Содержание
-
Педагогическая психология
-
И.А. Зимняя: Предметом педагогической психологии являются факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в условиях образовательного процесса В.Л. Крутецкий: педагогическая психология «изучает закономерности овладения знаниями, умениями, навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, изучает закономерности формирования у школьников активного самостоятельного мышления, те изменения в психике, которые происходят под влиянием обученияи воспитания» .
-
Начальный период развития (до конца 19 в) – существовала в русле педагогики, но были сформулированы идеи о связи развития, обучения и воспитания, был поставлен вопрос о влиянии личности учителя на развитие и обучение ребенка, предположения о профессиональных чертах личности учителя (Коменский, Руссо, Пестолоцци,, Гербарт, Дистервег, Ушинский, Каптерев).
-
Второй период ( до сер ХХ в.) – оформилась окончательно в самостоятельную отрасль, используя результаты психологических и психофизиологических экспериментальных исследований. В это время появились тестовые методики, началось изучение способностей школьников, в том числе типологических особенностей, начались попытки изменения методов обучения, для этих целей были созданы специальные лаборатории, например, Э.МейманавГермании, Селли в Англии
-
Третий период (с сер ХХ в) – создание целого ряда собственно психологических теорий обучения. 1954 г. – теория программированного обучения, 60-е гг. –теория алгоритмизации обучения, 60 –е гг. – теория проблемного обучения, 60-е гг. теория поэтапного формирования умственных действий, 60-70-е гг. – теории развивающего обучения.
-
Структура педагогической психологии:
психология обучения психология воспитания психология педагогической деятельности
-
Образование – это способ создания своего образа, лика, личности, саморазвития человека и вхождения его в культуру, в общество. Составляющие – обучение и воспитание
-
Научение – это процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой. Учение - это вид научения, свойственный человеку, происходящий в результате целенаправленного, сознательного присвоения им общественно-исторического опыта человечества и формирования на этой основе индивидуального опыта.
-
Я.А.Коменский: учение – приобретение знаний и умение решать задачи Ассоцианисты: учение - закрепление и хранение в памяти ощущений и представлений на основе закона смежности. Гербарт: одинаковые представления сливаются, сходные – объединяются, противоположные, конфликтные – замещаются и выпадают из сознания. Организация обучения – создание соответствующих ситуаций, в которых происходит удержание в памяти опыта.
-
Бихевиоризм:научение - изменение поведения, внешних реакций на изменяющиеся стимулы Э.Торндайк (1898, 1929) – выдвинул принципы и законы учения: Закон эффекта : состояние удовлетворения усиливает связь между стимулом и реакцией, состояние недовольства ослабляет эту связь. Результат – поведение- оказывается следствием учения. Закон тренировки – связи стимул-реакция усиливаются, если повторяются. Закон готовности – активация приводит к удовлетворению, если есть свободные находящиеся в готовности психические единицы, если же они не использованы- чувство недовольства. К.Халл (1941,1955) сформулировал постулаты : основное условие образования связей – подкрепление. Повторение без подкрепления приводит к замедлению образования связей. Моторные реакции сцепляются на основе предвидения.
-
Б. Скинер:
Есть два вида реакций: респонденты (вызванные известным, поддающимся контролю раздражителем) операнты (для которых не требуется раздражитель, они сами – средство достижения подкрепления
-
Гештальт-психология:
Учение состоит не в выработке и закреплении простых связей, а является цельной, осознанной реакцией на общую ситуацию, в ходе которой происходит реструктурирование проблем
-
В русской педагогике: понимание учения как активного, сознательного процесса
Каптерев: «образовательный процесс не есть лишь передача от чего-то одного другому. Сущность образовательного процесса с внутренней стороны заключается в саморазвитии организма , передача важнейших культурных приобретений и обучение старшим поколением младшего есть лишь внешняя сторона этого процесса, закрывающая самое существо ее».
-
С.Л. Рубинштейн: два вида учения
Первый (подлинное учение) -направленный на овладение знаниями и умениями как на свою прямую цель. Второй приводит к овладению этими знаниями и умениями в другой деятельности, с другими целями (например, в игре, труде).
-
Теория учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина)
Учебная деятельность – специфический вид деятельности, направленный на: овладение обобщенными способами учебных действий саморазвитие в процессе решения учебных задач
-
Д.Б. Эльконин: «такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть мотивы приобретения обобщенных способов действий, иначе говоря, мотивы собственного роста, самосовершенствования»
-
Особенности учебной деятельности:
1)она осознанна, побуждается мотивами саморазвития, 2)в ней осваиваются обобщенные способы действий, общие способы действий предваряют решение задач, 3)ведет к изменениям в самом субъекте, 4)изменение психических свойств обучающегося в зависимости от результатов собственных действий.
-
Цель – усвоение способа действия. Предмет – знания, обобщенные способы действий. Мотив – саморазвитие, освоение новых знаний, способов действий Средства : 1) интеллектуальные действия (анализ, синтез, ) 2) знаковые, вербальные средства 3)фоновые знания, посредством включения в которые новых знаний структурируется индивидуальный опыт (И.А.Зимняя)
-
Учебные действия
С позиций субъекта: ориентировочные , целеполагания и планирования, исполнительные, контрольные и оценочные
-
Учебные действия:
С позиций предмета учебнойдеятельности: действия по обнаружению всеобщего, исходного отношения в частном материале, действия конкретизации этого всеобщего отношения в данной задачной ситуации, исследовательско-воспроизводящие действий, направленных на содержательное обобщение.(В.В. Давыдов)
-
Результат учебной деятельности:
И.А.Зимняя : структурированноеи актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать задачи в разных областях науки и практики Е. Машбиц: - усвоенный способ действия, осознание своих отношений к учебе, к сверстникам, потребность вновь заниматься этой деятельностью
-
Учебная задача:
Д.Б. Эльконин: - задание на освоение обобщенного способа действий, принятое учеником, т.е. выполняемое с соответствующей мотивацией – мотивацией саморазвития Гинецинский В.И. : стандартизированная форма описания некоторого фрагмента уже осуществленной познавательной деятельности, ориентированная на создание условий для воспроизведения этой деятельности в условиях обучения
-
Структура учебной задачи:
Балл : два компонента - предмет задачи в исходном состоянии и модель требуемого состояния предмета. Фридман : в любой задаче выделяются цель (требование), объекты, которые входят в состав условия задачи, их функции, часто в скрытой форме в задаче указаны и средства решения.
-
Обучение
целенаправленная, последовательная передача социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества (И.А. Зимняя) управление процессом учения (Талызина Н.Ф.) управление учебной деятельностью (Машбиц Е.И.) особый вид групповой деятельности, где сочетаются два вида деятельности – обучающая и учебная (И.А. Зимняя)
-
Соотношение обучения и развития:
1 точка зрения: Бихевиористы: научение и развитие – одно и то же. Приобретение новых связей, нового опыта и есть развитие.
-
2 точка зрения: Ж. Пиаже :мышление ребенка с необходимостью проходит через известные фазы и стадии, независимо от того, обучается ребенок или нет. Обучение должно строиться на основе уровня развития, достигнутого ребенком
-
3точка зрения: обучение и развитие – два фактора, которые идут рука об руку, усиливая друг друга Коффка: структурные принципы, найденные в решении одной задачи, переносятся на целый ряд других задач, и они решаются испытуемым несмотря на то, что его этому не учили. Два основных фактора: созревание, непосредственно зависящее от созревания мозга, и обучение, в их соединении и идет психическое развитие.
-
4 точка зрения: Л.С. Выготский: «Обучение может иметь в развитии отдаленные, а не только ближайшие последствия, обучение может идти не только вслед за развитием., не только нога в ногу с ним, но и может идти впереди развития, продвигая его дальше и взывая в нем новообразования» Основной механизм – создание с помощью обучения зоны ближайшего развития
-
Две основных зоны развития:
Зона актуального развития, который сложился в ходе уже завершенных циклов развития и выражается в самостоятельном решении ребенком интеллектуальных задач. Зона ближайшего развития, складывается из тех процессов которые находятся в стадии становления, созревания. Обнаруживается в решении тех задач, с которыми ребенок не может еще справиться самостоятельно, но может справиться с помощью взрослого, по подражанию или в коллективной деятельности, т.е. в сотрудничестве.
-
Традиционное обучение – сложившееся в XVIII-XIX вв., основанное на сообщении знаний учителем и запоминании их учащимися Характерные черты: сосредоточение учителя не на ученике, а на содержании программы обучения сообщающие методы обучения, в готовом виде, и опрос. Учение переносится исключительно в домашнюю работу
-
Особенности программированного обучения :
Пошаговое овладение материалом Самонаучение, самоконтроль Индивидуальный темп работы Индивидуальный уровень трудности
-
Достоинства программированного обучения:
Развивает самостоятельное мышление Развивает самоконтроль Развивает адекватную самооценку Развивает учебную мотивацию Позволяет создать индивидуальный уровень трудности, индивидуальный темп Позволяет сделать обучение наглядным Может осуществляться и без компьютеров
-
Проблемное обучение
Строится с использованием учебных проблем Учебная проблема – это вопрос или задача, решение которых нельзя получить по готовому образцу, и требуется проявление самостоятельности и оригинальности в самом подходе к решению. Любая проблема представляет единство двух элементов: знание о незнании, предположение о возможности разрешения, или гипотеза
-
Программированное обучение
Создатель – Б.Скинер, 50- гг. (хотя первая обучающая машина была создана в 1926 г. С.Л. Пресси, но только для контроля знаний).
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.