Содержание
-
ПЛАНИРОВАНИЕ на ПРЕДПРИЯТИИ
1
-
Термины и определения
Предприятие — самостоятельный, организационно-обособленный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который производит и сбывает товары, выполняет работы, оказывает услуги. Производственное предприятие также называют производством. 2
-
ПЛАН (определение)
План - система заранее разработанных на определенный срок мероприятий, работ, для достижения поставленных и определенных целей. План -заранее намеченная системадеятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки, выполнения работ. 3
-
ПЛАНИРОВАНИЕ: (определения)
Планирование - одна из составных частей управления, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения. Планирование — оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связаннаяс постановкой целей (задач) и действий в будущем Планирование - это определение системыцелей функционирования и развития организации, а также путей и средствих достижения. Планирование(матем.) - это функция, одним из аргументов которой является время. 4
-
Планирование – это:
Управление; Будущее; Ресурсы; Система целей; Пути и средства достижения; Время; 5
-
ПРОНОЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ (определения)
Прогноз — предсказание будущего с помощью научных методов, а также сам результат предсказания Прогнозирование - разработка прогноза; в узком значении - специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо процесса. 6
-
Планирование на предприятии — процесс прогнозирования, разработки и установления на предприятии системы количественных и качественных показателей его развития, определяющей темпы, пропорции, тенденции развития данного предприятия и содействует выбору наиболее благоприятных путей к достижению целей 7
-
Назначение планирования на предприятиях
распределение ресурсов; координация деятельности между отдельными подразделениями; координация с внешней средой (рынком); создание эффективной внутренней структуры; контроль деятельности предприятия; развитие организации в будущем. 8
-
Процессы планирования
процесс целеполагания (определение системы целей); процесс сочетания (координации) целей и средств их достижения; процесс развития или единство существующей системы работы организации с ее будущим развитием «ЦЕЛИ – КООРДИНАЦИЯ - РАЗВИТИЕ». 9
-
Цель и целеполагание
Целеполагание – это процесс разработки системы целей, начиная от общих целей организации и заканчивая целями отдельных ее подразделений и сотрудников. Цель – конкретное выражение потребности, определяемой на основе имеющегося опыта и направляющее конкретное функционирование проектируемой и действующей системы 10
-
Характеристика целей или SMART планирование
S - Specific (Конкретный); M- Measurable (Измеримый); A- Achievable (Достижимый); R- Relevant (Актуальный); T- Time-bound (Ограниченный, определенный во времени). 11
-
S - Specific (Конкретный)
12 Цели должны быть предельно конкретными и ясными; Цели должны быть понятными и точно выраженными;
-
Примеры некорректной поставки целей
13 Улучшить экономику предприятия; Купить телевизор;
-
Примеры конкретных целей
14 К концу 3 квартала 2016 г. добиться увеличения производительности труда на 1,7% Купить новый телевизор с диагональю экрана 52 дюйма со сферическим LED ‘экраном и разрешением 4К
-
M- Measurable (Измеримый);
15 Цель должна быть измеримой, причем критерии измерения должны быть не только по конечному результату, но и по промежуточному. Единицы измерений Километры, Килограммы, Штуки, Рубли, %% и т.д.
-
Примеры некорректной постановки целей, без критериев ( без измерений)
16 Добиться удержания доли рынка аналогичной доли конкурента А; Заработать много денег; Улучшить качество обслуживания клиентов
-
Примеры корректной поставки измеряемой цели
Добитьсяудержания доли рынка во 2-кв.2016 г.на уровне не менее 5%; Найти работу, позволяющую покрывать ежемесячный кредит банка, в размере 35.000 руб. Улучшить обслуживание клиентов , сократив сроки рассмотрения обращений до 48 час. Количество неудовлетворенных клиентов ( оценивающих деятельность компании 2 баллами из 5-ти) должно быть не выше 5 % от общего числа обращений в компанию 17
-
A- Achievable (Достижимость)
18 Цель должна быть достижимас точки зрения внешних и внутренних ресурсов, которыми располагает организация / подразделение / человек.
-
Примеры некорректной постановки (недостижимых ) целей
Увеличить производительность труда на предприятии в 25 раз! По окончанию школы найти работу Главного врача с заработком 2 млн.руб. в мес. 19
-
Примеры корректной поставки (достижимых ) целей
Увеличить долю занимаемого рыночного сегмента на выпускаемую продукцию типа А на 3%! Выделять из заработанных средств 10% для финансирования ПИФ 20
-
R- Relevant (Актуальный);
Релевантность – это: мера соответствия получаемого результата желаемому результату. соответствие полученной информации информационному запросу. Синонимы: адекватность, степень соответствия, уместность 21
-
22 Цели должны быть : Реалистичными; Уместными (необходимыми); Сбалансированными ( не должны быть противоречивыми между собой); Актуальными; Плановые значения (результаты) должны совпадать с достигнутыми результатами
-
Примеры нерелевантных целей
К концу 2020 года обеспечить каждый сельский дом страны возможностью подключения 1 –го телефонного аппарата; Для улучшения корпоративной культуры обеспечить сдачу норм ГТО каждым сотрудником компании. Сократить курящих сотрудников; Увеличить оборот ДС компании за счет сокращение дебиторской задолженности; 23
-
Примеры релевантных целей
Произвести анализ влияния дебиторской задолженности (ДЗ) на денежный оборот компании в III кв.2015 г. , рассчитать оптимальные параметры ДЗ и обеспечить их исполнение в IV кв. 2015 г. 24
-
T - Time-bound (Ограниченный, определенный во времени).
25 Каждая цель должна иметь дату начала и дату окончания.
-
Примеры некорректной постановки целей , без определения времени
Обеспечить рост денежных поступлений в компанию в 2 раза; Выучить английский язык; 26
-
Примеры правильной постановки целей, с определением во времени
Обеспечить рост денежных поступлений в компанию в 2 раза в течении 2015-16 г.г. Контрольный срок: - 26 декабря 2016 г. Сдать тест на владение английским языком с оценкой не хуже 95 баллов 25 декабря 2016 г. 27
-
Часть 1 .Стратегическое планирование
28
-
Стратегическое планирование формирует план на долгосрочную перспективу (свыше 3-5 лет в зависимости от стабильности и неопределенности внешней среды) и определяет стратегию развития предприятия как базовую основу стабильного и устойчивого долгосрочного функционирования компании. 29
-
Стратегический план нового бизнеса , нового предприятия – бизнес планирование,start up Стратегический план действующего бизнеса, работающего предприятия – коррекция или уточнение основных параметров деятельности производства , изменение ранее разработанного стратегического плана, 30
-
Миссия организации (mission)
Миссияорганизации - основная общая цель организации - четко выраженная причина ее существования. Миссияорганизации - четко выраженная самая общая, долгосрочная цель организации, т.е. концентрированная причина её существования. Миссияорганизации - удовлетворение какой-либо потребности внешней среды 31
-
Содержание формулировки Миссии
Ожидание общества от организации (какие потребности в товаре или услуге будут удовлетворены). Ожидание организации от своих членов 32
-
Обязательные элементы миссии
Основная цель функционирования организации, Сфера деятельности организации, Имидж или философия организации, Способы достижения поставленных целей, Как организация взаимодействует с обществом. 33
-
Миссии известных компаний
Миссия «Первогоканала» – всегда быть Первым и дарить миллионам людей во всем мире первоклассный российский телепродукт"; Миссия “Кока Кола”: «Освежить мир. Вдохновить на моменты оптимизма. Нести пользу и изменить мир». Миссия «Google»: «организовать информацию мира и сделать ее повсеместно доступной и полезной». Миссия«Центрального телеграфа» : «Предоставляя доступ к инновационным решениям и передовым телекоммуникационным технологиям, мы обеспечиваем жителям московского региона безграничные возможности в выборе услуг, создающих новое качество жизни и высокий уровень комфорта в быту и деловой сфере». 34
-
Видение (vision statements)
Видение организации - это (идеальное) описание того состояния, которого она хочет достигнуть к определенному времени. 35
-
Зачем формулируется Видение?
Понимать направления движения компании всеми его участниками (сотрудниками и собственниками); Осознать каждым участником предприятия персонального вклада в общее дело; Мотивировать сотрудников на достижение целей компании; 36
-
Примеры видения известных компаний
М.Видео: «Лучшее место для покупки электроники в России»! Henkel: «Хенкель» - мировой лидер в брендах и технологиях!» Kodak:«Стать мировым лидером в химическом и цифровом изображении» General Eleсtric: «Статьсамой конкурентоспособной фирмой в мире, выйти на первое или второе место в каждой из сфер нашей деятельности» 37
-
Возможные стратегические цели предприятия ( примеры)
Доля рынка, объем продаж; Величина денежного оборота предприятия; Прибыль предприятия, достижение точки безубыточности; Значение производительности производства; Значение производственных мощностей; Ассортиментный ряд продукции или услуг, степень обновления этого ряда; и др. 38
-
Понятие «среды»
Среда - пространство существования, окружающий мир, окружение. Любое предприятие функционирует взаимодействуя со средой. 39
-
Три составляющие среды:
Макроокружение Непосредственное окружение 40 предприятие Внутренняя среда
-
Среда «Макроокружение»
Состояние и влияние экономики страны; Правового регулирование; Политические процессы; Природная среда; Ресурсы, их доступность; Социально –демографические факторы; Научно-техническое и технологическое развитие общества; Инфраструктура. 41
-
Среда «Непосредственное окружение»
Покупатели, Поставщики, Конкуренты, Рынок рабочей силы. 42
-
Среда «Внутреннее окружение»
- Кадры, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.; - Организация управления; - Производство, включающее организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки; - Финансы; - Уровень организации маркетинговой деятельности; - Организационная культура. 43
-
Матрица SWOT – анализа
S 44 Внутренняя среда Внешняя среда
-
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ:СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ S (strengths)
Большой опыт работы компании на рынке; Стабильный, творческий коллектив высокопрофессиональные кадры; Высокая корпоративная культура; Организация постоянного обучения сотрудников, систематическое повышение их профессионального уровня; Высокая организация труда, постоянный контроль и совершенствование бизнес- процессов; Постоянная разработка и внедрение новых технологий; Высокие зарплаты и совершенная система мотивации труда и др. 45
-
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ:слабые СТОРОНЫ w(weakness)
Высокая текучесть кадров; Узкий ассортимент продаваемых товаров или оказываемых услуг ; Недостаточность финансовых средств для инвестиций, для развития компании; Слабость маркетинговой службы; Отсутствие (неразвитость) информационной системы для сбора и анализа данных; Противоречия между собственниками и высшим менеджментом компании; Низкая культура разработки , реализаций и контроля управленческих решений; Отсутствуют четко сформулированные цели развития предприятия; Высокий уровень дебиторской задолженности и др. 46
-
ВНЕШНЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ:ВОЗМОЖНОСТИO(opportunities)
Стабилизация экономики страны; Рост покупательной способности населения; Низкая стоимость заемных средств ( кредитов); Получение государственных субсидий , заказов; Резкое возрастание спроса на отдельные услуги или товары; Уменьшение таможенных тарифов; Снижение налогооблагаемой базы; Изменение курса рубля относительно других валют и др. 47
-
ВНЕШНЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ:опасности T (threats)
Изменение курса рубля относительно других валют; Экономический спад, кризисные явления в стране; Перебои с поставками электроэнергии; Внедрение новых прогрессивных технологий конкурирующим компаниями; Недобросовестная политика конкурентов Стихийные бедствия; Хакерные атаки ПО и др. 48
-
Основные шаги SWOT- анализа
Произвести экспертные оценки всех факторов внутренней и внешней среды в баллах; Вычислить усредненные значения оценок по фактором; Произвести нормализацию оценок ( для исключения неравнозначности факторов); Выделить наиболее «весомые» факторы; Разработать план мероприятий , позволяющий изменить состояние предприятия, SWOT матрица которого показывала бы новое , измененное , желаемое, целевое состояние. 49
-
План мероприятий(определение)
это документ, который: определяет цели , конкретные действия, требования к их результатам, сроки выполнения исполнителей этих действий действия по контролю за исполнением плана 50
-
Способы оформления планов мероприятий
Приказ ( распоряжение) по предприятию; Протокол совещания; Таблица ( график)плана мероприятий; Программное обеспечение Microsoft Project; другие 51
-
Пример плана мероприятий
52
-
три основных типа стратегий и…:
Стратегия роста; Стратегия ограниченного роста; Стратегия сокращения; Комбинированная стратегия 53
-
Виды стратегий роста
Стратегии интегрированного роста (увеличение объема продаж); Работа с поставщиками; Работа с торговой сетью; Стратегия диверсифицированного роста: Концентрированная диверсификация (новая продукция на существующих технологиях); Горизонтальная диверсификация ( новые продукты на новых технологиях); Конгломератная диверсификация ( новые продукты и технологии на новых рынках). Стратегия сочетания: 54
-
Виды стратегий сокращения
Полная распродажа материальных запасов и активов предприятия; Отделение некоторых подразделений предприятий или видов деятельности; Сокращение некоторых видов производств и переориентация на выпуск новой продукции (услуг) с целью получения прибыли. 55
-
Содержание стратегического плана
Миссия организации; Видение организации; Качественное описание направлений деятельности и количественные ориентиры бизнеса. Оценка и анализ внешней и внутренней среды организации. Выбор конкретной стратегии или пути достижения цели. Приблизительная оценка требуемых ресурсов (для нового предприятия); Планирование технологии; План маркетинговых исследований; План стратегических мероприятий. 56
-
Особенности стратегического плана
Горизонт планирования от 3 до 15 (и более) лет, определяется динамикой параметров внешней среды; Практически отсутствует детализация параметров бизнеса. Основные параметры: доля рынка, оборот, рентабельность, точка безубыточности; Большое отклонение плановых стратегических показателей от достигнутых фактических; Носит описательный характер, в общих чертах намечает путь к желаемому результату; В силу динамики внешней среды стратегический план и все его компоненты могут сравнительно часто корректироваться; Иногда стратегический план оформляют в документ под названием «Ожидание собственников» 57
-
Среднесрочное планирование
58
-
Предприятие - это на входе ресурсы, а на выходе продукты или услуги. Предприятие это место, где сводятся ресурсы в определенных пропорциях и в определенных последовательностях для производства продуктов или оказания услуг по определенной технологии.
-
Виды ресурсов предприятия:
материальные, средства труда, трудовые, в том числе интеллектуальные ресурсы, финансовые, информационные. 60
-
Материальные ресурсы
61 совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта. сырье, материалы, топливо, (энергия), полуфабрикаты, детали
-
СРЕДСТВАТРУДА
62 предметы (орудия) труда, применяемые для производства товаров и услуг
-
Трудовые ресурсы
63 часть населения страны, располагающая совокупностью физических и духовных способностей, которая может принять участие в процессе труда.
-
Информационныересурсы
64 Информация и данные зафиксированные на материальных носителях и хранящиеся в информационных системах: библиотеки, архивы, фонды, информационные системы
-
Финансовыересурсы
65 совокупность всех денежных средств, которые имеются в распоряжении предприятия собственные, привлеченные, заемные
-
Система норм и нормативов в планировании»
66 НОРМА- мера затрат труда и расхода сырья, энергии, материалов, и т.д. в абсолютном измерениина производство единицы продукции(одной работы, одной услуги) при заданных нормальных средних условиях. НОРМАТИВ – относительная величина использования ресурсов, характеризующая расход (сырья) на единицу массы, площади, стоимости продукции, и т.д. Система норм и нормативов – это комплекс научно обоснованных материальных, трудовых и финансовых норм и нормативов, порядок , методы их формирования, обновления и применения.
-
МАРКЕТИНГ, первый этап. Задача определить
Какие потребительские свойства имеют производимые товары или оказываемые услуги; На каких рынках будут позиционироваться товары или услуги; Какие цены на товары или услуги складываются на рынке; Какова емкость рынка; Сколько товаров мы можем реализовать , а услуг оказать (доля рынка). 67
-
Планирование цен
Последовательность шагов планирования цен Постановка целей ценообразования; Определение спроса; Оценка издержек; Анализ цен конкурентов; Выбор метода ценообразования; Расчет цен; 68
-
Уровни цен
Рыночные цены 69 Издержки предприятия Прибыль предприятия Отпуская цена предприятия EX-WORK Издержки дистрибуции Прибыль дистрибутора Оптовая цена издержки дилера Прибыль дилера 1 (максимальная скидка) Прибыль дилера2 (средняя скидка) Прибыль дилера3 (без скидок) Розничная цена Политика продаж
-
70 Производственная мощность предприятия - максимально возможный объем выпуска продукции при заданном товарном ассортименте на основе прогрессивных норм использования оборудования и производственных площадей, внедрения новейшей техники, технологии, оптимальных режимов работы, научной организации производства, труда и управления.
-
71 Производственная программа(этап 2) - ассортимент товаров, которые предприятие планирует изготовить и реализовать на рынке , или набор услуг, которое предприятие планирует оказать в определенный промежуток времени .
-
Корректировка годовой программы в сторону увеличения годового оборота (этап №3).
Увеличением цен и более активными мероприятиями по продвижению товаров и услуг на рынке; Уменьшением цен (демпингом) и увеличением скорости оборота; Использование резервов производственных мощностей и увеличение производственного выпуска (в штуках и соответственно в рублях) Изменение пропорций в ассортиментной матрице (увеличение числа продаж более дорогих товаров и услуг по сравнению с дешевыми) и др. 72
-
План сбыта предприятия (план продаж)-(содержание)
Общий план по обороту (план продаж); План продаж по ассортименту; План организации каналов сбыта и продаж через каналы сбыта; Политика продаж (скидки, договоры на реализацию, порядок платежей, распродажи и т.д.) План маркетинговых мероприятий по продвижению продукции (реклама, выставки) 73
-
План закупок (снабжения)-(содержание)
перечень сырьевых ресурсов; перечень материалов; перечень полуфабрикатов; список предпочтительных и резервных поставщиков; Стоимости закупаемых ресурсов в ценах DDP или пересчитанные к условиям DDP; Условия платежей. Условия поставки (terms and conditions) 74
-
Список планов предприятия:начинаем заполнять
План продаж (сбыта); План закупок (снабжения): План закупок сырья, материалов, полуфабрикатов для производства товара или оказания услуги; План закупок топливно-энергетических ресурсов. План мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов; … 75
-
Среднесрочное планирование
27 февраля 2016 76
-
Среднесрочное планирование – это:
Второй уровень планирования; Горизонты планирования: как правило, 1 год ( реже 0,5 года или 2 года); Минимальный шаг планирования:1 месяц; Задачи планирования: - связать деятельность предприятия по достижению намеченных конкретных целей с подключаемыми ресурсами во времени; Особенности:Существенно более точный расчет основных финансово-экономических показателей предприятия, минимальное отклонение фактических показателей деятельности предприятия от плановых. 77
-
Ресурсы (определение)
Экономические ресурсы – это все виды природных и человеческих возможностей, которые используются для производства с целью удовлетворения общественных потребностей. 78
-
Виды ресурсов предприятия:
материальные, средства труда, трудовые, в том числе интеллектуальные ресурсы, финансовые, информационные. 79
-
Материальные ресурсы
80 совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта. сырье, материалы, топливо, (энергия), полуфабрикаты, детали
-
СРЕДСТВАТРУДА
81 предметы (орудия) труда, применяемые для производства товаров и услуг
-
Трудовые ресурсы
82 часть населения страны, располагающая совокупностью физических и духовных способностей, которая может принять участие в процессе труда.
-
Информационныересурсы
83 Информация и данные зафиксированные на материальных носителях и хранящиеся в информационных системах: библиотеки, архивы, фонды, информационные системы
-
Финансовыересурсы
84 совокупность всех денежных средств, которые имеются в распоряжении предприятия собственные, привлеченные, заемные
-
Среднесрочное планирование:последовательность шагов ( вариант)
«Маркетинг» определяет среднюю рыночную цену продукта (услуги) – в рублях; «Маркетинг» оценивает емкость рынка и определяет долю продаж; Коммерческая служба формирует политику продаж в соответствии с которой определяются цены (тариф) продаж, выпускаемых продуктов (оказываемых услуг)- план маркетинга. Технологи рассчитывают производственную мощность оборудования (возможность выпуска продукта); Производственные мощности сопоставляются с оцениваемой долей продаж на рынке и составляется производственная программа (годовой ассортимент в количественных показателях); 85
-
86 Производственная мощность предприятия - максимально возможный объем выпуска продукции при заданном товарном ассортименте на основе прогрессивных норм использования оборудования и производственных площадей, внедрения новейшей техники, технологии, оптимальных режимов работы, научной организации производства, труда и управления.
-
Производственная программа- ассортимент товаров, которые предприятие планирует изготовить и реализовать на рынке , или набор услуг, которое предприятие планирует оказать в определенный промежуток времени 87
-
Система норм и нормативов в планировании»
88 НОРМА- мера затрат труда и расхода сырья, энергии, материалов, и т.д. в абсолютном измерениина производство единицы продукции(одной работы, одной услуги) при заданных нормальных средних условиях. НОРМАТИВ – относительная величина использования ресурсов, характеризующая расход (сырья) на единицу массы, площади, стоимости продукции, и т.д. Система норм и нормативов – это комплекс научно обоснованных материальных, трудовых и финансовых норм и нормативов, порядок , методы их формирования, обновления и применения.
-
План закупок (снабжения)-(содержание) первое приближение
перечень сырьевых ресурсов; перечень материалов; перечень полуфабрикатов; список предпочтительных и резервных поставщиков; Стоимости закупаемых ресурсов в ценах DDP или пересчитанные к условиям DDP; Условия платежей. Условия поставки (terms and conditions) 89
-
План закупок (снабжения)-(содержание) второе приближение.Запасы.
Технологические нормы и нормативы позволяют рассчитать потребность в сырье, полуфабрикатах, материалах , но только без запасов. Запасы необходимы для обеспечения бесперебойности производственного процесса; Запасы ресурсов предприятия выводят денежные средства предприятия из оборота Планирование запасов – это поиск оптимального решения, обеспечивающего непрерывную работу производства и минимум складских запасов . 90
-
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАПАСОВ:факторы, определяющие объемы запасов.
Минимальный объем поставки от производителя ресурсов; Срок поставки в том чисел с учетом таможенных операций; Способ транспортировки; Выполнение прогноза закупок (forecast) (особенно для ВЭД); Ограниченные площади и объемы складских помещений; Влияние объема и веса партии на транспортные расходы; Отношение закупочной стоимости партии к стоимости транспортных расходов; Возможность консолидации с другими видами сырья; Величина предшествующих запасов. Объем запасов под гарантийные обязательства. 91
-
Величина предшествующих запасов.(продолжение)
Запасы материальных ресурсов на складах снабжения; Межцеховые запасы переработанных материальных ресурсов; Переработанные материальные ресурсы в готовой продукции на складах сбыта. 92
-
Отехнологии без складов , JIT(just in time)
JIT - логистическая концепцияв основе которой лежит организация движения материальных потоков в точным соответствии с производственным расписанием , когда все материалы, компоненты и полуфабрикаты будут поступают в необходимом количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку для производства, сборки или реализации готовой продукции. По JIT технологий в мире работают всего несколько компаний. JIT технология является определенным ориентиром для построения логистики предприятия 93
-
Технологические факторы , которые следует принимать во внимание при планировании запасов (складских помещений)
Площадь складских помещений; Объем складских помещений; Нагрузка на конструкции , пол; Стоимость аренды складских помещений; Удаленность от места производства и головного офиса; Технологические возможности хранения (вентиляция, температурный режим, взрывоопасность, совместимость компонентов хранения между собой и т.д.) Удобство внутрискладской и межскладской транспортировки; Обеспечение сохранности; Наличие подъездных путей 94
-
Назначение складов сбыта.
Предоставить время для реализации выпущенной продукции; Обеспечить одновременную доступность полного ассортиментного ряда продукции; Компенсировать различные темпы реализации конкретного продукта; Компенсировать различное время изготовления равных по количеству партий; Компенсировать различное время и стоимость перенастройки технологических линий; Компенсировать ошибки маркетологов. 95
-
Планирование трудовых ресурсов. нормы и нормативы для расчета численности работающего персонала и его квалификации.
Кодекс законов о труде (КЗОТ): Продолжительность рабочего дня, недели; Продолжительность перерывов в работе: обед, мин. время между сменами, отпуск, выходные, праздники и т.д.;…. Технологические (операционные) нормы времени; Эмпирические нормы предприятия , (например, на основе фотографий рабочего дня); Нормативы численности и квалификации персонала для работы на оборудовании; Нормативы численности персонала, связанные с обслуживанием территорий; Соотношение численности управленческого подчиненного персонала,1рук-ль=7 +/-2 подч-х; Внутрипроизводственные нормативы ; Квалификационный справочник работающего персонала. 96
-
Штатное расписание (форма Т-3)
97 фонд оплаты труда предприятия (ФОТ) –сумма всех зарплат и надбавок , премиальной части здесь НЕТ
-
Планирование трудовых ресурсов:список планов
Плана по Фонду оплаты труда (ФОТ), Штатное расписание; План набора нового персонала; План по Фонду материального поощрения (ФМП); План-график отпусков сотрудников; План повышения квалификации. План обучения и развития персонала; План социального развития компании (соц.пакет); План адаптации сотрудников; Планы кадрового резерва, планы карьерного роста… 98
-
Средства труда
99 Средства труда – это вещь или комплекс вещей, с помощью которых человек воздействует на предметы труда, с помощью чего осуществляется производственный процесс. Средства труда – это здания, земля в виде помещений, занимаемых территорий, дорог, станки, оборудование, машины, инструмент, технологическая оснастка ,энергия, водные ресурсы
-
Средства труда: земельная территория. факторы выбора места предприятия
Влияние факторов на выбор места для вновь создаваемого предприятия : снабженческие (земельные участки, сырье и материалы, рабочая сила, энергия, транспорт и т.д.); производственные (природные и технологические особенности и т.д.); сбытовые (маркетинговые: потенциал сбыта, транспорт, рыночная инфраструктура и т.д.); государственные (налоги, экономическая система, государственная. помощь, мероприятия в области охраны окружающей среды и т.д. 100
-
СРЕДСТВА ТРУДА:планирование платежей ,связанных со средствами труда
Земельный налог 1,5% (0,3%) для собственников земли; Арендная плата для арендаторов Налог на имущество(<2,2% -зависит от региона); 101
-
СРЕДСТВА ТРУДА:список планов
План уплаты земельных и имущественных налогов; План арендных платежей; План учета износа основных средств (амортизация); График планово – профилактических работ (ППР); План – график текущего и среднего ремонта; План капитального ремонта; Планы закупок ОС; Планы закупок инструментов и материалов. ; 102
-
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ.ХАРАКТЕРИСТИКИ erp-СИСТЕМЫ
Ведется учет всех ресурсов, необходимых для предприятия; Ресурсы имеют территориальную или организационную привязку (местоположение); Фиксируется движение или переработка ресурсов во времени и в пространстве (товародвижение или производственный процесс); За ресурсами закрепляется персональная ответственность и передача персональной ответственности; 103 ERP системы (англ. EnterpriseResourcePlanning,-планирование ресурсов предприятия) - система управления ресурсами компании, это информационная система построенная на программном обеспечения, в которой:
-
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ.ХАРАКТЕРИСТИКИ erp-СИСТЕМЫ (продолжение)
Модульный принцип построения, например модуль учета персонала, модуль дистрибуции, модуль сервиса, модуль закупок, клиентский модуль и т.д.; Модули имеют возможность своей модернизации с целью отражения действующих бизнес процессов на производстве; Соединяются все рабочие места по Ethernet.; Количество рабочих мест определяется лицензией на ПО; Имеется несколько уровней доступа к информационным данным на рабочих местах; Существует большая гибкость в формировании множества отчетов, бюджетов и т.д.; Есть возможность частично автоматизировать процессы планирования 104
-
Финансовые ресурсы.особенности финансовых ресурсов
Финансы – это денежные средства предприятия; Финансы - это система отношений, возникающих в результате производственно - хозяйственной деятельности предприятия. 105
-
Сферы проявления финансовых отношений:
с поставщиками сырья, материалов, комплектующих изделий; С предприятиями по реализации продукции и услуг Между предприятиями и банками, возникающие при получении и погашении кредита, при покупке и продаже валюты, по расчётам за банковские услуги; Со страховыми компаниями и организациями по страхованию имущества, коммерческих и финансовых рисков; с биржами; С инвестиционными фондами и компаниями отношения; С филиалами и дочерними фирмами; С персоналом по выплате зарплаты , с акционерами по уплате прибылей ; с налоговой службой; с аудиторскими фирмами, с внебюджетными организациями. С аутсорсинговыми организациями, Каждый тип отношения требует своего плана движения денежных средств 106
-
источники формирования финансовых ресурсов
Бюджет, при создании государственного предприятия; Паевые (долевые) взносы учредителей, добровольные взносы юридических и физических лиц и т.д (уставной капитал); Прибыль предприятий; Заемные средства предприятия; Привлеченные средства предприятия 107
-
Заемные средства предприятия
Заемныесредства– это денежные средства, полученные на установленный срок и подлежащие возврату с определенной суммой процентов за их использование. Заемные средства предприятия могут складываться из: средств, полученных под залог имущества; средств от реализации ценных бумаг с фиксированной доходностью; средств, полученных в виде кредитов (инвестиций) векселей. 108
-
Привлеченные средства предприятия
дебиторская задолженность предприятия; государственных субсидии или дотации; задолженности по выплате налогов; задолженности по обязательствам предприятия по трудовым соглашениям; средства пенсионных и профсоюзных фондов трудового коллектива, вложенных в предприятие. 109
-
Движение денежных средств (ДДС)
Движение денежных средств (cash-flow) это планирование и отчетность предприятия об источниках денежных средств, это поступление ДС, и последующее их использование (выбытие) во временном периоде. План и отчёт о движении денежных средств формируют с целью анализа и последующего управления денежными потоками предприятия. ДС классифицируются по различными источникам происхождения 110
-
Структура БДДС
111
-
ДВИЖЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ (ддс)ПРИХОДЫ ДС (ПРИМЕР)
112
-
ДВИЖЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ (ддс)ВЫБЫТИЕ ДС (ПРИМЕР)
113
-
ДВИЖЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ (ддс)финансовая деятельность предприятия
114 САЛЬДО – сумма всех приходов денежных средств минус сумма всех выбытий денежных средств. Не путать сальдо с прибылью!
-
от Планов ДДС к планам ДР
Поступления ДС признаются доходами предприятия , а выбытия ДС считаются его расходами только тогда , когда состоялась продажа (факт) или оказана услуга. Доходы и расходы также планируют. План ДР – это бюджет доходов и расходов БДР 115
-
БДР- бюджет доходов и расходов
116
-
Некоторые различия БДДС и БДР
117
-
Выручка (доход, реализация ) ,прибыль, Рентабельность предприятия
Выручка (revenue) — совокупный объем денежных средств, полученных (вырученных) компанией, предпринимателем или подлежащим к получению за определённый период деятельности от продажи предмета коммерческой деятельности — товаров и(или) услуг. Прибыль (profit) — положительная разница между доходами (выручкой от реализации товаров и услуг) и затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Выручка − Затраты (в денежном выражении) Рентабельность (return, profit margin,profitability) - отношение прибыли к выручке (доходу) 118
-
Планирование СЕБЕСТОИМОСТИ
119 Себестоимость (cost) - денежное выражение затрат организации на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
-
Учет на предприятиях
Бухгалтерский учёт; Налоговый учет; Управленческий учёт. 120
-
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙУЧЕТ - определение
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙУЧЕТ(managementaccounting) Составная часть бухгалтерского учета, функцией которой является предоставление информации, полезной для руководства организации. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙУЧЕТупорядоченная система выявления, измерения, сбора, регистрации, интерпретации, обобщения, подготовки и предоставления важной для принятия решений по деятельности организации информации и показателей для управленческого звена организации (внутренних пользователей — руководителей. Замечание 1Для того чтобы ввести управленческий учет на предприятии необходимо разработать и создать документ «Положение об управленческом учете» Замечание 2 Планирование ресурсов предприятия производится с использованием основных принципов ,заложенных в «Положении об управленческом учете» 121
-
Планирование других экономических показателей
Прямые издержки (directcosts) расходы связанные с производственной деятельностью Накладные расходы (indirect cost) , затраты, сопровождающие, сопутствующие основному производству, связанные с ним. Фондоёмкость, фондовооруженость, фондоотдача , рентабельность различных типов (напр. рентабельностьосновных средств, персонала…..), производительность труда и много других показателей, различных экономическихпропорций – анализ которых позволяет управлять предприятием с целью увеличения прибыли. 122
-
планирование ресурсов. некоторые итоги
Горизонты среднесрочного планирования составляют обычно 1 -2 года; Производственные мощности позволяют определить потенциальные технологические возможности предприятия; Маркетинг рассчитывают, какую долю нужно стремиться занять предприятие со своими продуктами иди услугами; Планирование выпускаемой продукции - это планирование потребностей в различных ресурсах; К ресурсам относят : сырьё (в т.ч. полуфабрикаты, материалы) , человеческие ресурсы, основные фонды (оборудование, здания, оснастка, инструмент), информационные данные, финансы. 123
-
планирование ресурсов. некоторые итоги (продолжение)
Как правило, за каждый вид ресурсов несут ответственность соответствующие службы предприятия. Ответственность, в том числе распространяется на процесс планирования. Финансовые ресурсы выступают как средства платежа, так и выполняют функцию отношений. Деньги единственный способ сопоставить в необходимых пропорциях ресурсы, требуемые для производства конкретного количества продуктов и конкретного объема оказания услуг; Совокупность всех планов предприятия образуют его бюджеты. БДДС - бюджет движения денежных средств, планы о деньгах во времени; БДР - бюджет доходов и расходов. План, определяющий финансовый результат деятельности предприятия. 124
-
Функции маркетинга(план маркетинга)
Исследование продукта (product); Исследование емкости рынка; Изучение потребителя; Изучение и анализ конкурентов; Сегментация рынка (place); Прогнозирование продаж; Выбор и анализ видов рекламы (promotion); Выбор и анализ среды PR; Выбор и анализ средств стимулирования (promotion); Изучение, выбор и анализ каналов сбыта (place); Исследование цены (price). 125
-
Маркетинг» — это осуществление бизнес-процессов по направлению потока товаров и услуг от производителя к потребителю
Варианты организации каналов сбыта: Вариант 1. Результаты деятельности компании передаются непосредственно потребителю, миную промежуточные звенья. Так, обычно устроены компании оказывающие услуги, начиная от парикмахерской и заканчивая продажей проектов. Вариант 2. Произведенные товары передаются (продаются) в магазины розничной торговли (в том числе и собственной розничной сети). Вариант 3.Произведенные товары распространяются через оптовые сбытовые фирмы (дилеров), которые в свою очередь могут дальше передавать товары для последующей реализации в розничные магазины. Вариант 4. Произведенные товары распространяются через центральное предприятие оптовой продажи (дистрибутор), которое обеспечивает дальнейшее распространение товаров сеть розничных магазинов. Вариант 5. Распространение товаров следует по цепочке «производитель»-«дистрибутор»-«дилер»-«розница»- «клиент» 126
-
передача сбытовых функций посредникам
внешняя логистика, -комплекс мероприятий по перемещению товара к покупателю, обеспечению доступности товара; маркетинг и продажи– сбор информации о нуждах и требованиях клиентов, активное предложение товара на рынке, убеждение потребителей в необходимости покупки; сервис– обеспечение услуг, поддерживающих или повышающих ценность товара (включая гарантийное обслуживание, техническое консультирование и т.д.). 127
-
принцип Вильфредо Парето
«20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата» ABC-анализ — ранжирование по разным параметрам (присвоение рейтинга) Этот принцип полезно вспоминать, когда идет разработка планов различных мероприятий 128
-
Принцип Парето в продажах
20% постоянных клиентов приносят 80% дохода предприятию. или 20% ассортимента продукции дают обычно 80% от общего объема продаж в денежном выражении или, 20 % всех товаров дают 80 % оборота. 129
-
Пример применения принципа Парето
130
-
внешнеэкономическая деятельность предприятия:планирование дополнительных расходов
Виды дополнительных расходов в связи с ВЭД Таможенные очистка, декларирование ; Брокерские услуги Конвертация валюты; Налоговые платежи, Возврат НДС; Действие квот; Дополнительная сертификация; Экологическая экспертиза; Страхование грузов; Послепродажное обслуживание…… 131
-
плана повышения технического уровня и улучшения организации предприятия (СОДЕРЖАНИЕ)
Раздел I.Повышение технического уровня предприятий. План механизации производства (замена ручных средств труда машинами и механизмами); План автоматизации производства (частичная передача управления) План внедрения прогрессивных технологий; План модернизации производства и замены устаревшего оборудования; Раздел II. Совершенствования систем управления, планирования и организации производства ( системы учета, ERP системы, БД и т.д); Раздел III.Внедрение по научной организации труда (условия труда, совершенствование нормирования и оплаты труда (в т.ч.мотивация) , организация рабочего места ,например ARM и т.д.) Раздел IV.План улучшения качества продуктов и оказываемых услуг Прочие организационно – технические мероприятия. 132
-
Предпосылки для изменений и для инноваций
Необходимость обеспечения конкурентоспособности и экономической эффективности предприятия; Маркетинговые службы определили потребность в новом продукте в соответствии с исполнением своего маркетингового плана в части изучения спроса ; Продукт является результатом научно технический прогресса, в том числе на основе реализации планов НИОКР - (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки) 133
-
классификация видов деятельности предприятия
работы на предприятии различаются : по количеству участников; по степени повторяемости выполняемых работ; новизной работ; формализацией и регламентацией выполняемых работ 134
-
Виды деятельности на предприятиях (определения)
135
-
136 Операционная деятельность предприятия — деятельность организации, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели, либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с миссией и целями деятельности, т. е. производством промышленной продукции или оказанием услуг. (Не инвестиционная деятельность)
-
Основные методы планирования
Планирование операционной деятельности: преимущественно нормативной метод планирования; Планирование проектной деятельности: эмпирический и экспертный метод планирования 137
-
Бизнес –план (определения)
Бизнес – план это план, программа осуществления бизнес - операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности[ ( Большой экономический словарь); Бизнес-план — краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективный желаемый результат и определить средства для его достижения (Википедия); Бизнес - план это подробный план предпринимательской деятельности на определенный период, устанавливающий показатели, которые должно достичь предприятие (сохранена стилистика текста http://ru-bis.ru/business-plan/. ) Бизнес-план это план развития предприятия, необходимый для освоения новых сфер деятельности или создания новых видов бизнеса (учеб. пособие «Планирование на предприятие») 138
-
Типовое содержание бизнес- плана
Резюме бизнес-плана (краткая аннотация); Цели и задачи проекта; Описание компании; Анализ отрасли и тенденций её развития; Целевой рынок; Конкуренция; Стратегическая позиция и оценка рисков; План маркетингаи стратегия продаж; Операционная деятельность; Технологический план; Организационный план; План персонала; Финансовый план; Социальная и экологическая ответственность; Условия выхода из бизнеса (завершения проекта); 139
-
стандартизированные методики бизнес планов
Методика UNIDO (United Nations Industrial Development Organization); для новых товаров Методика ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития) Методика BFM Group (Bureau of Financial Modeling) Методика KPMG (консалтинговые и аудиторские услуги) 140
-
Бизнес план:организационный план предприятия
организационная структура предприятия; штатный состав, численность персонала и режим его работы; правовое обеспечение проекта; календарный график осуществления проекта. 141
-
Организационная структурой - состав, функции и взаимодействие между различными подразделениями предприятия
основные функции организационной структуры обеспечивать возможность взаимодействия и сотрудничества между участниками проекта; способствовать организации условий для нормальной работы и выпуска продукции надлежащего качества; содействовать дальнейшему совершенствованию продукции и развитию всего предприятия. 142
-
Последовательность планирования структуры предприятия
Описание работ, функций, бизнес – процессов; Консолидация нескольких функций и процессов по единую ответственность; Составление должностных инструкций; Консолидация бизнес- процессов в едином подразделении; Формирование оргструктуры; Назначение персоналий. (Только так , а не наоборот!) 143
-
Правовое обеспечение проекта.
основные необходимые компоненты правового обеспечения устав предприятия; учредительный договор; все необходимые лицензии на виды деятельности и на осуществление инженерного снабжения (газ, вода, теплоснабжение); патенты на продукцию вашего предприятия; сертификаты качества и соответствия; документы, касающиеся особенностей налогообложения; договоры с контрагентами и партнерами, гарантийные письма; договоры купли-продажи, аренды, лизинга. 144
-
График осуществления проекта , план мероприятий
наименование мероприятия; ожидаемый результат; конкретная дата исполнения: число, месяц, год; конкретный ответственный исполнитель: фамилия, инициалы даты промежуточного контроля. 145
-
Планирование Рисков
Риск – вероятностное событие, последствия которого оказывают влияние на ход реализации проекта или бизнеса в целом, а также на достижение его конечных результатов. 146
-
Стандарт управления рисками:FERMA
147
-
Примеры заполнения карты рисков.1
148
-
Примеры заполнения карты рисков.2
149
-
Примеры заполнения карты рисков.3
150
-
Риски :оценка последствий
151
-
Риски :оценка вероятностей (угроза)
152
-
Риски :оценка вероятностей (возможности)
153
-
Планирование дополнительных мероприятий по управлению рисками
Оценить затраты, связанные с реализацией мероприятий по управлению рисков; Сопоставить эти затраты с возможными финансовыми последствиями от проявления рисков; Провести коррекцию плана мероприятий по управлению рисками в случаях, когда финансовая величина последствия от проявленного риска сопоставима с затратами на мероприятия по уменьшению негативного влияния риска; Внести в плановые управленческие бюджеты БДР и БДДС затраты, связанные с реализацией плана управления рисками. 154
-
И многие другие среднесрочные планы
Планы по обеспечению безопасности (коммерческой, интеллектуальной, информационной, экологической, имущественной, персональной, технической и др.); План мероприятий по контролю исполнения принятых решений (в т.ч.планы по организации работы внутреннего аудита) ; План обеспечения правовой поддержки предприятия (сертификация, лицензирование, контроля хозяйственной деятельности и исполнения договорных обязательств и проч.); План работы с аутсорсинговыми предприятиями; И многие другие….. 155
-
Среднесрочное планирование : итоги
Среднесрочное планирование – это планирование с горизонтом рассмотрения обычно 1- 2 года,; Исходной информацией для формирования среднесрочных планов являются маркетинговые данные и расчеты производственных мощностей предприятия; Среднесрочные планы предприятия формируют уточненную потребность предприятия во всех необходимых видах ресурсов в течение времени в его операционной деятельности; Основной метод планирования операционной деятельности – метод норм и нормативов; Необходимыми ресурсами для предприятия являются сырье и полуфабрикаты, средства труда, трудовые ресурсы, информационные и финансовые ресурсы. С помощью финансов (денежных средств) можно сопоставлять все другие ресурсы на основе бюджетов предприятия: БДР и БДДС; 156
-
Среднесрочное планирование : итоги (продолжение)
Управление предприятием требует ведения различных систем финансового учета: при взаимодействии с внешней средой требуется бухгалтерский и налоговый учёт, для внутренних задач – управленческий учёт; Результаты деятельности предприятия реализуются на основе маркетинговых данных, осуществляются по различным каналам сбыта и на основе политики продаж предприятия; Регулярный (повторяющийся) выпуск продукции или регулярное оказание одних и тех же услуг составляет операционную деятельность предприятия; Изменения, необходимые предприятию, обусловлены научно-техническим прогрессом и конкурентной средой. Реализация изменений – это проектная деятельность предприятия; Для реализации изменений требуется финансирование, которое называют инвестициями. Бизнес план – это документ , необходимый для обоснования инвестиций; Случайные, непредусмотренные события, оказывающие влияние на экономическую деятельность предприятия называют рисками. Уменьшить негативное воздействие таких событий является содержанием риск - менеджмента, а планирование мероприятий по управлению рисками может являться содержанием стратегического, среднесрочного планирования и также проектной деятельности любой продолжительности. 157
-
Краткосрочное оперативное планирование
158
-
Сезонность и кассовые разрывы – первые проблемы оперативного планирования
Кассовый разрыв (англ. cash deficiency, cash gap) — временный недостаток денежных средств, необходимых для финансирования наступивших очередных расходов по бюджету, который возникает в связи с тем, что сроки поступления денежных средств в бюджет отстают от сроков их расходования. 159
-
Планирование мер по сокращению кассовых разрывов
Предпринять меры по сокращению дебиторской задолженности клиентов; Увеличить клиентам предоплату; Привлечение дополнительных финансовых средств собственников; Приостановка оплаты кредиторам; Привлечение кредитов банка, пролонгация кредита, перекредитация; Динамичные распродажи производимых товаров (услуг) со значительными скидками. 160
-
Дискретизация годовых планов
161
-
Декомпозиция целей
Декомпозиция — в теории управления - метод, по которому исследуемая система делится на подсистемы, задача - на подзадачи и т.д., каждая из которых решается самостоятельно. Декомпозиция целей или дерево целей- иерархический перечень (структура подчиненных элементов) последовательно детализированных целей, построение которого напоминает древовидную структуру - цели более низкого уровня являются разъяснением (детализацией) способа достижения целей верхнего уровня. 162
-
Пример прямой декомпозиции стратегической цели денежного оборота среди сбытовых подразделений
163
-
Пример декомпозиции цели
164
-
Пример декомпозиции цели
165
-
Ключевые показатели эффективности (англ. Key Performance Indicators, KPI)
Ключевые показатели эффективности — показатели деятельности подразделения (предприятия), которые помогают организации в достижении стратегических и тактических (операционных) целей. Использование ключевых показателей эффективности даёт организации возможность оценить своё состояние и помочь в оценке реализации стратегии. 166
-
Календарное планирование
Календарное планирование – это разработка и доведение до структурных подразделений компании и рабочих мест оперативных плановых заданий по выпуску продукции и обеспечению их необходимыми для этого ресурсами. Календарный план производства– это документ, который устанавливает последовательность и сроки выполнения производственных операций, а также определяет потребность в трудовых ресурсах во времени. 167
-
Пример календарного планирования
168
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.