Содержание
-
Презентацияпо дисциплине: научные школы и теории в современной психологииТема: Факультет психологии Московского Государственного университета им. М.В.Ломоносова
. Владимир 2016
-
При Московском университете в 1883-85 гг. создается Психологическое общество. Оно стало центром философской жизни России. Его членами были: - философы и психологи: Н.Я.Грот, Вл.Соловьев, Л.М.Лопатин, С.Н. и Е.Н.Трубецкие, И.А.Ильин, и др.; - историки : В.И.Герье, В.О.Ключевский, П.Н.Милюков и др.; - представители естественнонаучных дисциплин, в том числе, психиатры С.С.Корсаков, А.А.Токарский, В.П.Сербский, Г.И.Россолимо, С.А.Суханов, физиолог И.М.Сеченов. Тем самым, начиная с 80-х гг. ХIХ в. в Московском университете складывается система университетского психологического образования и научных исследований. Из Истории становления Психологического факультета МГУ
-
Из Истории становления Психологического факультета МГУ
В.А.Вагнер (1849-1934) На естественном отделении физико-математического факультета деятельностью В.А.Вагнера (1849-1934) и А.Н.Северцова (1866-1936) была основана крупная университетская научная школа сравнительной психологии. А.Н.Северцов (1866-1936) Северцов основал научную школу эволюционной морфологии, выступил автором фундаментальных трудов по теории эволюции. Для психологии особое значение имеет его книга «Эволюция и психика» (1922).
-
И.М.Сеченов (1829-1905) Традиционно психологическая мысль в Московском университете развивалась также на медицинском факультете. В 90-е годы ХIХ в. здесь работал выдающийся русский ученый и педагог физиолог И.М.Сеченов (1829-1905). С Московским университетом связаны годы учебы Сеченова на медицинском факультете (1851-1856) и последний период его творчества (1889-1901) как профессора кафедры физиологии, где он вел большую научную и педагогическую работу.
-
Врачи-психиатры, многие из которых были членами Психологического общества, в своей деятельности обращались к фактам душевной жизни, пытаясь объяснить их как проявление всей личности. С.С.Корсаков (1854-1900), А.А.Токарский (1859-1901), А.Н.Бернштейн (1870-1922), Н.А.Вырубов (1869 – 1916), В.П.Сербский (1858-1917), П.Б.Ганнушкин (1875-1933), невропатолог Г.И.Россолимо (1860-1928) – все воспитанники университета, выпускники медицинского факультета - внесли большой вклад в исследование психологических проблем. С.С.Корсаков (1854-1900) А.Н.Бернштейн (1870-1922) Г.И.Россолимо (1860-1928)
-
Факультет психологии Московского государственного университета существует в качестве самостоятельного с 1966 года.В настоящее время в состав факультета психологии входят 11 кафедр: 1) Общей психологии; 2) Психологии личности; 3) Психофизиологии; 4) Социальной психологии; 5) Психологии труда и инженерной психологии; 6) Нейро- и патопсихологии; 7) Возрастной психологии; 8) Психологии образования и педагогики 9) Методологии психологии 10) Психогенетики 11) Экстремальной психологии и психологической помощи
-
Главный корпус Факультета Психологии МГУг.Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9.
В состав факультета психологии так же входят 5 научных лабораторий: 1) Психологии профессий и конфликта; 2) Психологии восприятия; 3) Нейропсихологии; 4) Психологии труда; 5) Психологии общения Кроме того, при факультете действуют: 1) Центр переподготовки научных и преподавательских кадров МГУ (по психологии); 2) Учебный центр по переподготовке работников вузов в области психолого-педагогических основ учебного процесса в высшей школе; 3) Отделение второго высшего и дополнительного образования 4) Школа юного психолога.
-
Факультет психологии Московского Государственного университета им. М.В.Ломоносова
Современная московская психологическая школа представлена различными направлениями. Определение «московская» относится к психологам и школы С.Л. Выготского, и школ Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия (их называют также одним именем — школа Выготского - Леонтьева - Лурия).
-
Лев Семенович Выготский(1896—1934).
Один из основоположников советской психологии, Выготский внес огромный вклад в разработку ее методологических основ; он создал культурно-историческую концепцию в психологии, которая получила дальнейшее развитие в общепсихологической теории деятельности, разработанной А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурией, П. Я. Гальпериным, Д. Б. Элькониным и др.
-
Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского.
В рамках деятельностного подхода Л.С.Выготским была создана культурно-историческая концепция. Суть культурно-исторической концепции можно выразить следующим образом: поведение современного культурного человека является не только результатом развития с детства, но и продуктом исторического развития. В процессе исторического развития изменялись и развивались не только внешние отношения людей, отношения между человеком и природой, изменялся и развивался сам человек, менялась его собственная природа. В рамках детской психологии Л. С. Выготским был сформулирован закон развития высших психических функций, которые возникают первоначально как форма коллективного поведения, форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка. Высшие психические функции формируются прижизненно, образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества. Развитие высших психических функций связано с обучением в широком смысле слова, оно не может происходить иначе, как в форме усвоения заданных образцов, поэтому это развитие проходит ряд стадий.
-
Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского (продолжение)
Л. С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка: Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой темп, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве. Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой. Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. С этим законом связана гипотеза Л. С. Выготского о системном и смысловом строении сознания. Закон развития высших психических функций. Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность; они формируются прижизненно, образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества. Развитие внешних психических функций связано с обучением в широком смысле слова, оно не может происходить иначе как в форме усвоения заданных образцов, поэтому это развитие проходит ряд стадий. Специфика детского развития состоит в том, что оно подчиняется не действию биологических законов, как у животных, а действию общественно-исторических законов. Биологический тип развития происходит в процессе приспособления к природе путем наследования свойств вида и путем индивидуального опыта. У человека нет врожденных форм поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности.
-
-
Александр Романович Лурия(1903—1977)
Развитие психологической системы Л. С. Выготского стало делом жизни выдающегося психолога А. Р. Лурии (1903—1977А. Р. Лурия является создателем советской школы нейропсихологии. В его исследованиях изучается развитие форм деятельности, в особенности перестройка деятельности, основанная на формальном образовании и социальном опыте, вызывали качественные изменения а процессах мышления. работе.
-
Теория А.Р. Лурия о системной динамической локализации высших психических функций.
Высшие психические функции (ВПФ) – сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами, подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности. 1. ВПФ формируются в процессе онтогенеза; 2. ВПФ опираются на вспомогательные средства, т.е. опосредовано с помощью знаковых систем; 3. ВПФ всегда связаны с отражением внешнего мира в предметной деятельности. Таким образом, локализация ВПФ – это сложная система совместно работающих зон мозга, каждая из которых вносит свой вклад. Эти зоны могут располагаться различным образом. Локализация ВПФ связана с деятельностью трех функциональных блоков: 1. Блок регуляции уровня общей и избирательной активности мозга / блок регуляции тонуса и бодрствования – С физиологической точки зрения бодрствование – оптимальный очаг возбуждения в коре. В НС 2 процесса: возбуждение и торможение. Возбуждение передается по принципу «все или ничего», «закон силы», и зависит от раздражителя. Первый блок образован неспецифическими структурами ретикуляции формации ствола мозга, структурами среднего мозга, диэнцефальных отделов ствола, лимбической системы, медиобазальными отделами коры лобных и височных долей мозга.
-
Теория А.Р. Лурия о системной динамической локализации высших психических функций (продолжение)
2. Блок приема, переработки и хранения информации. Мозговые аппараты – в задних отделах коры больших полушарий (височные + теменные доли). Нейроны работают по закону «все или ничего». Высокая модальная специфичность: прием, переработка слуховой, зрительной, кожно-кинестетической информации. Все доли имеют первичные, вторичные и третичные поля. ПЕРВИЧНЫЕ обрабатывают информацию на уровне ощущений (все нейроны модально-специфичны, работают по принципу «все или ничего», раздражение вызывается только определенным раздражителем). ВТОРИЧНЫЕ – на уровне восприятий (менее модально-специфичны, преобладают ассоциативные нейроны). ТРЕТИЧНЫЕ – на уровне представлений: ассоциативные зоны (это зоны перекреста всех анализаторов, большое количество мультимодальных нейронов). 3. Блок программирования, регуляции и контроля деятельности (блок – двигательный анализатор). Образован моторными, премоторными и префронтальными отделами коры больших полушарий. Прежде чем приступить к деятельности, человек ее планирует (лобная кора), из-за чего здесь функционирует наоборот: импульс идет от третичных – к вторичным – к первичным полям. Все три блока работают во взаимодействии друг с другом, для того что бы деятельности протекала нормально, должны быть сохранены все три блока.
-
-
Алексей Николаевич Леонтьев (1903—1979)
А.Н. Леонтьев (1903—1979) создает научную школу, центральным для которой стало понятие деятельность Леонтьев рассматривал деятельность как главную образующую психики, движущую силу ее развития, опережающую на «один шаг» необходимый для ее обеспечения уровень психической жизни. Деятельность же является и методом, позволяющим диагностировать появление психики, ее развитие и качественные изменения. Целью исследований стала разработка структурного анализа деятельности, выделение в ней компонентов и уровней, которые образуют систему, функционирующую как целое. Раскрывая суть различий между значением и смыслом, Леонтьев выявил и различия между объективным опытом, накопленным в процессе общественного развития и запечатленным в слове, и личностным смыслом тех событий, которые переживаются субъектом. В обобщающей работе «Деятельность. Сознание. Личность» (1975) особое внимание уделиляется системному характеру деятельности, ее внутренним переходам и превращениям, которые, однако, не являются спонтанными, а включены в целостную систему жизнедеятельности человека. Важным моментом этой работы стал анализ образующей личность иерархии мотивов, ее структурированности и связи с миром. Раскрывая динамику формирования мотивов, превращения «знаемых» мотивов в «реально действующие», а также взаимосвязь мотивов и целей, Леонтьев доказывал ведущее значение культуры, межличностного общения для сложного процесса восхождения от индивида к личности. В этом же ряду стоят его исследования психологических механизмов восприятия искусства, передающего личностные смыслы от творца к слушателю. Разработанная Леонтьевым общепсихологическая теория деятельности является важнейшим достижением советской психологической науки, а сам Леонтьев -крупным теоретиком, одним из создателей советской психологии.
-
Теория деятельности А.Н.Леонтьева
Теория деятельности или деятельностный подход — школа советской психологии, основанная А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном на культурно-историческом подходе Л. С. Выготского. Теория деятельности — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Время создания теории деятельности — 1920—1930 гг. Рубинштейн и Леонтьев разрабатывали теорию параллельно и независимо друг от друга. При этом они опирались на труды Л. С. Выготского и на философскую теорию К. Маркса, поэтому в их работах много общего. Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание. На основе этого положения формируется основной принцип: «единство сознания и деятельности». Психика и сознание, формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание — это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство (но не тождество). Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается. Сознание не просто «проявляется и формируется» в деятельности как отдельная реальность – оно «встроено» в деятельность и неразрывно с ней. А.Н.Леонтьев.
-
Теория деятельности А.Н.Леонтьева (продолжение)
-
Пётр Я́ковлевичГальпе́рин (1902 – 1988)
П.Я.Гальперин – выдающийся советский психолог, заслуженный деятель науки РСФСР (1980). Доктор психологических наук (1965), профессор (1967). Ввёл в деятельностную психологию систематическую разработку ориентировки к будущему действию и создал на этой основе теорию планомерно-поэтапного формирования умственных действий.
-
Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина
Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий — одна из наиболее известных теорий в советской и российской педагогической психологии, созданная Петром Яковлевичем Гальпериным. Теория раскрывает механизмы, закономерности и условия формирования элементов психической деятельности. Данная теория предусматривает раскрытие внутренней структуры действия, которая недоступна для прямого внешнего наблюдения, но объективно существует. Годом создания теории принято считать 1952 год, когда П. Я. Гальперин заявил о своей теории, представив ее как «гипотезу формирования умственных действий». Основу теории составило представление о существовании генетической зависимости между психическими операциями и внешними практическими действиями. Данное положение предполагает, что мышление ребенка развивается через связь с предметной деятельностью (непосредственными манипуляциями с предметами). П. Я. Гальперин считал, что внешнее действие, постепенно превращается во внутренне действие, проходя при этом ряд последовательных этапов, каждый из которых составляет основу для последующего этапа.Система планомерно-поэтапного формирования умственных действий включает четыре подсистемы: - условия формирования адекватной мотивации - условия обеспечения приобретения действием требуемых свойств - условия формирования полноценной ориентировочной основы действия - условия, обеспечивающие перенос действия в умственный план
-
Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина (продолжение)
Согласно теории П. Я. Гальперина в процессе формирования умственного действия можно выделить шесть этапов: Этап мотивации (создание личностного отношения к усвоению действий). Формирование ориентировочной основы будущего действия. Ключевым моментом второго этапа является ознакомление на практике с составом будущего действия и итоговыми требованиями к действию Этап материальных (с реальными предметами) или материализованных (с предметами-заместителями) действий. На данном этапе происходит практическое освоение действия с использованием предметов. Этап внешнеречевых действий. На этом этапе действие продолжает осваиваться уже без опоры на реальные предметы. Начинается процесс интериоризации внешнего действия (перенесения во внутренний план). По мнению П. Я. Гальперина такой перенос действия в речевой план означает не просто его озвучивание, но его речевое выполнение. Этап внешней речи про себя. На пятом этапе выполнение действия уже не требует внешней речи — процесс выполнения действия полностью переносится во внутреннюю речь (речь «про себя»). Этап умственных действий. На последнем этапе процесса формирования умственных действий завершается его переход во внутренний план (действие для своего выполнения уже не требует речевой основы). При этом действие подвергается существенным преобразованиям: оно сокращается, автоматизируется и уходит из сферы сознания. На каждом из выделенных этапов действие выполняется изначально в развернутой форме, но постепенно «свертывается» (сокращается).
-
Блю́маВу́льфовнаЗейга́рник (1900 – 1988) — выдающийся советский психолог, основатель отечественной патопсихологии.
Широко известен результат дипломной работы Б.В.Зейгарник, выполненной под руководством Курта Левина в Берлинском университете, где она показала, что незавершённые действия запоминаются лучше, чем завершённые («эффект Зейгарник»). С1931 года работала в психоневрологической клинике Всесоюзного института экспериментальной медицины в сотрудничестве с Л. С. Выготским. Зейгарник — одна из создателей факультета психологии МГУ, кафедры нейро- и патопсихологии. Выдающийся вклад Блюмы Зейгарник в разработку психологических проблем был оцененАмериканской психологической ассоциацией, присудившей ей премию имени Курта Левина (1983). В СССР ей была присуждена Ломоносовская премия I степени (1978). Эффект Зейгарник — психологический эффект, заключающийся в том, что человек лучше запоминает прерванные действия, чем завершённые. Б.В.Зейгарник изучала данную закономерность в рамках нарушений мотивационного компонента памяти, впоследствии эффект приобрёл название, связанное с её именем. Исследования в этой области были темой дипломной работы Б.В.Зейгарник. Согласно исследованию доступ к следам памяти облегчается при сохранении напряжённости, которая возникает в начале действия и не разряжается полностью при неполном его завершении. В её экспериментах творческую деятельность детей прерывали и предлагали им другое занятие. В случае нереализованности остатка потенциала дети при первой возможности стремились завершить неоконченное дело.
-
Хомская Евгения Давыдовна (1929 - 2004) Цикл фундаментальных работ по нейропсихологии За 40 лет существования, в качестве самостоятельного, Факультет психологии МГУ заслужил признание как один из ведущих психологических центров мира. Трудами ученых факультета были положены основы новых перспективных научных направлений в психологии, сформировались и успешно работают научные школы, получившие признание в психологическом научном сообществе. Особо были отмечены следующие фундаментальные разработки виднейших ученых работавших и работающих на факультете:
-
Андреева Галина Михайловна (1924 – 2014) Её учебный комплекс «Социальная психология», выдержал пять изданий в нашей стране (1980, 1988, 1994, 1998, 2004, последний на сегодняшний день тираж вышел в 2014 году), выпущен в форме аудиоучебника (2008), а также переведен на многие языки мира. Цветкова Любовь Семеновна (род. 1929). Цикл работ работы в области афазиологии и нейропсихологии. Особо были отмечены следующие фундаментальные разработки виднейших ученых работавших и работающих на факультете:
-
Решетова Зоя Алексеевна (род 1918 г.) цикл работ "Формирование системного мышления и общего механизма усвоения знаний в обучении". Талызина Нина Федоровна (род. 1923 г.) цикл работ "Деятельностная теория учения и обучения». Особо были отмечены следующие фундаментальные разработки виднейших ученых работавших и работающих на факультете:
-
Целый коллектив ныне здравствующих сотрудников Факультета психологии МГУ: профессор Л.И.Айдарова, доцент И.А.Володарская, профессор И.И.Ильясов, профессор Л.Ф.Обухова, профессор А.И.Подольский, профессор З.А.Решетова, профессор Н.Г.Салмина во главе с профессором Н.Ф.Талызиной: «За вклад в разработку деятельностного подхода к развитию психики» имеющий большое значение для возрастной и педагогической психологии удостоены Премии Президента России в области образования за 1997 год (в 1998 г.).
-
Спасибо за внимание !
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.