Содержание
-
Психофизиологические основы деятельности водителя
Осипова Татьяна Николаевна
-
Основные психофизические качества водителя
Сенсорные ощущения Восприятие Психомоторная реакция Внимание Оперативное мышление Эмоционально-волевая реакция Личностные факторы
-
Идеальный водитель
Развитые системы восприятия Развитое пространственное мышление Гибкость мышления Способность быстро принимать адекватные решения Выносливость Стрессоустойчивость Внимательность Устойчивость к монотонии Ответственность Доброжелательность Баланс между уверенностью и осторожностью Навыки и опыт Безопасный стиль вождения
-
Развитие профессионализма
Преодоление постоянного чувства страха (дни, недели) Недооценка опасности (3,5-4 т. км пробега) Переоценка собственного опыта Объективная оценка опасности Снижение чувства опасности
-
Проф.пригодность определяют:
Время реакции –период с момента обнаружения опасности до начала срабатывания тормозной системы. Правильность реакций. Точность реакции.
-
Надежность
умение безошибочно управлять ТС в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени.
-
Сенсорные системы. Зрение.
Поле зрения-все пространство, охватываемое глазами. В норме 130 ‘. Острота зрения - способность различать форму предметов на значительном удалении от глаза. Центральное зрение- Дает человеку возможность различать формы и мелкие детали предметов, поэтому его второе название – форменное зрение. Периферическое (боковое)зрение.
-
0,2-0,3 с
Чем больше скорость, тем длиннее отрезок дороги, который не просматривается.
-
50% - пешеходы, попутные и встречные ТС. 25-35% - объекты на пути движения ТС. 5-25% -дорожные знаки, разметка и светофоры.
-
Восприятие зрительной информации зависит от:
Скорости движения. Интенсивности движения. Плотность транспортного потока.
-
Избыток информации о ДТС:
Снижает надежность водителя: он не успевает охватить ситуацию, осмыслить информацию, принять правильное решение.
-
Видимость
Возможность различать особенности окружающей обстановки, которая зависит от освещенности предметов и прозрачности воздуха. Недостаточная Ограниченная
-
Сенсорные системы (органы чувств)
Слуховые ощущения Кожно-мышечные Обоняние Тепловые ощущения
-
Формирование моторного навыка
Зрительный контроль Суставно-мышечное чувство Автоматизм Динамический стереотип Навыки вождения совершенствуются всю жизнь.
-
Внимание
Сосредоточение сознания на каком-либо объекте с отвлечением от остального. Объем внимания – 5 объектов. Переключение Концентрация Распределение Интенсивность
-
На что обращать внимание?
-
Мышление
Дает возможность познавать то, что непосредственно не наблюдается.
-
Память
Знание ПДД. Запоминание маршрутов (зрительная память). Двигательные навыки безопасного управления ТС (двигательная память).
-
Психомоторные реакции (ассоциативная память)
Нажатие на педаль тормоза или газа. Поворот руля. Переключение передач. Подача сигнала.
-
Иллюзии восприятия
«Мокрый асфальт» Скорость крупных ТС кажется меньше, а мелких-больше. Движение автомобилей темной окраски кажется более медленным, а расстояние до них больше. При обгоне дорога кажется уже чем есть.
-
-
-
Работоспособность
Врабатывание (1,5-2,5 ч.) Устойчивая работоспособность Падение работоспособности (через 4-5 ч.) Компенсаторные механизмы –до 9-10ч. Максимум -11-12 ч.
-
Недельные колебания работоспособности:
Понедельник –понижена Вторник, среда, четверг –высокая Пятница, суббота - снижение
-
Утомление- процесс снижения работоспособности.
Снижение остроты зрения Уменьшение поя зрения Снижение устойчивости внимания Увеличение времени реакции Расстройств сна
-
Причины утомления:
Состояние дороги. Плохая организация движения. Высокая интенсивность транспортного потока. Высокая скорость. Изменения освещенности. Неудобное сиденье. Плохая обзорность. Шум, вибрация и т.п.
-
Виды утомления
Эмоциональное Физическое Умственное Дорожный гипноз
-
Сонное утомление (дорожный гипноз)
Жевать кислые конфеты. Разговаривать с пассажирами. Проветривать кабину. Петь песни.
-
Признаки утомления
18-24 через 5,5 ч. 24-40 через 6,5 ч. Старше 40 лет через 7 часов
-
Профилактика утомления:
Сон не менее 7 часов. Зарядка. Перерывы в работе (через 3 часа 15-20 мин., затем через каждые 2 часа ). Между двумя длительными поездками должен быть 10 –часовой отдых.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.