Содержание
-
Методы и приемы развития речи.
-
Речь играет исключительно важную роль в формировании высших психических функций ребенка. Развитие речи – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов.
-
Методом обучения называют действия обучающего и обучаемого, выполняемые с целью передачи знаний от одного к другому. Приемом называют варианты применения метода.
-
Выделяют 3 группы методов: Наглядные Словесные Практические.
-
Наглядные методы в дошкольном учреждении используются чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные. К непосредственнымотносится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Опосредованные методы основаны на применение изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.
-
Словесные методы – это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности детей и природа самого слова требует наглядности.
-
Практические методы направлены на применение навыков и умение их совершенствовать. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.
-
Основными структурными компонентами речи являются: Звуковая культура речи Словарь Грамматический строй речи Связная речь.
-
В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов. Пополнение лексического запаса каждого ребенка происходит в процессе ознакомления с окружающим, т.е. должно быть организованно в процессе ознакомления их с окружающим бытом, природой, трудом людей, их общественной жизнью. Словарь детей обогащается в живом речевом общении со взрослыми при узнавании названий предметов, наблюдаемых в действительности или представляемых по картинкам. Следовательно, работа ведется практическим методом имитации, приемами опоры на реальные объекты или на картинку. Метод этот используется во всех возрастных группах.
-
Ребенок быстро и прочно запоминает слова, называющие предметы и явления, которые его заинтересовали. Но это происходит в том случае, если воспитатель соблюдает методические правила произнесения слов: Говорит достаточно громко, чтобы ребенок расслышал слово. Произносит четко, т.е. энергично и правильно артикулируя. Соблюдает правила орфоэпии, избегая искусственного произношения, утрирующего тот или иной звуковой компонент слова. Старается вставлять это слово в предложение так, чтобы показать возможно больше его грамматических форм.
-
Компонентами грамматического строя речи являются: Словоизменение (изменение слов по падежам и числам); Словообразование (структура слов и их образование); Синтаксис (строение словосочетаний и предложений, а также функциональное взаимодействие в них различных частей речи ).
-
Упражнения пограмматикеодновременно являются упражнениями на закрепление усвоенного детьми материала по лексике и фонетике. Без предварительного усвоения детьми минимального количества слов и элементарного умения артикулировать звуки и модулировать интонацию предложения грамматические упражнения проводить невозможно. Обогащение речи грамматическими формами происходит в процессе расширения их словаря и развития фонетических навыков. Создание благоприятной языковой среды – одно из условий грамотной речи детей. Формирование грамматически правильной речи осуществляется двумя путями: в непосредственно образовательной деятельности (НОД) и в воспитании грамматических навыков в повседневном общении. В НОД дети учатся изменять слова, строить предложения и образовывать формы слов. Эти задачи реализуются в комплексе, во взаимосвязи и взаимодействии с решением других речевых задач.
-
К методам развития грамматического строя речи относятся: дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок. Дидактические игры и игры-драматизации проводятся с детьми младшего и среднего возраста. Упражнения – преимущественно с детьми старшего дошкольного возраста.
-
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводиться с игрушками, предметами и картинками, а также в форме словесных игр. К каждой дидактической игре чётко определяется программное содержание. Обязательные требования к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль. Игры-драматизации отличаются тем, что в них разыгрываются сценки (мини-спектакли) с игрушками. Вначале режиссёром бывает сам воспитатель, позднее – ребёнок. Рассматривание картин, в основном, сюжетных, используется для формирования умения строить простые и сложные предложения. Пересказ коротких рассказов и сказок – ценное средство для обучения детей построению предложений, так как само художественное произведение является образцом правильной в грамматическом отношении. В работе над правильной речью используется и такой эффективный приём, как сравнение, исправление и подсказ; создание проблемных ситуаций; вопросы подсказывающего и оценочного характера; привлечение детей к исправлению ошибок, напоминание о том, как сказать правильно.
-
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Условно методы развития связной речи дошкольников делятся на наглядные и словесные. К наглядным методам относятся: наблюдения во время экскурсий, прогулок; рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним; знакомство с объектом опосредованным путем, т.е. посредством фотографий, картин, картинок, кинофильмов. К словесным относятся: заучивание наизусть; пересказ; составление различных видов рассказов; беседы.
-
Для развития связной речи необходимо учитывать факторы облегчающие процесс становления связной речи. Одним из факторов, по мнению С.Л.Рубинштейна, Л.В. Эльконина является наглядность. В качестве второго вспомогательного фактора – создание плана высказывания, на значимость которого указывал Л.С.Выготский. Он отмечал важность и последовательность размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
-
Одним из действенных методов развития связной речи является использование мнемотехники. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведении информации, и конечно развитие речи.
-
Мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и позже к мнемотаблицам. Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создавать разнообразные дидактические игры. Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательно использовать настольно-печатные игры.
-
Для решения многих задач звуковой культуры речи ведущими являются фронтальные формы работы. В первую очередь к ним относятся занятия. Чаще всего это еженедельная (1—2 раза в неделю) работа на речевых занятиях, занимающая от 2 до 10 мин. Один раз в месяц можно проводить комплексное занятие, целиком посвященное звуковой культуре речи. Большое значение имеют другие формы фронтальной работы, которые осуществляются вне занятий: игры-драматизации, хороводы, праздники и развлечения и др. Для воспитания звуковой культуры речи типичны следующие методы: это дидактические игры, подвижные или хороводные игры с текстом. Очень полезны дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.). В младших и средней группах они часто сопровождаются показом картинок на фланелеграфе или демонстрацией игрушек. На столе воспитателя можно с помощью игрушек устроить инсценировку, по ходу которой повторяется учебный материал (звукосочетания, чистоговорки-песенки).
-
Для формирования выразительности речи эффективны занятия по пересказу, заучиванию стихотворений. Отдельные элементы интонации, речевой слух и дыхание отрабатываются также и методом упражнений: заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др. Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей.Ведущим приемом является образец правильного произношения. Показ и объяснение артикуляции часто включается в игровой сюжет(«Сказка Веселого Язычка»). Активным приемом являются хоровые и индивидуальные повторения. Именно они обеспечивают тренировку речедвигательного аппарата детей, так важную в формировании звуковой культуры речи. Особенно полезны негромкие проговаривания звуков (звукосочетаний) небольшими подгруппами, когда дети могут прислушаться к ответам товарищей.
-
В процессе работы над звуковой культурой речи уместны и наглядные приемы — показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки. В играх и упражнениях часто фигурирует дополнительное оборудование — «волшебная» палочка для подачи сигнала к началу или окончанию ответа, фишки и другой раздаточный материал, служащий для обозначения звуковой структуры слова.
-
Выполняя функцию общения ребенка со взрослыми речь является базой для развития мышления, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребенка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом. Развивающий потенциал речевой среды в дошкольном учреждении целиком зависит от качества речи воспитателя.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.