Содержание
-
Проективные методики
Работу выполнили студентки ФПП 3 курса 3 группы Мулина Екатерина и Руссу Юлия
-
Проективный метод (от лат. projectio — выбрасывание вперед) — один из методов исследования личности.
-
В их основе лежит принцип психологической проекции, согласно которому испытуемый проектирует, то есть отражает (или выражает) на достаточно неструктурированный стимульный материал (цвета, сказочные персонажи, пятна неопределенной формы и т.п.) свои неосознаваемые или скрываемые психологические потребности, комплексы, вытеснения, переживания, мотивы. Подобное проектирование проявляется в виде субъективного упорядочения стимульногоматериала или придания ему личностного смысла.
-
Традиционно считается, что исследованиями, предвосхитившими создание проективных тестов, были работы В. Вундта и Ф. Гальтона. Именно им принадлежит честь первого использования метода свободных ("словесных") ассоциаций. Также в этом направлении работали такие психологи как К. Г. Юнг, Г. Кент и А. Розанов, Д. Рапапорт, Герман Роршах, В. В. Абрамов, Дж. Келли, Д. Кроут, Т. Канн.
-
Понятие проекции для обозначения метода исследования ввел Л. Фрэнк. Проективные методики используют для изучения структуры мотивации, активности личностной особенности, восприятия характерологических особенностей социальных отношений, межличностных и внутриличностных отношений.
-
Важнейшая отличительная особенность проективных методик заключается в том, что в них используют неопределенные или слабоструктурированные стимулы, создающие наиболее оптимальные условия для проявления внутреннего мира человека. Однако, исследования, обращенные к анализу роли стимула в проективной технике, показывают, что ошибочно полагать каждую реакцию обследуемого личностно обусловленной,
Несмотря на это, в современном мире усиливается интерес к проективным методикам как к одним из важнейших психологических инструментов познания личности. поскольку объективные параметры стимулов принимают непосредственное участие в формировании ответов.
-
Различают несколько групп проективных методик
Конститутивные Конструктивные Интерпретативные Катарсические Экспрессивные Импрессивные Аддитивные
-
Конститутивные- методики, заключающиеся в предъявлении какого-либо неупорядоченного материала (Например, пятен Роршаха), которому требуется придать субъективный смысл (даже по отдаленным ассоциациям)
-
Конструктивные- методики конструирования, которые заключаются в предъявлении отдельных деталей, из которых можно составить различные целостные картинки, а также в придумывании рассказа по отдельным фрагментам или после заслушивания звуков, шума (например, тест Мира)
-
Интерпретативные- методики (например, ТАТ и др.), в которых необходимо истолковать какие-либо события, изображенные на картинках.
-
Катарсические- реализуются в игровой, специально организованной деятельности (например, психодрама)
-
Экспрессивные- методики рисования на свободную или заданную тему (например, тест «Дом- дерево- человек», «Несуществующее животное»)
-
Импрессивные- основаны на предпочтении тех или иных стимулов (например, тест цветовых выборов Люшера)
-
Аддитивные- реализация предполагает завершение какого-либо рассказа, предложения (например, Методики завершения предложений)
-
Исследователи выделяют ряд признаков, присущих проективным методикам:1) относительная свобода в выборе ответа и тактики поведения испытуемого;2) отсутствие внешних показателей оценочного отношения к испытуемому со стороны экспериментатора;3) обобщенное оценивание взаимоотношения личности с ее социальным окружением или интегральная диагностика ряда личностных свойств, а не измерение какой-либо отдельной психической функции.
-
Тест Роршаха
Является одной из самых популярный проективных методик за рубежом. Стимульный материал его состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными, слабоструктурированными изображениями (так называемые пятна Роршаха)
-
Полученные ответы формализуются с помощью специально разработанной системы символов по основным счетным категориям: 1) Локализация (в ответе фигурирует все изображение или отдельные его части) 2) Детерминанты (учет доминирующей в описании формы изображения, цвета, формы совместного с цветом и т.д.) 3) Уровень формы (оценка того, насколько адекватная форма изображения в ответе) 4) Содержание (ответы касаются людей, животных, неодушевленных предметов и т.д.) 5) Оригинальность- популярность.
-
Помимо диагностики общей направленности личности, тест позволяет получить данные о степени реалистичности восприятия действительности, эмоциональном отношении к окружающему миру, тенденции к беспокойству, тревожности.
-
Тест цветовых выборов Люшера
Основан на экспериментально установленной зависимостимежду предпочтением человеком определенных цветов (оттенков) и его текущим психологическим состоянием. В классическом варианте представлен в двух основных формах: полный (73 цветовые таблицы) и краткий , использующий 8 цветов. В классическом варианте представлен в двух основных формах: полный (73 цветовые таблицы) и краткий , использующий 8 цветов.
-
Тест базовых влечений Сонди
Для измерения интенсивности проявления этих влечений Сонди разработал тест, в котором в качестве стимульного материала используются 48 фотографий людей, имеющих соответствующие базовым влечениям заболеваний.
-
Ряд базовых влечений:
Гермафродизм (сексуальная недифференцируемость) Садо-мазохизм Эпилептоидность Истероидность Шизоидность Паранойяльнойсть Депрессивность Маниакальность
-
Тест Розенцвейга
Является проективной методикой исследования личности. В качестве стимульного материала используются 24 рисунка, на которых изображены лица во фрустрационной ситуации преходящего типа.
-
Ситуации, изображенные на картинках, могут быть разделены на 2 группы:
Ситуации-препятствия Ситуации обвинения.
-
Каждый ответ оценивается с точки зрения двух критериев: направления реакции и типа реакции. 1. Экстрапунитивныереакции (реакция направлена на живое или неживое).2. Интропунитивныереакции (реакция направлена субъектом на самого себя). З. Импунитивныереакции (фрустрирующая ситуация рассматривается как малозначащая, как отсутствие чьей-либо вины или как нечто такое).
-
Тематической апперцепции тест (ТАТ)
Является методом, посредствам которого опытный интерпретатор раскрывает лишь отдельные из доминирующих импульсов, эмоций, чувств, комплексов и конфликтов определенной личности. Помогает вскрыть определяющие мотивы, которые пациент или не хотел бы, или не может открыть, потому что не осознает их.
-
Выводы: Проективные методы исследования личности, вероятно, - одна из наиболее сложных и противоречивых областей психологической психодиагностики. Это касается практически всех аспектов: конструирования проективных тестов, их адаптации, апробирования и применения, обучения квалифицированных специалистов для работы с ними. Устойчивый интерес психологов к проективной диагностике сохраняется уже более полувека.
-
Различные проективные методики широко используются в практике исследования личности во всех областях современной психологии. С их помощью не только получают какие-либо знания о личности. Нередко они служат рабочим инструментом для проверки тех или иных теоретических положений. О важности места, которое проективные методики занимают в современной психодиагностике, свидетельствуют регулярно проводимые в течение многих лет международные конгрессы, созданные во многих странах специальные научные институты и общества, публикуемые на разных языках периодические издания.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.