Содержание
-
Тема 5. ДЕФИЦИТАРНОЕ РАЗВИТИЕ
Учебные вопросы: Сурдопсихология. Причины. Задачи сурдопсихологии. Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей. Характерные закономерности психического развития детей с нарушенным слухом (по И.М.Соловьеву). Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями слуха.
-
Сурдопсихология - психология детей с нарушением слухового анализатора. Предмет сурдопсихологии - изучение своеобразия психического развития людей с недостатками слуховой функции, установление возможности и путей компенсации нарушений слуха различной сложности.
-
Задачи сурдопсихологии Изучить особенности развития отдельных видов познавательной деятельности людей с нарушенным слухом. Выявить общие и специфические закономерности психического развития людей с нарушенным слухом. Изучить закономерности развития личности. Разработать методы диагностики и психологической коррекции нарушений психического развития людей с недостатками слуха. Дать психологическое обоснование наиболее эффективных путей и способов педагогического воздействия на детей с нарушенным слухом, изучить психологические проблемы интегрированного обучения и интеграции людей с нарушенным слухом в общество.
-
Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей Глухие(неслышащие) - дети со степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею. Ранооглохшие - дети, родившиеся с нарушенным слухом, либо потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних его этапах. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать сильные резкие звуки. Слабослышащие (тугоухие) - дети с частичной слуховой недостаточность,затрудняющей речевое развитие, но с сохранной способностью к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи остаточного слуха. Позднооглохшие - дети, сохранившие в той или иной мере речь, потерявшие слух в том возрасте, когда она уже была сформирована. Главная задача - закрепление имеющихся речевых навыков, предохранение речи от распада и обучение чтению с губ.
-
Характерные закономерности психического развития детей с нарушенным слухом (по И.М.Соловьеву) психическая деятельность упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными, формирующаяся система межфункциональных взаимодействий изменена компоненты психики в иных пропорциях: наблюдается несоразмерность в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления (превалирует первое); письменная речь в обеих формах — импрессивной и экспрессивной— приобретает большую роль по сравнению с устной чем благоприятнее условия, тем быстрее и значительнее сближается развитие ребенка с нарушенным слухом с развитием нормально слышащего ребенка
-
Внимание В дошкольном возрасте ведущим видом внимания является внимание непроизвольное. Большое значение имеют зрительные раздражители.Продуктивность внимания у глухих школьников зависит от изобразительных качеств воспринимаемого материала. При обучении широко используются средства наглядности разной степени абстрактности: одни рассчитаны на привлечение непроизвольного внимания (яркая картина), другие - на развитие внимания произвольного (схемы, таблицы). Мышление Глухие дети приобретают умение решать наглядно-действенные задачи элементарными способами действия в более старшем возрасте. Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями слуха
-
Особенности развития речи у детей с нарушениями слуха Ж. И. Шиф выделяет 4 психологических условия, определяющих особенности формирования словесной речи: - у глухих детей наблюдаются иные сенсорные основы формирования первичных образов слов - зрительный образ, подкрепляемый двигательными ощущениями; - овладевая речью, слышащий ребенок схватывает фонетический образ слова, практически членит его на слоги, потом на «азбучные звуки». Точный фонетический анализ состава слова достигается позднее - при обучении грамоте; - другие типы грамматических преобразований. Образ слова воспринимается зрительно и его преобразования представляются чисто «внешними»; - своеобразные и неблагоприятные условия формирования речедвигательных навыков.
-
Выводы по лекции:
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.