Презентация на тему "Основы математического моделирования социально-экономических процессов"

Презентация: Основы математического моделирования социально-экономических процессов
Включить эффекты
1 из 133
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
2.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "Основы математического моделирования социально-экономических процессов", состоящую из 133 слайдов. Размер файла 1.49 Мб. Средняя оценка: 2.0 балла из 5. Каталог презентаций, школьных уроков, студентов, а также для детей и их родителей.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    133
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Основы математического моделирования социально-экономических процессов
    Слайд 1

    Основы математического моделирования социально-экономических процессов

    Лектор: Кричевский Александр Игнатьевич E-mail:krichevskiy@nsaem.ru

  • Слайд 2

    Цели курса

    Ознакомить с теоретическими основами моделирования и анализа сложных систем и процессов. Дать представление об основных методах моделирования и приемах его практического применения. Развить стремление и навыки применения количественного анализа социально-экономических процессов 2

  • Слайд 3

    РАЗДЕЛ 1

    Исследование социально-экономических процессов методами системного анализа 3

  • Слайд 4

    Тема 1.1

    Социально-экономические процессы в системе государственного управления 4

  • Слайд 5

    Тема 1.1(содержание)

    О структуре курса ОММСЭП Предпосылки необходимости применения аналитического аппарата в государственном управлении Нарастание сложности задач управления Информационные барьеры в управлении Системный анализ как аппарат исследования систем 5

  • Слайд 6

    О структуре курса ОММСЭП

    Ключевые слова наименования: Математическое МОДЕЛИРОВАНИЕ Социально-экономические ПРОЦЕССЫ и СИСТЕМЫ Ключевые слова будут определять структуру нашего курса Рассмотрим значение этих слов 6

  • Слайд 7

    Значение ключевых слов

    МОДЕЛИРОВАНИЕ Моделирование вообще и математическое моделирование в частности – это аппарат (инструмент) исследования (изучения, анализа) сложных систем и процессов. Данная трактовка пока не очень строгая и далее мы ее уточним. Сейчас важно понять назначение моделирования 7

  • Слайд 8

    ПРОЦЕССЫ Процессы вообще и социально-экономические в частности , как правило, не существуют изолированно, а протекают (происходят) в различного вида системах (объектах). Если Вам предложить обсудить УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС, то Вы в праве уточнить о каком процессе пойдет речь. О процессе в школе или в университете, т.е. необходима привязка процесса к конкретной системе. 8

  • Слайд 9

    СИСТЕМЫ Это ключевое слово в явном виде отсутствует в названии (читается между строк), а его наличие понимается по умолчанию. Мы уже сказали и обсудили то, что любые процессы протекают в системах . Социально-экономические процессы соответственно протекают в социально-экономических системах 9

  • Слайд 10

    ВЫВОДЫ Наша дисциплина находиться в составе учебного плана направления: 081100.62 - Государственное и муниципальное управление В нашем курсе мы обязаны говорить о социально-экономических процессах и управлении этими процессами в СИСТЕМЕ государственного и муниципального управления. 10

  • Слайд 11

    Последовательность рассмотрения ключевых слов

    СИСТЕМЫ Общие вопросы систем Системы государственного управления как социально-экономические системы ПРОЦЕССЫ Как обязательное часть функциональной системы Процессы управления в системах МОДЕЛИРОВАНИЕ Моделирование систем и процессов управления Моделирование и анализ в целях повышения эффективности протекания социально-экономических процессов 11

  • Слайд 12

    Предпосылки применения аналитического аппарата в управлениисоциально-экономическими системами

    Увеличение выпуска промышленной продукции и расширение ее номенклатуры и ассортимента Усложнение выпускаемых изделий и технологий их производства Увеличение частоты сменяемости выпускаемых изделий и технологий Развитие специализации и кооперации производства Необходимость экономии ресурсов и охраны окружающей среды Внедрение в экономику рыночных механизмов 12

  • Слайд 13

    СЛОЖНОСТЬ ЗАДАЧ УПРАВЛЕНИЯ

    13 СЛОЖНОСТЬ(S) ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ (A) А=аN S > bN 2 Объем производства (N) Второй информационный барьер

  • Слайд 14

    ПЕРВЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ БАРЬЕР В УПРАВЛЕНИИ

    14 Первобытно-общинный строй ГЛАВА РОДА Ч Л Е Н Ы Р О Д А

  • Слайд 15

    ПРЕОДОЛЕНИЕ ПЕРВОГО ИНФОРМАЦИОННОГО БАРЬЕРА

    15 пр Первобытно-общинный строй ГЛАВА РОДА Ч Л Е Н Ы Р О Д А Заместитель 1 Заместитель 2 Заместитель 3

  • Слайд 16

    Попытки преодоления 2-го информационного барьера

    Проект создания ОГАС (Глушков В.М.) Пятилетние планы по разработке АСУ Создание АСУ организационными объектами Создание АСУ ТП Основные выводы из «АСУнизации»

  • Слайд 17

    Системный анализ - аппарат исследования систем и процессов

    СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ - мощный инструмент обобщающий методологию исследования процессов в сложных природных и социально-экономических системах. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗиграет ведущую роль в исследовании систем и процессов, так как он является методологией интегрирующей различные научные подходы и направления при исследовании и анализе различных конкретных проблем. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ- нацелен на выяснение причин реальных сложностей, возникающих перед «обладателем проблемы», и на выработку вариантов их устранения. 17

  • Слайд 18

    Тема 1.2

    Системность и общая теория систем 18

  • Слайд 19

    Тема 1.2 (содержание)

    Становление системности Принципы системного исследования Общая теория систем Основные определения Основные свойства систем Системы и их виды 19

  • Слайд 20

    Принципы системного исследования

    Описание элементов как частей системы Иерархичность строения систем (основная связь между уровнями - управление) Исследование системы неотделимо от исследования условий ее существования Свойства системы есть следствие свойств элементов и наоборот Целесообразность - неотъемлемая черта поведения систем Самоорганизация - неотъемлемое свойство систем (наличие у систем множества индивидуальных характеристик и степеней свободы) 20

  • Слайд 21

    ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СИСТЕМ (возникновение)

    Интегратором наук, организатором взаимодействий и взаимосвязей между ними является ФИЛОСОФИЯ ТЕОРИЯ СИСТЕМкак обобщающее направление системного развития наук сформировалась на базе философских понятий и категорий Основоположник ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СИСТЕМ – Л. Берталанфи (1930 годы) 21

  • Слайд 22

    ВСЕОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ НАУКА– ТЕКТОЛОГИЯ (А.А. Богданов 1911 г.)

    Все существующие объекты, системы и процессы имеют определенную степень, уровень организации В системе тем выше уровень организации, чем сильнее свойства целого отличаются от простой суммы свойств его частей 22

  • Слайд 23

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИСТЕМЫ

    СИСТЕМА – комплекс взаимодействующих элементов (совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и со средой). Л. Берталанфи СИСТЕМА – множество элементов с набором связей между ними и между их свойствами (т.е. все состоящее из связанных друг с другом частей называется системой).При этом все элементы функционируют во времени как единое целое ради достижения общей цели, стоящей перед системой. СИСТЕМА – средство достижения цели 23

  • Слайд 24

    ДРУГИЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

    ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ– предел членения системы с точки зрения решения конкретной задачи и поставленной цели. ПОДСИСТЕМА - компонент более крупный, чем элемент, но более детальный, чем система в целом. СТРУКТУРА–совокупность элементов и связей между ними. 24

  • Слайд 25

    МОДЕЛЬ СОСТАВА СИСТЕМЫ

    25 СИСТЕМА ПОДСИСТЕМА ЭЛЕМЕНТ ЭЛЕМЕНТ ЭЛЕМЕНТ ПОДСИСТЕМА ЭЛЕМЕНТ ЭЛЕМЕНТ

  • Слайд 26

    Пример: Отопительная система

    26 ПОДСИСТЕМА «Источники тепла» КОТЕЛЬНАЯ ОТВОД от центральной теплотрассы Подсистема распределения и доставки тепла Трубы Калориферы Вентили Подсистема эксплуатации Персонал Служба эксплуатации и ремонта

  • Слайд 27

    СТРУКТУРА СИСТЕМЫ

    27 СИСТЕМА ПОДСИСТЕМА ЭЛЕМЕНТ ЭЛЕМЕНТ ЭЛЕМЕНТ ПОДСИСТЕМА ЭЛЕМЕНТ ЭЛЕМЕНТ

  • Слайд 28

    ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА СИСТЕМ(1)

    ИНТЕГРАТИВНОСТЬ ЦЕЛОСТНОСТЬ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ЦЕННОСТНАЯОРИЕНТИРОВАННОСТЬ ЦЕЛЕОРИЕНТИРОВАННОСТЬ 28

  • Слайд 29

    ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА СИСТЕМ(2)

    СВЯЗЬ КОММУНИКАТИВНОСТЬ ВНЕШНЕЕ ОКРУЖЕНИЕ (СРЕДА) ОТКРЫТОСТЬ СОСТОЯНИЕ ПОВЕДЕНИЕ РАВНОВЕСИЕ УСТОЙЧИВОСТЬ 29

  • Слайд 30

    КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ

    ФИЗИЧЕСКИЕ И АБСТРАКТНЫЕ СТАТИЧЕСКИЕ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ И ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ УПРАВЛЯЕМЫЕ СИСТЕМЫ 30 ТРАДИЦИОННЫЕ (в основном технические) НЕТРАДИЦИОННЫЕ (организационные: политические, социально-экономические и др.) 1

  • Слайд 31

    31 2 СИСТЕМЫ ПРОСТЫЕ СЛОЖНЫЕ ОЧЕНЬ СЛОЖНЫЕ ДЕТЕРМИНИРОВАННЫЕ ВЕРОЯТНОСТНЫЕ ВЕРОЯТНОСТНЫЕ

  • Слайд 32

    Тема 1.3

    Основные компоненты системного анализа 32

  • Слайд 33

    Тема 1.3 (содержание)

    Логическая основа системного анализа Формирование целей Анализ проблемы и формирование цели Декомпозиция проблем и целей СВОТ-анализ при идентификации проблем Проблемы и технологии целеполагания Критерии степени достижения цели Генерация перечня путей (мероприятий) Оценка и выбор путей достижения целей 33

  • Слайд 34

    Проблемная ситуация

    34 Реальное состояние системы Проблема Желаемое («идеальное») состояние системы …рассогласование между реальным и желаемым состоянием системы

  • Слайд 35

    ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА

    35

  • Слайд 36

    ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛИ

    Анализ проблемы Идентификация основных проблем Установление причинно-следственных связей (построение дерева проблем) 36

  • Слайд 37

    ДЕРЕВО ПРОБЛЕМ

    37

  • Слайд 38

    ПЕРЕФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМ В ЦЕЛИ

    Проблемы Цели Плохая координация и неэффективность оказания социальной помощи уязвимым слоям населения Неясность и неадекватность законодательства по социальной справедливости Не приоритетность законодательства у органов власти Отсутствие отработанной законодательной базы Не предоставление высшим образование квалификации по профилю рынка труда Отсутствие системы государственного заказа Отсутствие специальностей по деятельности в сфере социальной защиты Усовершенствовать систему социальной помощи и защиты Создать совершенное законодательство по социальной справедливости Повысить приоритетность законодательства Разработать необходимые законы по социальной справедливости Привести систему образования в соответствиес требованиями рынка Создать систему государственного заказа Ввести в номенклатуру необходимые специальности 38

  • Слайд 39

    ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ

    39

  • Слайд 40

    АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОРГАНИЗАЦИИ (СВОТ-анализ)

    СВОТ-анализ это инструмент оценки и анализа проблем организации с четырех сторон сильные стороны– внутренние положительные качества слабые стороны– внутренние отрицательные черты организации возможности–внешние факторы, улучшающие перспективы организации угрозы– внешние факторы, которые могут подорвать будущий успех организации 40

  • Слайд 41

    СВОТ – а на л и зПример: Повышение квалификации работников органов социальной защиты в НГУЭУ

    41

  • Слайд 42

    МАТРИЦА СВОТ-анализа

    42 Заполнение этих прямоугольников - обеспечивает целенаправленное формирование системы мероприятий по решению поставленной проблемы

  • Слайд 43

    ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛЕЙ

    Подмена целей средствами ее достижения Множественность целей Смешение целей Изменение целей со временем 43

  • Слайд 44

    Используемые технологии

    Очень важным при построении дерева целей является правильная постановка и формулировка цели Для качественного выполнения этапа «Формулировка цели» была предложена технология SMART, которая определяет основные требования к цели. 44

  • Слайд 45

    SMART - технология

    Чтобы успешно достигать целей, их необходимо правильно формулировать. Для этого существует ряд методик, с помощью которых можно ставить действительно “качественные”цели. Один из самых распространённых и действенных способов - это постановка “умных”(от англ. “smart”) целей, т.е. постановка целей с использованием SMART критериев. 45

  • Слайд 46

    Цели должны быть: Конкретные (Specific) Измеримые (Measurable) Достижимые (Achivable) Ориентированы на результат (Result-oriented) Соотносимые с конкретным сроком (Timed) 46

  • Слайд 47

    Конкретные цели (S)

    Цель должна быть чёткосформулирована. Иначе в конечном итоге может быть достигнут результат, отличающийся от запланированного. 47

  • Слайд 48

    Измеримые цели (M)

    Если у цели не будет каких-либо измеримых параметров, то будет невозможно определить, достигнут ли результат. 48

  • Слайд 49

    Достижимые цели (A)

    Цели используются в качестве стимула для решения каких-то задач и, таким образом, дальнейшего продвижения вперёд за счёт достижения успеха. Стоит ставить достаточно сложные цели, предполагающие усилия, но при этом иметь ввиду, что они должны быть обязательно достижимыми. 49

  • Слайд 50

    Ориентированные на результат цели (R )

    Цели должны характеризоваться исходя из результата, а не проделываемой работы. Таким образом достигается эффективность. Можно поставить себе цель приходить на работу на час раньше, но если при этом не определить ожидаемый от этого результат, то этот час можно провести попивая кофе или просто болтая. 50

  • Слайд 51

    Цели, соотносимые с конкретным сроком (T)

    Любая цель должна быть выполнима в определённом (обязательно конечном) временном промежутке. 51

  • Слайд 52

    ЦЕЛИ И КРИТЕРИИ

    Количество критериев при формировании цели однокритериальные цели многокритериальные цели Требования к критерию представительность чувствительность простота (по возможности) 52

  • Слайд 53

    ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ

    Генерация полного набора альтернатив Анализ и оценка альтернатив Выбор наиболее рациональных (доминирующих) вариантов Выбор наилучшего варианта 53

  • Слайд 54

    ВЫБОР ПУТЕЙ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ (отбор доминирующих вариантов)

    54 7 6 5 4 3 2 1 50 100 150 200 Затраты (тыс. руб.) . 800 600 400 200 Объем выпуска ( (тонн) Отбор доминирующих путей достижения целей

  • Слайд 55

    ВЫБОР ПУТЕЙ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ («кривые безразличия»)

    55 200 700 900 Машины ( штук) 20 15 10 5 50 75 100 Трудовые ресурсы(чел.) «Кривые безразличия»

  • Слайд 56

    ВЫБОР ПУТЕЙ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ(линии равных стоимостей)

    56 10000 15000 20000 Машины (штук) 20 15 10 5 50 75 100 Трудовые ресурсы (чел.) Линии равных стоимостей

  • Слайд 57

    ВЫБОР ПУТЕЙ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ

    57 15000 20000 200 700 900 Машины ( штук) 20 15 10 5 50 75 100 Трудовые ресурсы (чел.) «Кривые безразличия» и линии равных стоимостей 10000

  • Слайд 58

    Тема 1.4

    Структуризация в системном анализе 58

  • Слайд 59

    Тема 1.4 (содержание)

    Методы структуризации Деревья взаимосвязей Основные принципы структуризации Требования к структуризации Этапы системного анализа и структуризация Стыковка деревьев взаимосвязей разных этапов системного анализа 59

  • Слайд 60

    СТРУКТРИЗАЦИЯ В СИСТЕМНОМ АНАЛИЗЕ

    60

  • Слайд 61

    ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СТРУКТУРИЗАЦИИ

    Предметный принцип Функциональный принцип по этапам жизненного цикла по этапам принятия решения адресность (по исполнителям) по составным элементам производства по структуре хозяйства Системный принцип (на составные компоненты) 61

  • Слайд 62

    ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРИЗАЦИИ

    Элементы одного уровня формируются на основании одного принципа структуризации Полнота охвата вышестоящей компоненты Последовательность использования принципов должна обеспечить выявление деталей проблемы при минимальном количестве уровней Избегать зависания ветвей (требование симметричности дерева) 62

  • Слайд 63

    СТРУКТУРИЗАЦИЯ И ЭТАПЫ АНАЛИЗА

    63 Дерево целей Дерево мероприятий Дерево ресурсов Дерево целей

  • Слайд 64

    ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ – ДЕРЕВО МЕРОПРИЯТИЙ (стыковка)

    Для каждой локальной подцели последнего уровня дерева целей – свое дерево мероприятий Первый уровень дерева мероприятий должен выявлять полный набор различных способов достижения подцели Дерево мероприятий должно обеспечить формирование развернутого набора мероприятий по достижению цели 64

  • Слайд 65

    ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ, ДЕРЕВО МЕРОПРИЯТИЙ (идентификация)

    При построении дерева целей необходимо обеспечивать логику «И» использовать один принцип детализации для одного уровня Дерево мероприятий должно продолжать дерево целей включать альтернативные мероприятия (логика «ИЛИ») исключать зависание ветвей Дерево ресурсов продолжает дерево мероприятий 65

  • Слайд 66

    Тема 1.5

    Количественные методы экспертного оценивания 66

  • Слайд 67

    Тема 1.5 (содержание)

    Теория экспертного оценивания Анкетные методы экспертизы Методы групповой экспертизы Обработка экспертных оценок 67

  • Слайд 68

    ЭКСПЕРТНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

    Вобщем случае предполагается, что мнение группы экспертов надежнее, чем мнение отдельного индивидуума, т.е. что две группы одинаково компетентных экспертов с большей вероятностью дадут аналогичные ответы на ряд вопросов, чем два индивидуума. Предполагается, что коллективная ответственность позволяет специалистам принимать более рискованные решения и что интервал оценок, полученных от группы экспертов, включает в себя «истинную» оценку. 68

  • Слайд 69

    ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ

    Важным для формализацииэкспертной информации является наличие у эксперта системы предпочтений, что означает способность эксперта сравнивать и оценивать возможные значения признаков объекта анализа путем приписывания каждому признаку определенного числа. В зависимости от того, по какой шкале заданы эти предпочтения, экспертные оценки содержат больший или меньший объем информации. 69

  • Слайд 70

    АНКЕТНЫЕ МЕТОДЫ ЭКСПЕРТИЗЫ

    Достоинства простота относительно малая стоимость охват большой группы экспертов применение статистических методов при обработке Недостатки отсутствие информации о заинтересованности эксперта неуверенность в том, правильно ли были поняты вопросы субъективность интерпретации вопросов возможность неполных ответов 70

  • Слайд 71

    МЕТОДЫ ГРУППОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

    Метод мозгового штурма Метод голосования Метод Дельфы 71

  • Слайд 72

    МЕТОД Д Е Л Ь Ф Ы

    72 К1 К2 К3 К4 К5 К6 К7 К8 К9 К10 0 1 Qн Mе Qв Допустимый диапазон разброса Резко отклоняющиеся оценки

  • Слайд 73

    ОБРАБОТКА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК

    МЕТОД РАНЖИРОВАНИЯ Использование порядковой шкалы (эксперту предлагается присвоить числовые ранги каждому из приведенных в анкете факторов) МЕТОД НОРМИРОВАНИЯ Использование интервальной шкалы (эксперт приписывает оцениваемым факторам числовые оценки из интервала 0-1) 73

  • Слайд 74

    СТАНДАРТИЗОВАННЫЕ (СВЯЗАННЫЕ) РАНГИ

    Проблема связанных рангов Порядковая шкала, получаемая в результате ранжирования, должна удовлетворять условию равенства числа рангов N числу ранжируемых элементов. Иногда возникает ситуация, когда эксперт затрудняется провести четкое разграничение между некоторыми элементами. В этом случае вводятся так называемые стандартизованные или связанные ранги (Rсв). НАПРИМЕР: Факторам3 и 5, поде-лившим между собой второе и третье места приписывается свя-занный ранг Rсв = (2 + 3)/2 = 2.5

  • Слайд 75

    ОБРАБОТКА ОЦЕНОК(метод ранжирования)

    75 Матрица опроса экспертов А(i,j) Матрица преобразованных рангов S(i,j) Amax = Rmax S(i,j) = Amax – A(i,j) В данном случае приписывая факторам ранги эксперт приписывает более весомой подцели малое число (более высокое место). Поэтому для расчета удельных весов преобразуем (инвертируем) шкалу и рассчитываем преобразованные ранги.

  • Слайд 76

    ОБРАБОТКА ОЦЕНОК Пример 1

    76 Матрица опроса экспертов А(i,j) Матрица преобразованных рангов - a(i,j) Rмах = 6 a(i,j) = Rмах – А(i,j) Как видим, в матрице преобразованных рангов фактор, имеющий большую весомость (высокое место в рейтинге), получает и большее число (преобразованный ранг).

  • Слайд 77

    ОБРАБОТКА ОЦЕНОК Пример 2

       77 Ориентация матриц при обработке может быть произвольной, чаще используется ориентация приведенная ниже, т.е. оцениваемые факторы располагаются в столбце, а ответы экспертов по строкам

  • Слайд 78

    Тема 1.6

    Количественный анализ деревьев взаимосвязей 78

  • Слайд 79

    Тема 1.6 (содержание)

    Методы количественной оценки компонент дерева целей Взвешивание альтернатив в деревьях мероприятий 79

  • Слайд 80

    Д Е Р Е В О Ц Е Л Е Й Пример Рождественские праздники

    80 0–й уровень 1–й уровень

  • Слайд 81

    РАСЧЕТ КОВ Пример: Рождественские праздники

    81

  • Слайд 82

    РАСЧЕТ К О В ДЕРЕВА ЦЕЛЕЙПример: Рождественские праздники

    82

  • Слайд 83

    ДЕРЕВО МЕРОПРИЯТИЙ Пример: Встреча Нового года

    83 1.0 1.1 1.2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 1- е семейство

  • Слайд 84

    КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ АЛЬТЕРНАТИВ

    Возможные критерии оценки альтернатив для подцели «Встреча Нового года» денежные расходы; затраты времени на подготовку; степень новизны; ожидаемые впечатления; возможные отрицательные последствия; пожелания гостей; собственные склонности; встречи (желательные или нежелательные). 84

  • Слайд 85

    ДЕРЕВО МЕРОПРИЯТИЙ Пример

    85 Как видим на первом месте по важности оказался критерий «Возможные контакты с родными и знакомыми» Определение коэффициентов весомости критериев для семейства 1

  • Слайд 86

    86 С точки зрения данного критерия более весомой (предпочтительной) является альтернатива «Остаться дома» Расчет коэффициентов весомости альтернатив 1-го семейства по критерию «Затраты времени на подготовку»

  • Слайд 87

    ДЕРЕВО МЕРОПРИЯТИЙ Расчет итоговых весов альтернатив 1-го семейства

    87 0,12*0,7+0,19*0,6+0,31*0,05+0,38*0,52 =0,41 0,12*0,3+0,19*0,4+0,31*0,95+0,38*0,48 =0,59 Итоговые веса альтернатив учитывают не только все четыре критерия, но и веса этих критериев

  • Слайд 88

    ДЕРЕВО МЕРОПРИЯТИЙПример: Встреча Нового года

    88 1.0 1.1 1.2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 0.41 0.59 1- е семейство 2- е семейство

  • Слайд 89

    ДЕРЕВО МЕРОПРИЯТИЙПример: Расчет весомости альтернатив 2-го семейства

    89

  • Слайд 90

    ДЕРЕВО МЕРОПРИЯТИЙ Пример: Встреча Нового года

    90 1.0 1.1 1.2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 0.41 0.59 1- е семейство 2- е семейство 0.69 0.31 3- е семейство 4- е семейство 5- е семейство 6- е семейство 7- е семейство 8- е семейство

  • Слайд 91

    91 1.0 1.1 1.2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 0.41 0.59 1- е семейство 2- е семейство 0.40 0.60 3- е семейство 0.51 0.49 0.52 0.48 0.58 0.42 0.46 0.54 0.16 0.64 0.20 1.00

  • Слайд 92

    92 1.0 1.1 1.2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 0.41 0.59 1- е семейство 2- е семейство 0.40 0.60 3- е семейство 0.51 0.49 0.52 0.48 0.58 0.42 0.46 0.54 0.16 0.64 0.20 1.00 0.144 0.139 0.066 0.061 0.054 0.039 0.168 0.197 0.118

  • Слайд 93

    Тема 1.7

    Методы управления проектами 93

  • Слайд 94

    Тема 1.7 (содержание)

    Вводная часть (история вопроса) Формирование прикладной дисциплины Потребности практического менеджмента Методологическое обеспечение Сетевое планирование и управление Расписание выполнения работ 94

  • Слайд 95

    Вводная часть (история вопроса)

    Одним из основоположников современной теории управления проектами считается Генри Гантт(HenryGantt, 1861–1919) – американский инженер, предложивший в 1910 году новую технику календарного планирования с использованием горизонтальных диаграмм. В последствии диаграмма Ганттастала инструментом де-факто, а изобретателю присвоили звание «отца техники планирования». Диаграмма Ганта оказалась настолько серьезным аналитическим инструментом, что на протяжении почти ста лет она практически не изменялась. И только в 1990-х годах для более подробного описания зависимостей между задачами были добавлены связи. 95

  • Слайд 96

    В конце 50-х годов в США для осуществления программы по созданию ракеты “Поларис” впервые был использован метод планирования и управления, основанный на идее определения, оценки вероятных сроков и контроля так называемого “критического пути” всего комплекса работ. Результаты превзошли все ожидания: во-первых, заметно уменьшилось число сбоев в работе из-за несогласованности используемых ресурсов, резко сократилась общая продолжительность выполнения всего комплекса работ, получен огромный эффект из-за снижения суммарной потребности в ресурсах и, соответственно, уменьшения общей стоимости программы. Вскоре после того, как результаты выполнения программы “Поларис” стали достоянием общественности , весь мир заговорил о методе PERT (ProjectEvaluationandReviewTechnique) как о новом подходе к организации управления. 96

  • Слайд 97

    Вводная часть (формирование прикладной дисциплины)

    За прошедшее с тех пор время метод “критического пути” не только получил широкое применение в повседневной практике управления, но и обусловил появление специальной научно-прикладной дисциплины – управление проектами. В центре внимания этой дисциплины находятся вопросы: планирования, организации, контроля и регулирования хода выполнения проектов, организации материально-технического, финансового и кадрового обеспечения проектов, оценки инвестиционной привлекательности различных вариантов реализации проектов. 97

  • Слайд 98

    Вводная часть (УП и бизнес)

    В современной деловой среде актуальность проектного управления как метода организации и управления производством значительно возросла. Это обусловлено объективными тенденциями в глобальной реструктуризации бизнеса. Крупные производственно-хозяйственные комплексы конгломеративного типа быстро замещаются гибкими сетевыми структурами, среди участников которых доминирует принцип предпочтения использования внешних ресурсов внутренним (outsourcing). Поэтому производственная деятельность всё больше превращается в комплекс работ со сложной структурой используемых ресурсов, сложной организационной топологией, сильной функциональной зависимостью от времени и огромной стоимостью. 98

  • Слайд 99

    Поэтому в бизнесе уже давно признано, что управление проектами — особая область менеджмента, применение которой дает ощутимые результаты. Профессионалы в этой области высоко ценятся (в США это третья по средней величине оплаты профессияпосле юристов и врачей), а сама методология управления проектами стала фактическим стандартом управления на многих тысячах предприятий и применяется в той или иной степени практически во всех крупных корпорациях. 99

  • Слайд 100

    Вводная часть (методология)

      В 1969 году в США появилась профессиональная некоммерческая организация, представляющая интересы индустрии управления проектов – Институт управления проектами (PMI). В 1981 в PMI началась подготовка документа, излагающего методологические основы управления проектами, – «A GuidetotheProjectManagementBodyofKnowledge» (PMBOK Guide). Пробный вариант руководства стал доступен в 1987 году, а первая редакция опубликована в 1996-м. Сегодня стандарт PMBOK широко признается во всем мире и является международным де-факто. 100

  • Слайд 101

    В 1967 году в Европе основана Международная ассоциация управления проектами InternationalProjectManagementAssociation (IPMA), которая создала квалификационный стандарт (профессиональные требования) к деятельности специалистов по управлению проектами IPMA CompetenceBaseline (ICB). В 2006 году вышла третья версия требований. В настоящее время PMI и IPMA принимают активное участие в разработке ISO стандарта по управлению проектами. 101

  • Слайд 102

    Вводная часть (полезные ссылки)

    102

  • Слайд 103

    Вводная часть (терминология)

    Термин проектпроисходит от латинского слова projectus, что в буквальном переводе означает “брошенный вперед”. Таким образом, сразу становится ясно, объект управления, который можно представить в виде проекта, отличает возможность его перспективного развертывания, т.е. возможность предусмотреть его состояния в будущем. Хотя различные официальные источники трактуют понятие проекта по-разному, во всех определениях четко просматриваются следующие особенности проекта как объекта управления: комплексность задач и работ, четкая ориентация этого комплекса на достижение определенных целей, ограничения по времени, бюджету, материальным и трудовым ресурсам. 103

  • Слайд 104

    Действительно, проекты, как большие, так и малые, имеют следующие признаки: ЦЕЛЬ – получить конечный продукт или результат. УСТАНОВЛЕННЫЕ СРОКИ начала и завершения – по существу четкий график выполнения работ с конкретной датой начала и окончания, РЕСУРСЫ – как правило, ограниченные трудовые, финансовые, материальные и информационные. 104

  • Слайд 105

    СЕТЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ

    Системы сетевого планирования и управления (СПУ) это такие системы управления, в которых объектом управления являются коллективы исполнителей, располагающих определенными ресурсами и выполняющими комплекс операций, призванных обеспечить достижение намеченного конечного результата В таком виде методология проектного управления развивалась в нашей стране примерно в тоже время, что и управление проектами за рубежом 105

  • Слайд 106

    СПУ основано на моделировании процесса с помощью сетевого графика и представляет собой совокупность расчетных методов, организационных и контрольных мероприятий по планированию и управлению комплексом работ. Далее рассмотрим ту часть этой методологии, которая позволяет формализовать процесс составления расписания выполнения некоторого комплекса мероприятий (работ) 106

  • Слайд 107

    основные понятия и определения

    Сетевая модель Сетевой график Работа Длительность работы Событие Начальное событие Конечное событие 107

  • Слайд 108

    СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ (СЕТЕВОЙ ГРАФИК)

    СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ представляет собой план выполнения некоторого комплекса взаимосвязанных мероприятий (работ), заданного в специфической форме сетевого графа. СЕТЕВОЙ ГРАФИК – графическое изображение сетевой модели 108

  • Слайд 109

    Р А Б О Т А

    В сетевой модели весь комплекс операций расчленяется на отдельные операции (работы),располагаемые в строгой технологической последовательности. Термин РАБОТА может иметь следующие значения: действительная работа (трудовой процесс, требующий затрат времени и ресурсов) ожидание, не требующее затрат труда, но занимаемое некоторое время «фиктивная» работа, логическая связь между двумя или несколькими операциями, не требующая затрат времени и ресурсов, но задающая последовательность выполнения смежных работ 109

  • Слайд 110

    С О Б Ы Т И Е

    СОБЫТИЕ означает точку во времени отделяющую друг от друга различные стадии осуществления проекта работа может быть начата после окончания нескольких предшествующих работ, поэтому необходимым и достаточным исходным условием для ее начала является сумма частных результатов этих работ. Этот суммарный результат предшествующих работ и носит название СОБЫТИЕ. 110

  • Слайд 111

    ГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

    работы изображаются стрелками (дугами графа), а события кружочками (вершинами графа) 111

  • Слайд 112

    СЕТЕВОЙ ГРАФИК (примеры)

    112 Фиктивная работа

  • Слайд 113

    СЕТЕВОЙ ГРАФИК (пример)

    Список работ (в скобках указана их продолжительность в минутах): a1 - счистить старую краску (75); a2 - прошкурить дверь (30); a3 - открыть банку и размешать краску (4); a5 - вытереть дверь (4), сделать до a6; a6 - покрасить дверь (15); a4 - приготовить кисти (5); a7 - вычистить кисти и собрать инструменты (6). 113

  • Слайд 114

    ГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (некоторые правила)

    При построении сетевого графа необходимо следовать следующим правилам: длина стрелки не зависит от времени выполнения работы 114

  • Слайд 115

    При построении сетевого графа необходимо следовать следующим правилам: стрелка не обязательно должна представлять прямолинейный отрезок 115

  • Слайд 116

    для действительных работ используются сплошные, а для фиктивных работ - пунктирные стрелки 116

  • Слайд 117

    каждая операция должна быть представлена только одной стрелкой не должно быть параллельных работ между одними и теми же событиями, для исключения такой ситуации используют фиктивные работы 117

  • Слайд 118

    следует избегать пересечения стрелок 118

  • Слайд 119

    не должно быть стрелок, направленных справа налево 119

  • Слайд 120

    номер начального события должен быть меньше номера конечного события 120

  • Слайд 121

    не должно быть висячих событий, кроме исходного 121

  • Слайд 122

    не должно быть тупиковых событий, кроме завершающего 122

  • Слайд 123

    не должно быть циклов 123

  • Слайд 124

    КРИТИЧЕСКИЙ ПУТЬ

    Любой путь, длина которого равна полному времени осуществления проекта, называется критическим путем. 124

  • Слайд 125

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТИЧЕСКОГО ПУТИ

    Критический путь проходит через события, у которых совпадают ранние и поздние сроки свершения события (E = L) 125

  • Слайд 126

    РЕЗЕРВЫ (полный резерв)

    126

  • Слайд 127

    РЕЗЕРВЫ (свободный резерв)

    127

  • Слайд 128

    РЕЗЕРВЫ (три вида резервов)

    128

  • Слайд 129

    Времена начала и окончания работ

    1. Ранний срок начала работы Es. Работа a46 не может начаться раньше наступления события V4. Поэтому наиболее раннее время начала работы будет равно Es = E(V4) = 4 дня, начиная с нуля. В общем случае Es совпадает с E (Vi), т.е. Es =E(Vi). 2. Ранний срок окончания работы Ef. Очевидно, что наиболее раннее время окончания работы aijравно сумме продолжительности времени работы и раннего срока начала работы. Таким образом, Ef = Es +dij. 3. Поздний срок окончания работы Lf. Если мы не хотим изменить полное время выполнения проекта, то должны стремиться окончить работу aij не позднее последнего срока для события Vj. Поэтому Lf = L(Vj). 4. Поздний срок начала работы Ls. Поскольку продолжительность работы равна dij, мы должны начинать работу aij не позднее чем в момент времени Lf - dij, для того чтобы успеть окончить ее к моменту Lf. Отсюда Ls = Lf - dij. 129

  • Слайд 130

    СХЕМА РАСЧЕТА сетевого графика

    130

  • Слайд 131

    Другие виды представления

    131 Пример «Проведение семинара»

  • Слайд 132

    132 Пример «Проведение семинара»

  • Слайд 133

    133

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке