Содержание
-
Основы теории аргументации.
Виды аргументов
-
Аргумент – это теоретическое или фактическое положение, с помощью которого обосновывается тезис
-
Аргументация — это операция обоснования каких-либо суждений, практических решений иоценок, в которой наряду с логическими применяются также речевые, эмоционально-психологические и другие внелогические методы и приемы убеждающего воздействия
-
Аспекты аргументации Логический– аргументация выступает как процедура отыскания оснований (доводов) для некоторого положения (тезиса), выражающего определенную точку зрения Коммуникативный- аргументация есть процесс передачи, истолкования и внушения реципиенту информации, зафиксированной в тезисе аргументатора. Конечная цель этого процесса — формирование убеждения
-
-
Виды аргументов – основание: область воздействия ритора
Логические – воздействуют на разум Психологические – воздействуют на чувства
-
Структура аргумента (А.А. Волков) Топос- общая идея, к которой приводится положение и на основе которой строится аргумент Схема- состав, связь и последовательность положений и доводов аргумента Редукция - сведение значений терминов к значению топоса Термы (термины) - те понятия, которые входят в посылки и умозаключение
-
Суждения логических аргументов теоретические или эмпирические обобщения и выводы; ранее доказанные законы наук (химии, физики, биологии, теоремы математики и др.); очевидные положения, не требующие доказательств: аксиомы и постулаты;
-
Определения основных понятий конкретной области знаний; Утверждения о фактах: фактический материал, при котором приблизительные сведения недопустимы (статистические данные)
-
Факт – это несомненное, реальное явление, то, что произошло на самом деле; более надёжный аргумент, так как они существуют независимо от оценки человека и их использования им
-
Мнение– это то, что выражает оценку, собственный или чей либо взгляд на какое-то событие, явление; в большинстве случаев зависит от субъективной оценки человеком, может быть ошибочным, предвзятымСтатистические данные должны отражать реальное положение дел, а не искажать действительность
-
Психологические доводы — довод к чувству собственного достоинства; — довод от сочувствия; — довод от обещания; — довод от осуждения; — довод от недоверия; — довод от сомнения и т.п.
-
Психологический довод как уловка и спекулятивный приём
— аргумент к силе (вместо логического обоснования прибегают к различным видампринуждения); — аргумент к невежеству (используется неосведомленность оппонента);
-
— аргумент к верности (склоняют принять тезис в силу верности, привязанности, почтения ит.п.) — аргумент к выгоде (агитируют принять тезис, потому что это выгодно в каком-либоотношении);
-
Сильный довод - оппонент вынужден согласиться с доводами без каких-либо уточнений Слабый довод - довод, против которого легко найти возражение *Чтобы добиться своей цели, надо хорошо знать того, к кому обращены доводы, иприводить аргументы с учетом индивидуальных особенностей оппонента
-
Не универсальные способы убеждения
Традиция – анонимная, стихийно сложившаяся система образцов, норм, правил, которой руководствуется в своём поведении достаточно обширная и устойчивая группа людей. Традиционализм исходит из убеждения, что практическая мудрость воплощена в делах, а не в писанных правилах, и ставит традицию выше разума
-
Авторитет
это ссылка на мнение или действия лица, отлично зарекомендовавшего себя в данной области своими суждениями или поступками Интуиция прямое усмотрение истины, постижение её без всякого рассуждения и доказательства. *Интуитивная аргументация – ссылка на непосредственную, интуитивную очевидность выдвигаемого положения
-
Вера – глубокое, искреннее, эмоционально насыщенное убеждение в справедливости какого-то положения или концепции Здравый смысл – общее, присущее каждому человеку чувство истины и справедливости, приобретаемое с жизненным опытом Вкус – чувство, имеющееся в аудитории и способное склонить её к принятию выдвинутого положения
-
Некорректные способы убеждения
Несостоявшиеся доказательства – доказательства, в которых допускается логическая или фактическая ошибка Софизмы – умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям
-
Некорректные приёмы аргументации
К аудитории – попытка опереться на мнения, чувства и настроения аудитории вместо обоснования тезиса объективными доводами К личности - приписывание оппоненту недостатков, реальных или мнимых, представляющих его в смешном свете, бросающих тень на его умственные способности, подрывающих доверие к его рассуждениям
-
К массам (демагогия) – попытка взволновать и наэлектризовать широкий круг людей, используя их групповой эгоизм, национальные или расовые предрассудки К человеку – использование в поддержку своей позиции оснований, выдвигаемых противной стороной в споре или вытекающих из принимаемых ею положений
-
К тщеславию – расточение неумеренных похвал противнику в споре в надежде, что, тронутый комплиментами, он станет мягче и покладистей К несмелости, к авторитету – обращение в поддержку своих взглядов к идеям и именам тех людей, с кем оппонент не посмеет спорить, даже если они, по его мнению не правы
-
Спасибо за внимание!!!*Умные люди всегда согласны друг с другом, при условии, что они понимают, о чем идет спор
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.