Содержание
-
Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 18 «Улыбка» города Нерюнгри
-
Образовательная область «Познавательное развитие» по ФГОС ДО : развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий развитие воображения и творческий активности формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира и т.д. формирование представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях, традициях и праздниках Формирование представлений о планете Земля, особенностях ее природы и многообразии стран и народов Познавательно-исследовательская деятельность – это активность ребенка, направленная на: постижение устройства предметов и объектов; установление закономерностей и причинно-следственных связей между явления окружающего мира, в т.ч. социального; упорядочение и систематизация полученных знаний
-
Основные исследовательские действия Выявление особенностей предметов Сопоставление, установление сходства и различия Установление связей и зависимостей между Многосторонний анализ на уровне видовых понятий и родовых обобщений Преимущества познавательно-исследовательской деятельности Практическая направленность деятельности - поиск новой информации, получение или проверка нового знания Дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если…) Дети могут почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями В ходе работы задействованы все органы чувств: можно видеть, слышать, нюхать, трогать, пробовать на вкус (если это возможно и безопасно) Дети не просто слушатели, а полноправные участники, инициаторы, исполнители
-
Этапы познания с позиции личностного развития ребенка
1 этап Направленность деятельности: проявление любопытства Формы деятельности: активное обследование своего окружение поиск новых впечатления 2 этап Направленность деятельности: резкое увеличение осмысленности восприятия окружающего мира Формы деятельности: выделение интересных, значимых объектов попытки исследования предметов и объектов 3 этап Направленность : формирование стойкой исследовательской деятельности, активное развитие наглядно-образного мышления и воображения Формы деятельности: усвоение обобщенных знаний о предметах и явлениях установление новых связей между предметами и явлениями выработка своих правил поведения и способов действий
-
4 этап Направленность : удовлетворение потребности в исследовательской деятельности Формы деятельности: использование разных (приобретенных) способов действий ориентирование на конечный результат в процессе исследования Прогнозирование результата деятельности Обобщение явлений окружающей действительности Способность преодолевать трудности 5 этап Направленность : доминирование познавательного мотива деятельности, а не практического Формы деятельности: исследование не ради процесса или результата, а потому что «это очень интересно» осмысленное принятие познавательной задачи
-
Формы познавательно-исследовательской деятельности
Экспериментирование Исследование Макетирование Проектирование Формы организации Совместная: наблюдение, макетирование, эксперимент , проект Совместно-групповая: организованная познавательно- Исследовательская деятельность Индивидуальная: исследование
-
Экспериментирование разновидность класса практических методов особый способ освоения действительности форма поисковой деятельности познания объектов и явлений окружающего мира предполагает проведение практических действий с целью проверки и сравнения Формы реализации: элементарные опыты и эксперименты Основные характеристики цели, задачи, возможный результат неизвестны только детям в процессе опытов не происходит научных открытый, а формируются элементарные понятия и умозаключения Опыты практически безопасны для проведения используется бытовое, игровое и нестандартное оборудование Формы организации: групповые, индивидуальные
-
Исследование Не предполагает жестко организованных занятий Основная организационная формы – индивидуальная исследовательская практика ребенка Свобода выбора времени Участие детей в выборе тематики и предмета исследования Методы исследования Наблюдение Коллекционирование (классификация) – освоение родовидовых отношений Путешествие по карте – освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света) Путешествие по «реке времени» - освоение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему – на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта, осветительных приборов, посуды, средств производства и др.)
-
Макетирование - это результат конструктивно-творческой, познавательно-исследовательской деятельности детей Виды макетов Напольные Настольные Настенные Подиумные Преимущества макетирования Помогает детям осознать явления окружающего мира, проследить за изменениями в природе и социальной среде Макет – отражает существенные особенности натуры, воспроизводит значимые стороны и признаки объекта Макет позволяет увидеть целостный образ предмета в трехмерном измерении (большой или удаленный) Способствует развитию речи. логического мышления, воображения, математических и сенсорных представлений
-
Проектирование – это комплексная деятельность, которая включает ряд последовательных шагов (методов или способов деятельности), необходимых для достижения поставленной цели Метод проектов предполагает решение какой-то конкретной проблемы предусматривает использование разнообразных методов и средств обучения интегрирует знания из разных областей Типы проектов: Исследовательские Творческие Ролевые, игровые Ознакомительно-ориентировочные (информационные) Практико-ориентированные (прикладные)
-
Основные этапы познавательно-исследовательской деятельности
Этап 1. Подготовительный постановка цели, которую будет преследовать деятельность методическое и дидактическое обеспечение деятельности изменение и пополнение предметно-пространственной среды выбор формы деятельности: эксперимент, исследование, проект, коллекционирование выбор методов деятельности выбор организационных форм: фронтально, подгруппа, индивидуально, в паре, в малой группе и др. определение возможных источников информации: библиотека, консультация, рассказ, анкета, опрос, наблюдение, телевидение, Интернет, справочная литература, варианты общения, сетевое взаимодействие и др. Проектирование примерной схемы деятельности
-
Этап 2. Основной (практический) коллективная мыслительная деятельность составление плана (схемы) деятельности реализация деятельности разработка способов фиксации результатов фиксация промежуточных результатов деятельности Этап 3. Аналитико-презентационный коллективное обсуждение результатов деятельности соотнесение полученных результатов с поставленной целью: соответствует не соответствует; удалось доказать или нет выбор формы презентации полученных результатов организация и проведение презентации обсуждение возможных путей развития деятельности
-
Структура познавательно-исследовательской деятельности
Логическая модель используемых методов Вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы Схематичное моделирование предстоящей деятельности (фиксация последовательности проведения) Вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл деятельности (исследования, эксперимента, макета и др.), его содержание или природную закономерность Метод, стимулирующей детей к коммуникации: «Что бы ты спросил у друга (маму, брата) для решения проблемы?», «Спроси, что он думает по этому поводу?» Метод «первой пробы»: применение полученных результатов собственной исследовательской деятельности
-
Особенности развивающей предметно-пространственной среды
Детские справочники и энциклопедии, посвященные разной тематике, хорошо иллюстрированные, имеющие краткие и доступные детям информативные тексты Детская художественная литература Картотека опытов и наблюдений для развития у детей умения видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определение понятиям, делать выводы и умозаключения Дидактические игры и элементами моделирования Игры для развития внимания и наблюдательности Мини-музеи по основным направлениям деятельности: коллекции камней, минералов, природных материалов, видов почвы и др.
-
Мини-лаборатория: приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты сосуды из различных материалов (пластмассы, стекла, металла) разного объема и формы природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, плоды и семена и т.д. бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д. технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора, гаечные ключи и др. разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная, гофрированная, глянцевая, оберточная и др. красители: пищевые и не пищевые – гуашь, акварель и др.
-
Мини-лаборатория медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др. прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, свечи, сито и др. Требования к оборудованию лаборатории Безопасность веществ, материалов и оборудования для жизни и здоровья Достаточность для работы в группе, паре, индивидуально Доступность и удобство расположения Маркировка различных групп оборудования Наличие схематических инструкций по соблюдению мер безопасности и алгоритмами работы с разными материалами
-
Примерный перечень тем
-
-
Советы педагогу, руководителю исследовательской деятельности детей
Помните: критика – враг творчества Проявляйте искренний интерес к любой деятельности ребенка Воспитывайте веру ребенка в свои силы Воспитывайте настойчивость в выполнении задания Не давайте готовых ответов, поощряйте поиски нового знания Оказывайте помощь только тогда, когда это действительно нужно и ребенок сам обратился за помощью Заканчивайте обсуждение по решаемой проблеме по появления признаков потери интереса у детей Обязательно подводите результаты деятельности Когда деятельность завершена и подведены итоги, спросите: «Как определить правильность выводов?» Обсуждайте, где и как можно использовать полученные результаты Обязательно устраивайте публичную презентацию результатов
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.