Содержание
-
Технология исследовательской деятельности в процессе развития дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДО. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Светлячок» Муниципального образования г.Обь Новосибирской области Воспитатель: Скокова Вера Вячеславовна
-
Актуальность педагогической технологии определена: целевыми ориентирами (ФГОС) на этапе завершения дошкольного образования. Одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов их явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Педагогическая технология исследовательской деятельности обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей по следующим областям: познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; социально-коммуникативное развитие; физическое развитие.
-
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному творческому познанию, освоению новых способов деятельности в сфере человеческой культуры. Задачи: Расширение кругозора детей через знакомство с элементами различных областей знаний (представления о химических свойствах веществ, о физических свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка, глины, воздуха, математические представления…) Развитие у детей умения пользоваться приборами-помощниками (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т.д.); Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения; Социально-личностное развитие: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции.
-
Принципы исследовательской деятельности (А.И. Савенков) Ориентация на познавательные интересы детей. Опора на развитие умений самостоятельного поиска информации. Сочетание репродуктивных и продуктивных методов обучения. Формирование представлений об исследовании, как стиле жизни. Планируя исследовательскую деятельность, мы должны отталкиваться от программного содержания, познавательных интересов, способностей и умений детей. Необходимо развивать любопытство и активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Не нужно давать готовые ответы, пусть ребёнок сам найдёт его, и в течение всей своей жизни будет открывать мир.
-
Два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников: Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т.д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. Ориентировочно-исследовательская деятельность организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.
-
Этапы исследовательской деятельности: Первый этап - любопытство. Ребенок исследует с любопытством окружающую действительность. А.Н. Леонтьев отмечал, что ребенок появляется на свет, уже обладая определенными задатками, с «готовностью воспринимать мир» и «способностью приобретать человеческие способности». Особенностью второго этапау дошкольников является увеличение его осмысленности. Дети выделяют только интересные, значимые и необычные для них объекты. Что способствует развитию любознательности и дает толчок к возникновению исследовательской деятельности.
-
Основное значение третьего этапав познании дошкольником окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление и воображение. Они дают ребенку возможность усваивать обобщенные знания о предметах и явлениях действительности. На четвертом этаперебенок использует разные (приобретенные) способы действий, начинает ориентироваться на процесс и на конечный результат, достижение которого приводит к тому, что он получает удовлетворение, в результате чего потребности становятся «ненасыщенными». У ребенка формируется механизм вероятностного прогнозирования, он учится предвидеть результат своей деятельности.
-
Важно создавать условия по организации самостоятельной поисковой исследовательской деятельности детей. В детском исследовательском центре должны быть выделены: место для фиксирования наблюдений; место для приборов; место для хранения материалов (природного, "бросового"); место для проведения опытов; место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.). В этом центре дети могут самостоятельно или с помощью педагога воспроизводить простые и более сложные опыты. Лаборатория должна постоянно пополняться все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.
-
Формы, методы и приёмы должны соответствовать уровню развития ребёнка. Вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы; помогающие прояснить ситуацию, понять смысл исследования. Схематическое моделирование; рассматривание схем к опытам, наблюдениям, таблиц, упрощенных рисунков. Метод, стимулирующий детей к коммуникации «Спроси…, что он думает по этому поводу?». Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности. Проблемные ситуации, например, «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании». Экспериментальные игры: действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей. Наблюдение природных явлений. Изучение художественной литературы, энциклопедий, познавательные, эвристические беседы.
-
Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации. Уточнение правил безопасности. Уточнение плана исследования. Выбор оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого) его размещение детьми в зоне исследования. Распределение детей на подгруппы (по желанию детей), выбор ведущих, помогающих организовать сверстников. Организация исследования. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования. Алгоритм исследовательской деятельности соответствует алгоритму научного исследования:
-
Для поддержания интереса к исследованиям у детей можно использовать: Реальные события: яркие природные явления и общественные события. События, специально «смоделированные» педагогом: внесение в группу предметов вызывающих интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»): магнит, коллекция минералов, и т.д. Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое педагог читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей »). Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.). Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.
-
Содержание исследовательской деятельности детей
-
В процессе исследовательской деятельности идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы. Дети пытаются анализировать, делают выводы, объясняют закономерности в природе, с большим интересом проводят опыты, с помощью взрослого, а иногда и сами создают условия для проведения исследований, опытов и наблюдений. У ребёнка накапливаются умственные умения, развивается эмоциональная сфера ребенка.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.