Презентация на тему "никольская улица-сосредоточение религии."

Презентация: никольская улица-сосредоточение религии.
Включить эффекты
1 из 19
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (2.16 Мб). Тема: "никольская улица-сосредоточение религии.". Содержит 19 слайдов. Посмотреть онлайн с анимацией. Загружена пользователем в 2017 году. Средняя оценка: 4.0 балла из 5. Оценить. Быстрый поиск похожих материалов.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    19
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: никольская улица-сосредоточение религии.
    Слайд 1

    Презентация на тему: никольская улица-сосредоточение религии.

    Работа студентки группы ТР-22, Федорук Нелли. 1

  • Слайд 2

    Расположение Никольской улицы на карте.

    2

  • Слайд 3

    Происхождение названия

    Никольская улица в Китай-городе слыла в народе «сосредоточием православногодуха, книжной мудрости и академической учености».Протянулась от Красной до Лубянской площади.В домонгольское время являлась частью Великой Владимирской дороги,соединявшей Кремль с Ростовом Великим, Суздалем и Владимиром.В конце XV века называлась Сретенской улицей по Сретенскому монастырю,к которому она вела (её продолжение — это нынешние улицы Большая Лубянка,где этот монастырь расположен, и Сретенка).В середине XVI века улица стала называться Никольской по монастырюНиколы Старого, находившемуся в начале улицы. 3

  • Слайд 4

    Немного из истории улицы.

    В 1553-1563 гг. Иван Грозный построил рядом с Никольским монастырем Печатный двор - первую на Руси типографию, которой в 1564 году была выпущена одна из первых печатных книг - “Апостол”. Выход ее вызвал бурный протест переписчиков книг, у которых печатание отнимало заработок. Деревянные здания на Печатном дворе горели дважды - в 1611-1612 и 1626 годах. Новое, каменное двухэтажное здание с башней в 27,7 м высотой было построено в 1642-1645 гг. Строили его Шарутин и Неверов. В 1654 г. все деревянные здания во дворе были разобраны, и в 1656 г. на их месте построены каменные здания. 4

  • Слайд 5

    В 1612 г. по Никольской улице войска князя Дмитрия Михайловича Пожарского гнали отступавшие к Кремля войска поляков. В начале XVIII века у Воскресенских ворот, между Никольской улицей и стеной Китай города, находился Земский двор. В объяснении к Годуновскому чертежу Москвы 1605 года сказано, что в нем находились “городские судилища”, в объяснении же к Сигизмундову плану 1610 года - “земский приказ и канцелярии”. Олеарий в 1634 году называл это место Земским двором.

    5

  • Слайд 6

    В 1660 г. с западной стороны Никольского монастыря был построен Спасский монастырь, известный под именем Заиконоспасского, так как стоял за расположенным по Никольской улице Иконным рядом. “В 1665 г. в Заиконоспасском монастыре на Никольской улице была устроена школа, для которой были выстроены особые деревянные хоромы. В школе ученики должны были “учитца по латыням” и “грамматическому учению”. Возглавлял ее Симеон Полоцкий (умер в 1680 г.). Первоначально учащиеся были набраны из молодых подъячих разных приказов. В их числе находился и подъячий Приказа тайных дел Семен Агафонович Медведев, впоследствии постригшийся в монахи под именем Сильвестра и ставший известным писателем и ученым. Эта школа готовила образованных подъячих для центральных правительственных учреждений. Знание латинского языка, как международного, было важно для чинов Посольского приказа.

    6

  • Слайд 7

    В XVI–XVII веках улицу активно заселяли знатнейшие роды: за торговымирядами и монастырями стояли дворы бояр Салтыковых, Шереметевых, князейВоротынских, Буйносовых-Ростовских, Хованских, Хворостининых, Телятевских,Трубецких и др.Самым большим владением на улице в XVIII веке был двор князей Черкасских,в 1743 году перешедший к графам Шереметевым.В 1808 году дом был продан книгопродавцу Глазунову — его магазин былкрупнейшим в Москве. При нем была библиотека для чтения.

    7

  • Слайд 8

    Памятники Никольской улицы.

    Памятник братьям ЛихудамБогоявленский переулок, 12., метро «Площадь Революции»Памятник греческим ученым и просветителям братьям Иоанникию (1633–1717 гг.) иСофронию (1652–1730 гг.) Лихудам – последняя работа известного русскогоскульптора лауреата Государственной премии СССР и общественного деятеляВячеслава Михайловича Клыкова (1939–2006 гг.).Архитектор Виктор Пасенко.Открылся 31 мая 2007 года после смерти скульптора.Памятник установлен на газоне перед входом на территорию Богоявленского собора,единственного сохранившегося из двух храмов Богоявленского монастыря.В торжественной церемонии открытия принимали участие Мэр Москвы Ю. М. Лужков,Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II,Президент Греческой Республики К. Папульяс.Присутствие посла К. Папульяса неслучайно, памятник — дар городу правительстваГреческой Республики в рамках укрепления духовных и культурных связеймежду Москвой и Грецией.Фигуры греков-просветителей, облаченных в монашеские ризы, заняты переводомБиблии на церковнославянский язык.Софроний, стоя, держит свиток, Иоанникий восседает на резном стуле с развернутойграмотой в руках; перед ними — Священное Писание и чернильница с перьями. 8

  • Слайд 9

    Солнечные часыНикольская ул., 15, метро «Площадь Революции», «Лубянка», «Театральная»На фасаде здания Синодальной типографии можно увидеть любопытную деталь —солнечные часы.Солнечные часы в XVII–XVIII вв. часто устанавливались на общественных ичастных зданиях, соборах и монастырях.Помимо Синодальной типографии, солнечные часы в Москве можно увидеть вНоводевичьем монастыре и в некоторых подмосковных селах.

    9

  • Слайд 10

    Памятники архитектуры.

    Казанский собор Один из самых почитаемых храмов столицы.Возведён подмастерьем Абросимом Максимовым в 1635–1637 гг. на местесгоревшей деревянной церкви, выстроенной на средства князяДмитрия Пожарского в 1626–1630 гг.На строительство собора царь Михаил III Фёдорович Романов (избранныйна царство Земским собором 25 февраля 1612 года), выделил кирпич отстоящегося дворца в Кремле.Название получил в честь Иконы Казанской Божьей Матери (список которой былвойсковой святыней ополчения Косьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского).Икону Казанской Божьей Матери торжественно внесли 22 октября 1611 года восвобождённый от поляков Кремль и установили в Успенском соборе.После возведения она была пересена в Казанский собор и стала егоглавной святыней.Освящён в 1636 году Патриархом Иосифом в присутствии царя Михаила Фёдоровича икнязя Пожарского 10

  • Слайд 11

    Заиконоспасский монастырьНикольская ул., 7–9, стр. 4, метро «Театральная»Спасский монастырь, построенный в 1660 году на территории одного из старейшихмосковских монастырей, Николы Старого, известного с XIV века.В XVI веке западный участок монастыря обособился и стал самостоятельныммонастырем, первоначально называвшимся Спас Старый, по стоявшей на немСпасской церкви.Название Заиконоспасский получил, так как стоял за Иконным рядом поНикольской улице.Монастырь основан Борисом Годуновым в 1600 году.Собор Спаса Нерукотворного Образа — главная церковь монастыря – построенв 1660 году по повелению царя Алексея Михайловича.В 1737 году пострадал от пожара.В 1812 году Заиконоспасский монастырь был разграблен французами.

    11

  • Слайд 12

    Собор Спаса Нерукотворного Образа Никольская ул., 7–9, метро «Театральная»Собор Спаса Нерукотворного Образа — главная церковь Заиконоспасского монастыря,К счастью — уцелел до настоящего времени.Построен посреди монастырского двора в 1660 году князем Волконским по повелениюцаря Алексея Михайловича.Это один из лучших памятников «московского барокко» петровской эпохи.Несколько раз перестраивался (1720 г., в 1737 году пострадал от пожара,возобновлен при Елизавете Петровне в 1742 г., обновлялся в 1851 г.).В соборе говорили речи монахи, проповедники, наставники и воспитанникиСлавяно-греко-латинской академии, среди которых был М. В. Ломоносов.Сейчас территория вокруг собора плотно оккупирована магазинами и ресторанами,а в верхних этажах разместились факультеты Историко-архивного института.

    12

  • Слайд 13

    Типография Ивана ФёдороваНикольская ул., 15, метро «Площадь Революции», «Лубянка», «Театральная»В XVI веке справа от Никольского монастыря на Никольской улице стоялгосударев Печатный двор.Необходимость издания печатных книг было вызвана острой потребностьюЦеркви в большом количестве выверенных канонических текстов с целью устраненияразночтений в имеющейся канонической литературе и распространением ихпо церквям и монастырям.Второй причиной было стремление предотвратить католическую экспансию,распространение с Запада униатства.Иван Фёдоров (ок. 1510–1583 гг.), получив должность дьякона в церквиНиколы Гостунского в Кремле, принимал участие в работе комиссии по«исправлению» церковных книг (устранению разночтений).

    13

  • Слайд 14

    Главная подтема: Николо-греческиймоностырь.

    14

  • Слайд 15

    Николо-Греческий монастырь находился на посаде Москвы уже в конце XIV века, когда еще не было стены Китай-города, и прилегающая к восточной стене Кремля территория называлась посадом — у подножия городской крепости «садились», то есть селились ремесленники и торговцы. Вероятно, в те годы монастырь находился подле Богоявленского монастыря.Доподлинно неизвестно кем и когда был основан этот монастырь. Первое упоминание о нем относится к 1390 году, в связи с визитом в Москву из Константинополя митрополита Киприана, с сопровождавшими его греческими монахами. Здесь митрополит, готовясь к торжественной встрече с великим князем Василием I, вместе с прибывшими священнослужителями облачился «у Николы Старого» в архиерейские облачения, и с крестным ходом они направились отсюда в Кремль, в Успенский собор.

    15

  • Слайд 16

    Есть сведения, что в монастыре Николы Старого некоторое время провёл в заключении митрополит Филипп (Колычев), после чего был официально низложен и, после недолгого пребывания в китайгородском Богоявленском монастыре, сослан в тверской Отроч монастырь.В Никольском монастыре традиционно останавливались прибывавшие в Москву из Византии и Греции монахи и путешественники. В середине XVI века он фактически был закреплён за греческими монахами. За список с Иверской иконы Богоматери, привезённый из Афонского Иверского монастыря, царь Алексей Михайлович пожаловал Никольскую обитель этому монастырю. Сам же чтимый образ был установлен в Иверской часовне у ворот Китай-города.

    16

  • Слайд 17

    Монастырь не раз страдал во время пожаров Москвы в XVIII веке. Он продолжал оставаться средоточием греческой и балканской диаспоры в Первопрестольной. К 1737 году собор «Никола Большие главы» был перестроен на средства молдавских князей Кантемиров, которые сделали его своей усыпальницей. В частности, здесь был похоронен поэт Антиох Кантемир. В 1812 году храм был разграблен и поврежден наполеоновскими солдатами, но после войны восстановлен.В начале XX века здания обители были полностью перестроены под руководством К. Ф. Буссе. Монастырь был закрыт советской властью

    17

  • Слайд 18

    Смысл экскурсии по Никольской улице.

    Большинство Россиян являются верующими христианами, Никольская улица же является одним из немногих мест где располагается такое количество храмов и монастырей. Ощутить себя более возвышенно в духовном смысле и узнать и открыть для себя много интересного из истории этих мест, разве одно это не может являться причиной для экскурсии? 18

  • Слайд 19

    Источники информации:

    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE-%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C http://www.openmoscow.ru/nikolskaya.php http://www.ref.by/refs/56/12863/1.html 19

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке