Содержание
-
повторение
Готовимся по учебнику, тпо. Презентация – дополнение!
-
Ученые
Аристотель – придумал науку Биологию Теофраст –первая система ботанических знаний Гельмонт – опыт по взвешиванию земли Пристли – опыт по значению фотосинтеза (опыт с мышкой) Линней – придумал классификацию Тимирязев – подробное изучение фотосинтеза/ космическая роль растений Вернадский – учение о биосфере – оболочке жизни Дарвин – теория эволюции Пастер – изучал бактерии, придумал пастеризацию – нагревание продуктов до высокой температуры и стерилизацию – полное уничтожение бактерий Кох – изучил бактерию туберкулеза Вавилов – происхождение культурных растений Ивановский – открыл вирусы.
-
Знать иностранные слова
Ойкос – дом экология микос - Биос- жизнь Файнос – являю – фенология – наука о явлениях природы по сезонам Ботане - трава Герба-трава-гербарий Логос- наука Метод - способ Цитоплазма – киотос - вместилище Фитон –растение Риза-подобный корню (ризоиды) Микрос – малый - микроскоп
-
царства живой природы
Биология изучает живой объект или тело, а не тела природы(метеорит – тело, не живое)! 1 царство Бактерии (вирусы)– микробиология или бактериология 2. царство Грибы –микология(микос-гриб) 3. царство растения - ботаника (ботанэ) 4. – царство животные
-
Вирусы – неклеточная форм жизни . Открыты Ивановским в растении табака(белые пятна на листьях)
Оспа, грипп, полиомиелит, СПИД, бешенство. Живут только в живом организме – внутриклеточные паразиты . Паразитируют в бактериях(вирус табачной мозаики), в растении, в животном. Разрушают клетки бактерий – бактериофаги- применяют для лечения бактериальных инфекций. Пути передачи (у бактерий): больной заражает здорового, передаются через воду, через пищу, по воздуху (при чихании и кашле)и т.д. Профилактика – прививки, гигиена личная и гигиена воды, гигиена пищи, изоляция и лечение больного.
-
Бактерии
Нет ядра. Есть цитоплазма, ядерное вещество, оболочка (муреин), рибосомы для синтеза белов. Двигаются жгутиками. Размножаются очень быстро – делением при хороших условиях. Выживают за счет спор – покрываются толстой оболочкой
-
царство Бактерии.Это первые живые организмы – самые древние и простые. Наука-Бактериология или микробиология
Роль – разрушать сложные органические вещества до простых(хорошо!)- очистка планеты от отмерших организмов, Последнее звено в цепи питания. Создают молочно-кислые продукты, квашен. Капуста, силос.(Хорошо). Азотофиксирующие или клубеньковые – из атмосферы азот превращают в минеральные соли – улучшают почву (симбиоз с бобовыми-чина, люпин, горох. хорошо! портят продукты(плохо), Питаются – готовым органическим веществом – мертвым или ненужным живому – сапротрофы (молочнокислые) или паразитируют(болезнетворные-чума, туберкулез…)Исключение – синезеленые или цианобактерии -Они первые выделили кислород на Земле.
-
Могут образовывать колонии – скопления –( помогает классификации бактерий) Формы –кокки (стрептококки, стафилококки), бациллы – палочки, спириллы и вибрионы Важно! Есть особая группа прокариотов – доядерных – цианобактерии или синезеленые– образовали первый на Земле кислород, автотрофы.
-
Болезнетворные - паразиты
Бруцеллез Чума Туберкулез (Кох получил нобелевскую премию за открытие возбудителя туберкулеза) Холера и сальмонеллез и др. Массовое заболевание – эпидемия. Способы передачи – от больного к здоровому через воду, пищу, по воздуху при чихании и кашле – воздушно-капельный путь
-
Профилактика болезней и эпидемий(массовое заболевание)
1. Изоляция больного(дома) и лечение антибиотиками ( первый антибиотик получен из плесневых грибов – пеницилл) 2. Личная гигиена, гигиена питания(продуктов и воды), гигиена помещения. Пастеризация продуктов (автор:Пастер) и стерилизация(Пастер) Дезинфекция или полное уничтожение бактерий – кипячение, хлорирование, солнечный свет, соление продуктов, засахаривание, окуривание сернистым газом, использование спирта, йода (это яды для бактерий)
-
Важно!
1. сапротрофы - сапрос – гнилой, трофе-питание – органическое вещество мертвого тела или ненужное (опавшие листья) Это бактерии гниения(дерево в перегной), почвенные (перегной в минеральные вещества почвы), молочно-кислые (сахаром питаются и превращают молоко в кисло-молочные продукты), масляннно-кислые. 2 .Паразиты –питание за счет живого организма 3. Автотрофы – сами производят органическое вещество и выделяют кислород –хемосинтез и фотосинтез В цепи питания – последнее звено – они разрушают органическое вещество цепь питания: Растение– насекомое –воробей-бактерии
-
Грибная клетка
Гриб не зеленый – нет хлоропластов! Есть митохондрии. Есть ядро. Оболочка с хитином. Цитоплазма с запасными веществами- с жиром и гликогеном.
-
Без грибов лес погибнет! Микориза !
Гриб умрет без питательных веществ. Пищу – сахар получает от дерева. Грибница играет роль корневых волосков – способствует дереву получать воду и минеральные вещества. Это симбиоз - микориза. Упавшие деревья и листья грибы разрушают (хорошо!) Животные и люди выращивают грибы, но только вешенки и шампиньоны – они растут без микоризы. Трутовик губит древесину(плохо), микоризы нет. Плесень портит продукты, но некоторые виды используют для получения антибиотиков!
-
Вешенки Шампиньоны
-
Дрожжи – грибы! Для хлебопечения. Размножаются почкованием. Питаются сахаром
-
головня фитофтора спорынья рак парша Мучнистая роса Грибы-паразиты
-
Лишайники –симбиоз грибов и водорослей
Всасывают всей поверхностью влагу(гриб) и все газы, поэтому в загрязненном районе не выживает –ЭТО индикатор чистоты. Водоросль одноклеточная (видно по рисунку) образует сахар и делит сахар с грибом, сама получает воду от гриба – симбиоз. ягель(олений мох – в названии ловушка!) – любимы лишайник оленей!-№ 4 на схеме Формы талломов: Накипные 3. Листоватые 4,5 –кустистые Медленно растут: 1-2мм за год
-
Водоросли – низшие растения.Лишены органов и тканей!Споровые.
-
Водоросли – низшие растения
Все клетки одинаковые, расположены слоями – тело называют слоевище или таллом. прикрепляются ко дну специальными нитевидными выростами – ризоидами. Они состоят из тех же клеток, что и все тело водоросли. Корни высших растений (появляются у папоротников, плаунов, хвощей)имеют зоны и разные ткани. Значение – производят кислород, являются кормом животным, это местообитание рыб…. Значение для человека: Добыча йода, удобрений, лекарств, агар-агара(мармелад), уксуса. Употребляем в пищу ламинарию, морской салат , порфиру
-
Водоросли зеленые одноклеточные
Плеврококк живет на суше – на коре. Приспособлен: стенка толстая, мелкие размеры, выдерживает засушливый период Составляют часть планктона и бентоса
-
При бесполом размножении образуются споры, но подвижные споры - названы зооспорами! При бесполом размножении образуются гаметы. Гаметы сливаются в зиготу, затем зигота прорастает. Результат: 1 клетка дает жизнь 4 хламидомонадам!
-
Улотрикс –Зеленая нитчатая. Тело –слоевище или таллом. Новое: при половом размножении–из зиготы появляются 4 споры – каждая развивается в новую нить улотрикса (у хламидомонады – 4 молодые хламидомонады)
-
Спирогира – хроматофор(вместо хлоропласта) в виде спирали
-
Водоросли бурые и красные
Ламинария – морская капуста .Есть ризоиды для прикрепления. Живут на большой глубине. Самые глубоководные – - красные
-
Высшие растения – с тканями и органами. Бывают споровые и семенные(голосем. и цветковые)
-
Споровые высшие:
-
Высшие споровые
1. имеют ткани 2. есть вегетативные органы – корни (у мхов – ризоиды),стебли, листья. 3. размножаются спорами (из спорангия) и половыми клетками. Без воды не размножаются.Чередование поколений! спорангий--- спора –предросток—растение с гаметами – гаметы сливаются (оплодотворение) –зигота –растение со спорангием Мхи дают торф, приводят к болоту Папоротники – дают каменный уголь
-
Риччия, моршанция – мох печеночный, со слоевищем!
-
Мхи – самые простые высшие растения, но без корней. Есть коробочки(спорангии).
Мхи приводят к смене биогеоценоза леса в болото! Кукушкин лен . Стебель с ризоидами и листьями – гаметофтит – дает гаметы На женском растении – из оплодотворенной яйцеклетки( зиготы) развивается коробочка на ножке со спорами -Спорофит. Сфагнум – торфяной мох – так много мертвых клеток(с водой), что мох выглядит светлым –его называют белым –. Сфагнум: стебель с ветками и листьями. Ризоидов нет – стебель всасывает воду. Нижний конец отмирает и превращается в торф. Коробочки шаровидные. Сфагнум со временем образует торф.
-
-
Фитоценоз озера может превратиться в болото – происходит смена растительных сообществ
Болото со временем зарастает кустарниками и деревьями – появляется лес. Или березовый лес сменяется еловым, если в березняке появились елочки. Они вырастают и в лесу становится темно – светолюбивые березы и травы гибнут Лес с появлением мхов может со временем превратиться в болото. Причина: изменение климата, почвы, антропогенный фактор (человек вырубил лес, осушил болото)
-
Хвощ (признак кислой почвы – нужно почву известковать!)
Новое: – корневище –это подземный стебель, на нем придаточные корни (придаточные корни отрастают от стебля, листа). Спорангии появляются только весной на буром весеннем побеге ( на верхуспороносный колосок). (он не может фотосинтезировать без хлоропластов) Организм членистый – из одинаковых члеников
-
Плаун занесен в Красную книгу. Обитает в хвойном лесу. Есть придаточные корни.
Плаун булавовидный, волчья лапа, баранец, сплюснутый
-
Папоротник –спорангии на нижней стороны листа – вайи. Создает каменный уголь
Лист перистый, сложный, Черешковый, на нижней стороне – спорангии со спорами. От корневища-стебля отрастают придаточные корни. Новое –заросток!(сердцевидный) половое поколение или гаметофит. На нем –яйцеклетка и сперматозоид. После оплодотворения из зиготы вырастает зародыш
-
Семенные растения – имеют семя!
Семя в отличие от споры хорошо защищено и имеет запас питательных веществ У покрытосеменных есть жизненные формы: деревья, кусты и травы У голосеменных –только деревья и кустарники Ткани хорошо развиты, особенно у цветковых. ОРГАН – ЧАСТЬ тела определенного строения, занимает определенное место в организме и выполняет определённую функцию. Пример: корень, стебель, лист, цветок
-
Голосеменные - нет цветков, есть семена. Семя не защищено плодом . Созревает в женской шишке (Мужские шишки с пыльцой. Женские шишки с семязачатками, их которых развиваются семена)
-
Сосна – неприхотлива и светолюбива.
Ветки -наверху ствола. Крона «прозрачная», Рыхлая. Хвоя длинная,растет на укороченном побеге по 2 шт. Опадает через 2-3 года. Шишки 2-х типов красные- женские и желтые мужские с пыльцой. После опыления – шишки становятся зеленые, зрелые - коричневые и очень твердые. Корни глубокие, но их развитие зависят от почвы. Чаще растут на – песчаной почве. В сосновом лесу видовой состав растений бедный. Сосна – в таком лесу эдификатор. Эдификатор – главный вид в растительном сообществе, дает название сообществу- Фитоценозу (скопление растений). Все растения взаимосвязаны. Фитоценоз имеет свои абиотические и биотические факторы.
-
Еловый лес . Преобладает ель
Крона пирамидальная, плотная. Иглы короткие, живут 5-7 лет. Иглы – листья с плотной кожицей и восковым покровом(защита от высыхания). Корни поверхностные, потому что ель растет на плодородной почве. В лесу темно, влажно. Растения – теневыносливые (с крупными и темными листьями – много хлорофилла). Женские шишки –красные, после оплодотворения – зеленые, а зрелые – коричневые. Шишки рыхлые, не деревянистые, как у сосны. Созревшие семена рассеиваются по воздуху.
-
-
-
Значение голосеменных
Кора тонкая, много древесины(в ней проводящими элементами будут не сосуды, а трахеиды. Применение – деревянные дома и мебель, строительный материал, эфирное масло, янтарь.
-
1.Оболочка( из целлюлозы у растений, из хитина у бактерий, муреин – у бактерий ) - у всех! 2.цитоплазма– у всех!-все , что внутри клетки 3. Ядро – у грибов и у растений. Нет ядра у бактерий – это их главное! Только у растений – хлоропласты и большая вакуоль Что общего у клеток 3—х царств? Различия? 1Оболочка из хитина, 2.Цитоплазма с капельками жира и вакуолью с гликогеном 3. Ядро 1.Оболочка из целлюлозы, 2.Цитоплазма содержит Вакуоль с клеточным соком, крахмал Хлоропласты для фотосинтеза 3. Ядро 1.оболочка из муреина 2.Цитоплпазма 3.Нет ядра, а только ядерное вещество,
-
Стихи о фотосинтезе Хлоропласт проснулся, солнцу –улыбнулся Съел вкуснейший углегаз (углекислый газ), Провернул внутри пигментов и наружу тот же час Сахар высыпал он в сито(ситовидную трубку) Кислород произвел ,ночью вышел на покой (ночью фотосинтеза нет)
-
Аппарат Гольджи – для накопления жира, углеводов. Эндоплазматическая сеть – производит и транспортирует белки, жиры, углеводы Рибосомы – производство белка Лизосома - растворяет ненужные вещества
-
Сахар превращается в крахмал и откладывается(перевозка по ситовидным трубкам) в плодах, стеблях, корнях
Плоды – только у цветковых, Семена у цветковых и у голосеменных – генеративный орган Стебли - клубни картофеля – вегетативный орган Корни – корнеплоды(главный корень – морковка, свекла и другие крестоцветные) и клубнеплоды (боковые – много клубнеплодов – георгин и батат) – вегетативный орган сахар – углевод, белки и жиры – органические вещества Вода и минеральные соль – неорганические вещества
-
У каких растений нет тканей ?
-у водорослей, поэтому они низшие, У водорослей нет органов вегетативных и генеративных, потому что у органов много тканей, а у водорослей все тело - только слой одинаковых клеток– слоевище или таллом! Клетки объединяются в ткани Ткани-это клетки и межклеточное вещество, имеющие общее происхождение, строение и выполняющие определённые функции Ткани объединяются в органы – часть тела. У грибов нет тканей, есть грибница!
-
-
Размножение – половое и бесполое(споровое и вегетативное)
Свойство живого
-
-
Размножение половое – гаметами-яйцеклетками и сперматозоидами. Слияние – это оплодотворение. Получается оплодотворенная яйцеклетка – зигота(нужен покой). Споровым растениям – водоросли(низшие), мхам, плаунам, хвощам нужна вода. Семенным (голосеменные, покрытосеменные) без воды хорошо размножаются. Они живут по всей планете (одна из причин) Споровое размножение Споровые растения размножаются спорами водоросли(низшие), мхам, плаунам, хвощам Царство грибов – спорами размножаются! У них происходит смена поколений. Споры созревают и высыпаются из спорангия. Грибы размножаются делением!
-
После опыления ( пыльца из тычинки (мужской пол) попадает на рыльце пестика (женский пол) из пыльцевого зерна вырастает пыльцевая трубка. В ней 2 спермия. Внутри пестика есть семязачаток(станет семенем)с 2 клетками(яйцеклетка и крупная клетка). В семязачатке есть зародышевый мешок (станет зародышем и запасом питат. веществ). 1 спермий сливается с яйцеклеткой и появляется зародыш 2 спермий сливается с крупной клеткой и появляется запас питательных веществ) – произошло 2 оплодотворения – оплодотворение двойное т.о в пестике – завязь. В завязи – семязачаток. В семязачатке – зародышевый мешок с 2 клетками для оплодотворения. Половое размножение цветковых растений – двойное оплодотворение
-
Цветок – видоизменений побег и орган полового размножения(генеративный или репродуктивный
Плод – созревший цветок – генеративный орган. внутри плода–семя. Растения цветковые или покрытосеменные Если нет плода – голосеменные У споровых нет семян, плодов и цветков!
-
Раздельнополые цветки –мужские(тычиночные) и женские (пестичные)
-
Соцветия делают цветки заметнее для насекомых опылителей и дают больше пыльцы Простое соцветие – цветки расположены на оси(стебель) Сложное соцветие – это несколько простых соцветий Кисть – у крестоцветных Зонтик – у розоцветных Початок(кукурузы) у злаков Головка – у бобовых Колос простой и сложный(метелка) – у злаков Корзинка – признак сложноцветных
-
Желудь у дуба Многоорешек – у шиповника! И клубники! Гесперидий или померанец – это лимон Многокостянка - малина
-
-
-
Зародыш –это образовательная ткань – (камбий)
Первым прорастает зародышевой корешок – если есть тепло, влажность, воздух. Если корешок 1 – двудольное, если 3 – мочковатый корень - однодольное Проросток может иметь подземное или наземное прорастание (различаются по месту нахождению семядолей)
-
-
В контакте выложены подробные презентации по систематике.
-
-
Семейство крестоцветные или капустные – много сортов капусты , хрен, горчица, масличные – горчица, рапс, рыжик Декоративные – левкой Цветок имеет четырехчленный околоцветкик! Плод – стручок.
-
-
Знать формулу цветка – пятичленный околоцветник.Плоды яблоко,костянки, многоорешки
Много фруктов –яблоко у яблони, груши, костянки у сливы, персиков и «ягод» – многокостянка малины, многоорешек шиповника, земляники Лекарственные – малина, шиповник.. Декоративные - розы
-
-
Значение
Много ядовитых – дурман, белена, белладонна. плод -коробочка Овощные – картофель, томат, баклажан. плод ягода Табак – плод коробочка У картофеля клубни – это стебель – утолщение подземных побегов – столонов.
-
-
Значение
Лекарственные – календула Декоративные. Масличное – подсолнух Соцветие - корзинка. Цветки: язычковый, ложноязычковый, трубчатый, воронковидный, Плод –семянка (семечки подсолнуха)
-
Бобовые – плод не стручок, а боб!
Польза почве – живут в симбиозе с азотофиксирующими бактериями и обогащают почву азотом! Плоды содержат много белка. Цветок самый необычный – лодочка(2 сросшихся лепестка), 2 весла и парус
-
Зерновки – плод с крахмалом в эндосперме (2) , По содержанию клейковины – белка твердая пшеница (лучшая – 1 сорт)или мягкая . Класс. Однодольные!
-
Знать названия каш!
Пшеница – манка Просо –пшенная Овес – овсяная, толокно, геркулес Ячмень – ячневая, перловая Кормовое значение – дикие злаки – для приготовления силоса. Силос – « заквашенная» трава с помощью молочно-кислых бактерий
-
Околоцветник – простой 3 листочка во внутреннем круге и три во внешнем. плод – Ягода или коробочка. Подземные органы: Корневище или луковица(это видоизмененный побег - на нем расположены почки, листья, придаточные корни Растения: Овощные – лук, чеснок, Декоративные – лилии Лекарственных много
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.