Содержание
-
Правовая регламентация медицинской деятельности
-
Основные причины изменения нормативной базы
Развивающиеся демократические отношения в обществе Изменение приоритетов в сторону социальной направленности в проводимой государственной политике в РФ Изменение экономических принципов хозяйствования в системе здравоохранения
-
Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность системы здравоохранения
1. Конституция (основной закон) РФ 2. ФЗ - 323 от 21.11. 2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» 3. ФЗ - 326 от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в РФ» 4. ФЗ – 83 от 8.05.2010 г «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствование правового положения государственных (муниципальных) учреждений 5. Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи
-
Уровни охраны по стадиям существования субъективного права граждан на охрану здоровья
Стадия возникновения субъективного права Стадия реализация права Стадия применения мер защиты при нарушения права
-
Стадия возникновения субъективного права
Представляет собой действующие правовые нормы, регулирующие контакты потребителя медицинских услуг с исполнителем до оказания медицинских услуг. Сущность охранительных мер заключается в установлении гарантий получения медицинских услуг
-
Правовая структура первого уровня
Правовая регламентация условий функционирования медицинских организаций (лицензирование, аккредитация, сертификация) Правовое регулирование системы здравоохранения Правовое регулирование обязательного медицинского страхования Правовое регулирование содержания договоров на оказание медицинской помощи
-
Стадия реализации права
Включает в себя правовые нормы, опосредующие отношения пациента с исполнителем по поводу оказания медицинских услуг Осуществляется путем установления прав и обязанностей пациента и исполнителя при непосредственном оказании-потреблении медицинской услуги
-
Правовая структура второго уровня
Гипотеза и диспозиция правовой нормы (право на качество, безопасность медицинской услуги, право на информацию и отказ от медицинского вмешательства) Императивно закрепленные обязанности исполнителя (в т.ч. в форме стандартов и порядков) Договорные отношения
-
Стадия применения мер защиты
Третий уровень охраны устанавливает гражданско-правовые последствия нарушения исполнителем прав пациента-потребителя, в том числе применение мер ответственности Меры защиты и ответственности могут быть установлены как законодательно (деликтная ответственность), так и по соглашению сторон (договорная ответственность).
-
Предмет регулирования 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»
правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья Права человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии их реализации Полномочия органов государственной власти РФ и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья Права и обязанности организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья
-
1. Разработка и закрепление дефинитивного аппарата, характеризующего наиболее общие и значимые понятия и определения: Впервые применены и законодательно закреплены дефиниции, напрямую связанных с оказанием медицинской помощи – «здоровье», «медицинская помощь», «диагностика», «пациент» и др. (21 дефиниция). .
-
Расширены и дополнены принципы охраны здоровья
1. соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий 2. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи 3. Приоритет охраны здоровья детей 4. Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья 5. Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья 6. Доступность и качество медицинской помощи 7. Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи 8. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья 9. Соблюдение врачебной тайны
-
Представлены полномочия уровней государственного управления при организации медицинской помощи и охраны здоровья
3. «+»: Организация ПМСП и скорой медицинской помощь закрепляется за органами государственной власти субъекта Наибольшими полномочиями наделены федеральные органов власти. Прослеживается усиление администрирования и формирование властной вертикали «-» на уровень субъекта переданы полномочия по лицензированию государственных учреждений здравоохранения, собственником которых являются органы исполнительной власти субъекта (с 2013 года)
-
Установлены новые критерии для идентификации медицинской помощи (по видам, условиям и форме оказания) «+»: Исключено закрепление вида медицинской помощи за уровнем государственного управления или местного самоуправления Законодательно закреплено регулирование реабилитации и санаторно-курортного лечения, паллиативной помощи
-
Классификация медицинской помощи (ст. 32)
К видам медицинской помощи относятся: - первичная, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная, медико-санитарная помощь специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь Скорая, в том числе скорая специализированная медицинская помощь Паллиативная медицинская помощь
-
Классификация медицинской помощи по условиям оказания (ст. 32)
Вне медицинской организации (в месте вызова бригады скорой помощи, в транспортном средстве) Амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения) В дневном стационаре (предусматривающее медицинское наблюдение и лечение в дневное время, не требующее круглосуточного наблюдения) Стационарно ( круглосуточное медицинское наблюдение и лечение)
-
Классификация медицинской помощи по форме оказания(ст. 32)
Плановая медицинская помощь (не требуется экстренного и неотложного вмешательства) Неотложная помощь – оказывается при внезапных острых состояниях, обострении хронических заболеваний, без явных признаков угрозы жизни пациента Экстренная – медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях , обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента
-
Исключено разделение медицинской помощи на ПМСП и специализированную на основе источников финансирования на основе типа медицинской организации по форме собственности, в которой данная медицинская помощь оказывается
-
Использован принцип разграничения ПМСП и специализированной медицинской помощи на основе стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи.
-
6. Законодательное закреплены понятия «Порядок оказания медицинской помощи», «Стандарт медицинской помощи» (ст. 37) «+»: Законодательно закрепленное требование по организации и оказанию медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории РФ всеми медицинскими организациями (с 2013 г.), а также на основе стандартов медицинской помощи.
-
Порядок оказания медицинской помощи
Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя: 1) этапы оказания медицинской помощи; 2) правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача); 3) стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений; 4) рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений; 5) иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.
-
Стандарт медицинской помощи
Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения: 1) медицинских услуг; 2) зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения; 3) медицинских изделий, имплантируемых в организм человека; 4) компонентов крови; 5) видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания; 6) иного исходя из особенностей заболевания (состояния).
-
9. Изменены требования к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности (ст. 69, ч. 1-4 вступают в силу с 1.01.2016 ) «+»: Усилены требования к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности. Практическая подготовка медицинских работников организуется на клинических базах (ст.77) на основании заключаемого договора на безвозмездной основе (требуется разработка Положения о клинической больнице)
-
Основные изменения в законодательстве по регламентации права на занятия медицинской деятельностью
Удлинение сроков последипломной подготовки (подготовка в ординатуре от 2-5 лет) С 01.01. 2017 года исключение подготовки в интернатуре Введение института индивидуальной аккредитации (оценка соответствия профессиональных знаний и умений предъявляемым требованиям) Введение индивидуальных листов допуска к перечню и виду работ и услуг с учетом уровня профессиональной подготовки врача
-
Аккредитация специалиста
Процедура определения готовности специалиста к оказанию конкретных видов медицинской деятельности и медицинских вмешательств в соответствии с утвержденными порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи. Осуществляется не реже одного раза в течение 5 лет.
-
Изменены требования к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности
Проблема: Необходимо апробировать процедуру государственной аккредитации До 1.01.2016 года право на осуществление медицинской деятельности имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в РФ в соответствии с фед. гос. образовательными стандартами и имеющими сертификат специалиста (ст.100)
-
Сертификаты специалиста, выданные медицинским работникам до 1 января 2016 года, действуют до истечения указанного в них срока (ст. 100) Лица, не завершившие освоение ООП ВПО и лица с высшим медицинским образованием могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала (ст.69).
-
10. Законодательно закреплены основные требования к Программе государственных гарантий и Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи (ст. 80-81) Новое: ПГГ утверждается Постановлением Правительства РФ сроком на три года Формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи с учетом половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения, основанных на данных медицинской статистики
-
Оплата медицинских услуг (ст. 84)
Впервые законодательно вводится понятие «платные медицинские» и «платные немедицинские услуги», оказываются за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных средств на основании договоров При оказании платных медицинских услуг должны соблюдаться порядки оказания медицинской помощи (с 1.01.2013 ) в объеме стандарта либо в виде отдельных консультаций или сверх стандарта
-
-
11. В законе представлены инновационные подходы к управлению деятельностью в сфере охраны здоровья - на основе сочетания государственного регулирования и самоуправления «+» Система управления качеством и безопасностью медицинской деятельности включает: информационную систему, обеспечивающую учет медицинской деятельности систему контроля качества и безопасности медицинской деятельности Систему государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности
-
Право граждан в области охраны здоровья
Представляет собой комплексное право, включающее систему личных и социально-экономических прав, охраняемых не только нормами права в рамках действующего законодательства РФ, но и нормами международного права.
-
Возникновение права на охрану здоровья
Возникновение права на охрану здоровья возникает с моментом рождения ребенка Момент рождения ребенка – момент отделения плода от организма матери посредством родов (ст. 53)
-
Конституционные права Общие права, связанные с охраной здоровья и получением медицинской помощи Права отдельных групп населения в сфере охраны здоровья Права пациента Иерархия прав граждан в сфере охраны здоровья
-
Структура общих прав, связанных с охраной здоровья и возможностью получения медицинской помощи
Право на охрану здоровья через охрану окружающей среды, создания безопасных условий труда, быта, отдыха Производство и реализация продуктов питания соответствующего качества Качественные, безопасные и доступные лекарственные препараты Доступная и качественная медицинская помощь
-
Права отдельных групп населения
Права граждан, страдающих социально-значимыми заболеваниями и граждан, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (ст. 43) Права граждан, страдающих редкими, (орфанными) заболеваниями (10 заболеваний на 100 000 населения)
-
Права семьи в сфере охраны здоровья (ст. 51) Права беременных женщин и матерей в сфере охраны здоровья (ст.52) Права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья (ст. 54) Детализирован блок прав на репродуктивные технологии
-
Структура права на медицинскую помощь (ст. 19)
Регламентирован объем бесплатной медицинской помощи в соответствии с ПГГ Закреплено право на получение платных услуг и услуг в соответствии с договором ДМС
-
Структура прав пациента при обращении за медицинской помощью (ч.5 ст. 19)
выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии; профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; получение консультаций врачей-специалистов облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
-
получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья; получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях; защиту сведений, составляющих врачебную тайну; отказ от медицинского вмешательства; возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи; допуск адвоката или законного представителя для защиты своих прав; Допуск священнослужителя
-
Врачебная тайна
Представляет собой принцип охраны здоровья (ст. 13, ФЗ-323, является производным от конституционного права на неприкосновенность частной жизни ст. 23 Конституции РФ) Расширены условия, при которых сведения, составляющие врачебную тайну могут быть представлены без согласия гражданина (10 позиций)
-
Информированное добровольное согласие и отказ от медицинского вмешательства
Является необходимым условием медицинского вмешательства В отношении несовершеннолетних или недееспособных согласие дает один из родителей или законный представитель Оформляется в письменной форме Порядок оформления утверждается уполномоченным федеральным органом
-
Информированное добровольное согласие
Предполагает два аспекта: Предоставление информации пациенту Получение и оформление согласия пациента на медицинское вмешательство.
-
Значение информированного согласия
Разделение ответственности между врачом и пациентом за состояние здоровья последнего Разделение ответственности между врачом и пациентом за результаты и последствия медицинского вмешательства
-
Причины проведения медицинского вмешательства без согласия гражданина (по решению консилиума)
Если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека В отношениях лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих
-
Причины проведения медицинского вмешательства без согласия гражданина (по решению суда)
В отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами В отношении лиц, совершивших общественно-опасные деяния (преступления) При проведении судебно-медицинской экспертизы или судебно-психиатрической экспертизы
-
Регламентация выбора врача и медицинской организации (ст.21)
Выбор осуществляется в рамках утвержденных порядков оказания медицинской помощи Предусмотрена возможность выбора по участково-территориальному принципу Установлена кратность выбора ( не чаще одного раза в год) Оказание специализированной помощи осуществляется по направлению
-
Регламентация права на информацию о состоянии своего здоровья
Право на предоставление информации о состоянии здоровья Определен порядок предоставления информации Детализирован круг лиц, которым данная информация может быть сообщена при отсутствии запрета со стороны пациента Регламентирован порядок и сроки предоставления медицинских документов по запросу пациента
-
Введено понятие обязанности граждан в сфере охраны здоровья
Обязанность заботы о сохранении своего здоровья Обязанность прохождения медицинских осмотров Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения и правила поведения пациентов
-
Правовые нормы, закрепленные в законе «Об охране здоровья граждан в РФ» представляют собой в основном правовые нормы прямого действия В ходе работы над законом правовые нормы приведены в соответствии с нормами Гражданского, Уголовного, Бюджетного кодексов и ФЗ-326 «Об обязательном медицинском страховании»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.