Содержание
-
Подростковый возраст
-
Пубертатный период
В возрастной физиологии приняты различные границы подросткового возраста для мальчиков и девочек: 1) гипофизарная (от 8-10 до 9-12 лет у девочек и от 10-13 до 12-14 лет у мальчиков); 2) активизация половых желез (от 9-12 до 10-13 лет у девочек и от 10-13 до 12-16 лет у мальчиков); 3) максимальный стероидогенез (от 10-13 до 11-14 лет у девушек и от 12-16 до 15-17 лет у юношей); 4) окончательное формирование репродуктивной системы
-
Половое созревание
У девочек начинается приблизительно с 11—14 и заканчивается к 16—18 годам У мальчиков начинается приблизительно с 13—15 и заканчивается к 18— 20 годам Прежде всего появляются вторичные половые признаки: вырастают волосы на лобке и в подмышечных впадинах, у девочек развиваются молочные железы, у мальчиков «ломается» голос и пр. Признаком зрелости половых желез и их готовности к функционированию служит появление менструаций у девочек и поллюций у мальчиков.
-
Влияние гормонов на форму тела
Мужской и женский организмы продуцируют разные половые гормоны, чем объясняется различная форма тела мальчиков и девочек. ♂ ♀ Эстрогены вызывают накопление подкожного жира широкий таз (необходим для благополучного родоразрешения) Тестостерон стимулирует рост мышечной ткани узкий таз
-
Рост истинных голосовых связок особенно интенсивен на первом году жизни и в 14—15 лет; с 12 лет голосовые связки у мальчиков длиннее, чем у девочек. Этим объясняется «ломка» голоса у мальчиков, связанная также и с гормональной перестройкой организма. В подростковом возрасте происходит усиленный рост легких; довольно быстро нарастает и общий их объем; к 12 годам он увеличивается в 10 раз по сравнению с объемом легких новорожденного. Тип дыхания с 10 лет у мальчиков брюшной, у девочек — грудной и брюшной
-
Рост
Отмечается прибавка в весе, подростки прибавляют в весе за год в среднем 3—5 кг. Для подростков характерен быстрый рост, нарушение пропорций тела. Прибавка в росте составляет около 10 см в год, у девочек бурный рост начинается раньше, чем у мальчиков. У подростков быстро растут и развиваются все части тела, ткани и органы. Но темпы их роста неодинаковы. Больше всего заметно увеличение длины рук и ног. Туловище у мальчиков вытягивается после того, как длина рук, ног и таза в поперечнике достигнет своего максимума. Изменяется лицо. Грудная клетка приобретает форму грудной клетки взрослых. Неравномерность роста отдельных частей тела вызывает временное нарушение координации движений — появляется неуклюжесть, неповоротливость, угловатость. После 15—16 лет эти явления постепенно проходят. В этот период особенно тщательно нужно следить за осанкой подростков, особенно за тем, чтобы они правильно сидели за партой, т. к. неправильное положение корпуса ребенка при письме и чтении может привести к искривлению позвоночника
-
Функциональные расстройства органов
В П. в. могут быть функциональные расстройства различных органов. Часто наблюдается так называеоме «юношеское сердце» или «сердце подростка», характеризующееся увеличением его размеров, появлением шума при выслушивании. Нередко наблюдаются также повышение артериального давления (так наз. юношеская гипертония), сердцебиение, учащение пульса (иногда давление может понижаться, пульс урежаться), может быть одышка, головная боль в области лба. У некоторых подростков отмечаются головокружения, обмороки (чаще наблюдаются у девочек), спазмы различных отделов желудночно-кишечного тракта. При длительном стоянии, продолжительном неподвижном сидении может появляться головокружение, неприятное ощущение в области сердца, живота, в ногах, потребность переменить положение. При вынужденном длительном стоянии может развиться даже обморочное состояние, рвота. Лицо бледнеет, кисти рук холодны, могут приобретать синюшный оттенок. Все эти явления в положении лежа быстро проходят. У таких подростков наблюдается повышенная потливость, красный дермографизм (при проведении ногтем по коже появляются красные полосы), быстрая смена настроения. Причиной этих расстройств часто является неустойчивость вегетативной нервной и эндокринной систем, которая характерна для этого возраста, а также психическое и физическое перенапряжение. С возрастом все эти симптомы обычно проходят самостоятельно, однако в случае их появления следует обязательно обратиться к врачу для выяснения их истинной причины .
-
Развитие психических функций
В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление операции становятся формально-логическими (подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане) рассуждает гипотетико – дедуктивно (на основе общих посылок подросток строит гипотезы и проверяет их) ?!
-
Акцентуации характера (А.Е.Личко, К.Леонгард)
Это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость к определенным факторам среды при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Характерно: Заострение черт акцентуированного характера в подростковом возрасте с последующим сглаживанием и компенсацией в благоприятных условиях развития; Возникновение на фоне акцентуации характера нарушений – девиаций поведения, острых аффективных реакций, неврозов и др. – в неблагоприятных условиях развития; Развертывание черт акцентуированного характера при скрытых акцентуациях под влиянием психических травм или трудных ситуаций; Место наименьшего сопротивления, удар по которому наиболее болезнен, у каждого типа акцентуации характера индивидуален.
-
Новообразования
новый уровень самосознания, проявляющийся в способности подростка познать самого себя как личность; формирование самоопределения, основывающегося на устойчиво сложившихся интересах и стремлениях, опирающегося на формирующееся мировоззрение, характеризующееся учетом своих возможностей и внешних обстоятельств и связанное с выбором профессии; развитие рефлексии; чувство взрослости.
-
Поведенческие реакции (В.Д.Менделевич)
«реакция оппозиции» (активный протест, выражающийся иногда в делинквентном поведении, причиной которого могут быть слишком высокие требования, предъявляемые к подростку, непосильные нагрузки, утраты или недостаток внимания со стороны взрослых) «реакция эмансипации» (стремление освободиться от опеки, контроля и покровительства старших, которое проявляется в желании сделать все по-своему, а в крайних вариантах - в побегах из дома) «реакция гиперкомпенсации» (настойчивое стремление добиться успеха именно в той области, в которой подросток слаб) «реакция имитации» - стремление подражать определенному образцу, модель которого диктуется, как правило, компанией сверстников «реакция группирования» (непреодолимое «стадное чувство», когда подросток не может и часа пробыть вне своей компании)
-
Социальная ситуация развития
1) процессы, тормозящие развитие взрослости (зависимость от родителей и учителей, отсутствие постоянных социально значимых обязанностей помимо учебы и др.); 2) процессы, стимулирующие развитие (акселерация, некоторая самостоятельность, субъективное ощущение взрослости и др.). Так как вариантов взаимодействия этих тенденций существует множество, то и индивидуальные варианты развития весьма разнообразны. Именно в подростковом возрасте наблюдается огромный разрыв между подростками в усвоении обязанностей и норм поведения, интересах и устремлениях.
-
Предподростковый (подростковый) кризис
Внешними предпосылками являются: изменение характера учебной деятельности (многопредметность и содержание учебного материала вызывают качественно новое отношение к знаниям); отсутствие единства требований из-за наличия нескольких учителей, что вызывает необходимость формирования собственной позиции и освобождения от непосредственного влияния взрослых (некоторые исследователи отмечают, что смена типа преподавания от одного учителя к нескольким особенно трудно дается детям с дефектами в учебной деятельности); предъявление новых требований и появление новых обязанностей в семье; интенсивная рефлексия себя. К внутренним предпосылкам относятся: бурный физический рост; половое созревание; неравномерность созревания различных органических систем приводит к повышенной утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизму (например, синдром дисморфомании)
-
Послеподростковый (юношеский, кризис 17 лет)
Вызван необходимостью построения и реализации планов, связанных с выбором профессии и поиском смысла собственной жизни. Может усугубляться переживанием серьезной влюбленности, необходимостью адаптации к новой форме обучения, новому коллективу и новым требованиям.
-
Способы предотвращения и коррекции девиантного поведения
адекватные отношения родителей с подростком (предоставление новых прав, осмысленный разговор об обязанностях), дифференциация ситуаций взаимодействия (твердый отпор и обсуждение требований при негативизме, оказание помощи и поддержки, если подросток нуждается в ней); наличие в отношениях со сверстниками социально приемлемого содержания (различные формы внешкольных занятий); адекватные отношения с учителями (при всей своей критичности, подростков отличает высокая тревожность и озабоченность отношениям к ним окружающих, в том числе – учителей; принципы работы учителя с подростками сходны с принципами построения отношений с родителями).
-
Психологические основы кризиса подросткового возраста:
Существует два возможных пути протекания кризиса подросткового возраста: 1. «Кризис независимости». Основные проявления. • Негативизм • Упрямство • Грубость • Бунтарство • Стремление во всем поступать по-своему • Противостояние авторитетам и иконоборчество • Ревностное отношение к личному пространству 2. «Кризис зависимости». Основные проявления: • Чрезмерное послушание • Возврат к детским интересам и формам поведения • Зависимость от взрослых • Несамостоятельность • Инфантильность в суждениях и поступках • Подчинение мнению большинства • Стремление быть «как все»
-
«Кризис зависимости», как проявление кризиса подросткового возраста , куда больше устраивает большинство родителей, так как им кажется, что им удалось сохранить «правильные» и «гармоничные» отношения с подростком, то есть отношения по типу «взрослый – ребенок». Однако так ли это хорошо, как кажется на первый взгляд?
-
Одной из первостепенных психологических задач кризиса подросткового возраста является обретение самостоятельности в принятии решений, суждениях, поступках, т.е. формирование более зрелой, взрослой позиции по отношению к себе и своей жизни. Поэтому, как бы нам, взрослым, ни хотелось обратного, путь «кризиса независимости» является наиболее продуктивным, т.к. дает возможность развивающейся личности подростка принимать и адаптироваться к новообразованиям, которые несет в себе подростковый возраст.
-
Личностная нестабильность и подростковые проблемы
Личностная нестабильность – одна из ярких особенностей подросткового возраста. Проявляется прежде всего в частых сменах настроения, аффективной «взрывчатости», связанной с процессом полового созревания, физиологическими перестройками в организме Нравственная неустойчивость – у ребенка ещё нет истинной нравственности т нормы морали остаются для него чем-то внешним. Этим нормам, правилам поведения большинство подростков следуют для того, чтобы оправдать ожидания значимых для них людей, сохранить с ними хорошие отношения, получить их одобрение Неустойчивая самооценка – самосознание подростка во многом зависит от внешних влияний. Подросток со своей мятущейся душой пытается понять себя и открывает в себе все новые т новые черты Противоречивость характера и устремлений – подросток хочет быть таким же, как все, и пытается выделиться, отличаться любой ценой; борется с авторитетами, общепринятыми правилами и идеалами и обожествляет случайных кумиров
-
Подростковые проблемы
Ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания Противоправное поведение Самоубийства К социальным проблемам приводят обычно особые обстоятельства: Изолированность Отсутствие понимания в семье и школе Встреча с асоциальной группой или сверстником, имеющим соответствующий жизненный опыт Причины подростковых проблем разнообразны Неудовлетворенность отношениями со взрослыми и сверстниками Недостаточная загруженность реальными делами и скука Желание утвердиться и выделиться Протест против существующих в обществе норм и правил Протест против «серой безликой толпы», для которой «ты ничего не значишь»
-
Новый образ физического «Я»
Резко повышается интерес к своей внешности: Ребенок остро переживает все изъяны внешности, действительные и мнимые Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить и понимание, и тактичность
-
1 Повышенная активность и возбудимость 2 Замкнутость , чувство собственной неполноценности 3 Происходитоткрытие своего внутреннего Мира, познание себя 4 Ощущение внутренней пустоты, Потребность в общении, в уединении и Повышенная избирательность в выборе Друзей 5 Беспокоят мысли о внешнем облике
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.