Содержание
-
1.«Партнерская деятельность взрослых и детей» 2. Конспект организованной образовательной деятельности: «Почему все падает на землю?». Выполнила: СопинаЕлена Валерьевна 2020 г.
-
«Детоцентрический стандарт» утверждает позицию уважения к ребенку. Уважать ребенка — значит считаться с ним, учитывая, насколько то или иное дело важно для него здесь и сейчас, и насколько то, что он делает, соответствует содержаниям, заложенным в культуре. А педагог, следуя за Янушем Корчаком, должен уважать труд познания и возможные неудачи в нем, уважать детские тайны, текущий час и сегодняшний день ребенка. И главным для взрослого становится - ценить горизонты незнания, детского и своего. Александр Григорьевич Асмолов
-
Способы осуществления взаимодействия взрослого и ребенка в семье и ДОО: ребенок непосредственно включен в совместную деятельность со взрослыми; ребенок наблюдает за деятельностью взрослых; взрослый передает знания и образцы культуры в готовом виде, ребенок пассивно их воспринимает. К ряду негативных последствий приводит ситуация, когда учебная деятельность определяется мотивами взрослых, а собственные интересы ребенка остаются в стороне. Этот факт находил неоднократное подтверждение в психологических концепциях развития личности (А. Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), в психолого-педагогических образовательных системах (П. П. Блонский, О. Декроли, Дж. Дьюи, Н.А. Короткова).
-
Партнерство – это непосредственное включение взрослого в процесс деятельности; совместная деятельность, основанная на равных правах и обязанностях и направленная на достижение общей цели. Со значительной перестройкой стиля поведения педагога связана организация образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. Партнерские отношения взрослого и ребенка в ДОО и в семье являются разумной альтернативой двум диаметрально противоположным подходам: прямому обучению, и образованию, основанному на идеях «свободного воспитания».
-
Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми (Н.А. Короткова): включенность педагога в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения); свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); открытый временной конец образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе).
-
Программа «Вдохновение» В основе программы «Вдохновение», лежит понимание развития ребенка, предлагаемое отдельными положениями теории конструктивизма (Ж. Пиаже, Э. Глазерсфельд), теорией социального конструктивизма (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Бруннер), теорией экологических систем У. Бронфенбреннера Взгляд ребенка на мир, его знания предстают как результат процесса, определяемого его взаимодействием с другими людьми. Целью учения при этом не может быть достижение уже заранее (извне) определенных результатов учения в определенные сроки. Соконструирование – этосовместная деятельность и общение, в которых принимают активное участие дети и взрослые и в ходе которых совместно конструируется смысл и заново выстраиваются навыки
-
Принципы и подходы Программы Принцип участия ребенка в обсуждении вопросов, касающихся его образования, и в принятии решений закреплен в Конвенции ООН о правах ребенка (ст. 12 и 13). Ребенок приобретает собственный опыт, осваивает и осмысливает мир, активно строя знания на основе предыдущего опыта в самостоятельной и совместно-разделенной деятельности, в общении с другими детьми и взрослыми, становясь полноценным участником образовательного процесса (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Д. Дьюи, Д. Бруннер).
-
Принцип содействия и сотрудничества является конкретным выражением социо-конструктивистского подхода в образовании и реализуется в качестве сквозного принципа организации образовательной деятельности по Программе, а также в форме применяемых в рамках Программы методик «Детский совет» и «Волшебный круг» (см. 2.1.4. Организация образовательной деятельности, УМК «Вдохновение», Л. В. Свирская «Детский совет»). Принципы и подходы Программы
-
Принципы и подходы Программы Принцип обогащения (амплификации) развития через поддержку детской инициативы и интересов Дети старательно, терпеливо и настойчиво занимаются какой-либо деятельностью, если это им интересно. Опыт показывает, что дети испытывают радость и эмоциональный подъем тогда, когда им позволяют свободно играть, экспериментировать, высказывать свои гипотезы и идеи, выражать себя в различных видах деятельности. Радость и позитивный эмоциональный фон способствуют укреплению веры в себя и настойчивости в достижении учебных целей. Позднее это принесет свои плоды в мотивированной и творческой работе в рамках школьного обучения. Программой предусмотрено: самоопределение и соучастие детей в формировании содержания работы: содержание больше половины всех занятий инициируется самими детьми; дети делают то, что им нравится, взрослые поддерживают детскую инициативу; соблюдение правильного баланса между групповыми занятиями и самостоятельной деятельностью детей с включением свободной игры; уважительное и внимательное отношение педагогов к детям, позитивное реагирование на их поведение, учет детских потребностей и интересов и формирование текущего образовательного содержания в соответствии с ними; выделение более половины времени для самостоятельной детской деятельности с включением свободной игры.
-
Принципы и подходы Программы Принцип обучения на примере поведения взрослого. Дети особенно чутки к поведению взрослых и стремятся им подражать (Л. С. Выготский, А. Бандура, Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконин, Л. Ф. Обухова). Подражание показало себя как эффективное методическое средство непрямой мотивации детей к деятельности. Действия взрослого притягивают внимание ребенка и вовлекают его в процесс. Поведение педагогов в различных повседневных ситуациях оказывает на ребенка непрямое воспитательное воздействие. Дети воспроизводят в игре то, что они наблюдали, и усваивают тем самым социальные роли (этот процес называют отсроченным подражанием) (Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). В совместной деятельности со взрослым, в рамках которой взрослый показывает детям образцы действий, дети учатся многим полезным и важным умениям, расширяя свой кругозор и знания о мире. Совместное решение задач и происходящий при этом социальный обмен представляют собой идеальную среду для развития.
-
Принципы и подходы Программы Принцип поддержки любознательности и исследовательской активности Ребенок — прирожденный исследователь, в избытке одаренный любознательностью. Ему свойственно интересоваться всем, что происходит вокруг. Если удовлетворены его базовые потребности в привязанности, внимании и любви, если он здоров и хорошо себя чувствует, он начинает активно интересоваться и исследовать свое окружение практически с момента рождения. То, что взрослым кажется привычным и обыденным, ново и незнакомо ребенку, может заинтересовать его и вызвать у него удивление. Исследование является естественной формой детского освоения мира, процессов детского учения. Задача взрослых — разделить с ребенком его удивление и интерес, восхититься и удивиться вместе с ним его открытиям и лишь затем дать необходимые знания.
-
Жесткое определение целей и содержания образования извне затрудняет возможность или вовсе не позволяет растущему человеку получить опыт самоопределения и саморегуляции в различных видах деятельности, созидательного отношения к миру и себе самому, не способствует формированию и развитию желания учиться постоянно и самостоятельно.
-
Список литературы Антология гуманной педагогике. Вып. 1. Выготский Л.С. / Сост. и вступ. ст. А.А. Леонтьева. М., 1996. Блонский П.П. избранные педагогические сочинения. М., 1961. Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» Под редакцией В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой, М.: ООО «Издательство «Национальное образование» 2019. Скоролупова О.А. Внедрение ФГОС дошкольного образования: Разработка Образовательной программы ДОУ. — М.: издательство «Скрипторий 2003», 2014. -172 с. Сушкова И.В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. — М.: ТЦ Сфера, 2008. Третьяк Н.В., Скоролупова О.А. «О программах дошкольного воспитания» // Дошкольное воспитание. – 2007. — №3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
-
Технология «Детский совет» Л.Свирская
Задачи детского совета: - Создать эмоциональный настрой на весь день – «задать тон». - Создать условия для межличностного и познавательно делового общения детей и взрослых. - Развивать эмпатию. - Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично. - Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения. Выбрать тему нового проекта / подвести итоги проекта. Разработать план действий. Учить детей делать осознанный ответственный выбор. Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др.
-
Дополнение к предназначению Вне зависимости от названия, детский совет – это место и время делового и духовного общения взрослых с детьми, задающего смысл и стиль всей жизни группы – маленького уникального сообщества со своей историей, культурой, интересами, потребностями и возможностями.
-
Конспект организованной образовательной деятельности
Тема: «Почему все падает на землю?». Возраст: подготовительная к школе группа Цель: создать условия для формирования целостной картины мировосприятия у детей. Задачи: 1.Образовательные: - формировать элементарное представление о силе притяжения (на основе опытов, закрепить знания о расположении планет в Солнечной системе. - формировать познавательные умения и навыки. 2. Развивающие: - развивать наблюдательность, внимание, мышление. 3. Воспитательные: - воспитывать доброе, внимательное, заинтересованное отношение к окружающему миру. - стимулировать активность детей, способствующую формированию умений работать в команде. Материалы: магниты, глобус, фотографии и презентация «Планета Земля» , предметы из разных материалов, мяч.
-
Ход мероприятия
1.Организационный этап (приветствие детей, мотивационный момент) Маша принесла в группу глобус. Показала ребятам, сказала, что это макет нашей планеты Земля. Стали активно обсуждать и рассматривать. И тут Ваня спросил: «Почему же мы не падаем с Земли? Ведь она же круглая». Андрей ответил: «Я думаю, что Земля нас держит, потому что у нее есть сила, притягивающая нас». Ребята решили обратиться к помощи взрослых и узнать: Что такое земное притяжение? Проверить, как действует земное притяжение?
-
2.Основной этап Воспитатель: Люди с давних времен интересовались вопросом, какая Земля. И придумывали разные легенды и истории. Например, древние египтяне считали, что Земля - это лежащий бог, из тела которого растут деревья и растения. Они верили, что небо представляет собой огромную богиню, наклонившуюся над Землей, а звезды – это драгоценности на ее платье. Древние греки думали, что Земля – это плоский диск, плавающий на воде, а небо – купол, который поддерживает бог по имени Атлант. Еще одним из предположений было то, что Земля – это плоский диск, который держится на трех слонах, три слона стоят на панцире огромной черепахи, а черепаха покоится на спинах трех китов, которые плавают в бескрайних водах Мирового океана. Аристотель, древнегреческий философ и ученый, живший много, много веков назад, доказал, что Земля – шар. Он первым использовал для доказательства шарообразности Земли наблюдения за лунными затмениями: тень от Земли, падающая на полную Луну, всегда круглая. Только шар всегда отбрасывает круглую тень. Главная заслуга Аристотеля состоит в том, что он разработал систему мира, в которой ученый поставил планету Земля в центр Вселенной.НоН.Коперник (1473-1543), польский астроном и математик, доказал, что Земля – не центр Вселенной, а лишь третья планета, вращающаяся вокруг Солнца (гелиоцентрическая система, и мы ею пользуемся до сих пор), что все планеты движутся по орбитам и одновременно вокруг своей оси. Земля при этом совершает полный оборот вокруг Солнца за 1 год, а полный оборот вокруг своей оси за 24 часа.
-
Воспитатель: Все из-за того, что мы движемся вместе с поверхностью Земли. Нас, как и воду в океанах, на поверхности удерживает гравитация, или, как говорят, сила тяготения. Из-за нее все тела в мире притягиваются друг к другу. Чем больше и плотнее тело, чем оно массивнее, тем сильнее оно тянет к себе все окружающее. Впервые об этом догадался ученый Ньютон. Он как-то сидел под яблоней, и ему на голову упало яблоко. Ньютон подумал: "А почему оно упало вниз, а не полетело вверх? Значит, на него действует какая- то сила?". Так и была открыта сила тяготения. Чем больше весит предмет, тем сильнее он к себе притягивает. Земля она же огромная и люди на ее фоне — просто пылинки, которых она к себе притягивает силой гравитации. Поэтому мы не падаем с нее, когда она движется. Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы что такое магнит? Дети: Конечно, знаем!Это такой предмет, который притягивает к себе метал. Воспитатель:Примерно так же действует на любые предметы планета Земля. Воспитатель: Ребята, предлагаю вам проверить, как Земля притягивает к себе предметы. Хотите? Дети: Да! Это будет интересно.
-
Опыт №1. Дети взяли мячи и подбросили их вверх. Мячи упали в низ. Опыт №2. Дети подпрыгнули и попытались задержаться в воздухе. Но все равно оказались на земле по закону притяжения. Опыт №3. Дети попробовали прыгнуть вверх со скамейки, а не с земли.И все равно оказался на земле. Тогда дети решили понаблюдать на прогулке наблюдать, как действует притяжение Земли в природе. - Осенние листья, оторвавшись от ветки летят на землю. - Вода, встречающая на своем пути обрыв, падает вниз – на землю. - Когда дует сильный ветер он поднимает легкие предметы вверх и они летают, например пластиковый пакет. Летает, пока дует ветер, но как только ветер прекращается пакет тут же падает вниз на землю. Все вместе сделали вывод: Причина всех падений - притяжение Земли. Земля притягивает к себе все, что на ней находится и именно поэтому любой предмет, не имеющий опоры, падает на Землю. Благодаря силе земного притяжения мы можем ходить по Земле, а не улетаем в космос. Если бы не было земного притяжения, то вся вода выплеснулась бы из Мирового океана, а воздух улетел бы в космическое пространство. Воспитатель: с открытием закона всемирного тяготения к людям пришло понимание принципа строения Вселенной. Закон всемирного тяготения играет важнейшую роль в жизни природы и человека.
-
3.Самостоятельная деятельность детей. Воспитатель предложила детям нарисовать. 4. Заключительный этап (рефлексия) Ее можно провести не обязательно сразу после занятия, как будет свободное время. Воспитатель: Что интересного мы сегодня узнали о планете Земля? Вам понравилось? Что нового вы узнали? А что вам понравилось больше всего? Вы расскажете об этом дома?
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.