Содержание
-
Педагогика -
«наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека» (Н.В.Бордовская, А.А.Реан)
-
Педагог греч. Paidagogos - «ведущий дитя»
«Педагог с двумя детьми» (Аттика, Греция. III в. до н.э.)
-
Основоположники педагогики
«Краткий отчет из дидактики или искусство обучения Ратихия» Вольфганг Ратке (Ратихий) (1571-1635) Ян Амос Коменский(1592 – 1670) «Великая дидактика, представляющая универсальное искусство обучения всех всему»
-
Система педагогических наук
Подласый И.П.
-
Система педагогических наук исвязь педагогики с другими науками
Селиванов В.С.
-
-
Образование Педагогика Психология Юриспруденция Социология История Медицина ? Информатика Технические науки Философия Связь педагогики с другими науками: общий объект исследования
-
Педагогика:наука и/или искусство?
-
Признаки научной педагогики:
Признак 1. Возникает из потребностей общества
-
Признак 2. Имеет методы исследования
Методы психологии и социологии (эксперимент, тестирование, беседа, анкетирование, опрос, интервью и др.) Специальные методы: педагогическое наблюдение педагогический эксперимент и опыт педагогическое тестирование
-
ОБРАЗОВАНИЕ ОБУЧЕНИЕ ВОСПИТАНИЕ Признак 3. Имеет категориальный аппарат
-
ФЗ «Об образовании в Российской федерации»
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
-
Образование - единыйцеленаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
-
Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
-
Обучение - целенаправленный процессорганизации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
-
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
-
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
-
А также: Развитие Социализация Формирование Самовоспитание, саморазвитие… ОБРАЗОВАНИЕ ОБУЧЕНИЕ ВОСПИТАНИЕ Признак 3. Имеет категориальный аппарат
-
Развитие человека — это сложный процесс движения от простого к сложному; от несовершенного к совершенному; движение по восходящей траектории от старого качественного состояния к новому. Подласый И.П.
-
Развитие человека — это сложный процесс движения от простого к сложному; от несовершенного к совершенному; движение по восходящей траектории от старого качественного состояния к новому. Подласый И.П.
-
Социализация — самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно со взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентации, своего стиля жизни. Голованова Н.Ф.
-
Социализация — самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно со взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентации, своего стиля жизни. Голованова Н.Ф.
-
Формирование — процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д Подласый И.П.
-
Формирование — процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д Подласый И.П.
-
Развитие Социализация Формирование Самовоспитание, саморазвитие… ОБРАЗОВАНИЕ ОБУЧЕНИЕ ВОСПИТАНИЕ А также: Педагогический процесс Педагогическая деятельность Педагогическая система Признак 3. Имеет категориальный аппарат
-
Педагогический процесс - это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Сластенин В.А.
-
Педагогическая деятельность – это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим культурно-исторического опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
-
Педагогическая система — очень устойчивое и прочное объединение элементов… 1 — учащиеся (воспитанники); 2 — цели ….; 3 — содержание ….; 4 — процессы ….воспитание и обучение; 5 — учителя (педагоги) или ТСО — технические средства обучения; 6 — организационные формы …..» Беспалько В. П.
-
Признак 4. Имеет свой предмет исследования
ЦПП Образование ?
-
Признак 5. Педагогике как науке присуща система законов и закономерностей
Общие законы педагогикизаконы диалектики Георга Гегеля: Закон единства и борьбы противоположностей 2. Закон перехода количественных накоплений в качественные изменения 3. Закон отрицание отрицания
-
5 законов обучения академика А.В. Хуторского
Закон социальной обусловленности целей, содержания, форм и методов обучения. Закон взаимосвязи творческой самореализации ученика и образовательной среды. Закон взаимосвязи обучения, воспитания и развития. Закон обусловленности результатов обучения характером образовательной деятельности учащихся. Закон целостности и единства образовательного процесса.
-
5 законов воспитанияакадемика Б.М. Бим-Бада
Закон золотой середины. Закон единства и целостности воспитания. Закон апперцептивной последовательности воспитания. Закон соответствия требований воспитателя к воспитуемым требованиям воспитателя к самому себе. Закон золотого совпадения.
-
Взаимосвязь категорий:«закон», «закономерность», «принцип», «правило»
-
Теория обученияДидактика
Didaktikos - греч. «поучающий»
-
Что изучаютпедагогика и дидактика
ЦПП Образование ? Обучение Взаимодействие преподавания и учения ?
-
Ключевые вопросыдидактики
(цель обучения) (содержание обучения) (методы, технологии, средства, формы обучения) На какой основе? (законы, закономерности, принципы, правила) Для чего учить? Чему учить? Как учить?
-
Категориальный аппарат дидактики
процесс обучения, принципы обучения, содержание обучения и образования, формы организации учебной деятельности, методы обучения, технологии обучения, средства обучения, преподавание учение
-
Структура процесса обучения
П.интерес Павел Иванович Пидкасистый 6 компонентов (Ю.К. Бабанский): целевой; стимулирующе-мотивационный; содержательный; операционно-действенный; контрольно-регулировочный; оценочно-результатовный. 2 стороны: преподавание, учение. Триединая функция: обучение, воспитание, развитие
-
http://pedlib.ru/Books/1/0221/1_0221-164.shtml Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов
-
-
Принцип наглядности («золотое правило дидактики» Я.А. Коменский) «Все, что возможно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением; слышимое— слухом; запахи — обонянием; подлежащее вкусу — вкусом; доступное осязанию — путем осязания. Если же какие-либо предметы и явления можно сразу воспринимать несколькими чувствами — предоставить нескольким чувствам».
-
Чему учить?
Содержание образования (концепции, теории, виды, модели)
-
Дидактические концепции и теории
Концепция дидактического энциклопедизма (Я. А. Коменский и др.) Концепция дидактического формализма (И.Песталоцци др.) Концепция дидактического прагматизма (Дж. Дьюи др.) Теория функционального материализма (В. Оконь) Ассоциативная теория обучения Теория поэтапного формирования умственных действий в процессе обучения
-
Виды и модели обучения
Традиционное обучение Развивающее обучение Проблемное обучение Программированное обучение
-
Традиционное обучение
Педагогика принуждения. Авторитарное. Массовое. Ассоциативно-рефлекторное. Систематическое. Логичное. Оптимальные затраты. Возраст Класс Годовой план Расписание Урок Перемена Каникулы Учебный предмет Отметки Готовые знания Образец Частное - общее Механическая память Вербальное изложение Репродуктивное воспроизведение Отличительные признаки: Особенности обучения:
-
Развивающее обучение
Лев Владимирович Занков (1901-1977) http://www.zankov.ru Даниил Борисович Эльконин (1918-1959) http://elkonin.ru Василий Васильевич Давыдов (1930-1998) Лев Семенович Выготский (1896-1934) http://elkonin.ru
-
ЗАР Развивающее обучение ЗБР Проблемная ситуация Исследование Решение
-
Развивающее обучение Льва Занкова
Дидактические принципы: • обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; • ведущая роль теоретических знаний; • осознание процесса учения; • быстрый темп прохождения учебного материала; • работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого.
-
На какие две большие группы можно разделить эти рисунки? А теперь объедини изображения в несколько маленьких групп.
-
Проведи мысленный эксперимент.Представь, что ты вдруг станешь каким-нибудь предметом или животным, например дверью в твоей комнате, настольной лампой, авторучкой, ножницами, цветком в поле, птицей или мышкой… Опиши один день своей воображаемой жизни.
-
Цель: Всестороннее общее гармоническое развитие Индукция Сравнение Наблюдение Анализ
-
Развивающее обучениеЭльконина и Давыдова
Теория содержательного обобщения и формирования учебной деятельности наиболее общие понятия науки(число, слово, энергия, материя); понятия, в которых выделены внутренние связи Порождение чего-либо или кого-либо, от pledmen«племя» plоd
-
Теория содержательного обобщения и формирования учебной деятельности наиболее общие понятия науки(число, слово, энергия, материя); понятия, в которых выделены внутренние связи внутренний познавательный мотив целенаправленное сознательноесамоизменение ученик - полноценный субъект деятельности логика научного познания рефлексия (осмысление) Дедукция Цели: Теоретическое мышление Способы умственных действий коллективная мыследеятельность, диалог-полилог, деловое общение детей
-
Проблемное обучение
Лев Семенович Выготский (1896-1934) Василий Васильевич Давыдов (1930-1998) Серге́й Леони́дович Рубинште́йн (1889—1960) Алексе́йНикола́евич Лео́нтьев (1903-1979) Мирза Исмаилович Махмутов (1926-2008) Исаак Яковлевич Лернер (1917 –1996) Джон Дьюи (1859-1952)
-
. Педагогическая Психологическая проблемная ситуация проблемная ситуация учебный процесс деятельность учащихся Организованное взаимодействие по решению проблемы
-
Педагогическая проблемная ситуация Методы: Проблемное изложение Частично-поисковый метод Исследовательский метод Проблемный вопрос Проблемная задача Проблемное задание Учебная проблема
-
Программированное обучение
Беррес Скиннер (1904-1990)
-
Как учить?
Методы – Формы – Средства. Технологии Как учить результативнее?
-
Методы обучения
Методы обучения - совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования (И.Подласый) Метод от греч. methodos – «путь, способ достижения цели» Приём обучения - деталь метода, отдельные операции и моменты в процессе усвоения знаний, в формировании умений и навыков. Прием не имеет самостоятельной учебной задачи, а подчиняется той задаче, которая выполняется данным методом. Методика обучения - совокупность методов обучения чему-нибудь, практического выполнения чего-нибудь (Толковый словарь С.И. Ожегова) Технология обучения
-
по источнику получения знаний (Е.И. Перовский, Д.О. Лордкипанидзе) Словесные Практические Наглядные
-
по характеру познавательной деятельности учащихся (Е.И. Перовский, Д.О. Лордкипанидзе) Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Проблемное изложение Частично-поисковый Исследовательский
-
Комплексная классификация методов обучения (Ю.К. Бабанский) Организации и осуществления образовательной деятельности Стимулирования и мотивации образовательной деятельности Контроля и самоконтроля образовательной деятельности Словесные, наглядные, практические Индуктивные, дедуктивные Репродуктивные, продуктивные Самостоятельная работа, работа под руководством … познавательного интереса … долга и ответственности Устный Письменный Лабораторный Организую, осуществляю Стимулирую, мотивирую Контролирую, самоконтроль
-
Формы обучения
Форма обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме (Ю.К. Бабанский) Форма обучения – это целостная системная характеристика процесса обучения с точки зрения особенностей взаимодействия учителя и учащихся… (В.И. Андреев) Форма - от лат. forma это способ организации чего-либо
-
Трехмерная модель систематики форм организации обучения (В.И. Андреев)
-
Средства обучения
Средства обучения - это материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в педагогический процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся Средство - от лат. instrumentum Новые средства: внедрение средств ИКТ Традиционные средства слово, учебник, наглядные и технические средства
-
Классификация средств обучения (С.Г. Шаповаленко) Материальные Нематериальные Натуральные объекты Средства отображения Объемные Графические Технические
-
Педагогическая технологияопределение
совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. Б.Т.Лихачев
-
Теория воспитания
Воспитатика
-
Документ
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России http://www.ipk74.ru/files/projects/fgos/fgos3.pdf
-
ОСОБЕННОСТИ
- ОСТЬ Многофакторн Вариативн Длительн Непрерывн Комплексн НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
-
ЭТАПЫ и МЕТОДЫ
ОСОЗНАНИЕ ОСОЗНАНИЕ ВЗГЛЯДЫ ЧУВСТВА ДЕЙСТВИЕ ФОРМИРОВАНИЕ СОЗНАНИЯ УБЕЖДЕНИЕ, ДИСКУССИЯ, т.п. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТИМУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАЖНЕНИЕ ПООЩРЕНИЕ, НАКАЗАНИЕ поступок
-
Методы воспитания
-
МЕХАНИЗМЫ
«ХОЧУ» «НАДО» ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
-
Средства воспитания
ИГРА ОБЩЕНИЕ ТРУД УЧЕНИЕ СПОРТ ИГРУШКИ ПРИРОДА ИСКУССТВО Деятельность Объекты
-
Виды воспитания
Умственное воспитание Физическое воспитание Трудовое воспитание Эстетическое воспитание Нравственное воспитание Патриотическое воспитание Правовое воспитание Экономическое воспитание Экологическое воспитание
-
ЕДИНИЦАвоспитательного процесса
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
-
Тесты
-
Назовите
3 классических вопроса дидактики: учить 3 компонента целостного педагогического процесса: Недостающие принципы обучения: Недостающие компонентов структуры процесса обучения: Цель Результат Для чего? Чему? Как? обучение воспитание развитие научности доступности сознательности и активности последовательности и систематичности воспитывающего обучения связи теории с практикой личностного подхода наглядности прочности Деятельность (преподавание, учение) Содержание Методы Формы Средства
-
Объясните взаимосвязь категорий:«закон», «закономерность», «принцип», «правило»
-
Установите соответствие
Объективные, существенные, необходимые, общие, устойчиво повторяющиеся явления Устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения Общие требования к организации процесса обучения Конкретные условия практической реализации принципов обучения Законы Закономерности Принципы Правила
-
Объективные, существенные, необходимые, общие, устойчиво повторяющиеся явления Устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения Общие требования к организации процесса обучения Конкретные условия практической реализации принципов обучения Законы Закономерности Принципы Правила Законы Закономерности Принципы Правила
-
Общие законы педагогикизаконы диалектики Георга Гегеля:
Закон единства и борьбы противоположностей 2. Закон перехода количественных накоплений в качественные изменения 3. Закон отрицание отрицания
-
5 законов обучения академика А.В. Хуторского
Закон социальной обусловленности целей, содержания, форм и методов обучения. Закон взаимосвязи творческой самореализации ученика и образовательной среды. Закон взаимосвязи обучения, воспитания и развития. Закон обусловленности результатов обучения характером образовательной деятельности обучающихся. Закон целостности и единства образовательного процесса.
-
Педагогика: три фундаментальные категории
Образование ? Обучение ? Воспитание Еще категории: Социализация Развитие Формирование Педагогическая деятельность Педагогическая система Педагогический процесс
-
Дидактика: структура процесса обучения
П.интерес
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.