Содержание
-
Организация познавательно - исследовательской деятельности дошкольников
Семинар от 16.01.14 Подготовила старший воспитатель Самохвалова И.А.
-
ФГОСЗадачи
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром
-
Принципы ФГОС
реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
-
Направления развития и образования детей
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
-
Познавательное развитие
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
-
Условия - реализация программы через разные виды ДД
игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, изобразительная, музыкальная, двигательная.
-
.
В дошкольном возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
-
Познавательно-исследовательская деятельность
исследование, изучение объектов окружающего мира экспериментирование с ними ЭТО АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ («деятельностный подход» в педагогике)
-
“Великая цель образования — это не знания, а действия”. Герберт Спенсер
Из пассивного потребителя знаний ребёнок становится субъектом образовательной деятельности. Основным становится освоение разных видов детской деятельности — познавательно-исследовательской, коммуникативной, трудовой и т.д.
-
.
«Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Вовлеки меня в процесс и я пойму. Отойди и я буду действовать» Конфуций
-
Исследовательская деятельность
способствует развитию как познавательной потребности, так и творческой деятельности; учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; помогает усваивать знания разного уровня и приобретать опыт; способствует развитию кругозора, любознательности ребёнка, формирует познавательную активность
-
Основной формой детской исследовательской деятельности являются опыты (эксперименты)
Проводятся как на занятиях (как часть НОД), так и в совместной деятельности с детьми в режимных моментах. При ознакомлении детей с объектами неживой природы условно выделяется семь блоков:1. Камни.2. Почва.3. Песок, глина.4. Вода.5. Воздух.6. Бумага7. Мир ткани
-
.
-
Познавательная деятельность
это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.
-
Две основные линии познавательной деятельности
ознакомление, постепенное обогащениеопыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника (чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов); постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.
-
Главная задача познавательного развития ребенка
формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач
-
Содержание познавательных занятий (НОД)
зависит, с одной стороны, от программных образовательных задач, а с другой стороны от содержательнойструктуры самой познавательной деятельности. поскольку игровая мотивация в познавательной деятельности является ведущей на протяжении дошкольного возраста, рекомендуется игровая форма познавательных занятий и активное использование игровых приемов в ходе занятия.
-
Структура познавательного занятия - исследования
1.Привлекательный отправной момент (МОТИВАЦИЯ, ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС) – какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для познания и исследования. 2.Обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем; подбор методов, приёмов для решения проблемы (ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ) 3.Опытная проверка связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями через разные виды детской деятельности (РЕАЛИЗАЦИЯ) Часть познавательно исследовательской работы дети осуществляют индивидуально, парами или разбившись на небольшие подгруппы, самостоятельно или под руководством воспитателя В конце занятия дети вновь объединяются для подведения итогов, для окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования. 4.Предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями (ИТОГ И ПЕРСПЕКТИВА)
-
Партнерская позиция воспитателя
способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, формирует умение ребёнка принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению цели, благоприятствует эмоциональному комфорту
-
.
Партнер – всегда равноправный участник дела, и, как таковой, связан с другими взаимным уважением.
-
Основные формы организации познавательной деятельности детей
проектная деятельность; специально организованные занятия (НОД); познавательно-игровая деятельность. как самостоятельная, так и организованная воспитателем (дидактические , сюжетно- дидактические игры и т.п.); экспериментирование
-
Методы и приёмы
беседы; наблюдения; рассматривание, сравнение, анализ; проблемные, поисковые вопросы; дидактические и развивающие игры и упражнения; сюжетно-ролевые игры; эксперименты и опыты; установление причинно следственных связей; использование мультимедиа, видео-слайдов; фотосессии («было и стало»); фотоколлажи; зарисовки; схемы; создание картотеки опытов; конкурсы и викторины
-
Результат
формируется кругозор дошкольников и обеспечивается видение целостной картины мира; дети учатся рассматривать любые явления с разных точек зрения; чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности.
-
в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире; учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию; не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке; организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.
-
.
«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил,чем большим количеством элементов действительностион располагает в своем опыте,тем значительнее и продуктивнее будет его дальнейшая деятельность» Л.С. Выготский
-
Вывод
Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И задача каждого педагога так построить процесс воспитания, обучения, развития, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка, его внутреннему миру.
-
Удачных экспериментов!!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.