Содержание
-
Памятники античной культуры
Лекция 3
-
История античной культуры включает в себя несколько этапов:
Крито-микенский или эгейский период (ІІІ – ІІ тыс. до н.э.); Гомеровский или геометрический период (ХІ – VIII века до н.э.); Архаический – (VII – VI века до н.э.); Классический – (V – IV века до н.э.); Эпоха эллинизма – (ІІІ – І века до н.э.); Римский период – (середина I до н.э. – середина V в. н. э.).
-
Античной (лат. «Антикус» – «древний») культурой гуманисты эпохи Возрождения называли греко-римскую культуру.
В целом для античной культуры характерны: рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие; стройная логика; индивидуальное разнообразие в решении тех или иных проблем. Культура Востока: развитие протекало в основном в форме комментирования древних учений, ставших каноническими, увековечивания традиции.
-
Крито-микенская культура
III—II тысячелетие до н.э.
-
Общее название цивилизаций бронзового века в 3000—1000 гг. до н. э. на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции и Малой Азии
-
Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития: на о.Крит, где проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III тыс. до н. э. завоеванию греков-ахейцев.
Минойская цивилизация (Крит): Раннеминойский период (XXX—XXIII вв. до н. э.) Среднеминойский период (XXII—XVIII вв. до н. э.; период «старых», или «ранних», дворцов) Позднеминойский период (XVII—XII вв. до н. э.). Элладскаяцивилизация (Балканская Греция): Раннеэлладский период (XXX—XXI вв. до н. э.) Среднеэлладский период (XX—XVII вв. до н. э.) Позднеэлладский период (XVI—XII вв. до н. э.; микенская цивилизация).
-
Для данного периода характерно:
-
Идея стиля - утопическая религиозность (религия земли и плодородия).
Признаки стиля: дворцы и толосы; культ быка; профильные изображения; «примитивная» скульптура; доминирование ярких жизнерадостных; цветов: бирюза, красный, желтый.
-
Письменность
Несколько этапов: «Иероглифы А» (внешний вид — чисто рисуночные знаки); «Иероглифы Б» (упрощённые рисунки, развились в линейное письмо А); Линейное письмо А (знаки в основном утратили сходство с рисуночным оригиналом); Линейное письмо Б (дальнейшее развитие линейного письма А).
-
-
Фестскийдиск — уникальный памятник письма, предположительно минойской культуры эпохи средней или поздней бронзы, найденный в городе Фест на острове Крит. Его точное назначение, а также место и время изготовления достоверно не известны.
Ираклион, Художественный музей
-
Кносский дворец (о. Крит). xviв. до н.э.
-
Первый дворец-храм в Кноссе был построен ок. 2000-1700 г. до н.э. («раннедворцовый период»), на остатках находившегося здесь ранее неолитическогопоселения. Этот дворец был разрушен землетрясением ок. 1700 г. до н. э.
-
Вскоре был построен другой дворец. Период 1700 - 1450 гг. до н. э. («новодворцовый период» ) — время высочайшего расцвета минойской цивилизации и особенно Кносса.
-
Кносскийдворец, План
По легенде, здесь находился лабиринт Дедала, где был заключён Минотавр.
-
-
Общий вид Кносскогодворца. Частичная реконструкция
-
После сильнейшего землетрясения и огромного цунами между 1628 и 1500 г. до н. э., вследствие извержения вулкана на острове Санторин, дворец был разрушен.
-
В 1450 г. до н.э. пожар окончательно уничтожил Кносский дворец
-
-
Тронный зал (После 1500 г. до н.э.) Частично реконструирован
-
Толос - круглое в плане сооружение (святилище, гробница, памятник, музыкальный зал), часто с колоннадой.
-
КосскийАсклепион в Эпидавре (культовый)
-
-
Зачастую имели подземные помещения
-
Как тип гробниц, подземные и подкурганные толосы, сооружённые методом ступенчатого (ложного) свода, вытеснили в XVI—XV вв. до н. э. микенские шахтовые гробницы.
-
Сокровищница Атрея (Микены, XIV в. до н.э.)
-
Львиная могила (Микены, XIV в. До. Н.э.)
-
Фрагменты фресок кносского дворца (XVI-XV вв. до н.э.)(Ираклион, Археологический музей)
«Царь-жрец» «Парижанка»
-
«Игра с быком». Настенная роспись по штукатурке из Кносса. XVI в. до н.э. Ритуальные прыжки через быка, известные по художествен-ным материалам минойской цивилизации. «Таврокатапсия» Ираклион, Археологический музей
-
«Голубая птица». Фрагмент фрески Кносского дворца. 1600 – 1500 гг. до н.э. Ираклион, Археологический музей «Летающие рыбки». Фрагмент фрески, из Филакопи, остров Мелос. XVI – XV вв. до н.э. Афины, Национальный музей
-
Фриз с изображением судов (фрагмент). Фера, Западный Дом в Акротири
-
Фриз с изображением воинов (фрагмент). Фера, Западный Дом в Акротири «Рыбак». Фреска из Западного Дома в Акротири. Фера
-
Статуэтки из Национального археологического музея Афин Мрамор. Около 2000 гг. до н.э. Человек Игрок на флейте Игрок на кифаре
-
Статуэтки из глазурованной керамики (1700 – 1600 гг. до н.э.)(Ираклион, Археологический музей)
Богиня Богиня со змеями, из сокровищницы Кносского дворца.
-
Критского бога представляло зооморфное существо, воплощенное в образе быка. Его знаки и символы встречаются во множестве в Кносскомдворце. Вероятно, этот символ был связан с мифическим Лабиринтом и жившим в нем Минотавром.
-
Маска, так называемая «Маска Агамемнона (Микены). Золото. XVIв. до н.э., Афины, Национальный археологический музей
-
Кубки из Вафио, Лакония. Золото. Около 1500 г. до н.э. Афины, Национальный археологический музей
-
Клинки кинжалов (Микены). Бронза, электр, чернь. XVIв. до н.э., Афины, Национальный археологический музей
-
Геммы: печати и перстни из халцедона и золота.XIV – XII вв. до н.э. Ираклион, Археологический музей
-
Вазы стиля «камарес» (Фест). Терракота. Около 1800 г. до н.э. Ираклион, Археологический музей
-
Вазы стиля «Камарес» (Ираклион, Археологический музей)
Ваза с лилиями Блюдо
-
Вазы «Морского стиля». (Ираклион, Археологический музей)
-
-
гомеровский период
ХІ – VIII века до н.э.
-
Карта Древней Греции
-
Тёмные века, Гомеровская Греция, Предполисный период — главным источником информации о нем являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
Идея стиля воинская доблесть – арете– «героический кодекс»: достижение славы, вслед за которым идёт чествование, соответствующее положение в обществе и сопутствующее ему богатство Признаки стиля статичные, гипертрофированные «героические» фигуры геометрические с огромным количеством деталей узоры на керамике
-
Для периода характерно:
основной вектор развития направлен не на родовые, а на индивидуальные, личностные нормы культуры; Основной формой общественного контроля выступает «культура стыда» – непосредственно осуждающая реакция «народа» за отступление героя от нормы; боги расцениваются как часть природы, человек, поклоняясь богам, может и должен рационально строить с ними отношения. состязательность (агон) как норма культуротворчества.
-
Дорийское завоевание, как и ахейское в начале II тыс. до н.э., привело Грецию к новому регрессу – резкому сокращению численности населения, падению жизненного уровня, прекращению монументального и вообще каменного строительства, упадку ремесла (ухудшение технического и художественного качества изделий, сокращение их ассортимента и количества), ослаблению торговых контактов, утрате письменности. С падением ахейских цитаделей на всей территории Греции (в том числе и на не занятых дорийцами) исчезли прежние государственные образования и утвердился первобытно-общинный строй; вновь основной формой поселения стали небольшие бедные родовые поселки. Из достижений микенской цивилизации дорийцы заимствовали только гончарный круг, технику обработки металла и кораблестроения, культуру выращивания винограда и оливковых деревьев. В то же время дорийцы принесли с собой искусство выплавки и обработки железа, практику использования его не только в качестве украшений (как в микенскую эпоху), но в производстве и в военном деле. Наступление железного века имело огромное значение – металл стал дешев и широкодоступен, что способствовало росту хозяйственной самостоятельности отдельной семьи и ослаблению ее экономической зависимости от родовой организации.
-
Достижения периода:
Эпические произведения Мифология (представления народа о его жизни в прошлом и настоящем, о богах и героях, о происхождении земли и неба так же, как и народные идеалы доблести и благородства)
-
«Геометрический стиль»
Вазы украшены орнаментом, нанесенным коричневой краской по бледножелтоватому фону глиняного сосуда. Орнамент покрывал вазу обычно в верхней ее части рядом кольцевых поясов, иногда заполнявших всю ее поверхность. Погребальный кратер из Дипилонского некрополя в Афинах. Около середины VIII в. до н.э., Афины, Национальный музей
-
орнамент особенно обилен:
геометрические мотивы; схематизированный растительный и животный орнамент; ритмичность - фигуры многократно повторяются на протяжении отдельных полос орнамента.
-
Амфора и деталь ее росписи «Надгробный плач» из Дипилонского некрополя в Афинах
-
Скульптура гомеровского времени дошла до нас лишь в виде мелкой пластики, большей частью явно культового характера.
Аполлон из Фив. Бронза. Высота 0,2 м. 7 в. до н.э. Бостон, Музей изящных искусств Артемида, из святилища Артемиды Делосской. Мрамор. Около 650 г. до н.э. Афины, Национальный музей
-
Конь. Бронза. Около 750 г. до н.э. Афины, Национальный археологический музей
Герой и кентавр. Статуэтка из Олимпии. Бронза. Высота 11 см. VIII в. до н.э. Нью-Йорк, Метрополитен-музей
-
Ксоаны— идолы, выполненные из дерева или камня и представлявшие собой, по-видимому, грубо обработанный ствол дерева или блок камня, завершенный еле намеченным изображением головы и черт лица.
-
архаический период
VII – VI века до н.э.
-
Ранний период развития архитектуры (до V в. до н. э.) получил название архаического
Идея стиля идеал свободного, политически активного, гармонически развитого духом и телом человека – калокагатия Признаки стиля статичные, но очеловеченные фигуры, выполненные по строгим канонам ордера в архитектуре храмов
-
Для периода характерно:
Формирование полисов; Появление новой формы общественных отношений – закона; На смену дворцам и крепостям пришли многочисленные храмовые сооружения (вначале – по принципу мегарона). Светское строительство отступило на второй план. Самый простой тип древнегреческого храма: прямоугольная постройка с портиком в торце и расположенным за портиком залом с очагом в центр
-
Отличительная архитектурная особенность – появление ордеров. Ордер - особый тип архитектурной композиции, который возник из стоечно-балочной конструкции эллинского зодчества, как ее своеобразная, закрепленная традицией архитектурная переработка.
-
Дорический, ионический и коринфский ордера
-
Храм Геры I (Базилика). Известняк. 565 г. до н.э. (Пестум, Италия)
-
Храм Афины (Деметры). Известняк. Конец VIв. до н.э. (Пестум, Италия)
-
Храм Аполлона. Около 540 г. до н.э. Коринф
-
Новые «элементы» города:
Центр города – Акрополь; Агора - рыночная площадь, место общегражданских собраний; Булевтерий – место заседания государственного совета; Пританей - совещательный орган, судилище, здесь постоянно поддерживался огонь; Гимнасии - воспитательно-образовательное учреждение; Театры.
-
Скульптура
Формируются основные типы монументальной скульптуры — статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора). Материалы: известняк и мрамор, терракота, бронза, дерево и редких металлов. Использовались для украшения храмов и в качестве надгробных памятников. Изображают сюжеты из мифологии и повседневную жизнь. Одухотворенные лица. Масштабирование. Персей убивает Медузу
-
Гигантомахия. Часть северного фриза сокровищницы сифнийцев в Дельфах. Паросский мрамор. VIв. до н.э. Дельфы
-
Аполлон Тенейский. 560-550 годы до н. э. Мюнхенская глиптотека Кройсос из Анависоса, Аттика. Мрамор. Около 525 г. до н.э. Афины, Национальный археологический музей
-
Коры из афинского Акрополя. Мрамор. Афины, Музей Акрополя
520 г. до н.э 520 г. до н.э 510 г. до н.э.
-
Гера, из Герайона (близ Тигани) на острове Самос. Мрамор. Около 560 г. до н.э. Берлин, Государственные музеи Богиня с гранатом, из Кератеи, Аттика. Мрамор. 580 – 570 гг. до н.э. Берлин, Государственные музеи
-
Полимед Аргосский. Статуи Клеобиса и Битона, из Дельф. Мрамор. Около 600 г. до н.э. Афины, Национальный музей
-
Вазопись
С началом архаического периода зарождается чернофигурная вазопись
-
вазы были чрезвычайно разнообразны по форме и размерам, имея различное назначение:
Большие амфоры с узким горлышком - для хранения вина и масла; Гидрии с тремя ручками для переноски воды; Лекифы, узкие стройные сосуды для благовоний; Кратеры для смешения вина с водой.
-
Килик с изображением птицелова, из Этрурии. Глина. Середина VIв. до н.э. Париж, Лувр ЭкзекийКилик с Дионисом, из Вульчи, Этрурия. Глина. Около 535 г. до н.э. Мюнхен, Музей античного прикладного искусства
-
Чернофигурная амфора. 540 – 530 гг. до н.э. Чёрнофигурная амфора с изображением бегунов. Высота 46 см. Около 500 г. до н.э Санкт-Петербург, Эрмитаж
-
Экзекий Роспись амфоры «Ахилл и Аякс», из Вульчи, Этрурия. Глина. Высота 0,65 м. 540 – 530 гг. до н.э. Рим, Ватикан, Грегорианский музей
-
классический период
V – IV века до н.э.
-
период высшего расцвета полисного устройства
Идея стиля ИДЕЛЬНЫЙ МИФ (религиозный материализм) идеализация, обожествление человека очеловечивание богов Признаки стиля золотое сечение идеальность фигур и обезличенность черт использование кариатид в декоре пластическая гармония фигуры (динамика, оживление) посредством драпировок
-
Для периода характерно:
Возникновение городов-государств (Афины, Спарта); Полисы и гражданство; Демократия; Новая форма голосования(на черепках) — остракизм; Развивались право, философия, медицина и наука; Театр плотно вошел в жизнь горожанина.
-
Роспись килика «После пира».
Глина, лак. Диаметр рисунка 15,5 см. Первая четверть 5 в. до н.э. Вюрцбург, Музей Мартина Вагнера
-
Геракл и Афина. 480 - 470 гг. до н. э. Государственное античное собрание. Мюнхен Фиала с изображением юноши, приносящего жертву вином, на лицевой стороне. Ок. 480 г. до н. э. Лувр. Париж
-
Ноланская амфора с изображением Эдипа исфинксаработы вазописца Ахилла. Ок. 440—430 гг. до н. э. Государственное античное собрание.Мюнхен
-
Святилище Зевса в Олимпии. Вид на палестру
храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей; колоссальность сооружений. вместо известкового камня и песчаника для построек используется мрамор.
-
Святилище Зевса в Олимпии. Макет
-
Святилище Зевса в Олимпии. Вид на храм Геры
-
-
Святилище Аполлона в Дельфах. Макет
-
Святилище Аполлона в Дельфах. Вид на театр
-
храм Афины Афайи на острове Эгина. Около 500 – 480 гг. до н.э.
Статуи воина и стреляющего Геракла. Статуи восточного фронтона. Около 490 – 480 гг. до н.э. Мюнхен, Глиптотека
-
Голова статуи Афины с западного фронтона храма Афины Афайи на острове Эгина. Деталь. Около 500 г. до н.э. Мюнхен, Глиптотека Голова статуи Афины с восточного фронтона храма Афины Афайи на острове Эгина. Около 480 г. до н.э.
-
Афинский акрополь
-
Общий вид афинского Акрополя
-
Западный фасад Пропилей. Реконструкция
-
Вид на часть западной стороны Пропилей и храм Ники Аптерос на пиргосе
-
Полный вид западной части Акрополя с Пропилеями и храмом Ники Аптерос
-
Храм Ники Аптерос.427-421 гг. до н.э.
-
Фрагмент панциря пиргоса Ники. 415 – 410 гг. до н.э. Афины, Музей Акрополя
Ника, ведущая жертвенного быка Ника, развязывающая сандалию
-
Иктин и Калликрат. Парфенон.Восточная сторона. 447-443 гг. да н.э. Современный вид
-
Иктин и Калликрат. Парфенон.447-443 гг. до н.э. Вид с северо-запада
-
Реконструкция восточной стороны Парфенона (композиция центральной сцены фронтона сомнительна)
-
Афина, опирающаяся на копьё. Рельеф с афинского Акрополя. Мрамор. Середина 5 в. до н.э. Афины, Музей Акрополя
Реалистичность и детализированность образов монументальность подвижность идеал красоты обнаженного тела складки и драпировки
-
Дельфийский возничий. Бронза. Высота 1,8 м. Около 470 г. до н.э. Дельфы, Музей
-
Посейдон. Статуя с мыса Артемисион. Бронза. Высота 2,09 м. Около 460 – 450 г. до н.э. Афины, Национальный археологический музей
-
Леохар. Аполлон Бельведерский. Мраморная римская копия с бронзового оригинала середины 4 в. до н.э. Рим, Ватикан
-
эллинистический период
ІІІ – І века до н.э.
-
Эпоха эллинизма знаменует крушение полисных идеалов, переход к монархиям
Идея стиля ИДЕЛЬНЫЙ МИФ (религиозный материализм) идеализация, обожествление человека очеловечивание богов Признаки стиля свободная колонна, колоннада симметрия, мера, уравновешивание живость и эмоциональность скульптур «обнаженная» идеальная красота богов и героев скульптурные группы
-
Для данного периода характерно:
уход полисной системы на второй план; личное спасение и невозмутимость души как жизненный идеал личности; развитие и распространение политических и экономических вертикальных (а не горизонтальных) связей; коллапс отживших себя социальных институтов; синкретизм в религии и официальной практике обожествления монархов; изменение классическим греческим канонам: здания и памятники стали выполнять не столько свою первоначальную функцию, сколько становились символами богатства, господства и могущества; повсеместное строительство дало огромный стимул к развитию новых типов архитектуры – стали гораздо шире применяться барельефы. На протяжении III-I веков до н. э. на всем пространстве восточного Средиземноморья шел процесс эллинизации, то есть перенятия местным населением греческого языка, культуры, обычаев и традиций.
-
Александрийский маяк (о. Форос), III в до н.э.
-
-
«Пергамский алтарь» (Ii в до н.э.)— Получил название по месту своего создания — городу Пергаму в Малой Азии. Основная тема рельефных изображений — битва богов с гигантами. В настоящий момент экспонируется в берлинском Пергамском музее (Античное собрание), построенном специально для этой цели
-
-
-
Лаокоон и его сыновья
Агесандр Родосский, Полидор, Афинодор, 50 до н. э. мрамор. Музей Пия-Климента, Ватикан
-
Диана с ланью, Леохар, ок. 340 до н.э., Лувр, Париж Раненая амазонка, Поликлет, 440 до н.э. Нац. музей Рим
-
Голова Александ-раМакедонс-кого,
Пергам. Мраморная эллинистическая копия с оригинала около 330 г. до н.э. Стамбул, Археологический музей
-
Геракл, борющийся со львом. Мраморная римская копия с оригинала 4 в. до н.э. Высота 0,65 м. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж ОтдыхающийГермесIV в. до н. э.,Национальный музей, Неаполь
-
Атлант (атлас) (2 в. До н.э.) и Геракл (3 в. До н.э.) Фарнезе
-
Ника Самофракийская. Паросский мрамор. Высота 2,45 м. 3 – 2 вв. до н.э. Париж, Лувр
-
римский период
І в. до н.э. – Vвек н.э.
-
Дре́вний Рим — одна из ведущих цивилизаций Древнего мира, величайшее государство Античности.
Идея стиля (религиозный материализм) идеализация, обожествление человека - императора очеловечивание богов до индивидуализации Признаки стиля форумы, цирки, базилики, купол арки и аркады, фальш-колонна индивидуализация скульптурного портрета
-
Карта Римской империи
-
Капитолийская волчицаБронза. 6 – 5 вв. до н.э. Рим, Капитолийские музеи
-
Стенопись
-
Роспись стены из дома Грифонов на Палатине в Риме. I декоративный («инкрустационный») стиль. Около 100 г. до н.э. Рим, АнтиквариумПалатина
-
Дионисийские мистерии. Фрагмент росписи в вилле Мистерий в Помпеях. II декоративный («архитектурно-перспективный») стиль. Середина 1 в. до н.э.
-
фреска, вероятно, времён Августа (63 – 14 гг. до н.э.), писанная по превосходному греческому образцу и найденная в 1606 году вблизи Санта-Мария-Маджоре в Риме
-
Римский скульптурный портрет отличался чрезвычайным реализмом, содержит отличительные черты. является методом сохранения истории.
Август «Антиной с виллы Мондрагоне»
-
Портрет старого патриция. Мрамор. Вторая половина 1 в. до н.э. Рим, Музей Торлониа Юлий Цезарь. Мрамор. Около 40 г. до н.э. Рим, Музеи Ватикана
-
Октавиан Август Император Веспасиан
-
Калигула Нерон
-
Император Каракалла Император Андриан
-
Конная статуя императора Марка Аврелия
-
Бог Мирта
-
Игривый фавн Грации
-
Август из Прима-Порта
-
рельеф колонны Марка Аврелия
-
Медальоны с триумфальной арки Константина
-
форум (площадь) в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Первоначально на нём размещался рынок, позже он включил в себя комиций (место народных собраний), курию (место заседаний Сената) и приобрел также политические функции.
Римский форум, в центре — колонны храма Сатурна, за ними триумфальная арка СептимияСевера
-
-
Пон-дю-Гар — самый высокий сохранившийсядревнеримскийакведук (47 м). Перекинут через реку Гардон (прежде называемую Гар) во французском департаменте Гар близ Ремулана. Длина 275 метров.
Акведук (от лат. aqua — вода и ducere — вести) — водовод (канал, труба) для подачи воды к населённым пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников.
-
Цирк (лат. circus, круг) —общественное здание в виде вытянутого овала
Место конных скачек и состязаний в скорости езды на колесницах, а впоследствии и некоторых других зрелищ, происходивших в известные праздничные дни и называвшихся цирковыми играми
-
-
Триумфальная арка императораТитав Риме. 81 г.
Триумфальная арка императора Септимия Севера, рим, 205 г. н.э.
-
Триумфальная арка императора Константина (около колизея), 312 – 315 гг.
-
Амфитеатр Флавиев («Колизей») в Риме. 75 – 80 гг.
-
-
-
-
Пантеон – «храм всех богов» (126 г.)
-
Реконструкция и внутренний вид
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.