Содержание
-
Работа с одаренными детьми в начальной школе.
Аполлонова Ирина Николаевна, «Средняя общеобразовательная школа №22 с углубленным изучением отдельных предметов- Центр образования» г.Казань
-
«В каждом человеке-солнце. Только дайте ему светить.» Сократ
Кто такой одаренный ребенок? Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в той или иной деятельности. Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности и социальной среды. В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности.
-
Одаренность в школе Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов. Это так называемая академическая одаренность. У детей с этим видом одаренности школьная жизнь значительно легче, их успехи радуют родителей. Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность: умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т.д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю.
-
Особый вид одаренности — творческая одаренность. Имеются в виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность — это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь.
-
Почему возникают сложности в диагностике одаренных детей? Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная диагностика одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования (по уровню интеллекта, памяти и т.д.) просто неосуществима. Дело не только в невозможности создать всеобъемлющий тест, но в особом свойстве одаренности как системного и развивающегося качества психики, определяющего способность достижения человеком выдающихся результатов. Психологи рекомендуют вместо одномоментного отбора одаренных детей направлять усилия на постепенное, поэтапное их выявление и сопровождение в процессе образования по специальным программам (в системе дополнительного образования) и в процессе развивающего обучения (в условиях общеобразовательной школы).
-
Предметные олимпиады являются одной из форм внеклассной деятельности, способствующей эффективной, системной диагностике одаренности. Предметная олимпиада- соревнование на лучшее выполнение определенных заданий в какой-либо области знаний.
-
Цели проведения предметных олимпиад следующие: Всестороннее развитие личности младшего школьника через привитие интереса к предмету; Развитие и умения и желания детей самостоятельно приобретать знания и применять их на практике; Правильное восприятие задания нестандартного характера повышенной трудности; Преодоление психологической нагрузки при работе в незнакомой обстановке.
-
Учащиеся с первого класса начинают свой нелегкий, но увлекательный путь к подножию «школьного олимпа». Наряду с принципом «пусть победит сильнейший», при проведении олимпиад важно руководствоваться и другим- «в олимпиаде есть победители, но нет побежденных».
-
Интерес к вопросам, первые самостоятельно сделанные открытия действуют на ребенка положительно и стимулируют интерес к разным учебным предметам. Олимпиада позволяет одаренному ребенку «открыть» себя с другой стороны, дает возможность утвердиться в окружающей среде.
-
Олимпиада запускает мыслительный процесс
Олимпиадная задача
-
Олимпиадная задача
-
Олимпиада позволяет высветить глобальные проблемы развития современных детей
неспособность осознавать проблемную ситуацию, ставить задачу неспособность самостоятельно находить путь к решению, выдвигать гипотезы поверхностный уровень восприятия информации низкий уровень познавательной потребности ограниченность общего кругозора, недостаточность эрудиции
-
сужение словарного запаса обеднение речи неразвитость воображения невозможность взглянуть на ситуацию с иной точки зрения отсутствие «альтернативного мышления» отсутствие связей между областями знаний, преобладание «клипового» мышления
-
Текст-произведение речи, форма существования речи, хранилище информации
Умение работать с текстом, информацией – главное требование времени, запрос общества к школе. Коммуникативно-деятельностная направленность современной школы диктует текстоориентированный подход в обучении
-
Проблема невнимания к слову, непонимания слов в тексте Читаем медленно, акцентируем внимание на словах Учим на текстах с ключевой ролью отдельного слова, со словами-образами
-
Проблема поверхностного восприятия текста Учим «диалогу с текстом»: поиску непонятного в тексте и формулировке вопросов; прогнозированию ответов: проверке своих предположений по тексту Мотивируем интерес, предлагаем тексты с прямым, затем со скрытым вопросом
-
Проблема неразвитого читательского воображения Учим «включать мысленный экран» Учим на образных, не остросюжетных текстах, предлагаем творческие задания
-
Проблема понимания концептуального смысла текста
Учим: различать прямой смысл и иносказание; выражать скрытую мысль словами; переносить смысл на жизненную ситуацию или иной текст Учим на мини-текстах со скрытым «намёком», «моралью» (притчи, басни, пословицы)
-
Проблема эрудированности учащихся, малого читательского опыта, скудного речевого запаса Учим кропотливому добыванию информации из текста. Привлекаем внимание к новой лексике, терминам. Отрабатываем толкование слова. Постепенно увеличиваем интенсивность работы. Учим на информативно насыщенных текстах, описывающих незнакомые для ученика реалии, с новой лексикой. Подбираем темы из различных областей знаний. Используем опыт детей, полученный на других предметах.
-
Типология заданий
Продолжи незаконченный текст (по заданному условию) Составь текст из разрозненных частей Определи границы текста, предложений в тексте Проанализируй текст Найди в тексте лексико-семантические группы Сравни два текста Выбери информацию из текста и обратное (разверни предложение в текст) Создай свой текст по заданному условию (творческое задание)
-
Тип 1. Продолжи незаконченный текст (по заданному условию)
-
Тип 2. Составь текст из разрозненных частей
-
Тип 4. Проанализируй текст
-
Тип 5. Найди в тексте лексико-семантические группы
-
Тип 7. Выбери информацию из текста и обратное разверни предложение в текст)
-
Тип 8. Создай свой текст по заданному условию (творческое задание)
-
Критерии отбора текстов для составления заданий
Текст должен быть
-
Тексты для олимпиадных заданий
Русский фольклор малых жанров, в том числе детский фольклор пословицы, поговорки, загадки, песни, колыбельные, пестушки и потешки, прибаутки и небылицы, считалки и игры, скороговорки, дразнилки, анекдоты, докучные сказки
-
Фольклор малых жанров других народов Чешский и английский фольклор в переводе С.Маршака Английский фольклор в переводе К.Чуковского Шотландский и шведский фольклор в переводе И.Токмаковой Английские народные стихи в переводе В.Лунина
-
Притчи, басни Народные Авторские Эзоп Леонардо да Винчи Ж.Лафонтен И.Крылов Л.Толстой
-
Стихи русских писателей-классиков 19- нач.20 в. В.Жуковский Ф.Миллер И.Никитин И.Суриков Н.Некрасов А.Фет Ф.Тютчев Г.Галина А.Блок А.Плещеев А.Майков А.Толстой Р.Кудашева К.Бальмонт И.Моравская С.Есенин Саша Чёрный Даниил Хармс
-
Тексты, специально подготовленные учителем Центоны Каламбуры Палиндромы Тексты, насыщенные языковыми явлениями и т.д. ДОПОЛУНОЧИЯДОЛЖЕНДОЙТИДОДОЛИНЫДО-БИРАЯСЬДОРОГОЙДОГОРЯОСМАТРИВАЛВСЕДО-СТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИДОВОЛЬНЫЙДОРОГОЙДО УПАДУУСТАВШИЙЯДОБРАЛСЯДОДОМА.
-
Система подготовки учащихся к олимпиадам
Цель – способность ученика успешно решать задачи, требующие высокого интеллектуального и творческого потенциала
-
Какой ученик будет успешно решать олимпиадные задачи?
1. Мотивированный 2. С высоким уровнем мыслительных операций, богатым воображением 3. Отличающийся: высокой скоростью мыслительных процессов организованностью мышления легкостью «высвобождения» творческого потенциала 4. Имеющий богатую, хорошо развитую речь, эрудированный 5. Стрессоустойчивый
-
Мотивированный Создаем систему мотивации: Поощрение Формирование понятия ценности ума, смекалки и проч. Соревнование с самим собой, линия личностного роста Работа с родителями Игровые методы
-
2. С высоким уровнем мыслительных операций, богатым воображением Используем методы и формы, активизирующие процессы мышления, воображения
-
3. Отличающийся: высокой скоростью мыслительных процессов организованностью мышления легкостью «высвобождения» творческого потенциала С самого раннего возраста прививаем навыки самоорганизации, самостоятельности мышления Создаем условия для свободного творческого самовыражения Раскрываем творческий потенциал Используем урочные и внеурочные формы
-
4. Имеющий богатую, хорошо развитую речь, эрудированный Повсеместно развиваем, обогащаем речь Предлагаем высокий уровень текстового материала.
-
5. Стрессоустойчивый Формируем привычку состязаться, выходить из проблемной ситуации.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.