Содержание
-
Психология больных детей
-
Окружи больного любовью и разумным утешением, но, главное, оставь его в неведении, что ему предстоит, особенно, что ему угрожает. Гиппократ.
-
Типология отношения к болезни
1. Нормальное-соответстеующее состоянию пациента или тому, что было ему сообщено о заболевании; 2. Пренебрежительное-больной недооценивает серьёзности заболевания, не лечится, в отношении прогноза проявляет необоснованный оптимизм; 3. Отрицающее -пациент «не обращает внимания» на болезнь, отгон6яет от себя мысли о ней, не обращается к врачу; 4. Нозофобное-пациент несоразмерно боится своей болезни, неоднократно обследуется, меняет врачей, он в большей или меньшей степени понимает, что его опасения преувеличены, но не может бороться с ними; 5. Ипохондрическое-пациент убеждён в том, что страдает тяжёлым заболеванием; 6. Нозофильное -связанное с «определённым успокоением и приятными чувствами при болезни».
-
Следует помнить, что больные вообще, за редчайшим исключением, находятся в угнетённом настроении духа. Для самого успеха лечения врач должен ободрять больного, обнадежить выздоровлением. Г.А. Захарьин
-
Факторы, влияющие на характер отношения к болезни
1.Клинические характеристики: степень угрозы заболевания для жизни, характер симптоматики, особенности течения (хроническое, острое, приступообразное) и актуальная фаза течения болезни (обострение, ремиссия), степень и характер функциональных ограничений, специфика лечения и его побочных эффектов и др. 2. Особенности личности больного: характерологические особенности, особенности системы значимых отношений и ценностей, особенности самосознания (самовосприятия, самооценки, самоотношения) и др. 3.Социально-психологические факторы: возраст на момент начала болезни, социальный статус пациента и харектер влияния на него болезни, адекватность/недостаточность социальной поддержки, вероятность стигматизации, представления о заболевании, характерные для микросоциального окружения больного, представления о заболевании и нормы поведения больного, характерные для общества в целом м др.
-
-
Структура внутренней картины болезни
1.Чувственный уровень– комплекс болезненных ощущений, связанный с конкретной патологией. 2.Эмоциональный уровень– переживания и эмоциональные состояния в связи с болезнью и лечением, эмоциональная реакция на болезнь и её последствия; 3.Интеллектуальный уровень– представления пациента о причинах, сущности, опасности заболевании, о его влиянии на различные сферы жизнедеятельности, лечении и его эффективности и т.п. 4.Мотивационный уровень– изменение мотивационной структуры (иерархии, ведущих мотивов) в связи с заболеванием; характер изменений в поведении и образе жизни вследствие болезни.
-
Надежда выздороветь –половина выздоровления. Вольтер
-
Классификация отношения к болезни
1. Гармоничный.Трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и без оснований видеть все в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни. Стремление во всем активно содействовать успеху лечения. 2. Эргопатический.«Уход от болезни в работу». Даже при тяжести болезни и страданиях стремление, несмотря на это, продолжать работу. Характерно одержимое отношение к работе и избирательное отношение к обследованию и лечению. 3. Анозогнозический.Активное отбрасывание мысли о болезни, о возможных ее последствиях. Отрицание очевидного. Отказ от обследования и лечения, легкость нарушения режима, пагубно сказывающихся на течение болезни. 4. Тревожный.Непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни, возможных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. Поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни и методах лечения, поиск «авторитетов». Настроение тревожное, угнетенность –вследствие этой тревоги. Воображаемые опасности волнуют более, чем реальные. 5. Ипохондрический.Сосредоточение на субъективныхболезненных ощущениях. Стремление постоянно рассказывать о них окружающим. На их основе преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Преувеличение побочного действия лекарств. Сочетание желания лечиться и неверия в успех, требования тщательного обследования и боязни вреда и болезненности процедур. 6. Неврастенический.Поведение по типу «раздражительной слабости». Вспышки раздражения, нередко изливающиеся на первого попавшегося и завершающиеся раскаянием и слезами. Непереносимость болевых ощущений. Нетерпеливость. Неспособность ждать облегчения.
-
7. Меланхолический.Удрученность болезнью, неверие в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Активные депрессивные высказывания вплоть до суицидальных мыслей. Пессимистический взгляд на все вокруг. Неверие в успех лечения даже при благоприятных объективных данных. 8. Апатический.Полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения. Пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны. Утрата интереса к жизни, ко всему, что ранее волновало. 9. Сенситивный.Чрезмерная озабоченность о возможном неблагоприятном впечатлении, которое могут произвести на окружающих сведения о своей болезни. Опасение, что окружающие станут избегать, считать неполноценным, пренебрежительно или с опаской относиться, распускать сплетни о природе болезни. Боязнь стать обузой для близких из-за болезни и неблагожелательного отношения с их стороны в связи с этим. 10. Эгоцентрический.«Уход в болезнь». Выставление напоказ окружающим своих страданий с целью полностью завладеть их вниманием. Требование исключительной заботы о себе. Разговоры окружающих быстро переводятся «на себя». Постоянное желание показать другим свое особое положение, свою исключительность в отношении болезни. 11. Паранойяльный.Уверенность, что болезни –результат чьего-то злого умысла. Крайняя подозрительность к лекарствам и процедурам. Стремление приписывать возможные осложнения или побочные действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала. Обвинения и требования наказаний в связи с этим. 12. Дисфорический.Доминирует мрачно-озлобленное настроение, постоянно угрюмый вид. Зависть и ненависть к здоровым. Вспышки крайней озлобленности со склонностью винить в своей болезни других. Требование особого внимания к себе и подозрительность к процедурам и лечению. Деспотическое отношение к близким –требование во всем угождать.
-
У врача три оружия: нож, трава, слово. Авицена
-
Что ожидает больной от врача?
1.Профессионализм, компетентность. 2.Психологическая поддержка, эмпатия, оптимизм. 3.Культура общения.
-
Самое популярное лекарство – сам врач
Образ «идеального» врача глазами пациентов. Ценные качества: Ум Увлеченность работой Внимательность Чувство долга Терпеливость Чуткость Интуиция Серьезность Доброта Чувство юмора
-
Модели моральных взаимоотношений врач-пациент
Патерналистская–опекунская, родительская модель. Врач и больной уподобляются образам родителя и ребенка. Пациент пассивен, всю ответственность за здоровье больного и решения вопросов по лечению принимает самостоятельно врач. Сотрудничество–осуществляется на основе принципа разделения ответственности и доктрины информированного согласия.
-
Модель сотрудничества
Сотрудничество порождает эффект плацебо без плацебо. Компоненты сотрудничества: 1. Поддержка 2. Понимание 3. Уважение 4. Сочувствие -эмпатия
-
поддержка
Поддержка – основа сотрудничества врача и больного. Компоненты поддержки:-стремление быть полезным больному- -врач отстаивает интересы больного -врач показывает больному, что жалобы его естественны, а просьбы законны. -врач безотлагательно выполняет все диагностические и медицинские процедуры в которых нуждается пациент
-
Понимание–создает у больного чувства,что его жалобы услышаны и врач их обдумывает. Уважение–признание ценностей больного и важности его заболевания
-
эмпатия
(от греч. еmpatheia–сопереживание, сочувствие) -постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека.
-
Горе, печаль, страх, отчаяние провоцирует соматические болезни и утяжеляет течение их. Смех же, радость, бодрое и весёлое настроение –это не только лучшие свидетели здоровья, но и настоящие творцы его. Е.А. Краснушкин
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.