Презентация на тему "Психические познавательные процессы"

Презентация: Психические познавательные процессы
Включить эффекты
1 из 30
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "Психические познавательные процессы", состоящую из 30 слайдов. Размер файла 0.45 Мб. Каталог презентаций, школьных уроков, студентов, а также для детей и их родителей.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    30
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Психические познавательные процессы
    Слайд 1

    Психические познавательные процессы

    «У каждого человека свое умение видеть, думать и чувствовать. Нет ничего глупее, чем пытаться подменить у него это умение нашим» Ж.Ж.Руссо

  • Слайд 2

    Первичные регуляторы поведения. Обладают динамическими характеристиками. Формируют определенные состояния. Познавательные, эмоциональные и волевые. Познавательные психические процессы связаны с восприятием и переработкой информации.

  • Слайд 3

    Две группы психических процессов: Специфические, или собственно познавательные процессы. Результатом этих процессов является знание субъекта о мире и о себе, полученное либо с помощью органов чувств, либо рационально: — ощущение — это выделение свойств предмета, сенсорика, чувственность; — восприятие — это восприятие предмета в целом, а также перцепция — восприятие изображения, объектов; — мышление — это отражение отношений между предметами, их существенных для познания свойств.

  • Слайд 4

    Неспецифические, т. е. универсальныепсихические процессы. Эти процессы называют также сквозными, в том смысле, что они проходят сквозь любую деятельность, обеспечивают ее осуществление. Универсальные психические процессы являются необходимыми условиями познания, но не сводятся к нему. — память позволяет человеку удерживать прошлый опыт; — внимание помогает извлекать актуальный (настоящий) опыт; — воображение прогнозирует будущий опыт.

  • Слайд 5

    Ощущение это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Чувственное отображение объективной реальности Физиологическая основа – сложный комплекс анатомических структур, названных И.П.Павловым анализаторами. Ощущение тесно связано с движением, которое иногда проявляется в виде вегетативной реакции (сужение сосудов, кожно-гальванический рефлекс). Ощущения не только источник знаний о мире, но чувств и эмоций. Некоторые цвета, звуки, запахи вызывают определенные чувства.

  • Слайд 6

    Физиологическая основа ощущений – нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. Анализатор Периферический отдел - рецептор Афферентные и эфферентные нервы Подкорковые и корковые отделы анализатора

  • Слайд 7

    Существуют различные подходы к классификации ощущений. Принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обо­няние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений по основным модальностям является правильной, хотя и не исчерпывающей. Б. Г. Ананьев говорил об одиннадцати видах ощущений.

  • Слайд 8
  • Слайд 9

    Систематическая классификация ощущений. Предложена английским физиологом Ч. Шеррингтоном. Шеррингтон Чарльз Скотт (1857-1952) — английский физиолог и психофизиолог. В 1885 г. он окончил Кембриджский университет, а за­тем работал в таких известных университетах, как Лондонский, Ливерпульский, Оксфордский и Эдинбургский. С 1914 по 1917 г. он— профессор-исследователь по физиологии в Королевском институте Великобритании. Лауреат Нобелевской премии. Получил широкую известность благодаря своим эксперименталь­ным исследованиям, которые проводил, исходя из представления о нервной системе как о целостной системе.

  • Слайд 10
  • Слайд 11

    Периферические рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и называются тельцами Паччини. Периферические рецепторы ощущения равновесия расположены в полукружных каналах внутреннего уха.

  • Слайд 12

    Свойства и характеристики ощущений 1. Качество -характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. Например,вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый. Обоняние: цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода

  • Слайд 13

    Интенсивность - количественная характеристика и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, при насморке интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.

  • Слайд 14

    Длительность ощущения - временная характеристика возникшего ощущения. Латентный (скрытый) период. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для бо­левых — 370 мс, а для вкусовых — всего 50 мс.

  • Слайд 15

    Пространственная локализация Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т. е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.

  • Слайд 16

    Степень чувствительности Абсолютная чувствительность - способность ощущать слабые раздражители. Чувствительность к различению - способность ощущать слабые различия между раздражителями. Для того чтобы ощущение возникло, сила раздражения должна иметь определенную величину.

  • Слайд 17

    Минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения. Величина стимула, при которой начинается ощущение- нижний абсолютный порог (Г.Т.Фехнер). Фехнер Густав Теодор (1801 -1887) — немецкий физик, фи­лософ и психолог, основатель психофизики. Фехнер — автор программного труда «Элементы психофизики» (1860). В этой работе он выдвинул идею создания особой науки — психофизики. По его мнению, предметом этой науки должны быть за­кономерные соотношения двух видов явлений — психических и физических, — связанных между собой функционально.

  • Слайд 18

    Средние значения абсолютных порогов возникновения ощущений для разных органов чувств человека  

  • Слайд 19

    Верхний абсолютный порог — значение стимула, при котором он перестает восприниматься адекватно. Верхний абсолют­ный порог иногда называют болевым порогом, потому что при соответствующих ему величинах стимулов мы испытываем боль — резь в глазах при слишком ярком свете, боль в ушах при слишком громком звуке. Абсолютные пороги — верхний и нижний — определяют границы доступного нашему восприятию окружающего мира.

  • Слайд 20

    Чем слабее раздражитель, вызывающий ощущение, тем выше чувствительность. Абсолютная чувствительность численно равна величине, обратно пропорциональной абсолютному порогу ощущений.

  • Слайд 21

    Чувствительность к различию - чувствительность к изменению раздражителя. Чтобы почувствовать минимальное различие в характеристиках воздействующего раздражителя, необходимо из­менить силу его воздействия на определенную величину, а то минимальное различие между раздражителями, которое дает едва заметное различие ощущений, называется порогом различения.

  • Слайд 22

    Закон Бугера—Вебера. Порог различения имеет постоянную относительную величину, т. е. всегда выражается в виде отношения, показывающего, какую часть первоначальной величины раздра­жителя надо прибавить к этому раздражению, чтобы получить едва заметное различие в ощущениях.

  • Слайд 23

    Закон Фехнера Если интенсивность раздражений увеличивается в геометрической прогрессии, то ощущения будут расти в арифметической прогрессии. Интенсивность ощущений возрастает не пропорционально из­менению раздражителей, а гораздо медленнее, т.е. если раздражи­тель образует такой ряд: 10; 100; 1000; 10 000, то интенсивность ощущения будет пропорциональна числам 1; 2; 3; 4.

  • Слайд 24

    S = K * LgI +C, (где S — интенсивность ощущения; I — сила раздражителя; K и C — константы). Основной психофизический закон, или закон Вебера—Фехнера.

  • Слайд 25

    Сенсорная адаптация -изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. При действии на органы чувств достаточно сильных раздражителей чувстви­тельность уменьшается, а при действии слабых раздражителей или при отсутствии раздражителя чувствительность увеличивается.

  • Слайд 26

    Взаимодействие ощущений - изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств. Освещение глаз делает слышимые звуки более громкими.

  • Слайд 27

    Сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или упражнения. Синестезия - возникновении под влиянием раздражения одного анализатора ощу­щения, характерного для других анализаторов. Зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. Способностью цветного слуха обладали некоторые композиторы (Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин).

  • Слайд 28

    Лурия Александр Романович (1902-1977) — российский психолог, занимавшийся многими проблемами в раз­личных областях психологии. По праву считается основопо­ложником отечественной нейропсихологии. Действитель­ный член АПН СССР, доктор психологических и медицин­ских наук, профессор, автор более 500 научных работ. Работал с Л. С. Выготским над созданием культурно-исто­рической концепции развития высших психических функций. Основной вклад А. Р. Лурии в развитие психологической науки заключается в разработке теоретических основ нейропсихологии, что выразилось в его теории системной динамической локализации высших психических функций и их нарушений при повреждениях мозга. Им были проведе­ны исследования по нейропсихологии речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, произволь­ных движений и действий.

  • Слайд 29

    Пример синестезии Известный мнемонист Ш. — был подробно изучен А. Р. Лурией. Этот человек воспринимал все голоса окрашенными и нередко говорил, что голос обращающегося к нему человека, например, «желтый и рассыпчатый». Тоны, которые он слышал, вызывали у него зрительные ощущения различных оттенков (от ярко-желтого до фиолетового). Воспринимаемые цвета ощущались им как «звонкие» или «глухие», как «соленые» или «хрустящие».

  • Слайд 30
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке