Содержание
-
Особенности усвоения детьми грамматических категорий. Приемы и методы работы по формированию грамматического строя речи ЖУКОВСКИЙ 2015 г.
-
Грамматика – наука о строе языка, о его законах
Словообразо- вание Морфология Синтаксис
-
Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребёнка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли.
Развитие грамматического строя – залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы.
-
В изучении грамматического строя речи дошкольников А.Г. Арушанова выделяет несколько направлений
ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - связано с исправлением (предупреждением) неточностей и ошибок, свойственных детям (спряжение глаголов, множественное число и родовая принадлежность существительных и пр.). ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – выявление механизма овладения детьми грамматическим строем, развитие понимания грамматических форм, формирование грамматических обобщений, их абстрагирование и перенос на новые области действительности. ТРЕТЬЕ НАПРАВЛЕНИЕ - связано с выявлением педагогических условий формирования механизма грамматического структурирования в сфере синтаксиса и словообразования.
-
Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка
Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И.П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа. В физиологии установлена условно-рефлекторная основа усвоения грамматической стороны речи. У ребёнка вырабатывается определённый динамический стереотип при изменении грамматических форм. Однако, на протяжении всего дошкольного возраста наблюдается несовершенство как морфологической, так и синтаксической стороны речи. Лишь к восьми годам можно говорить о полном усвоении ребёнком грамматического строя языка.
-
А.Н. Гвоздев наметил ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ в формировании грамматического строя русского языка
ПЕРВЫЙ ПЕРИОД – период предложений, состоящих их аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес.). ВТОРОЙ ПЕРИОД – период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1г.10 мес. до 3 лет). ТРЕТИЙ ПЕРИОД – период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет).
-
Нарушения словоизменения и словообразования
Искажения в употреблении падежей. Нарушения в построении предложно-падежных конструкций. Нарушения в построении словосочетаний: наречие «много» + существительное. Неправильное согласование существительных и числительных. Неправильное согласование существительных и прилагательных. Недостаточность функции словообразования.
-
Нарушения синтаксической структуры речевого высказывания
Преобладание простых нераспространённых предложений. Распространённые предложения отличаются однообразием, чаще включает прямое дополнение (Мальчик ест конфету.), иногда –обстоятельство места (Дети идут в школу.). В самостоятельной речи имеют место фрагментарные предложения с пропуском подлежащего, либо сказуемого, либо того и другого. Нарушения структуры предложения.
-
Существуют и некоторые особенности и в овладении ребёнком СЛОВООБРАЗОВАНИЕМ
Ребёнок, прежде всего, овладевает словообразовательными моделями, лексическим значением основ слов и смыслом значимых частей слова (приставка, корень, суффикс, окончание). На основе практического сопоставления слова с другими словами происходит выделение значения каждой его части. СЛОВОТВОРЧЕСТВО свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя. СЛОВОТВОРЧЕСТВО по аналогии является показателем свободного пользования морфологическими элементами языка, наиболее яркое проявление процесса формирования правил, обобщений. К концу дошкольного возраста детское СЛОВООБРАЗОВАНИЕ сближается с нормативным, в связи с чем снижается интенсивность словотворчества.
-
Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей
1. Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам). 2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте. 3. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.
-
Пути формирования грамматической стороны речи у детей
1. Создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых. 2. Специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок. 3. Формирование грамматических навыков в практике речевого общения. 4. Исправление грамматических ошибок.
-
Формирование грамматически правильной речи осуществляется двумя путями
в непосредственно образовательной деятельности (НОД) в воспитании грамматических навыков в повседневном общении
-
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
К методам относятся дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок. В работе над правильной речью используется и такой эффективный приём, как сравнение. Используются и такие приёмы, как исправление и подсказ. Используются и такие приёмы, как создание проблемных ситуаций; вопросы подсказывающего и оценочного характера; привлечение детей к исправлению ошибок, напоминание о том, как сказать правильно и пр. В словообразовании используется приём раскрытия словообразовательного значения слова: «Сахарница так называется потому, что это специальная посуда для сахара». Методика исправления ошибок, разработанная О.И. Соловьёвой, А.М. Бородич.
-
Игры с мячом
«Назови ласково» Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.«Из чего? » Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал и вещества, и изменять их по родам и числам. «Длинный или короткий?» Цель: обогащение словаря словами-антонимами, употребление в речи. У зайца длинные уши, а у медведя короткие. У лисы длинный хвост, а у зайца короткий. У медведя короткий хвост, а у белки длинный. «Слованаоборот» Цель: обогащение словаря словами-антонимами, употребление в речи.
-
Дидактические игры
Цель: учить образовывать прилагательные и согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже. . « Какой? Какая? Какое? »
-
«Чей? Чья? Чьё? Чьи?»
Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.
-
«Фантастический зверь»
Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных; в составлении простых распространенных предложений.
-
«Дерево родственных слов»
Цель: учить образовывать однокоренные слова.
-
«Чего не хватает? »
Цель: упражнять в образовании форм родительного надежа, развить зрительное внимание и память.
-
«Накорми животное»
Цель: закрепление форм дательного падежа.
-
«Один - много»
Цель: научить образовывать существительные множественного числа.
-
«Два и пять»
Цель: познакомить ребенка с числительными два и пять, научить согласовывать существительные с числительными, употреблять их в речи.
-
«Почини сломанные игрушки»
Цель: закрепление форм именительного и родительного падежей.
-
«Великан, человек и лилипут»
Цель: учить изменять существительные используя суффиксы: -ищ-, -ик-,-чик-, -к-, -иц-, -ок- .
-
«Музыканты»
Цель: образованием существительных мужского и женского рода, обозначающих людей, играющих на разных музыкальных инструментах.
-
«Спорт»
Цель: образованием существительных мужского и женского рода, обозначающих людей, занимающихся различными видами спорта.
-
«Рассели по домикам»
Цель: определить существительные мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа.
-
«Маленькие слова»
Цель: научиться понимать и употреблять предлоги. У В
-
«Сложные слова»
Цель: развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, облегчают усвоение семантического значения и понимание морфемного состава сложных слов.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.