Презентация на тему "ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХО­ТЕРАПИЯ"

Презентация: ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХО­ТЕРАПИЯ
Включить эффекты
1 из 28
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
2.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация powerpoint на тему "ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХО­ТЕРАПИЯ". Содержит 28 слайдов. Скачать файл 0.12 Мб. Самая большая база качественных презентаций. Смотрите онлайн с анимацией или скачивайте на компьютер. Средняя оценка: 2.0 балла из 5.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    28
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХО­ТЕРАПИЯ
    Слайд 1

    ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХО­ТЕРАПИЯ

    Лобова В.А. академик РАМТН

  • Слайд 2

    ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Понятие поведенческая терапия (от. бихевиоризм) впервые ввели в прак­тику независимо друг от друга Арнольд Лазарус и Ганс Айзенк в конце 50-х годов. В нашей стране большее распространение получил термин условно-рефлекторная терапия. Бихевиористские законы «научения» в свою очередь зиждятся на таких широкоизвестных в физиологии поня­тиях, как сочетанные рефлексы В. М. Бехтерева, условные рефлексы И. П. Павлова, оперантноеобусловливаниеБаррхуса Фредерика Скиннера. Еще в 1917 г. В. М. Бехтерев предложил для лечения конверсионных проявлений истерии (параличи, «слепота», «глухота» и др.) вырабатывать сочетанные рефлексы «парализованной» конечности на индифферентный свето­вой или звуковой раздражитель в сочетании с болевым (удар электрическим током). Он отмечал, что если у больного истерией удастся вызвать рефлекторное движе­ние «парализованной» конечности на индифферентный раздражитель, то паралич исчезает. Примерно так же можно вызвать условно-рефлекторную реакцию на свевойраздражитель у больных с истерической «слепотой» или же звуковой - у больных с истерической «глухотой».

  • Слайд 3

    В 1929 г. Н. В. Контарович применил условно-рефлек­торный метод лечения алкоголизма. В основу метода было положено сочетание приема алкоголя с болевой дозой то­ка. Однако метод оказался малоэффективным. Вскоре группа авторов (Контарович, 1929; Случевский и Фрикен, 1933) стали применять для лечения алкоголизма сочетание приема алкоголя с введением апоморфина. Апоморфин, введенный под кожу, вызывает тошноту и рвоту независимо от того, что выпил перед этим пациент: алкоголь или воду. Поэтому при условно-рефлекторной терапии (УРТ) алкоголизма действие апоморфина на больного должно скрываться, а сам больной должен быть убежден, что тошноту и рвоту у него вызывает не апомор­фин, а алкоголь. Если же больному становится известно фармакологическое действие апоморфина, то отвращение у него возникает лишь к лечебной процедуре, а не к приему алкоголя (Свядощ, 1982). В 1938 г. была опубликована монография американско­го физиолога и психолога Баррхуса Фредерика Скиннера «Поведение организмов». В 1958 г. издана книга австрий­ского психотерапевта Джозефа Вольпе «Психотерапия реципрокным торможением». Эти труды послужили мощ­ным толчком для развития поведенческой психотерапии.

  • Слайд 4

    Вольпе считал, что основным проявлением невроза являются немотивированные тревога и страх. Невроз исчезает, если «научить» больного подавлять эти симпто­мы. На основании такого предположения Вольпе разрабо­тал один из наиболее распространенных в настоящее время методов поведенческой терапии - МЕТОД СИСТЕМА­ТИЧЕСКОЙ ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИИ. В схематичном изложении суть метода заключается в следующем. Больного с навязчивыми состояниями и фобиями вначале обучают методу прогрессивной релак­сации по Джекобсону. Далее на основании расспроса врач выясняет у пациента характер его болезненных пережива­ний (страх закрытых или открытых помещений, страх сойти с ума или заболеть раком, боязнь острых предметов и т.д.) и составляет перечень условий и обстоятельств, способствующих развитию этих болезненных состояний, в порядке нарастания силы их психотравмирующего воздействия.

  • Слайд 5

    МЕТОД СИСТЕМА­ТИЧЕСКОЙ ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИИ

    Например, у больного выявляется страх высоты - гипсофобия. Психотерапевт составляет «иерархическую шкалу» - перечень ситуаций и сцен, которые вызывают у больного страх, начиная от слабого до сильновыраженного. На первое место может быть поставлено слово «высо­та», потом вид открытой двери на балкон высотного этажа, затем сам балкон, вид асфальта и проходящих автомашин под балконом... Для каждой из этих сцен могут быть разработаны более мелкие актуальные для больного детали. Больному предлагается вызвать у себя представление волнующих его сцен, начиная с менее значимых. Если представление вызывает у больного сильную эмоциональ­ную реакцию, то оно тут же прекращается, а волнение купируется мышечной релаксацией. Если же вызванное больным представление не сопровождается волнением и страхом, то он переходит к следующему, более актуаль­ному для него представлению. Первую ситуацию больной представляет себе 15-20 секунд. Затем следует представление успокаивающего характера и посредством метода Джекобсона достигается релаксация. Так, переходя от ситуации к ситуации по «иерархической шкале», пациент достигает самой волную­щей и учится купировать ее релаксацией. Посредством тренировок можно достичь такого результата, когда представление о высоте у больного с гипсофобией уже не вызывает страха. После этого тренировки переносятся из «лаборатории» в реальную действительность. Существуют варианты этой методики, при которых используются слайды, специальные видеозаписи, а для усиления релаксации применяются различные лекарствен­ные средства.

  • Слайд 6

    ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ

    М Е Т О Д И К А «Ф Е Д И Н Г» (затухание) - в качестве стимуляторов воображения сначала используются слайды с изображением объекта или ситуации фобии, а вслед за этим слайды, вызывающие успокоение. МЕТОДИКА «ИММЕРСИИ» - объекты фобии демонстрируются без последующей релаксации или введе­ния успокаивающих средств. МЕТОД НЕГАТИВНО­ГО ВОЗДЕЙСТВИЯ - от дурной привычки можно избавиться, если сознательно многократно повторять ее. В основе его лежит принцип угасания, разработанный школой И. П. Павлова, согласно которому условный стимул без подкрепления ведет к ис­чезновению (угасанию) условного рефлекса. Больному с заиканием рекомендуют 15—20 раз сознательно повторить слово, на котором он спотыкается. Если больной сказал слово «з-з-з-здравствуйте», то его просят многократно повторить это слово, обязательно заи­каясь. Больному с навязчивой рвотой при еде предлагают по 15-20 раз подряд вызывать у себя представление о том, что он ест и его тошнит. Больному с навязчивым движе­нием предлагают сознательно по 10—15 минут повторять это движение (А.М. Свядощ, 1982).

  • Слайд 7

    МЕТОД ПАРАДОКСАЛЬНОЙ ИНТЕНЦИИ

    МЕТОД «ПАРАДОКСАЛЬНОЙ ИНТЕНЦИИ» (интен­ция – намерение). Больному предварительно объясняют смысл предпола­гаемого лечения, а затем предлагают делать то, чего он боится. При этом больной должен не просто имитировать свои фобии, а делать это с чувством юмора, как бы высмеивая самого себя. Например, больному с кардиофобиейФранклпредлагал: «Постарайтесь умирать каждый день 3 раза. Три раза вызывайте у себя паралич сердца и умирайте. Повторяйте: «Хочу умереть» и выходите при этом на улицу, чтобы умереть». Больному с сифилофобией можно предложить три раза в день заражаться сифилисом, а больному с лиссофобией каждый день «сходить с ума».

  • Слайд 8

    МЕТОД ОПЕРАНТНОГО ОБУСЛОВЛИВАНИЯ

    Метод оперантногообусловливания направлен на изменение поведения пациента, научение его новым навыкам или отказ от нежелательных прежних навыков с помощью поощрения и наказания («жетонная» система, удары током и др.). Поведенческая терапия имеет в своем арсенале много практически ценных методик. Кроме уже упомянутых систематической десенсибилизации, парадоксальной ин­тенции, оперантногообусловливания сюда можно отнести методики социального тренинга, или моделирования, тренинг уверенности в себе и др. Поведенческая психотерапия все чаще практикуется в групповом варианте. Причинами, заставившими представителей бихевио­ристской школы обратиться к групповой форме психо терапии, послужили не только финансовые соображения или соображения экономии времени, но главным образом понимание того, что поведение и чувства индивидуума находятся в тесной зависимости от окружения, дающего его поведению и чувствам либо положительную, либо отрицательную оценку. Поэтому процессы учения, переу­чивания и отучивания значительно интенсифицируются в условиях психокоррекционной группы. Это становится особенно ясным, когда человек пытается овладеть умением вести разговор, назначать свидание, вступать в интимные отношения, разрешать конфликтную ситуацию.

  • Слайд 9

    ГРУППА ТРЕНИНГА УМЕНИЙ

    Группа тренинга умений: «Присутствие или отсутствие людей может влиять на поведение, группа становится микрокосмосом, пред­ставляющим реальный мир. Это социальная сеть, в кото­рой можно определить и практиковать социальные уме­ния» (Рудестам, 1990). Отмечается повышение интереса к когнитивным факторам (оценка, установка, убеждения). Это привело к созданию нового направления - поведенческо-когнитивной терапии (Эллис, 1962; Рудестам, 1990). Наиболее часто поведенческая терапия практикуется в однородных в синдромологическом и нозологическом отношении группах. Описаны хорошие результаты систе­матической десенсибилизации фобий, психической им­потенции, фригидности. Группы тренинга уверенности в себе. Именно с этой целью чаще всего и формируются группы тренинга умений.

  • Слайд 10

    Группы тренинга умений включают такие компоненты, как учебная модель, постановка цели, измерение и оценка. УЧЕБНАЯ МОДЕЛЬ Группа тренинга умений занимает промежуточное положение между учебной и психокорригирующейгруппами. Члены группы рассматриваются скорее не как больные, а как лица, пожелавшие приобрести определенные умения, навыки, которые помогут им улуч­шить свою жизнь, исправить имеющиеся личностные недостатки. Весь жизненный период человека можно условно разделить на отдельные этапы (детство, подростковый возраст, юность, зрелость, старость). На каждом из этих этапов он приобретает определенные навыки, необходимые ему для адаптации и дальнейшего развития. Одним из критических этапов развития личности является подростковый возраст. Приобретение умений в области межличностных отношений, формирование определенных стереотипов поведения в этом возрасте особенно актуальны. Имеются исследования (Личко, 1983; Кондратенко, 1988 и др.), свидетельствующие о том, что акцентуация характера и девиантные формы поведения встречаются более чем у 60 процентов подростков. В этих случаях групповой подход как один из методов коррекции характера и поведения приобретает особо важ­ное значение.

  • Слайд 11

    Группы тренинга умений включают такие компоненты, как учебная модель, постановка цели, измерение и оценка. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ Целью группы тренинга умений является выработка такого поведения, которое является приемлемым не только для индивидуума, но и для общест­ва в целом. Такая группа является своего рода лаборато­рией для формирования и освоения нормальных жизнен­ных умений. К основным видам жизненных умений, которым обуча­ют в группе, относятся управление эмоциями, планирова­ние своего ближайшего и отдаленного будущего, принятие решений, родительские функции, коммуникативные уме­ния, уверенность в себе. В отличие от других психокоррекционных групп, группы тренинга умений довольно жестко структурирова­ны, а их руководители активно руководят группой, ставя перед участниками конкретную цель и планируя каждое задание.

  • Слайд 12

    Группы тренинга умений включают такие компоненты, как учебная модель, постановка цели, измерение и оценка. ИЗМЕРЕНИЕ И ОЦЕНКА Задачи группы тренинга умений обычно сводятся к решению двух основных проблем: избыток чего-то (много курит, пьет много спиртного,несдержан, испытывает навязчивый страх); недостаток чего-то (недостаток сна, контактов,уверенности в себе). Эти проблемы и связанные с ними поведение и эмоцио­нальные реакции могут оцениваться и измеряться в коли­чественном отношении — в шкалах, баллах, физиологичес­ких показателях (частота пульса, дыхания, уровень насы­щения крови кислородом и т.д.).

  • Слайд 13

    ТЕХНИКА ЗАНЯТИЙ ГРУПП ТРЕНИНГА УМЕНИЙ

    Поведенческая терапия широко использует работе групп тренинга умений методики, основанные на стимуле и реакции, поощрении и наказании. Все эти компоненты поведенчес­кой терапии имеют свое количественное и качественное выражение. Поэтому бихевиористы ориентированы на объективизацию психических процессов, а результаты обу­чения жизненным умениям склонны оценивать конкрет­ными показателями. Бихевиористу мало сказать о боязни страха публич­ных выступлений - важно также определить качество, глубину и степень выраженности этого страха (тахикар­дия, аритмичность дыхания, снижение степени насыщения артериальной крови кислородом и т. д.). Мало констати­ровать, что страх публичного выступления в результате лечения уменьшился или исчез,- важно оценить эту динамику посредством объективных показателей. В связи с этим Рудестам считает, что «в группе тренинга умений руководитель будет тратить столько же времени на структурирование'группы и оценку ее результатов, сколько на фактическое проведение занятий» (Рудестам,1990).

  • Слайд 14

    ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНИКИ ТРЕНИНГА УМЕНИЙ

    Техника тренинга умений многообразна и сложна, так же как многообразны и сложны методы воспитания и обучения. Выбор конкретных методик определяется поставленной целью (коррекция поведения, тренинг уверенности в себе, купирование фобий и т.д.) и теми методами, посредством которых эта цель достигается. Среди различных видов групп тренинга умений в нас­тоящее время наиболее распространены группы тре­нинга уверенности в себе (ассертивный тренинг). основные элементы техники тренинга умений на модели этой группы. К ним относятся: оценка уверенности в себе; репетиция поведения; релаксационный тренинг; перестройка убеждений; «домашняя работа».

  • Слайд 15

    ОЦЕНКА УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ

    Оценка сильных и слабых сторон навыков уверенности в себе осуществляется с помощью различных опросников. Наиболее распространенным среди них является опросник Рейзаса, состоящий из 30 вопросов. Быть уверенным в себе - значит уметь определить и выразить свое желание и потребности. Уверенное пове­дение, например, выражается в умении обратиться с просьбой к другому так, чтобы не обидеть его и не унизить себя или тактично ответить отказом на его просьбу. Такой просьбой, к примеру, может быть просьба о свидании или, наоборот, отказ на предложение встретиться. Компонента­ми уверенной просьбы или отказа могут быть не только слова, но и жесты, мимика, поза. Уверенность в себе не означает нахальство, агрессив­ность. Агрессивность является попыткой удовлетворить свои потребности за счет другого и несовместима с чувством самоуважения. Уверенность в себе поощряется обществом, агрессивность порицается. Уверенность в себе ведет к росту самоуважения; неуверенность сопровождает­ся чувством тревоги и собственной вины.

  • Слайд 16

    ПЕРЕЧЕНЬ КАЧЕСТВ ПО КЕЛЛИ

    Для того чтобы быть уверенным в себе, нужно знать свои права и быть уверенным, что в борьбе за эти права общество тебя поддержит. Келли приводит перечень основных прав человека, которые поддерживают уверенность в себе: право быть одному; право быть независимым; право на успех; право быть выслушанным и принятым всерьез; право получать то, за что платишь (работаешь); право иметь права, например право вести себя в ма­нере уверенного в себе человека; ' право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя при этом беспричинно виноватым и эгоистичным; право просить то, чего хочешь; право делать ошибки и быть ответственным за них; право не быть напористым.

  • Слайд 17

    ТИПЫ УТВЕРЖДЕНИЙ В АССЕРТИВНОМ ТРЕНИНГЕ

    Выделяют шесть типов утверждений, выражающих уверенность в себе: простое, или базовое; эмпатическое; растущее; конфронтирующее; монологическое (от слова «монолог»); убеждающее.

  • Слайд 18

    РЕПЕТИЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ

    Методика представляет собой ролевое проигрывание жизненных ситуаций. Обычно оно начинается с несложных ситуаций, актуальных длябольшинства участников группы. Например, разговор с грубым продавцом, с механиком станции автосервиса с официантом, выпивающей компанией «друзей», с бюро­кратом-чиновником. Постепенно группа переходит к проигрыванию более сложных ситуаций. Ролевые игры чем-то напоминают психодраму, однако отличаются от нее конеч­ной целью. Напомним, что конечной целью психодрамы, по Морено, являются инсайт и катарсис. Цель ролевой игры в группе тренинга умений – это выработка опти­мального, основанного на уверенности в себе поведения в той или иной сложной ситуации.

  • Слайд 19

    КОМПОНЕНТЫ МЕТОДИКИ РЕПЕТИЦИИ ПОВЕДЕ­НИЯ

    КЛЮЧЕВЫМИ КОМПОНЕНТАМИ МЕТОДИКИ РЕПЕТИЦИИ ПОВЕДЕ­НИЯ ЯВЛЯЮТСЯ МОДЕЛИРОВАНИЕ, ИНСТРУКТАЖ И ПОДКРЕПЛЕНИЕ. Моделирование — это формирование лучшего способа поведения каждого участника группы в конкрет­ной разыгрываемой им ситуации. Инструктаж — это вмешательство руководителя, который помогает участникам группы посредством сове­тов, обратной связи, поддержки найти оптимальный выход из трудной ситуации. Подкрепление — это поощрение или наказание, стимулирующее правильное поведение участников группы в разыгрываемой ситуации. Лучшей формой поощрения и наказания является одобрение или неодобрение той или иной формы поведения активного участника всей груп­пой или ее руководителем. МЕТОДИКА РЕПЕТИЦИИ ПОВЕДЕНИЯ МОЖЕТ БЫТЬ УСЛОВНО РАЗДЕЛЕНА НА СЛЕДУЮЩИЕ ЭТАПЫ: постановка задачи, т. е. определение поведения, которое нуждается в коррекции и в тренаже; инструктаж и обучение участников исполнению сце­ны запланированной ситуации; разыгрывание ситуации; моделирование желательного поведения; отработка оптимального поведения в течение всего занятия; получение обратной связи: поведение активных участников разыгрываемой сцены после занятий обсуж­дают остальные участники группы.

  • Слайд 20

    РЕЛАКСАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ

    Участников группы сначала обучают методу прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсону. Метод может применяться самостоятельно для снятия эмоционального напряжения и тревоги, возникающих в сложной ситуации, но в группе тренинга уверенности в себе чаще применяется в сочетании с мето­дом систематической десенсибилизации по Вольпе. Участникам предлагают закрыть глаза и мысленно представить себе ситуацию, вызывающую у них страх и тревогу. Как только эмоциональное напряжение, выз­ванное представлением, достигает высокого предела, участникам предлагают прекратить мысленное представ­ление и расслабиться. Расслабление обычно приносит успокоение. Тренировку начинают с представления сцен, вызываю­щих легкое волнение, и заканчивают сценами, которые сопровождаются выраженным психическим дискомфор­том, тревогой и страхом. Упражнение считается отрабо­танным только в том случае, если участник при мысленном представлении всей иерархии психотравмирующих сцен не испытывает тревоги и волнений.

  • Слайд 21

    Вместо представления конкретных ситуаций участни­кам можно предложить набор слайдов, вызывающих у них фобии или другие отрицательные эмоциональные пережи­вания. Чередуя показ слайда, вызывающего фобию или абсессию, с последующей релаксацией, можно добиться исчезновения болезненных явлений. В настоящее время систематическая десенсибилизация в сочетании с прогрессирующей релаксацией широко используется для тренинга уверенности в себе при самых различных ситуациях, например при волнении перед пуб­личным выступлением или экзаменом, при затруднении межличностных контактов, при сексуальных нарушениях и т. д. Важным этапом релаксационного тренинга является перенос его из «лабораторных» условий группы в повсе­дневную жизнь. Чувство тревоги, волнения, страха и их уменьшение при тренировке объективизируются такими физиологическими показателями, как частота пульса, ды­хания, изменение температуры тела и т. п. Во многих группах применяется «шкала субъективной оценки дис­комфорта» (СЕД), которая используется с целью коли­чественной оценки глубины эмоциональных переживаний. Цифре 10О этой шкалы соответствует наиболее выра­женное состояние тревоги и страха, нулю — полное их отсутствие.

  • Слайд 22

    ПЕРЕСТРОЙКА УБЕЖДЕНИЙ

    Начинается с «атак» на орто­доксальные установки и убеждения, которыми пациент руководствуется в своей жизни, но которые являются для него иррациональными и ведут к психическому дискомфорту или неврозу. Многие уверены, что настоящий человек должен быть всегда удачливым, деловым, а потому престижным в гла­зах близких ему людей. Альберт Эллис утверждает, что подобные убеждения нередко могут стать разрушительными для личности, которая терпит неудачи в каком-то деле и в связи с этим не получает эмоциональной поддержки. Придер­живаться иррациональной системы убеждений, как ут­верждает Эллис, - значит гарантировать себе жизнь, полную фрустрации и разочарований, так как у многих людей есть склонность при малейшей неудаче преувели­чивать ее исходя из своих иррациональных убеждений. Рационально-эмоциональная терапия (РЭТ), по Эллису, заключается в выявлении иррациональных убеждений, мешающих пациенту жить, и в замещении их рациональ­ными, более адекватными убеждениями.

  • Слайд 23

    ДОМАШНЯЯ РАБОТА

    Одной из проблем поведенческой терапии является проблема переноса полученных в группе новых поведенческих навыков в повседневную жизнь. Участнику предлагают вести дневник, где бы он запи­сывал ситуации, при решении которых испытывает затруд­нения. В дальнейшем эти ситуации могут проигрываться в группе. Кроме того, участник получает «домашнее задание», выполнить которое он может, только участвуя в какой-то конкретной ситуации, вызывающей у него страх или неуверенность в себе. К примеру, необходимо активно воспрепятствовать кому-то, кто пытается купить в мага­зине продукты вне очереди, и оставаться самому в этой ситуации спокойным, адекватным, но настойчивым. На следующем занятии этот участник должен рассказать в группе о своем поведении при выполнении «домашнего задания». Если задание, по мнению руководителя, выпол­нено неправильно, его нужно еще раз «проиграть» в груп­пе, смоделировав перед этим оптимальный вариант си­туации.

  • Слайд 24

    ГРУППА ТРЕНИНГА УМЕНИЙ

    Группы тренинга умений не ограничиваются тренингом уверенности в себе. Подобные группы сейчас достаточно широко используются на Западе для тренинга и правильных отношений в семье, особенно с целью нормализации взаимоотношений родителей и детей, для контроля за эмоциями, для нормализации интимных отношений, отношений в компании пьющих друзей. Накоплен опыт, свидетельствующий о том, что группы тренинга уверенности в себе способствуют осознанию и нормализации поведения и более адекватной самооценке личности.

  • Слайд 25

    УПРАЖНЕНИЯ

    УПРАЖНЕНИЕ 1. «УМЕНИЕ ВЕСТИ РАЗГОВОР» Группа делится на пары. На первом этапе занятия одному из участников пары разрешается задавать только «открытые» вопросы, дающие возможность партнеру давать на них «откры­тые», развернутые ответы. Пример. «Вы живете в общежитии института?» (закрытый вопрос). «Где вы живете..?» (открытый вопрос). «Я живу в обще­житии института» (закрытый ответ). «Я живу почти в центре города, недалеко от филармонии и центрального универмага. Мы живем в комнате вдвоем с подругой, которая приехала из Новосибирска» (открытый ответ). Такой ответ несет в себе боль­ше информации, чем предыдущий, и дает основание для даль­нейшего развития разговора. Партнеры исполняют свои роли «спрашивающего» и «отвечающего» в течение 5-10 минут, а потом меняются ролями. На втором этапе занятий один из участников группы начинает свободно рассказывать о себе или о любой ситуации, связанной с его личным опытом. Второй участник поддерживает разговор, демонстрируя свою заинтересованность в том, о чем рассказывает его собеседник. Через 10 минут участники меняют­ся ролями. В конце занятий нужно дать возможность парам поделиться своими трудностями при ведении разговора.

  • Слайд 26

    УПРАЖНЕНИЕ 2. «РЕЛАКСАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ» Сядьте в кресло. Расслабьтесь. Закройте глаза. Несколько раз медленно и глубоко вдохните, фиксируя свое внимание на про­хождении воздуха по дыхательным путям. Затем вытяните правую руку, крепко сожмите ее в кулак. Прочувствуйте напря­жение мышц. Разожмите кулак. Ощутите расслабление мышц. Снова сожмите кулак и изучите напряжение. Через 5-10 секунд разожмите кулак и изучите расслабленность, тепло, чувство комфорта. Сосредоточивайтесь только на мышцах, которые напрягаете и расслабляете. Старайтесь в это время не напря­гать другие группы мышц. Такие упражнения в виде циклов напряжение-расслабление проделайте на других группах мышц (плечи, шея, рот, глаза, лоб, ноги, живот и др.). Далее попробуйте расслаблять все тело. Прочувствуйте, как расслаб­ленность «течет» от лица, рук через плечи, грудь, живот к ногам. Изучите связанное с общей расслабленностью состояние ус­покоенности и чувство психического комфорта. После этого медленно сосчитайте от 10 до 1, мысленно дав себе перед этим задание, что после окончания счета вы снова будете бодрым и собранным. Упражнение можно отрабатывать не только в группе, но и дома.

  • Слайд 27

    УПРАЖНЕНИЕ 3. «РЕПЕТИЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ» Представьте себе ситуацию, в которой вы играете активную роль. Кратко запишите ситуацию на листе бумаги. Ситуация должна включать в себя просьбы и отказы, критику и реакцию на нее и т. п. Примером может послужить ситуация приглашения выпить «за успех дела, за друзей», в то время когда вам не хочется (или нельзя) пить спиртное. Выберете себе партнера (или партнеров) по разыгрыванию ситуации. Объясните ему сце­нарий, его роль и попробуйте сконструировать саму ситуацию в таком виде, который считаете оптимальным. Теперь проиграйте ситуацию. Вначале выскажите партнеру свои просьбы, претен­зии, критику и т. д., затем выслушайте его. Получите обратную связь с группой. Постарайтесь после этого улучшить конструк­цию ситуации, «сделав» свое поведение более правильным. Поменяйте партнера или поменяйтесь с партнером ролями. Обсудите свое поведение и поведение партнера со всей группой.

  • Слайд 28

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Малкина-Пых, И. Г. Техники гештальта и когнитивной терапии /И.Г. Малкина-Пых. - М.: ЭКСМО, 2004. - 643 с. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. проф. Б.Д. Карвасарского. - СПб.:Питер, 1999. - 744 с. Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам.- СПб.: Питер, 1998. - 384 с. Ромек В.Г. Поведенческая психотерапия - Москва, "Академия", 2002. – 192 с. Эллис А. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии - СПб, "Речь", 2002. – 352 с.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке