Содержание
-
повторение
-
Вирусы – неклеточная форм жизни . Открыты Ивановским в растении табака(белые пятна на листьях)
Оспа, грипп, полиомиелит, СПИД, бешенство. Живут только в живом организме – внутриклеточные паразиты –в бактериях(вирус табачной мозаики), в растении, в животном, в растении. Могут убить. Разрушают клетки бактерий – бактериофаги- применяют для лечения бактериальных инфекций. Пути передачи как у бактерий: больной заражает здорового, передаются через воду, через пищу, по воздуху (при чихании и кашле) Профилактика – прививки, гигиена личная и гигиена воды, гигиена пищи, изоляция и лечение больного.
-
-
Высшие растения – с тканями и органами. Бывают споровые и семенные
-
Споровые высшие
-
1.Оболочка( из целлюлозы у растений, из хитина у бактерий, муреин – у бактерий ) - у всех! 2.цитоплазма– у всех!-все , что внутри клетки 3. Ядро – у грибов и у растений. Нет ядра у бактерий – это их главное! Только у растений – хлоропласты и большая вакуоль 1Оболочка из хитина, 2.Цитоплазма с капельками жира и вакуолью с гликогеном 3. Ядро 1.Оболочка из целлюлозы, 2.Цитоплазма содержит Вакуоль с клеточным соком, крахмал Хлоропласты для фотосинтеза 3. Ядро 1.оболочка из муреина 2.Цитоплпазма 3.Нет ядра, а только ядерное вещество,
-
Аппарат Гольджи – для накопления жира, углеводов. Эндоплазматическая сеть – производит и транспортирует белки, жиры, углеводы Рибосомы – производство белка Лизосома - растворяет ненужные вещества
-
У каких растений нет тканей ?
-у водорослей, поэтому они низшие, У водорослей нет органов вегетативных и генеративных, потому что у органов много тканей, а у водорослей все тело - только слой одинаковых клеток– слоевище или таллом! Клетки объединяются в ткани Ткани-это клетки и межклеточное вещество Ткани объединяются в органы – часть тела У грибов нет тканей, есть грибница
-
Сахар превращается в крахмал и откладывается(транспортируется по ситовидным трубкам) в плодах, стеблях, корнях
Плоды – только у цветковых, Семена есть у цветковых и у голосеменных (генеративный орган). Могут накапливать масло (масличные – подсолнечник, рапс, горчица, орехи, оливки, тыквенные семечки), крахмал (зерно), белок (бобовые) Побеги - клубни картофеля , луковица лука, чеснока, лилии, корневище ландыша, пырея…(крахмал)– вегетативный орган Корни – корнеплоды(главный корень – морковка, свекла и другие крестоцветные) и клубнеплоды (боковые – много клубнеплодов – георгин и батат) – вегетативный орган сахар – углевод, белки и жиры – органические вещества Вода и минеральные соль – неорганические вещества
-
Семена есть у цветковых и у голосеменных (генеративный орган). Могут накапливать масло (масличные – подсолнечник, рапс, горчица, орехи, оливки, тыквенные семечки)
-
Семена Могут накапливать крахмал (зерно), белок (бобовые) Спо́ры (греч. σπορά, σπόρος — сеяние, посев, семя) — особый тип клеток с плотной оболочкой.
-
Семя(покровная ткань) = кожура + зародыш + запас питательных веществ 10 .Зародыш(образовательная ткань) = почечка + стебелек +корешок запас питательных веществ (основная ткань) накапливается в эндосперме или семядолях (у однодольных 1, у двудольных -2) 1-4 Семя – генеративный орган
-
п. 20. 6 . Семя – зачаточное растение
Семяножка –прикрепляет семя к плоду 5. Рубчик – место прикрепления семени к семяножке 6. Микропиле –микроскопическое отверстие для воды и воздуха Если семядоли крупные – фасоль, горох, тыква – в них накапливается запас питательных веществ Если семядоля или семядоли маленькие, то запас питательных веществ находится в эндосперме.
-
8.
9.
-
12 -20
-
-
Первым прорастает зародышевой корешок – если есть тепло, влажность, воздух. Если корешок 1 – двудольное, если 3 – мочковатый корень - однодольное Проросток может прорастать под землей оставлять первые листья-семядоли или над землей – подземное или наземное прорастание
-
Корень
-
1. Всасывание, удержание в почве(якорь), запас и необычное значение
1. воздушные корни орхидей (для питья) 2. прицепки (плющ) 3. подпорки –ходульные корни 4. дыхательные 5. запасающие Пикировка – это прищипывание кончика корня для разрастания боковых корней Окучивание – рыхление и подтягивание земли(кучка) у стебля для развития клубней на столонах При пересадки рассады ком земли оставляют – сохраняют корневые волоски
-
2-5 6 7
-
8 – 12 Строение связано с функцией
Всасывание - корневые волоски ( добраться до сосудов!) доказываем всасывание опытом с корневым давлением , удержание в почве(якорь) –главный, боковые и придаточные корни, запас в главном корне у корнеплодов(крестоцветнве) или боковых корнях у корнеклубней георгина(сложноцветные), батата
-
13 и 18 15 17
-
20 Ткани корня
1 зона деления и роста – образовательная 2 зона всасывания – корневой волосок – покровная всасывающая ткань 23.Зона проведения – проводящие элементы 21 23
-
-
Корень – вегетативный орган.
вегетативное размножение корнем
-
1.Побег – вегетативный орган2. Побег –стебель с листьями и почками. Осевой орган из узлов и междоузлий
-
3. Удлиненный и укороченный побег
-
4 5
-
5 -7 8-11
12
-
Вегетативное размножение оккулировкой 12.13 Почка – зачаточный побег. Побег развивается из почки 1-4
-
5. знать этапы развития побега. Развитие происходит за счет образовательной ткани в конусе нарастания 6.
-
Лист – вегетативный орган воздушного питания и дыхания
2 3 – 4 1.4
-
6 – 9
-
Лист – орган воздушного питания (воздушное питание –фотосинтез – съедает углекислый газ) мякоть состоит из основной ткани (губчатой и столбчатой-на схеме) фотосинтез происходит в хлоропластах 2. орган дыхания – через устьица
-
11.Видоизменения.
-
12. Гуттация 14 16. Листовая мозаика
-
Защита от высыхания : восковой налет…
-
Лист сфагнума У водорослей нет листьев – это низшие растения!
-
Листья теневыносливых растений – темные – много хлорофилла и широкие, тонкие, Светолюбивых – светлые, толстые, меньше хлорофилла в сухих местах – защищаются плотной кожицей, восковым налетом, осушением, могут быть узкими И почти без устьиц. от сухости и от солнца. Во влажных местах – много устьиц, большие листья
-
1.Стебель: травянистый или деревянистый (лигнин пропитывает оболочки)
2 Может быть а – прямостоящим. В –стелющимся Д –цепляющийся, е –вьющийся г-ползучий(усы) Под землей – корневище, клубень, луковица 3
-
3.
Кожица – пробка – покровная тк. Луб(флоэма) и древесина(ксилема) = Проводящая+механическая+основная 12 Камбий – образовательная, Обеспечивает рост в толщину, образует годичные кольца прироста.
-
2. У водорослей нет тканей. У водных растений слабые механические ткани (волокна и клетки) – их тело держит вода. Всем органам придают прочность 8. У растений пустынь очень жесткая кожица с воском – покровная тк. Кожица прозрачная, без хлоропластов. Пробка – у древесных стеблей. Клетки мертвые. Клетки покровной ткани – внешняя защита растений, плотно прилегают друг к другу. Корневые волоски – всасывающая покровная ткань 4. Основная ткань – питание и запасание питательных веществ – самое главное в жизни. Заполняет пространство во всех органах между другими клетками . Столбчатая и губчатая в листе! Фотосинтезирующая с хлоропластами. Запасающая с крахмалом, маслом, белками. 5.Новые клетки образует образовательная ткань – зона деления и роста корня, кончик побега в почке – конус нарастания, вставочный рост у злаков. И камбий! 7-14 Клетки - трубки 1. Сосуды сосут горько-соленый почвенный раствор – проводящая ткань, А по ситовидным трубкам - раствор сахара сверху вниз – от листа (от хлоропластов – фотосинтез) Проводящие ткани есть в любом органе В листе – в жилке, В стебле - проводящие пучки однодольных. у двудольных в древесине (сосуды ксилемы) и в коре –луб, ситовидные трубки 7
-
Главное для стебля: передача веществ по проводящим тканям, удержать и расположить все листья к свету(листовая мозика). Видоизмененные побеги выполняют особые функции. 15
-
17 18, 19
-
Вегетативное размножение
-
1.Цветок – видоизменений побег и орган полового размножения(генеративный или репродуктивный
Плод – созревший цветок – генеративный орган. внутри плода–семя. Растения- покрытосеменные Если нет плода – голосеменные У споровых нет семян, плодов и
-
2., 19 3-4 . 5 -8
-
Опыление
-
Соцветия делают цветки заметнее для насекомых опылителей и дают больше пыльцы Простое соцветие – цветки расположены на оси(стебель) Сложное соцветие – это несколько простых соцветий Кисть – у крестоцветных Зонтик – у розоцуветных Початок(кукурузы) у злаков Головка – у бобовых Колос простой и сложный(метелка) – злаки Корзинка – признак сложноцветных 15, 17
-
После опыления ( пыльца из тычинки (мужской пол) попадает на рыльце пестика (женский пол) из пыльцевого зерна вырастает пыльцевая трубка. В ней 2 спермия. Внутри пестика есть семязачаток(станет семенем)с 2 клетками(яйцеклетка и крупная клетка). В семязачатке есть зародышевый мешок (станет зародышем и запасом питат. веществ). 1 спермий сливается с яйцеклеткой и появляется зародыш 2 спермий сливается с крупной клеткой и появляется запас питательных веществ) – произошло 2 оплодотворения – оплодотворение двойное т.о в пестике – завязь. В завязи – семязачаток. В семязачатке – зародышевый мешок с 2 клетками для оплодотворения. Половое размножение цветковых растений – двойное оплодотворение
-
18, 20
21
-
Желудь у дуба Многоорешек – у шиповника! И клубники! Гесперидий или померанец – это лимон Многокостянка - малина
-
26-27
-
Жизнь растений
-
Белки – строительный материал, источник энергии Клейковина у злаков Углеводы – запас(крахмал растений, гликоген грибов, Целлюлоза в оболочке) Жиры – источник энергии. Нуклеиновые кислоты – хранят и передают наследственную информацию (днк, хромосомы, ядро) Вода заполняет клетку и придает ей упругость – тургор, 1
-
Калий - корням Азот – листьям- нельзя заменить Фосфор – плодам Удобрения: Осенняя обработка почвы – навоз (увеличивается кол-во бактерий, улучшается плодородие.! Весной до посадки или во время посадки - минеральные Во время роста, цветения, плодоношения - подкормка
-
Опыты с корнем
-
Корень –1 растет,
1.Рост корня – корень интенсивнее всего растёт верхушкой (зона деления)В школе ребята узнали, что у растений растут не только стебли и листья, но и корни. Учитель попросил учеников понаблюдать дома за тем как, растут корни у обычной фасоли. Маша взяла проросток фасоли и на его главном корне нанесла тушью несколько делений на равных расстояниях друг от друга. После этого проросток поместила в стакан, на дне которого была вода (см. рис.1). Через несколько суток она заметила, что расстояния между сделанными ею делениями увеличились от конца корня
-
2 Корень дышит,
. Если налить масло, то воздух не поступает в воду. Когда воздух заканчивается – растение гибнет! Если корень (морковь) выдержать в воде (для активизации жизнедеятельности (физиологических процессов), Затем поместить в темное помещение (корни все время должны быть в закрытой стеклянной емкости), то они израсходуют весь кислород. Внесенная свечка гаснет – Без кислорода горение невозможно. При дыхании растение расходует кислород. Выделяет углекислый газ. Дышит растение круглосуточно!
-
3 Корень всасывает воду
3. Корневое давление - Если обрезать стебель целиком и поливать оставшееся растение, то вода выделяется из «пенька» по капелькам, потому что корень сам поднимает воду – за счет давления корня. Холодная вода не всасывается! Корневые волоски покрыты слизью, которая помогает всасывать раствор минеральных солей --- в соседние клетки ------в сосуды - через зону проведения – в побег (стебель с почками и листьями)
-
Всасывание 1корневые волоски покрыты слизью, тесно соприкасаются с комочками почвы, 2.корневое давление3. сосущая сила листьев (притягивает воду за счет испарения)
-
Если в стакан с раствором красителей поместить срезанный побег, то древесина через некоторое время окрасится Вывод: по сосудам древесины передвигаются Красящие частицы, выполняющие роль минеральных веществ. Какая сила обеспечивает восходящий ток? Испарение воды листьями
-
Как доказать, что по ситовидным трубкам передвигаются органические вещества? С побега снимают кору – в коре располагаются ситовидные трубки (эта часть называется луб). Нарушается передвижение органических веществ. Они скапливаются и образуют кольцеобразный наплыв. Здесь появляется раневая пробка. Из наплыва вырастают придаточные корни. Вывод: по ситовидным трубкам вниз стекают органические вещества
-
В темноте не выделяется кислород, а только углекислый газ – и вода известковая от углекислого газа мутнеет
-
Если одно растение в закрытом сосуде поместить на свет, а другое в темноту, то через сутки в первом сосуде тлеющая спичка загорится, а во втором – потухнет. В сосуде 1 – есть кислород. В сосуде 2 – нет кислородаВывод: растение в темноте не выделяет кислород, а на свету –выделяет. Фотосинтез происходит только на свету! Если растение поместить под воздухонепроницаемый купол вместе с со стаканом известковой воды, то через сутки в листьях не образуется крахмал (обесцвеченные листья не приобретают сиреневое окрашивание от йода. Чтоб обесцветить листья – их надо прокипятить в спирте и промыть водой. Хлорофилл растворяется и выходит из листьев) – без углекислого газа фотосинтез не происходит.
-
-
Образование крахмала Доказательство испарения воды Доказательство выделения кислорода на свету – Опыт Ингенхауса
-
Фотосинтез в хлоропластах
1. Если взять лист с белыми полосками и после обесцвечивания нанести йод, то окрасится только та часть, где были хлоропласты. Белые части – не окрашиваются! Вывод: для фотосинтеза необходимы хлоропласты!
-
Испарение воды
Если на вертку растения надеть колбу и герметично закрыть ее горлышко, то через некоторое время на ее стенках появятся капельки воды Вывод: вода испаряется листьями через устричные щели. Как изменить опыт, чтобы определить кол-во испаренной воды за сутки?
-
1. Взвешиваем пробирку до опыта Фиксируем дату, время, вес (или делаем метку на стенке пробирки) 2. Взвешиваем пробирку после опыта или делаем новую метку в тоже время, но через сутки 3. Делаем выводы после расчетов. Роль испарения: 1. Защита от перегрева 2. Обеспечивает передвижение веществ
-
Тимирязев – космическая роль зеленых растений
-
Опыт, доказывающий дыхание всех органов растения
-
Значение листопада
1 выделение вместе с листьями вредных веществ 2. Защита от испарения (холодная вода не всасывается в зимний период, летом при недостатке воды можно наблюдать листопад)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.