финансовые коэффициенты, проводит анализы: чувствительности, безубыточности, вероятности, дает оценку рисков. В крупных проектах необходим анализ интересов не только всех участников проекта, но и общества, государства, муниципальных образований.

  • Слайд 234

    Основные направления экспертизы:

    10 - 7 Коммерческое – оценка проекта как коммерческого мероприятия, которое дает прибыль. Техническое и технологическое – правильность выбора технологии, основного и вспомогательного оборудования.

  • Слайд 235

    10 - 8 Институциональное – соответствие решений действующему законодательству (налогообложение, калькулирование затрат, лицензирование и т.д.). Социальное – как способствует реализация проекта решению социальных проблем (занятость, уровень ЗП, охрана труда и т.д.)

  • Слайд 236

    10 - 9 Экологическое – взаимоотношение проекта с окружающей средой, охрана природы и т.д. Финансовое – оценка эффективности инвестиций. Экономическое – всесторонняя оценка эффективности проекта в целом.

  • Слайд 237

    Экспертиза проектов:

    10 - 9 государственная, ведомственная, внутренняя (силами самого субъекта хозяйствования), независимая (внешняя).

  • Слайд 238

    10 - 10 Основной вид экспертизы – внешняя (независимая) экспертиза. Ее проводит специализированная организация, не имеющая отношения к проектоустроителю и государству. Вознаграждение независимого эксперта не должно зависеть от результатов экспертизы.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке