Содержание
-
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
(«Психофизиология» – научная специальность, по номенклатуре ВАК РФ - 19.00.02.), включает в себя следующие направления: - Психологические науки; - Медицинские науки; - Биологические науки
-
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
Психофизиология - пограничная область психологии, изучающая нервные механизмы психической деятельности. (Психологический словарь//В.В.Давыдов, М.Педагогика,1983). Психофизиология - область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии, направленных на изучение психики в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом. (Психология.Словарь//А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский, М.1990). Психофизиология человека - дисциплина, изучающая поведение человека посредством исследования физических и психических функций организма, в их взаимосвязи и их взаимообусловленности. (Трифонов Е.В.Психофизиология профессиональной деятельности. Словарь. СПб.,1996).
-
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
В 1982 г. была создана Международная организация по психо- физиологии. Согласно определению, данное этой организацией, под предметом исследований (психофизиологии) следует пони- мать: «Психофизиология - междисциплинарная наука, которая изучает физиологию психических функций и взаимоотноше- ния мозга, тела и поведения живых организмов в соотноше- шении с окружающей средой. Это область знаний о физиологических механизмах пси- хической деятельности, ее влиянии на соматические процес- сы, а также о вегетативном обеспечении психики».
-
Объектом исследований психофизиологии (применительно к психо- логическим и медицинским наукам): является человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, социаль- ным и духовным состоянием. Предметом исследований психофизиологии как науки: изучение психофизиологического состояния человека. Под психофизиологическим состоянием человека, как считает профес- сор Б.М. Владимирский понимается перечень физиологических, психологических исоциаль – ныххарактеристик человека: -первое рассматривает человека как биологичес- кий организм; -второе как-как личность; -третье-какчлена общества.
-
При оценке психофизиологического состояния человека используется уровневый подход. Прин- ципы уровневого подхода были разработаны выдаю- щимся отечественным психологом и психиатром Констнтином Константиновичем Платоновым. В качестве таких уровней оценки психофизио- логического состояния человека были приняты: - уровень социально-обусловленных качеств личности; - уровень психологических качеств; - уровень психофизиологических реакций и состояний; - уровень функционирования основных физиологичес- ких реакций и состояний; - уровень биохимических изменений; - уровень генных изменений.
-
В основе такого подхода лежит понимание человека как некой сложнейшей биологической системы (био- системы) и как биосоциального образования. Концепция биосоциальной сущности- это понимание функционирования человека как физиологического, так и социального образования. Таким образом, в основе подхода к оценке психофи- зиологического состояния человека лежит психофизио- логическая проблема, которая до настоящего времени полностью еще не определена.
-
Психофизиологическая проблема – вопрос об активном систем- ном взаимодействии тела и психики. Существуют различные взгляды на то, как соотносятся тело и психика, однако, данный спор до сих пор не разрешён окончательно. На сегодня часть авторов считает, что сложные психические про- цессы являются производными более простых физических процессов, происходящих в нервной системе организма, поэтому считают физио- логию частью психологии. Другие авторы считают психологию частью физиологии, рассмат- ривая сложные поведенческие акты человека с позиции функциони- рования ЦНС и отдельных ее составляющих.
-
Спор о душе и теле, взаимоотношениях «духа и тела» ве- дется со времен глубокой античности, со времен существования школы Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и «Платоновской Академии» (465 –424 до н.э.).
-
Психофизиологическая проблема
Психофизиологическая проблема возникла в XVII веке, благода- ря Ренэ Декарту (1596-1650), французскому математику, философу и физиологу,который выдвинул теорию о разделении всего сущего на две субстанции (телесную и духовную). «…Телесная субстанция имеет свои проявления, связанные с признаками пере- мещения в пространстве (дыхания, питания, размножения). Духовная субстанция связана с процессами мышления и проявления воли. Ренэ Декарт полагал, что эти субстан- ции, хотя и связаны между собой, все же существуют параллельно. Теория Ренэ Декарта о психофизическом параллелизме дала начало для становления психофизилогии как самостоятельной науки.
-
Психофизиологическая проблема
К средине 50-х годов XX века психофизиологическая проблема в целом была решена. В первую очередь, это произошло благодаря работами уче- ника академика И.П. Павлова Константина Михайловича Быкова (1886-1959 гг.), создателя научной концепции «Кортико- висцеральной патологии», в настоящее время более известной под термином «Психосоматика».
-
Психофизиологическая проблема
Ю́лияБори́совнаГиппенре́йтер- выдающийся российский психолог (Московский ГУ). Современный подход к решению пси- хофизиологической проблемы и его прак- тические следствия Ю.Б. Гиппенрейтер достаточно доступно сформулировла: «…имеется единый материальный процесс, и то, что называется фи- зиологическим и психическим, - это просто две различные стороны единого процесса. Две стороны одной и той же медали. С одной стороны существует мозговой «физиологический» процесс и в качестве его отсвета, или эпифеномена, психический процесс. И мозговые и психические «процессы»— это лишь две разные стороны, выделяемых нами, в процессе жизнедеятельности».
-
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА (МЕТОДОЛОГИЯ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПСИХОФИЗИОЛОГИИ)
-
Психофизиология человека
Учитывая, что психофизиология рассматривает человека с позиций био- социальной сущности, то есть как физиологического, так и социального образования, поэтому психофизиология является междисциплинарной отраслью знаний более высокого уровня обобщения нежели физиология или психология в отдельности и предназначена для решения большого перечня сложных прикладных задач, стоящих перед человечеством. Главным методологическим принципом современной психофизиоло- гии является материалистический подход к изучению биосоциальнойсущ- ности человека. Психика рассматривается как продукт высокоорганизованной материи, которой является центральная нервная система, и, в первую очередь, кора больших полушарий головного мозга.
-
Главными целями психофизиологии являются: 1. Получение данных о физиологических и психических механизмах поведения в целом, что обогащает теоретичес- кую основу психофизиологии. 2. Использование теоретической информации для: -предсказания поведения человека (коллектива) в будущем; -для оптимизации управления человека своим поведением; -для эффективного внешнего управления его поведением.
-
Основные направления и теоретические проблемы, стоящие перед психофизиологией: 1. Традиционное направление, которое заключается в установ- лении закономерностей и расшифровке механизмов сенсорных функций человека, так как сенсорные процессы являются сос- тавными компонентами или начальным этапом более слож- ных психических функций, та- ких как: память, внимание, мышление, эмоции, мотивации, ценностные ориентации и др.
-
Основные направления и теоретические проблемы, стоящие перед психофизиологией: 2. Исследование видов, закономерностей и механизмов по- ведения человека, с учетом биологических и социальных ком- понентов. При изучении поведенческих реакций должны учитываться социальная и биологическая мотивации, условия развития и воспитания человека, его предыду- щий жизненный опыт, психо- эмоциональное состояние и многие другие аспекты человеческой жизнедеятельности
-
Основные направления и теоретические проблемы, стоящие перед психофизиологией: 3. Проблема изучения закономерностей и механизмов формиро- вания психических свойств в процес- се онтогенеза. Соотношение между врожденными и приобретенными свойствами (генотипическими и фенотипическими).
-
Основные прикладные задачи, стоящие перед психофизиологией: 1. Разработка систем и конкретных психофизиологических методов: -профессиональной ориентации молодежи; -профессионального психологического отбора и рационального распределения на обучение специальностям с учетом наличия у индивида необходимых психофизиологических качеств и личностных характеристик.
-
2. Разработка систем и конкретных психофизиологических программ профессионально-психологического сопровождения профессиональной (учебной) деятельности: -выявление лиц с признаками затяжной профессиональной (учебной) адаптации; - проведение психокоррекционныхмеро- приятий, направленных на оптимизацию и восстановление психофизиологического состояния; -формирование рациональных режимов труда и отдыха специалистов, с учетом мониторинга психофизиологического состояния и плановых скрининг-обследований.
-
3.Разработка психокоррекционныхмеропри- ятий лицам с проявлением дезадаптационных нарушений. 4.Разработка системы реабилитационных мероприятий лицам, находящихся на ста- ционарном лечении, позволяющей восста- новить утраченное психическое здоровье и функциональные резервы организма.
-
5. Разработка методов психофизиологической (профессионально-психологической) экспертизы специалистов: -контроль психофизиологического состояния специалистов после пере- несенных травм, заболеваний, ранений с целью принятия экспертного решения о возможности продолжения профессиональной деятельности; -контроль психофизиологического состояния специалистов с целью предотвращения пси- хических «срывов» и своевременного выявле- нияпреморбидных состояний; -психологическая поддержка принятия кадровых решений (управление карьерой: продвижение по службе, ротация специалистов и др.).
-
Современное место психофизиологии во взаимосвязяи с другими науками Медицина Психология трудовой деятельности (психиатрия, психосоматика) (промышленность, транспорт, силовые структуры», АКМ) Психофизиология ФизиологияСпортивная психология (нормальная, патологическая, нейрофизиология) Педагогика | (возрастная психология, педагогическая психология) Математика, кибернетикаФилософия
-
Психофизиология
В рамках современной психофизиологии выделяются следующие нап- равления, преследующие целью разработку наиболее важных проблем: Психофизиология ощущений и восприятий изучает нервные процессы в анализаторах, начиная с рецепторов и заканчивая корковыми отделами. Так же изучаются механизмы образования нервных импульсов и их циркуляция в нейронных сетях. Психофизиология мышления изучает функциональную роль отдель- ных областей мозга, взаимодействие в осуществлении функции мышлеления. Психофизиология памяти изучает нейрофизиологические механизмы кратковременной памяти, особенности организации долговременной памяти. Психофизиология памяти осуществляет поиск методов и средств (психоло- гических и фармакологических),направленных на управление этим сложным видом психической деятельности.
-
Психофизиология внимания исследует нейрофизиологические механизмы произвольного и непроизвольного внимания.Психофизио- логия внимания тесно связана с проблемами изучения ориентировоч- ного рефлекса и и второй сигнальной системы. Психофизиология эмоций исследует нейрогуморальные механиз- мы возникновения эмоциональных состояний. Этот раздел психофи- зиологии изучает те изменения в функциональном состоянии челове- ка, которые возникают у человека при эмоциональных состояниях. В настоящее время в психофизиологии эмоции выделилось особое нап- равление - «Психофизиология стресса»: ОРС, PTSD, ССР и др. Дифференциальная психофизиология изучает зависимость ин- дивидуальных особенностей психики и поведения от индивидуальных различий в деятельности мозга и использует разработанное И.П. Пав- ловым учение о свойствах нервной системы и типах ВНД.
-
Клиническая психофизиология направление в психофизиологии, возникшее на стыке психологии, физиологии труда и малой психиатрии (пограничных нервно-психических расстройств). Клиническая психофизиология направлена на выявление лиц, у которых в процессе жизнедеятельности развиваются дезадап- тационные расстройства и осуществление процедур медико-психологической коррекции и реабилитации пациентам, находящимся на лечении в стационарных (амбулаторных) условиях. Психофизиология локальных поражений головного мозга направление в психофизиологии, возникщее на стыке психофизиологии и нейропсихологии, изучает физиологические механизмы нарушений высших психических функций у больных с локальными поражениями мозга. Психофизиология трудовой деятельности человека (психофизиология труда): военная психофизиология, авиационная, космическая, морская психо- физиология и др., которая нашла свое практическое применение в «силовых» министерствах и ведомствах (МВД, Минобороны , МЧС), а также на транспорте (РЖД) и в промышленности (Минатом, РАО ЕЭС) и др.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.