Содержание
-
Основные идеологии современности
Либерализм
-
Либерализм
Либерализм (от лат. liberalis – свободный) – доминирующее идейно-политическое течение Запада. Идеология либерализма формируется в XVII – XVIII веках в Западной Европе. Основные представители – Джон Локк, Адам Смит, Томас Гоббс, Шарль Луи Монтескье. Главные идеи философии либерализма: свобода личности, которая сама определяет цели и характер своей деятельности и несет полную ответственность за ее результаты; индивидуализм как основополагающего морального принципа; «Капитализм есть организованный эгоизм» (Сергий Булгаков) возможность познания сущности "естественного порядка" (гносеологический оптимизм) и создания разумного социального порядка путем сознательных усилий; возможность воздействия на человека не прямым способом, а через среду, условия, в рамках которых он свободен.
-
Либерализм : экономические идеи
незыблемость частной собственности является основой социального и духовного прогресса общества; свободный рынок и конкуренция представляют универсальный механизм развития общества; НО: такого рынка давно уже нет нигде в мире. Может быть, он был во времена Адама Смита. В экономике стали господствовать монополии (тресты, концерны, синдикаты, картели), которые стали диктовать свои условия другим участникам рынка. государство не должно вмешиваться в экономику, что выражается в лозунге: "не мешайте действовать", который призывает к ликвидации регламентации экономической жизни и осуществления протекционизма (идея саморегулируемой экономики).
-
Либерализм: политические идеи
государство есть результат договора между народом и правительством, которые должны рассматриваться как партнеры, имеющие определенные обязательства по отношению друг к другу; народ – источник власти; основные институты власти должны формироваться посредством выборов; право народа на революцию; верховенство закона как принцип справедливого государственного устройства (идея правового государства); равенство всех членов общества перед законом; разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную и создание системы сдержек и противовесов между ними; приоритет гражданского общества над государством, защищенность частной жизни человека от произвола государства.
-
Либерализм: социогуманитарные идеи
неравенство между классами носит закономерный характер и поэтому неизбежна конкуренция между ними, которая естественным образом приводит к победе сильных и гибели слабых, от чего общество только выигрывает; государство не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства и оказывать помощь слабым слоям общества ("государство – ночной сторож", его задача – лишь обеспечивать порядок и безопасность в обществе); духовная жизнь общества должна быть построена на принципе идеологического плюрализма, который предполагает: свободу мнений и убеждений; терпимость к инакомыслию; свободу от духовного подчинения церкви (свободу совести); свободу от классовых, национальных предрассудков.
-
Идеология неолиберализма
В 30-е годы ХХ века сформировался неолиберализм, в рамках которого были пересмотрены функции государства. Причины этого заключались в том, что стихийно развивающаяся экономика Запада на протяжении нескольких столетий периодически порождала экономические кризисы. Стало ясно, что стихийно происходящие процессы распределения доходов порождают огромное количество бедных, которые составляют основу нестабильности общества в целом, в том числе усиливают вероятность революционных потрясений. Представители: Дж Кейнс, Дж. Роулз. Основная идея неолиберализма – признание позитивной роли государства в организации социально-экономической жизни и необходимости расширения его функций. Государство, по мнению теоретиков неолиберализма, кроме обеспечения внутренней и внешней безопасности общества, должно также осуществлять: защиту предприятий, рынка от возрастающей угрозы монополизма посредством антимонопольного или антитрестовского законодательства; разработку общей стратегии экономического развития; социальную защиту уязвимых, слабых слоев общества (идея социального государства). функцию субъекта определенной собственности в обществе (плюрализм форм собственности, возможности существования в обществе общественной собственности);
-
Глобализация финансового капитала
Главные действующие лица современной мировой экономики – транснациональные корпорации (ТНК). Контроль ТНК со стороны какого-либо отдельных государств отсутствует. «Государственно-монополистический капитализм» (ЛиндонЛаруш). Основные признаки этого общества: – сращивание государства и крупнейших корпораций (монополий); – перераспределение общественного богатства в пользу очень узкой группы людей (мировых ростовщиков); – осуществление насилия верхушки над подавляющей частью населения, причем насилие исходит как от государства, так и от корпораций (законы перестают действовать, репрессивный аппарат получает гипертрофированное развитие). В своем взаимодействии ТНК координируют и контролируют экономическую деятельность в мировом масштабе.
-
-
-
Консерватизм
Консерватизм (от лат. conservare – сохранять) – идеология и политика сохранения сложившихся форм общественной жизни. Формируется в XVIII веке в Западной Европе. Представители консерватизма: Жозеф де Мёстр, ЭдмундБёрк, Луи де Бональд. Философия консерватизма включает следующие основные идеи: человеческий разум ограничен в своих возможностях (гносеологический пессимизм); признание нерушимости существующего порядка вещей, установленного свыше божественной силой; отрицание неизбежности социального прогресса; общество – организм и его нельзя перестраивать как машину, оно имеет хрупкую структуру; свобода не имеет абсолютного характера, она относительна и допустима лишь в рамках необходимых ограничений; интересы государства, нации выше интересов индивида; прошлое, настоящее и будущее находятся в единстве, поэтому большое значение имеет сохранение наследия прошлого, религиозных традиций и ценностей. Отсюда главный принцип консерватизма – традиционализм: необходимость сохранения утвердившихся в обществе идеалов и ценностей.
-
Экономические идеи консерватизма
экономика должна строиться на основе частной собственности и свободного рынка; государство не должно вмешиваться в экономические процессы.
-
Политические идеи консерватизма
понятие свободы чуждо человеку; революции в обществе не имеют позитивного значения, нет необходимости осуществлять радикальные изменения; демократия – наименее совершенная форма политической жизни; обществом должна управлять аристократическая элита – наиболее одаренная часть, имеющая соответствующее образование и призвание; государство должно иметь приоритет над обществом.
-
Социогуманитарные идеи консерватизма
важнейший фактор общественного порядка – социальное неравенство. Общество невозможно без иерархии (антиэгалитаризм); социальная структура общества признается неизменной, социальные перемещения (особенно вертикальные) нежелательны; равенство может быть только в области морали и добродетелей; индивид должен рассчитывать исключительно на собственные силы, не ожидая помощи со стороны государства.
-
Идеология неоконсерватизма
Представители : Збигнев Бжезинский, Дениэл Белл, Раймон Арон. Неоконсерваторы, признавая в целом необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику (этот процесс уже реализовывался на практике в западном мире), вместе с тем высказывались за ограничение этого вмешательства, так как оно сдерживает, по их мнению, процессы экономического роста. Признавая также необходимость осуществления государством социальной политики, неоконсерваторы считали, что она должна строиться на таком оказании помощи слабым слоям общества, когда она повышает их экономическую активность. Если же индивиды не реагируют на эту помощь, не стремятся повысить свою квалификацию, получить новую профессию, найти работу, то эта помощь должна быть прекращена. Сохранение политической и социальной стабильности общества имеет приоритет по отношению к свободе личности. Демократия возможна в обществе, но она должна быть элитарной – доступной лишь тем, кто имеет соответствующие способности, специальное образование и призвание. Научно-технический прогресс необходим, но должен осуществляться постепенно, носить организованный характер.
-
Этапы развития социалистической идеологии 1. Утопический социализм Период существования – XVI – XVII вв. Представители: Томас Мор, Томазо Кампанелла Идеал общественного устройства в данной идеологии будущее (совершенное) общество должно быть основано на общественной собственности; данное общество характеризуется всеобщей трудовой занятостью; государство непосредственно управляет процессом материального производства (экономикой); рынка в данном обществе нет, связь между производителем и потребителем обеспечивает государство, распределяя материальные блага между членами общества на основе абсолютного равенства (принцип уравнительности)
-
Этапы развития социалистической идеологии 2. Критически-утопический социализм Период существования – XVIII – первая половина XIX вв. Представители: Клод Анри де Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн Идеал общественного устройства в данной идеологии общество должно быть основано на общественной собственности на средства производства; в таком обществе исчезнет эксплуатация; государство должно обеспечивать плановое ведение хозяйства (экономики); распределение материальных благ должно осуществляться по труду; путь перехода к новому обществу – пропаганда преимуществ нового строя среди всех слоев общества
-
Этапы развития социалистической идеологии 3. Радикально-революционный социализм (коммунистическая идеология, марксизм) Возник в сер. XIX в. Представители: Карл Маркс, Фридрих Энгельс Идеал общественного устройства в данной идеологии будущее общество – коммунизм – должно быть основано на общественной собственности на средства производства; это приведет к исчезновению антагонистических классов, устранению эксплуатации; государство должно планомерно управлять всеми сферами общества, в том числе и экономикой, в результате исчезнут экономические кризисы; коммунизм – общество свободы и изобилия материальных благ; путь перехода к новому обществу – социалистическая революция, главный ее исполнитель – пролетариат (рабочий класс)
-
В конце XIX века в силу ряда причин социально-экономического и политического характера идеология социализма распадается на два направления:
радикально-революционный социализм (коммунизм, марксизм-ленинизм). социал-демократизм (социал-реформизм), который становится одним из влиятельнейших политический течений в мире.
-
Социально-философская основа социал-демократической идеологии:
идеальное общество должно быть основано на принципе социального равенства; буржуазия и пролетариат не должны рассматриваться как классы-анатагонисты. Они являются в большей степени партнерами, противоречия между которыми могут быть устранены мирным путем; путь к социализму лежит не через революцию, а через преобразование капитализма посредством реформ.
-
Экономические идеи социал-демократической идеологии:
экономика должна быть смешанной, то есть основанной на частной и общественной собственности, конкретное соотношение между которыми в каждой стране должно основываться на принципе экономической целесообразности; способ регулирования экономики – сочетание рыночного и государственного воздействия на процессы производства материальных ценностей; экономика должна иметь социальную направленность, т.е. удовлетворять материальные запросы всех слоев общества.
-
Политические идеи социал-демократической идеологии:
справедливое государственное устройство основано на верховенстве закона, независимости судебной власти; основной способ формирования органов власти – свободные выборы; в обществе должны быть гарантии прав личности и меньшинства; возможная смена власти должна осуществляться мирным путем (законным) – через выборы (отказ от революции); в организации политической жизни действует принцип политического плюрализма, определяющий возможность появления и существования в обществе различных политических организаций.
-
Социогуманитарные идеи социал-демократической идеологии:
признается необходимость высокого качества жизни для всех членов общества и участие государства в создании соответствующих условий: оно должно регулировать процесс распределения доходов в обществе, не допуская сильных имущественных контрастов; создавать условия для всеобщей занятости населения; реализовывать социальные программы по развитию образования, медицины, делая их доступными широким слоям общества; поддерживать малоимущие слои населения; духовная жизнь общества должна развиваться на основе мировоззренческого плюрализма.
-
-
Гендерная идеология
Гендер - это понятие, которое обозначает социальный пол человека, в отличие от биологического пола, социально-ролевой статус. Гендерная социализация - это процесс усвоения социальной роли, определенной обществом от рождения, в зависимости от того, мужчиной или женщиной родился индивид.
-
В рамках классической и постклассической социологии до середины 1970-х годов термин «гендер» не употреблялось, данная область социальной реальности анализировалась в терминах отношений между полами. Биологический детерминизм. Отношения между полами сводятся к базовой биологической дихотомии между мужчиной и женщиной. В 1973 году Ассоциация психиатров США сочла, что гомосексуальность не является заболеванием и исключила его из списка психических расстройств. «Когнитивная революция».
-
Теория социального конструирования гендера
Различие биологического пола и социальной категории принадлежности к полу. → Работа общества по приписыванию пола – в центре внимания. → Возможность манипуляции процессами конституирования гендера. Пол задается естественно, биологически. Гендер задан социально и обусловлен культурой общества в конкретный исторический период.
-
-
-
Идеология трансгуманизма
Впервые понятие «трансчеловек» было описано футурологом Ф.М.Эсфендиари (взявшим псевдоним FM-2030). Он исходил из ницшеанского понимания человека как промежуточного звена в эволюции от обезьяны к сверхчеловеку («Человек есть то, что должно превзойти»). «Трансгуманист» был определён им как «переходный человек», эволюционирующий в «постчеловека» - «потомка человека, модифицированного до такой степени, что уже не является человеком». Признаки «постчеловека»(Эсфендиари): улучшение тела имплантантами; бесполость, искусственное размножение; распределённая индивидуальность, распределение его сознания и личности в нескольких телах – биологическом и технологическом.
-
Эволюция – процесс,направленный напреодоление человеческой природы и переход в качественно новое состояние. Средство – НБИК-технологии – нано-технологий, биологии, информатики и когнитивных наук. В 1998 г. Ник Бостром и Дэвид Пирс основали Всемирную трансгуманистическую ассоциацию (ВТА) – неправительственную организацию, поставившую цель добиться признания трансгуманизма широкой научной общественностью и правительственными структурами (в 2008 г. её стали называть «Человечество плюс»). Сегодня трансгуманизм представляет собой широкое движение, в рамках которого существуют различные течения (технократическое, экологическое, либертарианское, анархистское и др.) и объединяющее людей различных религиозных взглядов. Всех их объединяет одно – стремление преодолеть человеческую природу для достижения «нового тела» и «нового интеллекта».
-
Варианты «эволюции» в «постчеловека»
«Человек фармацевтический», то есть с изменённым состоянием сознания, получаемым в результате использования химических препаратов. Это позволяет создать те или иные настроения, чувства и даже верования. «Человек генно-модифицированный», получаемый в результате генной инженерии и использования ГМО. Речь идёт о формировании людей с изменённым геномом, то есть с чужими генами, которые будут обладать иммунитетом к любым болезням, переносить любые температуры, радиацию, жить под водой, уметь летать, иметь крайне маленькие размеры (для решения проблемы перенаселения) и т.д. Особенно большие возможности предоставляют в этом плане опыты с экстракорпоральным оплодотворением (ЭКО), в отношении которых трансгуманисты требуют снятия всех запретов. Наиболее активны тут представители постгендеризма, выступающие вообще за отмену полов.
-
3. «Человек бионический» – это, с одной стороны, роботизация самого человека, то есть внедрение в тело и в мозг искусственных имплантатов или чипов, в результате чего получаются люди-киборги, с другой стороны – создание человекоподобных роботов-андроидов. 4. «Научный иммортализм», достижение бессмертия, предполагающее два метода. Первый предусматривает применение биотехнологий (стволовые клетки, клонирование, крионика и пр.). Второй – информационных и нанотехнологий. Это так называемая «загрузка сознания», при которой происходит полное копирование человеческого мозга на компьютере для создания запасных копий человека. Человек рассматривается им исключительно какноситель генной информации, закодированной в ДНК, а мозг – как нейрокомпьютер.
-
Национализм
Этническое происхождение — это самая общая характеристика, объединяющая нацию. Нацией является совокупность разных этносов, тесно взаимодействующих, объединяющихся в границах данной страны и отождествляющих себя с ней. В идеологии национализма происходит слияние идеи этноса с идеей страны для этого этноса. На данной основе возникают движения, требующие совмещения политических границ с этническими границами. Национализм может согласиться с присутствием «ненационалов» во имя нации или ратовать за их ас- си милицию, изгнание, даже уничтожение.
-
Идеология фашизма
Сформировалась в Италии, Германии, Испании в 20-30гг. 20в. Характерно:1) расизм, шовинизм, антикоммунизм 2) культ вождя и однопартийная диктатура3) милитаризация всех сфер жизни общества4) подавление демократических прав и свобод, насилие и агрессия как средство утверждения политического господства5) тотальная власть государства, жесткий контроль над сознанием и поведением граждан.
-
Анархизм
Анархизм (греч. anarchia — безначалие, безвластие) — это: идеология, провозглашающая своей высшей целью достижение равенства и свободы с помощью упразднении любых форм и институтов власти с их принудительным характером в пользу ассоциаций, основанных на добровольном сотрудничестве между индивидами и группами; любые направленные против государства идеи, а также соответствующая им практика. Ряд анархистских идей появился еще в античные времена. Но развитая теоретическая система анархизма была создана английским писателем В. Годвином, выдвинувшим в «Исследовании о политической справедливости» (1793) концепцию общества без государства. Разработка экономической основы анархизма и включение этого понятия в научный оборот были осуществлены немецким мыслителем М.Штирнером («Единственный и его собственность», 1845). Он предложил эгоистическую версию экономического анархизма («союз эгоистов»). Современные формы анархизма отличаются большим разнообразием. Сегодня в литературе можно встретить упоминания об анархизме экологическом, контркультурном, этнонациональном и т. д. Явный неоанархистский потенциал имеет движение антиглобалистов (один из идеологов — итальянец Т. Негри).
-
Идеология экологических движений
"Зеленые". Это общественно-политическое движение возникло в конце 70-х - начале 80-х гг. Программные положения партий "зеленых" включают широкий круг требований: охрана природы и среды обитания человека, подчинение хозяйственной деятельности требованиям экологического императива, ликвидация крупных экономических структур, проведение мер по обеспечению полной занятости и участию трудящихся в управлении, демократизация государства, защита мира, полное уничтожение оружия массового поражения и др. Экологическое движение начинало с привлечения внимания общественности к решению глобальных проблем современности и тотальной критики буржуазного общества и его политических институтов. Но внутри экологического движения есть и течение экоправых, которые придерживаются той точки зрения, что только тоталитарное государство, отменяющее демократические свободы, может предотвратить хаос и экологическую катастрофу.
-
Идеология пацифизма
Идеология антивоенного движения объединяет целый спектр идей, обосновывающих необходимость борьбы против милитаризма, военной опасности и применения насилия в решении политических проблем. В 1920-30 гг. возникли первые пацифистские общества и началось быстрое распространение их идеологии. (Пацифизм отрицает всякие войны, вне зависимости от их характера и цели, осуждает любую вооруженную борьбу, влекущую за собой человеческие жертвы.) В настоящее время в антивоенном движении наблюдается тенденция перерастания его в движение за выживание человечества, за безъядерный, ненасильственный мир.
-
Антиглобализм
Движение, направленное против глобализации, в частности против глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций, таких как ВТО. Зародился в 1999 году, когда произошли выступления противников мирового финансового порядка в Сиэтле, во время проведения саммита ВТО. Антиглобалисты регулярно проводят социальные форумы, различные акции протеста. Движение выдвигает альтернативы современным формам общественного развития.
-
Идеологические версии антиглобализма
Наиболее популярная (схожа с теорией заговора), суть которой в том, что США с помощью подконтрольных им международных организаций (Всемирного банка, ВТО, МВФ) закабаляет развивающиеся страны и использует их ресурсы в своих интересах. Глобализация есть процесс объективный, но воспользоваться его результатами могут только богатые страны Запада, а бедные будут нести потери. Богатые страны потребляют 4/5 общего природного достояния человечества. Бесплатное присвоение природных, трудовых, интеллектуальных ресурсов человечества в интересах западных корпораций и потребителей - вот истинный мотив навязывания незападному миру свободного рынка и глобального либерализма. Все страны могут воспользоваться результатами глобализации, но в разной степени: богатые получат больше, а бедные меньше и потому нужно заставить богатых делиться результатами.
-
Основной тезис антиглобалистов – нынешняя модель глобализации сформирована под покровительством мирового капитала и ведёт за собой: Растущий разрыв в доходах, уровне потребления, здоровья, образования в странах «золотого миллиарда» и «третьего мира». Формирования из стран-неучастников «золотого миллиарда» сырьевых придатков, т. н., «развитых стран» и т. д. Недопустимые условия для работников низкой квалификации транснациональных корпораций. Доминирование массовой культуры, «стандартизация умов». Потребительское и хищническое отношение к природе, попытка «обхода» экологических проблем, вывоз грязных производств в страны «третьего мира». Господство идеологии неолиберализма в целях все большей экспансии капитала по всему миру.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.