Презентация на тему "Русский язык и культура речи"

Презентация: Русский язык и культура речи
1 из 30
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для студентов на тему "Русский язык и культура речи" по русскому языку. Состоит из 30 слайдов. Размер файла 0.12 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн.

Содержание

  • Презентация: Русский язык и культура речи
    Слайд 1

    Русский язык и культура речи Тестирование СИТО

  • Слайд 2

    Эмоционально-экспрессивная окраска слов

    Эмоционально-экспрессивная окраска – это элемент значения слова, содержащий определенные эмоции или придающий слову дополнительную экспрессивность. Например: белый, белокурый, белобрысый, беленький, лилейный. Плакать, рыдать, реветь Разновидности эмоционально-экспрессивной окраски: торжественная поэтическая пренебрежительная ироническая, шутливая презрительная вульгарная бранная фамильярная и т.д.

  • Слайд 3

    Стилистическая окраска слов

    Стилистическая окраска – это элемент значения слова, ограничивающий его употребление в определенной сфере. Разновидности стилистической окраски: разговорная просторечная официальная канцелярская высокая книжная и т.д. Например: сказать, объявить, провозгласить, сболтнуть, ляпнуть В официально-деловых текстах можно употреблять слова: 1. гонения, отчизна, пафос 2. протокол, вышеизложенный, безвозмездно 3. контекст, парадокс, компонент 4. ответить, втихомолку, задача

  • Слайд 4

    Функциональные стили

    Укажите словосочетание, употребляемое в роли сказуемого в официально-деловых текстах: Надеяться на помощь, ждать помощи, прийти на помощь, оказывать помощь Укажите, какие из приведенных особенностей не характерны для научного стиля: 1) широкая употребительность суффиксов субъективной оценки со значением ласкательности, неодобрения, увеличительности и т.д. 2) преобладание прямого порядка слов 3) употребление формы единственного числа существительных в значении множественного (волк – хищное животное) 4) использование в сложных предложениях составных подчинительных союзов.

  • Слайд 5

    Изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы. Для этой цели изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.   Определите функциональную принадлежность текста

  • Слайд 6

    Фигуры и тропы

    Троп – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении. Тропы строятся на сопоставлении двух понятий, близких в определенных отношениях. Фигуры речи – это способы украшения речи с помощью синтаксических и других средств

  • Слайд 7

    Эпитет – слово, определяющее предмет или действие, и подчеркивающее в них какое-либо характерно свойство, качество Например: Печальный рев, гордо реет, мороз-воевода Сравнение – сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. Например: Корабль боролся будто живое существо. Снежная пыль столбом стоит в воздухе Метафора – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. например: Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким. Метонимия – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями. Например: Я три тарелки съел. Разновидности тропов

  • Слайд 8

    Разновидности тропов

    Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Например: Пуще всего береги копейку. Все спит – и человек, и зверь, и птица. Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа. Например, хитрость показывается в образе лисы, жадность в обличии волка, коварство – в виде змеи и т.д.

  • Слайд 9

    Риторические фигуры

    Анафора и эпифора – повторение отдельных слов или оборотом в начале или конце отрывков, из которых состоит высказывание. Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством Параллелизм– одинаково синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Молодым у нас дорога, старикам везде у нас почет Умолчание - намеренный обрыв высказывания, придающий эмоциональность, взволнованность речи и предполагающий, что читатель сам догадается, что именно осталось невысказанным.

  • Слайд 10

    Антонимы – это слова, противоположные по значению Использование антонимов лежит в основе разнообразных стилистических приемов «Война и мир», «Живые и мертвые» Антитеза – отрицание контрастных признаков Например: Где стол был яств – там гроб стоит Оксюморон – создание нового понятия за счет соединения контрастных по значению слов Например: заклятый друг

  • Слайд 11

    Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный порядок, с целью усилить выразительность речи. Например: Обеды он задавал отличные. Душа к высокому тянется. Риторический вопрос – фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить ответ, а чтобы привлечь внимание читателя. Например: Знаете ли вы украинскую ночь? Парцелляция - синтаксическое выделение отдельных частей или слов фразы (чаще всего однородных членов) в качестве самостоятельных предложений с целью усиления их смысловой весомости и эмоци- ональной нагрузки в тексте. Например: "И пляшет тень его в окне // Вдоль насыпи. В ночи осен- ней. // Там. За Араксом. В той стране" (П. Антокольский). Градация – стилистическая фигура, состоящая в таком располо- жении слов, при котором каждое последующее содержит усили- вающееся значение производимого ими впечатления. Например: Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид.

  • Слайд 12

    Использование значений слов для создания парадоксальных и неожиданных выражений Каламбур – обыгрывание значения слова Заголовки из газет: «Ветераны тряхнули струной», «Политическая мясокомбинация» Радио будит мысль даже в те часы, когда очень хочется спать Дети – цветы жизни, не давайте им, однако, распускаться. Зато атмосфера невиданной теплоты (было уже под +30°С) царила в рядах официальных делегаций. Риторические фигуры

  • Слайд 13

    Выразительные средства лексики

    Назовите фигуры и тропы, которые не использованы в следующем четверостишии: Я памятью живу с увядшими мечтами Виденья прежних лет толпятся предо мной И образ твой меж них, как месяц в час ночной Между бродящими блистает облаками 1. эпитет 2. сравнение 3. анафора 4. метафора Кругом меня цвел божий сад Растений радужный наряд Хранил следы небесных слез И кудри виноградных лоз Вились, красуясь меж дерев Прозрачной зеленью листов 1. метафора 2. эпитет 3. парцелляция 4. инверсия

  • Слайд 14

    Риторические фигуры и тропы

    Назовите тропы и стилистические фигуры, которые позволяют: 1) расставить в речи смысловые акценты 2) показать многосложность и противоречивость явления 3) продемонстрировать волнение говорящего 4) заставить задуматься над тем, о чем недоговаривает автор 5) подчеркнуть эмоциональность автора 6) выразить ироническое отношение к чему-либо

  • Слайд 15

    Какие тропы и фигуры и для создания каких эффектов использованы в данном тексте?

    «На эту кафедру, с которой прочитывается Нобелевская лекция, кафедру, предоставляемую далеко не всякому писателю и только раз в жизни, я поднялся не по трем-четырем примощенным ступенькам, но по сотням или даже тысячам их - неуступным, обрывистым, обмерзлым, из тьмы и холода, где было мне суждено уцелеть, а другие - может быть с большим даром, сильнее меня - погибли. Из них лишь некоторых встречал я сам на Архипе- лаге ГУЛАГе, рассыпанном на дробное множество островов, да под жерновом слежки и недоверия не со всяким разговорился, об иных только слышал, о третьих только догадывался. Те, кто канул в ту пропасть уже с литературным именем, хотя бы известны, - но сколько не узнанных, ни разу публично не названных! и почти-почти никому не удалось вернуться. Целая национальная литература осталась там, погребенная не только без гроба, но даже без нижнего белья, голая, с биркой на пальце ноги. Ни на миг не прерывалась русская литература! - а со стороны казалась пустынею. Где мог бы расти дружный лес, осталось после всех лесоповалов два-три случайно обойденных дерева. И мне сегодня, сопровожденному тенями павших, и со склоненной головой пропуская вперед себя на это место других, достойных ранее, мне сегодня - как угадать и выразить, что хотели бы сказать они?» (Александр Солженицын, Нобелевская лекция по литературе, 1972 г.)

  • Слайд 16

    Фигуры речи

    Укажите фигуру речи, которой соответствует определение: … - это намеренный обрыв высказывания, придающий эмоциональность, взволнованность речи и предполагающий, что читатель сам догадается, что именно осталось невысказанным. - умолчание - анафора - градация - литота

  • Слайд 17

    Ораторское мастерство

    Каким не должно быть название выступления: 1. отражать содержание 2. ясным, четким, кратким 3. содержать общие формулировки 4. привлекать внимание Заключительную часть выступления нельзя: 1. Завершить шуткой 2. Прочесть наизусть стихи 3. Закончить призывом к действию, пожеланием 4. Говорить фразы типа «Это все, что я хотел сказать», «Вот и все».

  • Слайд 18

    Использование аргументации

    Тезис – главная мысль, утверждение, которое надо доказать Аргументы – приводимые доказательства в поддержку тезиса (факты, примеры, объяснения) Индукция: от аргументов (фактов) – к выводам (от частного к общему) Дедукция: сначала тезис (вывод) – потом аргументы (от общего к частному) Нисходящая аргументация: вначале приводятся самые сильные аргументы, затем по убыванию силы, в конце – эмоциональный призыв или просьба. Восходящая аргументация: сначала слабые аргументы, затем сила аргументов и эмоциональность увеличиваются.

  • Слайд 19

    Логические ошибки

    Логические ошибки могут быть связаны с нарушением законов логики: Подмена понятия (нарушение закона тождества). Пример: Больные, не посетившие амбулаторию в течение трех лет, выкла- дываются в архив (речь идет о карточках больных, а из текста предложения следует, что самих больных сдали в амбулаторию).2) Нарушение закона непротиворечия, который гласит: «Два находящихся в отношении отрицания суждения не могут быть одновременно истинными, одно из них непременно ложно». Пример: Рядом с ним сидят интеллигентные люди: один фальшивомонетчик, другой за экономическое преступление – никакие не уголовники (уголовник – человек, совершивший уголовное преступление, т.е. преступление, зафиксированное в Уголовном кодексе. В нем в том числе названы и изготовление фальшивых денег, и экономические преступления).

  • Слайд 20

    3) Несоответствие посылки и следствия (нарушение закона достаточного основания). Примеры: - В качестве бортпроводников были два мужика. Один глухонемой, а другой, в противоположность ему, нормальный, усатый, знающий не только турецкий и арабский языки, но и несколько слов по- русски! Вот, что значит ОБРАЗОВАНИЕ! - Несмотря на свою молодость, он хороший человек. Прошу оставить меня на продовольственном складе, так как я очень полюбил море. 4) Нарушение закона исключенного третьего: утверждение и его отрицание не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными, одно из них необходимо истинно, другое – необходимо ложно. Если в выступлении сформулировано какое- то положение в виде высказывания, а затем – его отрицание, то одно из этих высказываний будет истинным, а другое – ложным.

  • Слайд 21

    Другие логические ошибки: 4) Порочный круг – логическая ошибка в определении понятий, когда определяемое понятие оказывается в составе высказы-вания, посредством которого проводится определение. Пример: Историк – специалист в области истории. 5) Употребление родового понятия вместо видового. Пример: Можно записаться в какую-нибудь плавательную или спортивную секцию (плавательная секция является разновидностью спортивных секций). 6) Сопоставление несопоставимых понятий. Примеры: Предлагаем полное излечение алкоголиков и других заболеваний (алкоголик – это не заболевание). Радушные хозяева потчуют гостей разнообразным подбором национальных блюд (потчуют все-таки блюдами, а не подбором).

  • Слайд 22

    7) Замена конкретного понятия отвлеченным. Пример: Нам рассказали о писателе и прочитали отрывки из его творчества (творчество – отвлеченное понятие, оно употреблено вместо конкретного понятия «произведения»). 8) Логическая (смысловая) недостаточность. Пример: Пассажиры с необмотанными рогами к посадке не допускаются.

  • Слайд 23

    Определите логическую ошибку, когда субъект речи, начав доказывать один тезис, через некоторое время начинает доказывать уже другой, сходный с первым только внешне: - потеря тезиса - ложное основание - круг в доказательстве - подмена тезиса

  • Слайд 24

    Логические качества текста

    Назовите логический закон по его определению: Утверждение и его отрицание не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными, одно из них необходимо истинно, другое – ложно. Если в выступлении сформулировано какое-то положение, а затем – его отрицание, то одно из этих высказываний будет истинным, а другое – ложным. К логическим аргументам не относятся: Теоретические и эмпирические обобщение и выводы Доводы от сочувствия Статистические данные Аксиомы и постулаты Имеется несколько способов изложения материала. Какой это способ: Изложение материала от частного к общему? - индукция - ступенчатый - исторический - дедукция

  • Слайд 25

    Найдите и исправьте логические ошибки

    Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от обыкновенного рябчика. Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма. Перед сдачей объекта под охрану нужно проверить, чтобы в охраняемом помещении в нерабочее время не оставались посторонние лица, включенные электроприборы и другие источники огня. Вскоре после окончания военных действий приведены в порядок многие школы, учебные заведения, больницы и другие культурные учреждения. Нужно подумать о кормах на зиму для общественного животноводства. Страшна не старость, а дряхлость, поэтому лучше умереть молодым и здоровым. Быстрота размножения вредителей зависит от того, насколько упорно и планомерно ведется с ними борьба.

  • Слайд 26

    Уловки в аргументации

    Уловки – это умышленное использование ложных аргументов и других некорректных приемов аргументации, построенных на манипулировании и обмане. Здесь перечислены лишь некоторые из них. Использование ложных и недоказанных аргументов в надежде на то, что противная сторона этого не заметит. Пример: Люди, которые вкладывают деньги в акции, очень смелые.Использование приема нередко сопровождается оборотами: «всем известно», «давно установлено», «совершенно очевидно», «никто не станет отрицать» и т.п. Слушателю как бы остается одно: упрекать себя за незнание того, что давно и всем известно. 2) Подмена тезиса. Вместо того чтобы обосновать выдвигаемое поло- жение, приводятся аргументы в пользу другого утверждения, выдвига- емого вместо того, которое требовалось доказать. Чувствуя невозмож- ность доказать или оправдать выдвинутое положение, спорщик может попытаться переключить внимание на обсуждение другого, может быть, и важного утверждения, но не имеющего прямой связи с исходным положением. Иногда вместо тезиса доказывается некоторое более слабое утверждение, вытекающее из него.

  • Слайд 27

    3) Переход на личности. Противнику в споре приписываются такие недостатки, реальные или только мнимые, которые представляют его в смешном свете, бросают тень на его умст- венные способности, подрывают доверие к его рассуждениям. Такого рода «критика» противника, приписывание ему нехороших черт или порочащих мотивов ведут к тому, что уже не сущность того, что он говорит, а сама его особа становится предметом обвинений. Даже если упреки в адрес противника справедливы, этот прием некорректен, поскольку меняет плоскость спора. Из того, что человек допускал какие-то промахи, вовсе не следует, что и к сказанному им сейчас надо отнестись с недоверием. Жонглирование отрицательными характеристиками личности противника, не имеющими никакого отношения к существу рассматриваемого вопроса, в товарищеском споре, разумеется, недопустимо.

  • Слайд 28

    4) Апелляция к невежеству  – ссылка на неосведом- ленность, а то и невежество противника в вопросах, относящихся к существу спора; упоминание таких фактов или положений, которых никто из спорящих не знает и не в состоянии проверить. 5) Апелляция к публике– вместо обоснования истиннос- ти или ложности тезиса объективными доводами пытаются опереться на мнения, чувства и настроения слушателей. Воспользовавшийся этим аргументом человек обращается не к своему партнеру в споре, а к другим участникам или даже случайным слушателям и стремится привлечь их на свою сторону, апеллируя преимущественно к их чувствам, а не к разуму.

  • Слайд 29

    6) Апелляция к выгоде – приведение аргументов, акцентирую- щих внимание слушающих на возможной материальной или мо- ральной выгоде, которую они получат, если согласятся с говоря- щим. Вместо доказательства истинности или ложности тезиса до- казывается его польза или вред. Напр., надо доказать, что “Бог существует”; доказывают, что Он и вера в Его бытие приносит утешение и счастье. Даже самые простые доводы, чисто “кар- манного свойства”, имеют волшебное действие. Один довод, дей- ствующий на волю, живо и ярко рисующий выгоду или невыгоду чего-нибудь, иногда сильней сотни доводов, действующих на разум. 7) Апелляция к физической силе («к палке») – угроза неприятными последствиями, в частности угроза применения насилия или прямое употребление каких-то средств принуждения. Скажем, наставляя не соглашаю- щегося с ним сына, отец грозит, что накажет его, если тот принесет из школы тройку.

  • Слайд 30

    Ошибки и приемы

    Укажите номера предложений, в которых нарушение лексической сочетаемости, нарушение порядка слов или нарушение логики являются ошибкой, и номера предложений, в которых эти нарушения являются стилистическим приемом. 1) Пародия – это жанр, обреченный на успех. 2) Органы власти всех уровней должны соблюдать бюджет. 3) Руководитель назначил ответственное лицо за радиационную безопасность. 4) Хотели как лучше, получилось как всегда. 5) Выводы из всего этого следуют весьма неутешительные. 6) Спорт очень хорошо развивает мышцы тела и здоровье.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке