Содержание
-
Психологические барьеры профессионального развития
Сыманюк Эльвира Эвальдовна
-
Барьер -
это психологический феномен (представленный в форме ощущений, переживаний, образов, понятий и др.), в котором отражены свойства объекта ограничивать проявления жизнедеятельности человека, препятствовать удовлетворению его потребностей.
-
Барьеры выполняют следующие функции:
стабилизации (останавливают движение, придают ему статику); коррекции (столкнувшись с препятствием, движение меняет свое направление); энергетизации (энергия движения накапливается под влиянием удерживающего ее барьера); дозирования (препятствия дозируют движение, определяют его меру); мобилизации (живые организмы, столкнувшись с препятствием, мобилизуют свои энергетические и другие ресурсы для преодоления препятствий); развития (изменения, происходящие в организмах при повторных мобилизациях, закрепляются, что повышает функциональные возможности живой системы, придает ей новое качество); торможения (барьер замедляет движение, сдерживает активность); подавления (постоянно блокируя жизнедеятельность организма, его запросы, барьер ослабляет и подрывает его функциональные возможности).
-
Виды психологических барьеров профессионального развития:
кризисы профессионального развития личности; профессиональные деструкции; ухудшение психологического здоровья.
-
Кризисы профессионального развития личности -
это непродолжительные периоды жизни, сопровождающиеся кардинальной перестройкой субъекта деятельности, изменениями самой деятельности. Признаки профессиональных кризисов: потеря смысла в выполняемой деятельности; потеря чувства нового; субъективное чувство остановки в развитии; преобладание негативных эмоций в отношении работы; раздражительность или апатия.
-
Виды профессиональных кризисов:
Кризис учебно-профессиональной ориентации (1415 или 1617лет) на стадии оптации; Кризис профессионального выбора (16–18 лет или 1921 год) на стадии профессионального образования; Кризис профессиональных экспектаций (18–20 лет или 2123 года) на стадии профессиональной адаптации; Кризис профессионального роста (3033 года) на стадии первичной профессионализации; Кризис профессиональной карьеры (3840 лет) на стадии вторичной профессионализации; Кризис социально-профессиональной самоактуализации (4850 лет) на стадии мастерства; Кризис утраты профессиональной деятельности (55–60 лет) на стадии утраты профессии.
-
Виды профессиональных деструкциЙ
Выученная беспомощность Профессиональное отчуждение Консервация профессионального опыта Профессиональные деформации ДЕСТРУКЦИЯ - это разрушение, изменение или деформация сложившейся психологической структуры личности в процессе профессионального труда (Э.Ф.Зеер)
-
Выученная беспомощность
это снижение уровня профессиональной активности, отсутствие инициативы, избегание ситуаций, сопряженных с неудачей. В профессиональной деятельности это проявляется в негативном отношении к инновациям, выполнении работы только в рамках нормативно заданной деятельности, отказе от выполнения общественной работы.
-
Профессиональное отчуждение
Это личностная позиция непричастности и ментальной непринадлежности к общественно приемлемой для данной профессии профессиональной морали. Человек не идентифицирует себя с выполняемой деятельностью, не принимает на себя ответственность за происходящее в организации, не разделяет организационные ценности.
-
Деструкция профессиональной компетентность
консервация профессионального опыта, стагнация.
-
Профессиональные деформации
искажение уровня выраженности профессионально важных качеств. Виды профессиональных деформаций руководителя: Авторитарность, демонстративность, социальное лицемерия, агрессивность, ролевой экспансионизм, индифферентность.
-
Психологическое здоровье -
это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений, обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности (Г.С.Никифоров).
-
Факторы, детерминирующие психологическое здоровье:
резкие социально-экономические изменения (обостряют социальную незащищенность, угнетают чувство безопасности); особенности организации; условия труда; удовлетворенность трудом; удовлетворенность межличностными отношениями; содержание деятельности (одновременное наблюдение за несколькими изменяющимися во времени процессами или осмысление деятельности нескольких человек; частое и быстрое информационное переключение направления внимания на множественность объектов; восприятие и переработка разнообразной и многочисленной информации, часто имеющей эмоциональный характер; острый дефицит времени; чувство повышенной ответственности за принимаемые решения); стиль руководства; количество и характер профессиональных стрессов; индивидуально-психологические особенности личности.
-
Признаки психологического нездоровья:
негативный субъективный статус (самочувствие, активность, настроение); наличие болевого синдрома ( в том числе и психоэмоционального –«болит душа»); снижение или полная утрата трудоспособности; уменьшение объема и степени мобилизации функциональных резервов; ухудшение адаптационных возможностей (снижение интереса к инновациям, сопротивление им).
-
Показатели психологического здоровья:
преобладающее хорошее самочувствие; глубокое понимание и принятие себя; высокая удовлетворенность жизнью - характером своего общения, ходом дел, своим здоровьем, образом жизни, процессом творчества; высокий уровень саморегуляции (но не слишком высокий!) своими желаниями, эмоциями и действиями, своими привычками, процессом развития и т.п.; оптимальный процесс и уровень самореализации - гармоничное сочетание числа успехов и неудач); соразмерностьжеланий и стремлений со своими психическими, физическими, материальными возможностями; реальное устойчивое развитие.
-
Признаки психологической гармонии личности:
согласие с собой и окружающим миром; адаптивно полезное, устойчивое, длительное, творческое и экономичное функционирование и развитие личности в разнообразных жизненных средах; преимущественно положительный и спокойный эмоциональный тон жизни; хорошее физическое самочувствие, отсутствие серьезных телесных и психических заболеваний; в целом позитивная Я-концепция, достаточно высокое самопринятие, достаточно высокая уверенность в себе (но не очень высокая!); оптимально организуемый процесс жизнедеятельности (преобладание внутреннего локуса контроля над внешним, достаточная осознанность, гибкость и широта жизненных ориентаций;
-
- гармоничный образ жизни (проявляется в ежедневной жизнедеятельности в виде достаточного числа природно необходимых линий деятельности, достаточного их разнообразия и в регулярности осуществления); - умеренность страстей и противоречивых желаний, выражающаяся народной формулой “лучшее - враг хорошего”, оптимальная сбалансированность положительных и отрицательных базовых стремлений, оптимальный уровень самореализации - гармоничное сочетание числа успехов и неудач, отсутствие ориентации на максимальные достижения; соразмерность желаний и стремлений со своими психическими, физическими, материальными возможностями и с социальными и природными особенностями жизненной ситуации; реальное устойчивое развитие, неспешное движение вперед - жизнь как последовательное осуществление ряда интересных и полезных в широком смысле творческих проектов, дел, своей игры, своей миссии; открытость, готовность откликнуться и помочь, участвовать в общем деле, ориентация на сотрудничество и диалог; чувство красоты и чуда Природы, единства с ней; уважение к ее созданиям, экологическая культура, регулярное общение с природой.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.