Презентация на тему "Происхождение термина статистика"

Включить эффекты
1 из 55
Смотреть похожие
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "Происхождение термина статистика". pptCloud.ru — каталог презентаций для детей, школьников (уроков) и студентов.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    55
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Происхождение термина статистика
    Слайд 1

    Происхождение термина статистика

    Термин «статистика» происходит от латинского слова «status», означающее «положение, состояние вещей». От корня этого понятия образовались термины stato- государство, statista - знаток государства, statistica – статистика. Впервые термин «статистика» был введен в 1749 г. М. Шмейцелем (1679-1747) (публичные лекции по политической статистике), его учеником немецким статистиком Г. Ахенваллем (1719-1772), профессором философии и права, выпустившем книгу о государствоведении, отраслью которого он считал статистику.

  • Слайд 2

    Современная организация статистики в Российской Федерации

    На основе статистической информации государство разрабатывает свою экономическую и социальную политику, оценивает ее результаты, составляет социально-экономические и криминологические прогнозы. В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции РФ официальная статистическая отчетность и бухгалтерский учет — прерогативы Федерации, требующие единых классификаторов, общеобязательных данных и форм документирования, ведения отчетности и информирования. Это значит, что они должны быть едиными в масштабах Федерации. В узком или специальном смыслестатистика – это наука, исследующая с количественной стороны массовые общественные явления.

  • Слайд 3

    Предмет исследования статистики

    Предмет исследования статистики как общественной науки – массовые явления социально-экономической жизни, статистика как наука изучает количественную сторону этих явлений в неразрывной связи с их качественным содержанием в конкретных условиях места и времени.

  • Слайд 4

    Структура статистической науки

    Общая теория статистики отраслевые статистики Экономическая статистика Социальная статистика Статистика промышленности Статистика сельского хозяйства Статистика транспорта Статистика строительства Статистика связи и др. Правовая статистика Статистика политики Демографическая статистика Статистика науки Статистика здравоохранения

  • Слайд 5

    Понятие правовой (судебной) статистики

    Правовая статистика – это основанная на общих принципах и содержании юридических наук система положений и приемов общей теории статистики, применяемых к области изучения правонарушений и мер социального контроля над ними. Предмет правовой статистики – это количественная сторона (в неразрывной связи с качественными особенностями): во-первых, правовых явлений, входящих в сферу деятельности правоохранительных органов и судов, в0-вторых,сама деятельность этих органов.

  • Слайд 6

    Отрасли (разделы) правовой статистики

    Гражданско-правовая статистика Объект изучения: количественная сторона гражданских правоотношений, рассматриваемых судом, арбитражем, нотариатом и вынесенных ими решений Уголовно-правовая статистика Объект изучения: количественная сторона преступности и мер государственного социального контроля над ней (наказания и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений) Административно-правовая статистика Объект изучения: количественная сторона административных правонарушений и мер государственного социального контроля над ними (меры административного наказания) Статистика прокурорского надзора за соблюдением режима законности Каждая отрасль правовой статистики (уголовно-правовая, гражданско-правовая, административно-правовая) подразделяются на несколько разделов в соответствии с основными стадиями уголовного, гражданского и административного процессов.

  • Слайд 7

    Статистическое наблюдение

    Статистическое наблюдение — первый этап статистического исследования — планомерное, научно организованное и систематическое получение данных (сбор сведений) о массовых явлениях и процессах социальной и экономической жизни путем регистрации существенных признаков каждой единицы их совокупности. Статистическое наблюдение может проводиться органами госу­дарственной статистики, соответствующими подразделениями правоохранительных органов (в МВД России — ГИЦ — ЗИЦ — ИЦ — учетно-регистрационные подразделения территориальных органов внутренних дел), научно-исследовательскими институтами и отдельными учеными, экономическими службами банков, фирм и т.д.

  • Слайд 8

    Любое статистическое наблюдение включает следующие этапы: -подготовительные работы, -непосредственный сбор массовых данных, -контроль за их качеством, -подготовка данных к автоматизированной обработке.

  • Слайд 9

    Подготовка наблюдения включает разработку плана его проведения, который должен содержать решение программно-мето­дологических и организационных вопросов. К программно-методологическим вопросам относятся: определение цели (задачи), объекта, единиц наблюдения, совокупности и измерения; состава признаков, подлежащих регистрации; разработка программы наблюдения и документов для сбора данных, а также выбор места и времени наблюдения. К организационным — выбор вида и способа наблюдения, опреде­ление круга лиц и организаций, отвечающих за проведение наблюде­ния, подбор, обучение и инструктаж кадров, размножение и рассылка документов первичного учета и форм статистической отчетности, установление сроков представления материалов, а также другие практически важные вопросы, связанные с проведением статистического наблюдения. Непосредственный сбор массовых данных — это заполнение стати­стических формуляров — документов первичного учета (переписных листов, статистических карточек, анкет, бланков и т.д.) и статисти­ческой отчетности. Он начинается с их рассылки и заканчивается сдачей после заполнения в органы (подразделения), проводящие на­блюдение. Полученные данные на этапе их подготовки к автоматизирован­ной обработке подвергаются проверке на качество путем арифмети­ческого и логического контроля, основанного на знании взаимосвя­зей между показателями и качественными признаками.

  • Слайд 10

    Статистическое наблюдение — первая стадия статистического исследования, представляющая собой научно-организованный сбор массовых данных об изучаемых явлениях и процессах общественной жизни и регистрация их в учетных документах для последующего обобщения. Объект статистического наблюдения — совокупность обществен­ных явлений, процессов, фактов или событий, подлежащих иссле­дованию. Объект наблюдения состоит из определенных единиц. Единица наблюдения — неделимый составной элемент изучаемой совокупности, признаки которого регистрируются в процессе ста­тистического наблюдения. Иными словами, единица наблюдения — это часть, элемент объекта наблюдения, носитель регистрируемых при наблюдении признаков. Единицей наблюдения может быть человек, факт, предмет, процесс и т.д. Например, объектом наблюдения при переписи населения явля­ется совокупность жителей страны, а единицей наблюдения — каждый отдельный человек. Цель наблюдения — получение достоверной информации об исследуемом явлении и процессе для выявления закономерностей их развития. Неясно поставленная цель может привести к тому, что в процессе наблюдения будут собраны ненужные данные или, наобо­рот, не будут получены сведения, необходимые для анализа. Главная задача (цель) статистического наблюдения для правоохра­нительных органов — регистрация каждого выявленного преступления и лица, его совершившего, в соответствующих документах первичного учета. Учет преступлений, преступников и избранных мер наказа­ния — суть статистического наблюдения преступности, основное со­держание уголовно-правовой статистики.

  • Слайд 11

    Статистическая совокупность— множество элементов, обладающих массовостью, некоторыми общими, но не обязательно системными свойствами, существенными характеристиками — однородностью, определенной целостностью, взаимозависимостью состояний отдельных элементов и наличием вариации признаков, их характеризующих. Например, в качестве особых объектов статистического исследо­вания, т.е. статистических совокупностей, могут быть: граждане какой-либо страны, региона; деятельность органов охраны правопорядка по социальному контролю над преступностью и другие явления, отражаемые основной и текущей статистикой. При этом нельзя забывать, что статистическая совокупность — это реально существующие явления, факты, объекты. Единицы статистической совокупности - элементы, множество которых образует изучаемую статистикой совокупность. Определить статистическую совокупность — значит определить входящие в нее элементы, т.е. единицы статистической совокупности. Единицы совокупности характеризуются разного рода общими свойствами, признаками, показателями примет, знаков, по которым можно узнать, определить что-либо. Отчетная единица — это источник, откуда поступает первичная статистическая информация о единицах наблюдения. В уголовно-правовой статистике — это РУВД, районный суд, районная прокуратура и т.д.

  • Слайд 12

    Программа наблюдения представляет собой научно-обоснован­ный перечень признаков (или четко сформулированных вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения (или на которые должны быть получены достоверные ответы по каждой обследуемой единице наблюдения). В программу наблюдения включаются такие вопросы и признаки, которые имеет наибольшее практическое и теоретическое значение и являются наиболее существенными для данного объекта. Вопросы программы наблюдения размещаются на специальном бланке — статистическом формуляре. Место наблюдения — это место, где должна проводиться регистрация наблюдаемых фактов, где заполняются формуляры наблюдения. Под периодом (сроком) проведения наблюдения понимается время от начала и до окончания сбора сведений. Время наблюдения — это время, к которому относятся данные собранной информации. Критической называют дату, по состоянию на которую сообща­ются сведения. Статистический формуляр — документ единого образца, содержа­щий программу и результаты наблюдения. Он может иметь разные названия: отчет, статистическая карточка, переписной лист, опрос­ный бланк, анкета и т.д. Различают две системы формуляров: инди­видуальную и списочную. При индивидуальной системе каждая карточка-формуляр предна­значается для регистрации одной единицы наблюдения и ее при­знаков. При списочной системе в одном формуляре (журнале) регистри­руются сведения о нескольких единицах наблюдения. К статистическому формуляру обычно прилагается подробная инструкция, в которой объясняются цели и задачи наблюдения, по­рядок заполнения формуляра и т.д. Формуляр и инструкция по его заполнению составляют инструментарий статистического наблюдения.

  • Слайд 13

    Объект регистрации уголовно-правовой статистики

    Объекты регистрации уголовно-правовой статистики,которые она характеризует с количественной стороны: - преступление, т.е. предусмотренное уголовным законом виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на личность, права и свободы граждан, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, окружающую среду, конституционный строй Российской Федерации, мир и безопасность человечества (ст. 2, 14 УК РФ); -преступник, т.е. вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, с которого наступает уголовная ответственность, и совершившее преступление (ст. 19, 20 УК РФ); - наказание, т.е. мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда (ст. 43, 44 УК РФ). Всем этим объектам в уголовно-правовой статистике дается ко­личественная характеристика по научно разработанным и норматив­но установленным признакам.

  • Слайд 14

    Объект регистрации гражданско-правовой статистики

    Объектами гражданско-правовой статистики являются: спор о праве гражданском (гражданское, арбитражное дело); стороны в гражданском, арбитражном процессе (истец и ответчик); судебное решение. В объект гражданско-правовой статистики ( кроме споров о праве гражданском), входят и те гражданские правоотношения, которые, не являясь предметом конкретного спора и не выступая в форме правонарушения, удостоверены в порядке нотариального или судебного производства (например, совершение протестов векселей, удостоверение факта нахождения гражданина в живых или в определенном месте, завещаний, купли-продажи строений и пр.). В показателях гражданско-правовой статистики находят отражение основные элементы гражданского правоотношения: право, обязанность, субъект права, объект. Она прежде всего учитывает виды правоотношений, рассматриваемые судом и арбитражем, — брачно-семейные, жилищные, трудовые, договорные, споры о несостоятельности (банкротстве) и другие, соответствующие наиболее важным институтам гражданского права. Значительным числом показателей гражданско-правовой статистики характеризуются субъекты прав и обязанностей (стороны в процессе), а также объект гражданского правоотношения (то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношения).

  • Слайд 15

    Объект регистрации административно-правовой статистики

    Объекты административно-правовой статистики: - административные правонарушения (проступки) — противоправные, виновные действия (бездействие) физического или юридического лица, за которые КоАП или законами субъектов Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ); - лица, совершившие административные правонарушения, достигшие к моменту его совершения шестнадцатилетнего возраста, если они были вменяемы и не действовали в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны (ст. 2.2, 2.7, 2.8 КоАП РФ). В случаях, предусмотренных КоАП (ст. 2.10) или законами субъектов РФ об административной ответственности за совершение административных правонарушений, ими установленными, административной ответственности подлежат и юридические лица; - меры административной ответственности — административные наказания, — применяемые за совершение административных правонарушений (ст. 3.1 КоАП РФ). Основными видами административных наказаний являются: предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу (ст. 3.2, 3.3. КоАП РФ). Административный арест на срок до 15 суток может быть применен лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений. Эта мера не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвали­дам I и II групп. Административный арест назначается только судьей (ст. 3.9 КоАП РФ).

  • Слайд 16

    Программа наблюдения

    Задача программы наблюдения уголовно-правовой статистики — характеристика преступности и процесса реализации государственных мер социального контроля над ней. Программа наблюдения должна подразделяться на несколько частей: 1) состояние преступности, ее структуру, динамику, причины и условия, способствующие совершению преступлений, а также личность преступника; 2) систему виктимологических показателей и других общественно опасных последствий преступности (ее «цену»); 3) деятельность органов прокуратуры; 4) деятельность органов МВД России; 5) деятельность судебных органов; 6) деятель­ность учреждений ФСИН; 7) деятельность других правоохранительных органов.

  • Слайд 17

    Программа наблюдения в гражданско-правовой статистике должна быть подразделена на две части, характеризующие своими показателями: 1) состояние гражданских правоотношений, находя­щихся на разрешении в судах, арбитраже, нотариате; структуру и динамику этих отношений; причины, способствующие нарушению гражданского законодательства; состав сторон (истцов и ответчиков) ; 2) деятельность судов, арбитража и нотариата.

  • Слайд 18

    Статистическое наблюдение

    Формы статистического наблюдения. Различают следующие организационные формы статистического наблюдения: -статистическая отчетность; -специально организованное наблюдение; -регистры; - мониторинг.

  • Слайд 19

    Статистическая отчетность

    Статистическая отчетность — предусмотренная действующим законодательством форма организации статистического наблюдения, по которой органы государственной статистики получают информацию в виде установленных отчетных документов, подписанных лицами, ответственными за достоверность сведений. Статистическая отчетность. Отчетность, являясь главным источником статистической информации, представляет собой официальный документ, содержащий занесенные в специальную форму и представленные в вышестоящие учреждения или статистические органы сведения о работе подотчетных подразделений за определен­ный период. Отчетность подразделяется на бухгалтерскую и статистическую. Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность. (см. продолжение)

  • Слайд 20

    Различают общегосударственную и внутриведомственную отчет­ность. Общегосударственная отчетность обязательна для предприятий и организаций всех форм собственности. Представляется она в органы государственной статистики. Внутриведомственная отчетностьиспользуется министерствами и ведомствами для своих оперативных нужд. Все формы статистической отчетности утверждаются Росстатом. Отчетность по формам, не утвержденным в установленном порядке, является незаконной и подлежит отмене. Постановления об утверждении форм государственной статистической отчетности, инструкций по их заполнению, методологических положений и методических указаний по вопросам статистики, признанные Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию в журнале «Вопросы статистики». Постановления об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации и указаний по их заполнению, признанные Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опублико­ванию в Международном еженедельнике «Финансовая газета». Отчетность как основная форма статистического наблюдения основана на первичном учете и является результатом его обобщения. Первичный учет — регистрация различных фактов, событий, производимая по мере их совершения, как правило, на особом документе, называемом первичным учетным документом.

  • Слайд 21

    Утвержденная форма статистической отчетности содержит следующие обязательные реквизиты: номер формы и дату ее утверждения; название формы; отчетный период и дата представления отчетности; адреса, в которые должна представляться отчетность; наименование и адрес отчитывающейся организации, предприятия, учреждения; должности лиц, обязанных подписать отчет и ответственных за его составление. Состав и методология исчисления показателей, круг субъектов, представляющих статистическую информацию, адреса, сроки и способы ее представления, которые указываются на бланках форм отчетности и в инструкциях по их заполнению, являются обязательными для всех отчитывающихся субъектов. Ответственным за представление статистической информации является руководитель организации, ее филиала и представительства, а также лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальный предприниматель).

  • Слайд 22

    Статистическая информация составляется, хранится и представляется по установленным формам на бумажных носителях. При на­личии соответствующих технических возможностей и по согласованию с территориальным органом Росстата статистическая информация может представляться и в электронном виде. Представленная в электронном виде статистическая информация в обязательном порядке подтверждается копией, с соблюдением установленных требований, на бланке формы в течение месяца с момента передачи статистической информации. Датой представления статистической информации считается: - дата фактической передачи по принадлежности; - дата отправки почтового отправления с описью вложения; - дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи. Нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, порядка ее представления, а равно пред­ставление недостоверной статистической информации влечет наложе­ние административного штрафа в соответствии со ст. 13.19 КоАП РФ. Недостоверной статистической информацией считается непра­вильное отражение отчетных статистических данных в представлен­ных формах, вследствие нарушения действующих инструкций по их заполнению, арифметических или логических ошибок.

  • Слайд 23

    В правовой статистике (в том числе и уголовно-правовой), наблюдение проводится главным образом в форме государственной статистической отчетности, которая поступает в отделы статистики (аналитические группы, учетно-регистрационные подразделения) соответствующих органов МВД России, Прокуратуры РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Минюста России. По способам представления сведений отчетность бывает телеграфной, телетайпной и почтовой, по содержанию — типовой и специализированной. Типовые формы отчетности содержат одни и те же показатели для всех предприятий и организаций данной отрасли и всех отраслей народного хозяйства. В специализированной отчетности вопросы видоизменяются в зависимости от особенностей отдельных отраслей народного хозяйства. Росстат обеспечивает в пределах своей компетенции защиту статистической информации, в том числе сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, и сведений конфиденциального характера, разрабатывает перечень сведений конфиденциального характера, получаемых при проведении государственных статистических наблюдений, и порядок их предоставления пользователям. Статистическая информация, отнесенная к государственной тайне, представляется Росстатом и ее территориальными органами в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне». Предоставление статистической информации, содержащейся в формах государственного статистического наблюдения, кроме отнесенной к государственной тайне, Росстатом, ее территориальными органами и находящимися в его ведении организациями третьим ли­цам, осуществляется при наличии письменного согласия представивших эти данные отчитывающихся субъектов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

  • Слайд 24

    Данные статистической отчетности могут служить эффективным средством управления социальными процессами, в том числе и в об­ласти реализации государственных мер социального контроля над правонарушениями, лишь при соблюдении некоторых общих требований, предъявляемых к ней, а именно: -отчетные данные должны быть достоверными, полными, точными и своевременными; при этом стремление к достижению полноты и своевременности должно увязываться с соображениями экономич­ности, с сокращением затрат на получение и обработку данных; -данные отчетности должны быть сопоставимы, т.е. единообраз­ны по своим качественным признакам (программе наблюдения) и отрезкам времени.

  • Слайд 25

    Специально организованное статистическое наблюдение

    Специально организованное статистическое наблюдение представляет собой сбор сведений посредством переписей, единовременных учетов и обследований. Наиболее простым примером специально организованного статистического обследования является перепись. Перепись — это специально организованное наблюдение, повторяющееся, как правило, через равные промежутки времени, с целью получения данных о численности, составе и состоянии объекта статистического наблюде­ния по ряду признаков. Всероссийская перепись населения — основной источник формирования федеральных информационных ресурсов, касающихся численности и структуры населения, его распределения по территории России в сочетании с социально-экономическими характеристиками, национальным и языковым составом населения, его образовательным уровнем. Из всех переписей наиболее известны переписи населения. Перепись населения страны в целом — одно из наиболее крупных и сложных мероприятий такого рода. Достаточно сказать, что всего за годы существования царской России и СССР проводилось девять переписей населения (1897, 1920, 1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989 гг.). Первая и пока единственная Все­российская перепись постсоветского периода проводилась с 9 по 16 октября 2002 г. Причем это делалось впервые за всю историю рос­сийского государства не по решению Правительства, а на основании Федерального закона от 25 января 2002 г. «О Всероссийской перепи­си населения»1. Перепись проводится, констатируется в законода­тельном императиве с соблюдением прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни и жилища (п. 2 ст. 1), не допускается никакого принуждения (п. 2 ст. 6), а участие в ней — общест­венная обязанность человека и гражданина (п. 4 ст. 1).

  • Слайд 26

    Специально организованное статистическое обследование (как вторая форма наблюдения) в правовой статистике используется реже. К ней прибегают в тех случаях, когда необходимы показатели, не охваченные официальной статистической отчетностью. Например, при изучении эффективности мер борьбы с преступностью может возникнуть необходимость изучить участие сотрудников органов внутренних дел в правовой пропаганде, работу по повышению их профессионального мастерства и т.д. В этих целях соответствующими подразделениями органов внутренних дел проводятся специально организованные плановые и внеплановые проверки (обследования), которые дают возможность не только уточнить необходимые показатели отчетности, но и более детально ознакомиться с фактическим положением дел на местах, выявить слабые и сильные стороны в деятельности подотчетных подразделений.

  • Слайд 27

    Регистровое наблюдение

    Регистровое наблюдение — это форма непрерывного статистического наблюдения за долговременными процессами, имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированный конец. Данная форма наблюдения основана на ведении статистического регистра, представляющего собой систему, постоянно следящую за состоянием единицы наблюдения и оценивающую силу воздействия различных факторов на изучаемые показатели. В практике статистики различают регистры населения и регистры предприятий.

  • Слайд 28

    Мониторинг

    Мониторинг используется для характеристики и слежения за социальными индикаторами, позволяющими исследовать, например, качество жизни, ее уровень и т.д. В целях обеспечения национальных интересов России в области экономики и поддержания экономической безопасности страны необходим объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества на основе анализа конкретных количественных значений индикаторов экономической безопасности. Наиболее вероятными угрозами в этом направлении, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти и, следовательно, за ними должно вестись постоянное статистическое наблюдение: увеличение имущественной дифференциации населения и повы­шение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия в результате действия следующих факторов: а) расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей; б) увеличение бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что соз­дает социальную и криминальную напряженность и почву для широ­кого распространения относительно новых для России негативных явлений — наркомании, организованной преступности, проституции и т.п.; в) роста безработицы, что может привести к социальным кон­фликтам;

  • Слайд 29

    криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами как а) рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений, как свидетельствует уголовно-правовая статистика, совершается лицами, не имеющими постоянного дохода; б) сращивание части чиновников государствен­ных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью произ­водства и проникновения в различные властные структуры; в) ослаб­ление системы государственного контроля, что привело к расшире­нию деятельности криминальных структур на внутреннем финансо­вом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли; обстоятельства, затрудняющие выявление и раскрытие преступлений, совершенных организованными преступными формирова­ниями в сфере экономики: а) отсутствие специальных законов по борьбе с организованной преступностью, защите свидетелей; б) не­совершенство уголовного и уголовно-процессуального законодатель­ства, их нестабильность; в) недостатки взаимодействия право­охранительных органов между собой и с контролирующими органа­ми, коррупция в государственных структурах, давление со стороны властных структур и др. Поэтому первоочередная задача Росстата, его органов на местах и ведомственных систем статистики, в том числе и правоохранительных органов, на этом направлении — создание организационно-информационной базы о таких факторах и обеспечение федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации необходимой статистической информацией о них. На практике мониторинг обычно выходит за рамки традицион­ного статистического наблюдения. Тем не менее в каждом конкретном случае он может явиться важным источником статистических данных, информации.

  • Слайд 30

    Статистическое наблюдение

    Виды статистического наблюдения : -По времени регистрации фактов; По полноте охвата единиц исследуемой совокупности. По времени регистрации фактов: текущее (непрерывное) наблюдение — это систематическая реги­страция фактов. Проводится, когда необходимо зарегистрировать все единицы совокупности по мере их возникновения. Отчетность с периодичностью до года является текущей; периодическое (дискретное) — наблюдение, проводимое через определенные промежутки или периоды времени; единовременное наблюдение проводится по мере возникновения потребности в сборе данных, в исследовании конкретного явления или процесса, не охватываемого показателями текущей статистики.

  • Слайд 31

    Виды статистического наблюдения : -По времени регистрации фактов; По полноте охвата единиц исследуемой совокупности. По полноте охвата единиц исследуемой совокупности: сплошное наблюдение — полный учет всех единиц совокупности; несплошное — это такое наблюдение, при котором регистрации подлежит только часть единиц изучаемой совокупности, которая может быть выбрана по-разному. Несплошное наблюдение можно подразделить на следующие подвиды: способ основного массива — регистрации и изучению подвергаются самые существенные, обычно наиболее крупные, единицы наблюде­ния, имеющие доминирующий удельный вес во всей совокупности; монографическое наблюдение применяется для глубокого изуче­ния единичных, но типичных объектов. Проводится с целью выявления имеющихся или намечающихся тенденций в развитии какого-либо явления; выборочное— наблюдение, при котором статистическому об­следованию подвергаются не все (генеральная совокупность), а от­дельные единицы (выборочная совокупность), отобранные с соблюдением определенных условий.

  • Слайд 32

    Способы наблюдения - Непосредственное наблюдение — метод сбора информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и регистрации фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования; - Документальный способ наблюдения основан на использовании в качестве источника статистической информации различного рода документов, как правило, учетного характера; - Опрос (при опросе источником сведений являются сами опрашиваемые лица).

  • Слайд 33

    При опросе источником сведений являются сами опрашиваемые лица. Это способ сбора данных об объективных фактах, мнениях, знаниях и т.д., основанный на непосредственном (очный опрос — интервью) и опосредованном (заочный опрос — анкетирование) взаимодействии между исследователем (интервьюером) и опраши­ваемым (респондентом). Очный опрос обращен непосредственно к конкретному человеку. Его можно адресовать лицам ближайшего окружения преступника, лицам, обладающим профессиональными знаниями в области социально-правового контроля над преступностью или реализую­щим меры воспитательно-предупредительного характера. Используются модификации опроса — свободное и направлен­ное (программируемое) интервью. Основные различия между этими модификациями — в их информационной емкости, степени обрат­ной связи между опрашивающим и респондентом, степени возмож­ной формализации и т.д. Непосредственный опрос позволяет собирать обширную информацию о фактах, субъективных суждениях, мотивах поведения, установ­ках и т.д. Поэтому личностный характер отношений между интервьюе­ром и респондентом, субъективность оценок предъявляют жесткие методологические и методические требования к подготовке и проведе­нию опроса, невыполнение которых ведет к искажению результата. На достоверность сведений, полученных в ходе непосредственного опро­са, влияет ряд обстоятельств объективного и субъективного характера: момент, время и место опроса, подготовленность интервьюера, про­цедура оповещения респондента о предстоящем опросе и др.

  • Слайд 34

    Особую сложность представляют опросы осужденных. Предлагалось сгруппировать осужденных по степени их отношения к проводимым исследованиям: негативно настроенных к исследованию и личности исследователя (отказ от заполнения анкет, нежелание участвовать в беседе и т.д.). Эта группа составляет около 6%; заинтересованные осужденные, желающие извлечь определен­ную «выгоду» для себя и поэтому стремящиеся показать свою откро­венность в ходе опроса, — 25%; осужденные, усматривающие возможность пообщаться с иссле­дователем, получить свежие впечатления в ходе контактов. Эта груп­па (преимущественно несовершеннолетние, молодежь, женщины) составляет около 20% осужденных; - безразлично относящиеся к исследованию и исследователю - позитивно настроенные осужденные, стремящиеся всячески со­действовать исследователю с тем, чтобы «предостеречь других» от совершения преступлений, — 17%; -осужденные, использующие опросы с целью подачи заявлений, жалоб, — 13%. В любом случае успех опроса во многом определяется установлением психологического контакта, непринужденностью беседы, а при программируемом опросе — и грамотным составлением вопросника.

  • Слайд 35

    Статистическое наблюдение

    При опросе источником сведений являются сами опрашиваемые лица. Это способ сбора данных об объективных фактах, мнениях, знаниях и т.д., основанный на непосредственном (очный опрос — интервью) и опосредованном (заочный опрос — анкетирование) взаимодействии между исследователем (интервьюером) и опрашиваемым (респондентом). Анкетный опрос (анкетирование) — один из методов получения сведений о мнениях и настроениях лиц; уровнях понимания ими проблем правосознания; их склонностях, симпатиях и антипатиях; формах оценки себя и других, ситуации своего действия и поведения других в этих же ситуациях, не зафиксированных в других документах сведениях о прошлом, об окружении и т.п.

  • Слайд 36

    Преимущество анкетного метода по сравнению с очным опросом: -дает возможность в короткий срок и при сравнительно небольших материальных затратах охватить представительную группу изучаемых лиц, получить сведения «из первых рук»; -быстро провести повторные опросы через определенный промежуток времени в целях выявления происшедших изменений (так называемое панельное обследование); путем тщательной разработки, получения квалифицированных консультаций подготовить вопросы анкеты на высоком качественном уровне по содержанию и форме; при необходимости обеспечить эффект анонимности опрашиваемых. Организационные вопросы: подготовка кадров, их инструктаж по вопросам заполнения статистических документов (формуляров), соблюдения сроков и ответственности за качество работы; размножение документации самого наблюдения, рекомендаций по заполнению статистических отчетов, алгоритмов формирования их показателей, их рассылка на места. Большая работа в период подготовки таких обследований, как перепись населения — массово-разъяснительная. Лекции, беседы, семинары в СМИ о значении, сроках, целях и задачах предстоящего обследования и т.д.

  • Слайд 37

    Статистическое наблюдение

    Точность статистического наблюдения — степень соответствия величины какого-либо показателя (значения какого-либо признака), определенной по материалам статистического наблюдения, дейст­вительной его величине.

  • Слайд 38

    Ошибки наблюдения — расхождение между расчетным и действи­тельным значением изучаемых величин, полученных при наблюдении. Ошибки наблюдения подразделяются: -В зависимости от причин возникновения ошибки; -По характеру возникновения ошибки наблюдения; -По источнику происхождения ошибки .

  • Слайд 39

    Статистическое наблюдениеОшибки наблюдения

    В зависимости от причин возникновения ошибки наблюдения подразделяются на: ошибки измерения — разность между результатом измерения значения явления и истинным значением; ошибки регистрации — расхождение между сведениями, запи­санными в формуляры наблюдения и фактическим положением в исследуемой совокупности; ошибки репрезентативности — расхождения между показателями выборочной и генеральной совокупности, возникшие вследствие того, что выборочная совокупность недостаточно полно воспроиз­водит (репрезентирует) совокупность генеральную, хотя установле­ние и регистрация фактов были произведены точно. Они присущи только несплошному наблюдению.

  • Слайд 40

    По характеру возникновения ошибки наблюдения подразделяются на: случайные — ошибки, чаще всего связанные с невнимательностью регистратора, небрежностью в заполнении документации и т.д.; систематические — ошибки, чаще всего связанные с неточностью измерительных приборов и т.д. По источнику происхождения ошибки бывают: преднамеренные — сознательные, тенденциозные искажения; непреднамеренные — неточности, возникшие в процессе статистического наблюдения в установлении или регистрации изучаемых фактов помимо воли и желания лица, производящего наблюдение или сообщающего сведения, т.е. неумышленно.

  • Слайд 41

    Единый учет преступлений и документы первичного учета в правоохранительных органах и судах

    Исходным элементом всякой законченной статистической работы, как известно, является статистическое наблюдение, состоящее в характеристике каждой единицы совокупности (преступник, преступление, истец, ответчик и др.) заранее установленными признаками. Статистическая отчетность формируется на основе документов первичного учета, журнальных учетов, протоколов, рапортов, статистических отчетов подчиненных подразделений, а также иных документированных источников. Единый учет преступлений заключается в первичном учете и регистрации выявленных преступлений и лиц, их совершивших. Единый учет преступлений осуществляется в соответствии с Инструкцией о едином учете преступлений, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 .12.2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399. Учет преступлений органами внутренних дел охватывает 95% криминальных проявлений и дает довольно полную картину оперативной обстановки в стране и ее регионах.

  • Слайд 42

    В целях укрепления учетно-регистрационной дисциплины и законности в органах внутренних дел при рассмотрении сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях МВД России утверждена Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях Инструкция устанавливает единый порядок осуществления указанных действий в органах внутренних дел с сообщениями о преступлениях и иной поступающей информацией о правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, а определяет порядок ведомственного контроля за его соблюдением. Данный порядок включает: - прием информации о преступлениях и правонарушениях; - регистрацию информации о преступлениях и правонарушениях; - проверку изложенных фактов в зарегистрированных сообщениях о преступлениях и иной информации о правонарушениях и принятие решения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством и иными нормативными правовыми актами МВД России.

  • Слайд 43

    Приложение к статистической карточке формы № 6 представляет собой выборку показателей из статистических карточек форм №№ 1, 1.1, 2, 5, необходимых для заполнения судьей в случае вынесения обвинительного приговора, вступившего в законную силу, по уголовным делам частного обвинения, принятым судьей по заявлениям потерпевших или их законных представителей. Первичный учет осуществляется путем заполнения документов первичного учета (статистических карточек). Для обеспечения формирования государственных и ведомственных статистических показателей (статистического учета) используются следующие статистические карточки (или документы первичного учета): - на выявленное преступление (форма № 1); - о результатах расследования преступления (форма № 1.1); - - на лицо, совершившее преступление (форма № 2); - о движении уголовного дела (форма № 3); - о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности (форма № 4); - о потерпевшем (форма № 5); - о результатах рассмотрения дела судом первой инстанции (форма № 6); - приложение к статистической карточке формы № 6 на преступление по делу частного обвинения. Реквизиты статистических карточек (за исключением статистической карточки формы № 6) с письменного согласия надзирающего прокурора могут быть расширены ИЦ дополнительными показателями для отражения специфики субъектов учета.

  • Слайд 44

    Все дела, поступившие в районный суд, регистрируются в соответствующих документах первичного учета на учетно-статистических карточках и в алфавитном указателе. Алфавитные указатели ведутся на бумажном носителе при отсутствии автоматизированного производства. По уголовному делу на несколько привлеченных лиц карточка формы № 5 заводится в соответствующем количестве экземпляров с указанием порядкового номера на каждое лицо. По результатам рассмотрения уголовного дела, кроме того, на каждое привлеченное лицо заводится статистическая карточка на подсудимого, которая заполняется судьей и передается в управление (отдел) Судебного департамента в соответствующем субъекте Феде­рации для последующей автоматизированной обработки. По гражданскому делузаводится только один экземпляр карточки формы № 6, алфавитный указатель по делам искового производства ведется на каждого ответчика. По делу об административном правонарушениизаводится одна учетно-статистическая карточка формы № 7 на каждое привлечен­ное лицо. Регистрация в алфавитном указателе формы № 7-а также ведется на каждое привлеченное лицо.

  • Слайд 45

    Статистическая сводка

    Статистическая сводка — второй этап статистического исследования — представляет собой проверку, систематизацию, научную обработку материалов статистического наблюдения, подытоживание отдельных единиц и сведения их в массы или совокупности в целях получения обобщенной характеристики изучаемого явления по ряду существенных для него признаков. Различают первичную и вторичную сводки. Первичная сводка — обработка и подсчет первичных данных, непосредственно собранных в процессе статистического наблюдения. Вторичная сводка — обработка и подсчет сведенных данных первичной сводки. По форме обработки статистических данных сводка может про­изводиться в: централизованном порядке — первичные данные сосредотачиваются в одном центральном органе; децентрализованном порядке — документы первичного учета обобщаются на местах и в вышестоящий орган направляются уже в подытоженном виде; смешанном порядке — обработка первичного материала происхо­дит частично на местах и завершается полностью в вышестоящем государственном органе.

  • Слайд 46

    Основные этапы построения статистической группировки: - Определение состава группировочных признаков, т.е. основание группировки. - Определение количества групп. - Определение интервалов группировки. - Отбор показателей, которые характеризуют группы. - Подсчет групповых итогов. В основе статистической сводки лежит статистическая группировка — один из основных методов обработки информации, заключающийся в расчленении совокупностей на группы по существенным для данного исследования признакам. Группировка, в которой группы образованы по одному признаку, называется простой, по двум и более признакам — сложная или комбинационная.

  • Слайд 47

    Понятие о статистическом анализе и его основные задачи Как заключительный этап статистического исследования анализ статистических данных — это процесс изучения, сопоставления, сравнения полученных цифровых данных (между собой и с данными других отраслей социально-экономической статистики), их обобщения, истолкования и формули­рования научных и практических выводов.

  • Слайд 48

    Понятие о статистическом анализе и его основные задачи Выявление конкретных причин обнаруженных дефектов и выработка мер по их минимизации — основная задача анализа материалов правовой статистики.

  • Слайд 49

    Понятие о статистическом анализе и его основные задачи Для того чтобы выводы и рекомендации, сделанные в результате статистического анализа, имели объективный, научно достоверный характер, необходимо соблюдать следующие требования: 1. количественный анализ статистических показателей должен базироваться на глубоком знании основных теоретических положений юридических наук, изучающих природу учитываемых правовой статистикой явлений. Измерение закономерностей, связей и взаимозависимостей, существующих между объективными явлениями, статистика может осуществлять лишь после того, как на основе научной теории проведен анализ сущности, качественных особенностей этих явлений; 2. исследуемая статистическая совокупность должна состоять из достаточно большого числа единиц, собранных на большой территории и за ряд лет;

  • Слайд 50

    Понятие о статистическом анализе и его основные задачи 3) при анализе статистического материала необходимо использовать не только данные официальной государственной статистической отчетности, но и другие материалы, полученные в результатеспециальных обследований или, например, во время проведенияконтрольно-инспекторских проверок или социально-правовых (в частности, криминологических) исследований и т.д.; 4) в процессе изучения правонарушений (в частности, преступ­ности) и связанных с ними проблем следует учитывать материалы других отраслей статистики (экономической, демографической, ста­тистики культуры, здравоохранения и т.д.).

  • Слайд 51

    Понятие о статистическом анализе и его основные задачи Закон больших чисел и теория вероятностей — этонаучная основа анализа статистических данных В решении важнейшей задачи — установление и количественное выражение закономерностей и взаимозависимости социальных явлений статистическая наука опирается на закон больших чисел, смысл которого состоит в том, что правильности и закономерности социальных явлений могут быть обнаружены только при их массовом наблюдении.

  • Слайд 52

    Понятие о статистическом анализе и его основные задачи Научное обоснование, точная формулировка и условия применимости закона больших чисел даются в теории вероятностей и теория вероятностей является математическим обоснованием закона больших чисел.

  • Слайд 53

    Понятие о статистическом анализе и его основные задачи Вероятность принято классифицировать по следующей шкале: 0,00 — полностью исключено 0,10 — в высшей степени неопределенно 0,20 — весьма неправдоподобно 0,30—0,40 — неправдоподобно 0,60 — вероятно 0,70 — весьма вероятно 0,80—0,90 — в высшей степени вероятно 1,00 — полностью достоверно

  • Слайд 54

    Понятие о статистическом анализе и его основные задачи Проведение статистического анализа требует последовательного выполнения следующих исследовательских задач: а) постановка целей и задач анализа; б) подбор статистического материала и критическая оценка данных (т.е. проверка их полноты, качества, достоверности, научной обоснованности); в) приведение отобранных данных в систему и расчет недостающих показателей; г) сравнительная оценка и обеспечение сопоставимости данных; д) формирование обобщающих показателей; е) фиксация и обоснование существенных свойств, особенностей, сходств и различий, связей и закономерностей изучаемых явлений и процессов; ж) формулировка выводов и практических предложений.

  • Слайд 55

    Понятие о статистическом анализе и его основные задачи Статистический анализ данных проводится в неразрывной связи теоретического, качест­венного анализа сущности исследуемых социально-правовых яв­лений и соответствующего количественного инструментария изучения их структуры, связей и динамики из арсенала теории статистики.

Посмотреть все слайды

Предложить улучшение Сообщить об ошибке