Содержание
-
Предмет, задачи и методы истории психологии
Вводная лекция
-
Рекомендуемая литература
А.Н. Ждан «История психологии от античности до наших дней» - М., 2007 П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан «История психологии, 20 век». Хрестоматия – М., 2005 А.В. Морозов «История психологии» – М., 2007
-
Основные темы курса История психологии
Предмет, задачи, методы и методология истории психологии Психология в недрах философии Психология как самостоятельная наука Современная философия и ее влияние на психологическую мысль 20-го века История юридической психологии
-
Зачем нам «история психологии»?
«История вопроса непосредственно переходит в постановку проблемы исследования. Последняя должна органично вытекать из первой. Глубина, фундаментальность этой части исследования является в настоящее время одним из необходимых условий, определяющих научную ценность данной работы»…. Материал более отдаленной и даже совсем далекой истории «не отрицается полностью, понимание его ограниченности не препятствует частичному включению его в более широкую систему знаний» Б.М. Теплов
-
В полной мере историческое прошлое может служить настоящему только в случае, если оно используется в целях решения актуальных проблем
«….я считаю, что некоторые вопросы, имеющие огромное значение для перестройки теорий современной психологии, могут быть разрешены и более точно сформулированы с помощью такого сравнения, которое обеспечит взгляд, выходящий за рамки трудностей сегодняшнего дня» К.Левин «Конфликт межу аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии»
-
К истории психологии обращались:
Л.С. Выготский П.Я. Гальперин М.Г. Ярошевский-обращение к истории - это «творческий диалог с прошлым» Д.Н. Узнадзе, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев , Б.М. Тепловсоздавали свои теории в постоянном споре с основными психологическими направлениями
-
История психологии- специальная область исследования, изучающая движение психологии на протяжении всего пути ее исторического развития 1) Понимание различных теорий и направлений современной психологии 2) Понимание современной ситуации в психологической науке 3) Формирования новых точек зрения с учетом и на основе традиций и достижений прошлого 4) Образовательное значение
-
Предмет истории психологии
В истории психологии изучается не сама психическая реальность, а представления о ней Задача истории психологии - это воссоздание исторической научной психологической мысли, анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике, что должно дать полную и связную картину их развития и роста
-
Концепции истории психологической науки
«Zeitgeist»(Э. Боринг) – «дух времени» Сущность концепции: Для каждого конкретного момента характерна определенная атмосфера мнений (духовный климат эпохи), под воздействием которой находится мышление исследователя. Открытие не делается до тех пор, пока для него не готово время, и происходит тогда, когда подготовлено временем Способствует и одновременно препятствует научному прогрессу Обращает внимание на необходимость учета традиций в науке при рассмотрении происходящих в ней изменений и выявляет безусловно важный фактор в ее развитии
-
Парадигмальная концепция Т. Куна Сущность концепции: Социальные и культурные процессы порождают парадигмы как «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений» Когда внутри парадигмы возникают аномалии - факты, не совместимые с этой парадигмой, они генерируют кризис. Происходит научная революция и на смену ставшей неадекватной парадигме приходит новая История психологии плохо укладывается в эту концепцию, в психологии сложно выявить наличие общепризнанной парадигмы
-
Стремление выявить общие основания и установки в развитии психологии (парадигмы) – устойчивая тенденция в методологии историко-психологических исследований. Под углом зрения этих диспозиций проводится систематизация и обобщение психологических фактов и теорий - Детерминизм-индетерминизм - Элементаризм-холизм - Эмпиризм-рационализм Подход выделяет важные характеристики психического, но не создает целостного исторического образа психологии как науки на каждом из ее этапов
-
подход Р. Вудвордса – «Школы в психологии» 8 основных школ Структурная психология Функциональная психология Ассоцианизм Психоанализ Персоналистическая и организмическая психология Целевая (гормическая) психология Бихевиоризм Гештальтпсихология
-
Концепции истории психологической науки (подход Р. Вудвордса)
В каждой школе психологии выделяются: Разрабатываемые в ней проблемы Приемы Методы исследования Тенденция к размыванию границ между школами
-
Концепции истории психологической науки
Теория великих людей (Т.Карлейль, 19 в) «История мира - это.. биографии великих людей» Акцентирует внимание на роли личностиученого в развитии научного знания В психологии в русле этого подхода историю науки рассматривал американский историк Р. Уотсон Анализ соотношения биографий великих психологов и выдвинутых ими теорий
-
Выявляют реальные закономерности в развитии психологических знаний Взятые изолированно, эти подходы не охватывают исторический процесс во всей полноте его особенностей и детерминант Эклектическая позиция состоит в совместном использовании различных концепций истории психологической науки в конкретных исторических исследованиях
-
В.А. Романец - история научной психологии в связи с историей культуры Выделяется ряд крупных историко-культурных и психологических тем, прослеживается их эволюция А.В. Петровский – освещение истории психологии советского периодаво всей их сложности и в контексте исторических условий. Оценка педологии, психотехники, рефлексологии и других психологических течений психологической мысли в России
-
М.Г. Ярошевский «категориальный анализ» - как концепция истории психологии Анализ категориального аппарата, объяснительных принципов и глобальных проблем, их преобразования в ходе исторического пути развития науки Выделяются специфические конкретно-научные категории, воспроизводящие различные стороны психической реальности Образ Действие Мотив, психосоциальное отношение Личность
-
Система этих категорий вместе с объяснительными принципами (М.Г. Ярошевский) Детерминизма Системности Развития Образуют категориальный аппарат науки Категориальный анализ позволяет увидеть в меняющихся знаниях о субъективной реальности их постоянные компоненты Учитываются социокультурные условия и роль личности ученого в развитии психологического знания Оппонентный круг ученого – все авторы, в полемике с которыми генерируются новые идеи
-
П.Я. Гальперин – вопрос о предмете изучения А.Н. Ждан – история психологии как процесс становления ее предмета История психологии -процесс непрерывной трансформации ее предметной области, в контексте вызвавших его причин и условий Каждое новое понимание предмета психологии – это открытие нового аспекта в психологической реальности, приближающее к новому более полному пониманию этой реальности
-
Периодизация истории психологии
«Психология имеет долгое прошлое, но очень краткую историю» (Г. Эббингауз) Различают 2 больших периода Психологические знания развивались в недрах философии и других наук (естествознание, медицина) – с 6 в. До н.э. по середину 19 века Развитие психологии как самостоятельной науки – с середины 19 века по настоящее время Чем глубже в историю уходит то или иное представление о предмете психологии, тем продолжительнее его жизнь в науке.
-
Движущие силы и причины исторического развития психологических идей
«Закономерность в смене и развитии идей, возникновение и гибель понятий, даже смена классификаций и т.д. – все это было объяснено на почве связи данной науки: С общей социально-культурной подпочвой эпохи С общими условиями и законами научного познания С теми объективными требованиями, которые предъявляет к научному познанию природа изучаемых явлений на данной стадии их исследования» Л.С. Выготский
-
Понятие о внутренней и внешней истории науки (И. Лакатос) Внутренняя история - та ее часть, которая вычленяется, опираясь на собственные критерии научности, стандарты рациональности. Научное знание неотделимо от культуры в целом Детерминирующее воздействие на ее развитие оказывают только когнитивные факторы, наука обладает своей внутренней историей (интерналистский подход)
-
экстерналистский подход - историю науки нельзя объяснить без обращения к социальным факторам Необходимо использовать эти факторы при реконструкции исторического процесса развития науки Сложно провести границу между внутренней и внешней историей науки
-
Характер влияния социокультурного окружения на развитие психологии 1) исторический фон 2) Особая ситуация развития в науке в изучаемый период (взаимосвязь психологии с другими науками) Эти науки накапливали психологические знания (связь языка и мышления - А. Потебня, В. Гумбольдт) Психология заимствует методы или разрабатывает свои под влиянием других наук (Вундт заимствовал метод эксперимента из физиологии органов чувств) Использование научной методологии (развитие механики в 17-18 веке – развитие механистической модели поведения животных - Р. Декарт) Так как история развития психологии происходит во взаимосвязи с другими науками и обусловлена социокультурными факторами, необходимо раскрыть собственную логику развития ее идей как объективный процесс
-
Развитие психологии в рамках философии
VIв. до н.э. -V в. н.э. Предмет изучения - Душа Формирование двух направлений ~ материализма и идеализма в объяснении происхождения и проявлений души. Первые эмпирические знания о психических процессах и явлениях: ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон, экстаз). Формирование учений о темпераменте и характере. Выделение проблем: «душа и тело»; «врожденное - приобретенное»; «аффект — интеллект». Указание на внутреннее чувство как способ познания
-
V-XIII вв. предмет изучения -Развитие учения о душе в рамках философских учений и на базе медицинских знаний Формирование томистской психологии. Начало опытной методологии исследования души.
-
XIV-XVI вв. Дальнейшее развитие учения о душе в контексте роста ана-томофизиологических знаний и великих открытий XIV-XVI вв. Отказ от души как предмета исследования и объяснительного принципа телесных и психических явлений. Введение термина «психология»
-
XVII –середина XIX вв. Внутренний опыт как данные самонаблюде-нию явления сознания Формирование эмпирической интроспективной и ассоцианистской психологии. Понятие о бессознательной психике. Возникновение психофизической и психофизиологической проблем. Идея рефлекса
-
Развитие психологии как самостоятельной науки
Начало XIX- 60-е гг.XIXв. Деятельность нервной системы и органов чувств. Соотношение между физическим и психическим. Измерение скорости протекания психических процессов. Исследование рефлекторных механизмов поведения. Гипнотические явления. Локализация психических функций в мозгу. Соотношение между мозгом и душевной жизнью. Возникновение и развитие психики 1) Формирование естественно-научных предпосылок психологии как самостоятельной науки. 2) Экспериментальный метод. Факты и теории ощущений и восприятий. 3) Формирование психофизики. 4) Формирование психометрии. 5) Учение о рефлексе. 6) Бессознательная психика. 7)Френология Галля. 8)Теории локализации психических функций. 9)Теории психофизиологического параллелизма и взаимодействия. 10)Биогенетический закон. 11)Генетический метод. 12)Возникновение 3-х областей генетической психологии: зоопсихологии, детской и исторической психологии. 13) Понимание психики как средства адаптации к среде
-
60-е гг.XIX в. – конец XIX в. Непосредственное содержание опыта. Психические акты и психические функции. Психика и сознание в связи с их адаптивной функцией в поведении 1) Проникновение экспериментальных методов в психологию. 2) Формирование теоретических программ психологии: структурализм, психология акта, функционализм. 3) Раскол психологии на индивидуальную физиологическую, ориентированную на естествознание, и духовно-научную, ориентированную на историю и культуру. 4) Возникновение прикладных исследований в психологии. 5) Возникновение новых областей психологии
-
10-е гг. - середина 30-х гг. XX в Поведение. Целостные психические структуры. Бессознательное. Сознание в его общественно-исторической обусловленности. Смысловая структура душевной жизни в соотношении с исторически возникшими ценностями. Установка. Развитие высших психических функций. Смысловое и системное строение сознания. Психологическое исследование деятельности 1) Возникновение школ в зарубежной науке: бихевиоризм, психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология, гештальтпсихология, французская социологическая школа, понимающая психология и др. 2) Возникновение советской психологии: теория установки, поведенческие направления, культурно-историческая теория, теория деятельности. 3) Развитие естественно-научных знаний о физиологических механизмах психической деятельности и движений. Физиология активности. Теория функциональных систем. 4) Развитие психотехники и педологии в отечественной и зарубежной психологии
-
Конец 30-х- 50-е гг. XX в. Эволюция в рамках базисных подходов предшествую-щего периода Эволюция научных школ периода открытого кризиса. Необихевиоризм, неофрейдизм. Возникновение новых отраслей и направлений: генетическая психология, персоналистические концепции личности и др. Дискуссии в советской психологии (о перестройке науки на основе павловского учения, о теории установки). Развитие теории деятельности в советской психологии. Возникновение теории поэтапного формирования умственных действий и понятий
-
60-е гг. XX в.- конец XX в. Продолжение развития ранее выявленных предметных областей. Процесс ориентировки. Когнитивные структуры и их роль в поведении. Личность Возникновение новых направлений в зарубежной психологии: гуманистическая психология, логотерапия, когнитивная психология. Дискуссии в советской психологии о предмете психологии, по проблемам бессознательного, общения и др. Теоретические и экспериментальные исследования в отечественной науке в русле психофизиологических школ, деятельностного подхода, концепции формирования умственных действий и понятий, комплексного человекознания
-
Принципы историко-психологического анализа
Принцип историзма– рассмотрение того или иного отрезка прошлого во всей полноте его конкретного содержания, в системе соответствующих социокультурных условий, как детерминированного общей ситуацией в науке и изучаемого в сопоставлении с предшествующими знаниями Раскрытие нового, содержащегося в рассматриваемом знании и неизбежной ограниченности любого этапа в развитии знания по сравнению с более поздними этапами «… все имело смысл для своего времени, было результатом исторической необходимости и органически входило в общечеловеческий прогресс мысли» Лосев А.Ф.
-
Презентизм– ограничивает историческое исследование лишь тем, что имеет значение для настоящего этапа развития науки Вместо изучения исторического процесса развития науки выделяет лишь такие фрагменты его содержания, которые наиболее соответствуют современным взглядам Приводит к модернизации исторического процесса и противоречит принципу историзма
-
Антикваризм – рассматривает прошлую историю безотносительно к задачам современности, как нечто застывшее и окаменевшее «Чистая история» - простая регистрация фактов Не вписывается в практику современного научного исследования История науки – музей
-
Принцип детерминизма (М.Г. Ярошевский) Требует раскрытия способа причинного объяснения психического как обусловленного порождающими его факторами В истории представлены различные типы детерминизма Предмеханистический Механистический Биодетерминизм Психодетерминизм Социодетерминизм Все они противоречат индетерминизму в трактовке психических явлений как якобы возникающих случайно
-
Эмпиризм– описательность в представлении исторического материала «эмпиризм в истории проявляется не в том, чтобы обращаться к фактам, а в том, как обращаться с ними, в беспомощности перед лицом фактов» Гулыга А.Н. Объективизм-субъективизмв исторической науке 1) Научные концепции вне их реальной социальной роли 2) Необъективность в оценках прошлого, игнорирование фактов и личностей – искажение представлений о пути развития науки
-
Методы истории психологии
Основная задача методов и методик исторического исследования – изыскание источников, а затем внутренняя организация, систематизация исследуемого материала, который включает факты,теории, законы и понятия – эмпирию историко-психологического исследования Синтез эмпирического и теоретического подходов к предмету исследования Некоторые из методик заимствованы из гражданской истории, науковедения, философии – история психологии – это междисциплинарная наука
-
Историческая реконструкция, описание и критический анализ научных систем прошлого, конкретных программ получения, обоснования и систематизации психологических знаний Опора- методологические принципы исторического исследования с позиций и по отношению к достижениям и проблемам современной психологии Дает ретроспективное воспроизведение научных концепций, проблем, исследовательских методов в их исторической последовательности и в соответствии с логикой предмета
-
Историко-научная реконструкция включает: Анализ знания в социальном контексте (без крена в социологический анализ) Психологические школы Архивные материалы Интервьюирование “oral history” Биографические и автобиографические методы Анализ научных ссылок
-
Изучение научных школ является важным источником понимания механизма развития науки, поскольку позволяет раскрыть саму деятельность по производству знаний в контексте межличностных отношений, характер научного общения внутри школы, включая такие формы взаимодействия между ее членами в процессе совместного труда, как столкновение мнений, взаимная критика и т.д. Интервьюирование – дает возможность изучить творческие механизмы процесса порождения научного знания, генезис научных интересов и.т.д. (беседа по заранее подготовленному исследователем перечню вопросов, направленных на получение матеиалов в соответствии с конкретной задачей исследования – структурированное интервью) Биографический и автобиографический метод – воссоздают атмосферу реальной жизни, источник знаний о духовном развитии ученого, этапах его научного труда (уникальный материал о жизни людей науки и научном творчестве – «самоактуализирующиеся личности 0 А. Маслоу) Анализ научных ссылок – информация о связях научных направлений, переднем крае науки и тенденция ее развития. Изучение состояния и динамики научного исследования. «Частота цитирования»
-
Источники истории психологии
1) Все материалы, которые отражают исторический процесс накопления психологических знаний, прежде всего, труды психологов прошлого, а также философов, в которых исследуются психо-логические проблемы 2) Общественная практика (медицина, обучение и воспитание, юридическая практика, материальное производство) 3) Естествознание (физика, химия, астрономия), языкознание, этнография, антропология – необходимость обращения при анализе истории психологии к анализу истории других наук Проблемы, связанные с изысканием и использованием источников, составляют особую область – источниковедение истории психологии
-
Предмет, задачи и методы истории психологииТемы семинарского занятия №1(эссе или «мысли вслух»)
1) Научный, психологический, образовательный и субъективно-личностный смысл истории психологии 2) Анализ различных концепций истории психологической науки (концепции перечислены в лекции), зарубежных и отечественных авторов 3) Концепция «категориального анализа» М.Г. Ярошевского 4) Подход к истории психологии, А.Н. Ждан 5) Движущие силы и причины исторического развития психологических идей 6) Принципы историко-психологического анализа 7) Методы истории психологии 8) Источники знаний по истории психологии
-
ПОСЛЕ ПАРЫ – ЗА УЧЕБНИКОМ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ - В БИБЛИОТЕКУ!!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.