Содержание
-
Нежелательные варианты профессионального развития личности. Кризисы в профессиональном развитии личности.
-
Понятие профессиональной деструкции
Профессиональная деструкция– разрушение, изменение или деформация сложившейся структуры личности в процессе профессионального труда. Возникновение и развитие профессиональных деструкций снижает продуктивность выполнения деятельности, негативно влияет на мотивацию и профессиональную позицию.
-
Виды профессиональных деструкций личности
Профессионально обусловленные акцентуации Профессиональные деформации личности Профессиональная некомпетентность Выученная беспомощность Профессиональное отчуждение как деструкция профессиональной направленности.
-
Тенденции профессиональных деструкций (А.К. Маркова):
Отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами; Дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие – нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты; Низкая профессиональная мобильность, неумение приспосабливаться к новым условиям труда и дезадаптация; Рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера забегает вперёд, а другая отстаёт; Ослабление ранее имевшихся профессиональных данных, профессиональных способностей, профессионального мышления; Искажённое профессиональное развитие, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонений от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности; Появление деформаций личности; Прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний ли потери трудоспособности.
-
Конфликты профессионального самоопределения и кризисы профессионального становления
-
Конфликты профессионального самоопределения (Зеер Э.Ф.)
Можно выделить конфликты, обусловленные следующими факторами: Рассогласованием составляющих направленности: противоречиями между социально-профессиональными экспектациями и профессиональной действительностью, между мотивами профессионального роста, успеха и материального благополучия, между высоким уровнем притязаний (самооценки) и самоуважением, между неосознаваемыми мотивами (стремление к власти, подчинению) и ценностными ориентациями и др.. – На стадии оптации Несовпадением характера профессиональной деятельности и уровня профессиональной компетентности, порождающим внутриличностные конфликты между осознанной необходимостью в повышении квалификации и недостаточной профессиональной активностью, между неудовлетворенностью содержанием труда и нежеланием сменить профессию, между отсутствием перспектив карьеры и уровнем профессиональной компетентности и др.. – На стадиях профессиональной подготовки и профадаптации
-
Конфликты профессионального самоопределения
Противоречием между направленностью личности на достижение успеха, карьеру, высокие материальные блага и недостаточным уровнем развития социально-профессиональных способностей, качеств, психофизиологических свойств, состоянием здоровья и др.. –На стадиях профессионализации и мастерства Несовпадением представления о своих профессиональных достоинствах и реальных профессиональных возможностей: противоречиями между «Я-возможным» и «Я-реальным», между «Я-идеальным» и «Я-деформированным». Важнейшим конфликтообразующим фактором выступает мотив соответствия самому себе. Этот мотив связан с самооценкой и обеспечивает непротиворечивость «Я-образов». – На стадиях профессионализации и мастерства Противоречиями между профессиональными возможностями, потенциалом, способностями и социальными ограничениями, обусловленными возрастом, полом, этнической принадлежностью, внешностью; между необходимостью профессиональной мобильности и отчетливо выраженной возрастной ригидностью; между потребностью в продолжении профессиональной карьеры и вынужденным уходом на пенсию и др. – На завершающей стадии профессионального становления
-
Типичные причины конфликтов профессионального самоопределения (Зеер Э.Ф.):
Рассогласование идеального и реального образа профессии и самооценки: «Я-реального», «Я-возможного» и «Я-деформированного»; Несоответствие профессиональной квалификации уровню притязаний в области карьеры, материального и морального поощрения; Неправильный, вынужденный выбор профессии, места работы и должности; Противоречия между осознаваемыми и неосознаваемыми составляющими профессионального сознания.
-
«Несвязности» в развитии и функционировании субъекта труда (А.К. Маркова, Е.А. Климов):
Противоречия между опытом, компетентностью человека и предложенными ему обязанностями или характером вакансий рынка труда; Противоречия внутри субъекта труда – между его мотивами, ценностями и содержанием труда; Противоречия между ориентацией «на себя» и «на дело», между снижением функциональных возможностей и характером выполняемых задач. А также: необходимость участвовать в производственных конфликтах, в освоении новых форм труда.
-
Внутриличностный конфликт – ядро кризиса профессионального становления.
-
Кризисы профессионального развития
Кризисы профессионального становления– непродолжительные (до года) кардинальные перестройки профессионального сознания, деятельности и поведения личности, изменение вектора её профессионального развития. Приводят к переориентации на новые цели, коррекции и ревизии социально-профессиональной позиции, подготавливают смену способов выполнения деятельности, ведут к изменению взаимоотношений с окружающими людьми, а в отдельных случаях – к смене профессии. Порождая психическую напряженность, кризис стимулирует профессиональное развитие.
-
Критерий продуктивного становления профессионала.
Критерий осознания и продуктивности профессионального становления личности– способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решение в выборе профессии, специальности и места работы. Иногда возникает отчуждение от профессии (человек ею тяготится, испытывает неудовлетворённость).
-
Причины кризисовпрофессиональногостановления:
Неудовлетворенность своим социальным и профессиональным статусом, постепенные качественные изменения способов выполнения деятельности. Социально-экономические условия жизнедеятельности человека. Чрезмерная поглощенность профессиональной деятельностью.
-
Фазы кризиса
Предкритическая фаза: неудовлетворённость существующим профессиональным статусом, содержанием деятельности, способами её реализации, межличностными отношениями. Осознаётся не всегда. Критическая фаза: осознанная неудовлетворённость реальной профессиональной ситуацией, намечаются варианты её изменения, проигрываются сценарии дальнейшей профессиональной жизни, усиливается психическая напряжённость. Возникает конфликт, сопровождающийся рефлексией, ревизией учебно-профессиональной ситуации, анализом своих возможностей и способностей. Посткритическая фаза: разрешение конфликта. Способы разрешения конфликта:- конструктивный (продуктивный)- профессионально-нейтральный- деструктивный
-
Нормативные кризисы
Стадия оптации Желаемое будущее Реальное настоящее Кризис учебно-профессиональной ориентации
-
Стадия профессиональной подготовки Представление о получаемой профессии Неудовлетворённость предметами Кризис профессионального выбора
-
Стадия профессиональной адаптации Ожидания и представления Реальная профессиональная жизнь Кризис профессиональных экспектаций
-
Стадия первичной профессионализации Потребность в профессиональном росте и карьере Отсутствие перспектив профессионального роста Кризис профессионального роста
-
Стадия вторичной профессионализации (специалист становится профессионалом) Желаемая карьера Реальные перспективы Кризис профессиональной карьеры
-
Стадия мастерства Потребность в самореализации и самоосуществлении Реальная профессиональная деятельность Кризис нереализованных возможностей
-
Уход из профессиональной жизни Желание осуществлять профессиональную деятельность Необходимость уйти на пенсию Кризис утраты профессиональной деятельности
-
После ухода на пенсию Накопленный опыт Чувство собственной ненужности и беспомощности Кризис социально-психологической адекватности
-
Ненормативные кризисы
Ненормативные кризисы вызываются либо критическими событиями, имеющими смысловое значение (например, смерть близкого человека), либо болезненным (невротическим) состоянием.
-
Основные типы биографических кризисов личности в периоде середины жизни (Р.А. Ахмеров):
Кризис нереализованности:обесценивание достижений прошлого опыта. Низкое значение психологического возраста, малая насыщенность событиями прошлых пятилетий в сравнении с будущими. Отсутствие причинно-целевых связей в прошлом. Человек рассматривает себя как «неудачника». Выход:- усиление активности в настоящем- снижение уровня притязаний Кризис бесперспективности(встречается наиболее часто): отсутствие значимых целей и потенциальных связей событий в будущем, что влияет на переживании ценности своей жизни в настоящем. Кризис опустошённости(часто – при адаптации к новым условиям): отсутствуют причинно-целевые связи событий настоящего с прошлым и будущим и в самом настоящем. – Ситуация растерянности.Проявляется в повышенной раздражительности, агрессивности, потере интереса к работе. – Как форма профессиональной дезадаптации или форма переутомления.
-
Выход из кризиса
Траектория профессионального становления и его интенсивность определяются в процессе преодоления кризисов. Интенсивность переживания кризиса определяется активностью личности и устройством психологической жизни индивида. Продуктивный выход из кризиса– переход на более высокий уровень развития. Деструктивный выход– реализация себя вне профессиональной деятельности и появление и усиление нежелательных качеств личности. Если человек не справляется с кризисом, наступает профессиональная деформация
-
Преодолевающее поведение
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.