Содержание
-
Одаренные дети
Подпрограмма МОУ СОШ№21
-
Смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационно-техническое пространство нынешнего века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.
К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества «хорошая школа»?
-
В результате проведенного соцопроса в нашей школе мы получили следующие ответы на данный вопрос:
* это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
* в этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
* в школе должны быть свои традиции.
* школа должна давать современное образование.
* в хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не
только на уроках, но и в системе дополнительного образования
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе наоснове наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
-
- Качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности;
- Общие способности или общие моменты способностей, обуславливающие общую широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;
- Умственный потенциал или интеллект, целостная индивидуальная характеристика познавательных способностей к учению;
- Совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей;
- Талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности;
Многозначность термина одаренности указывает на многоаспектность проблемы целостного подхода к сфере способностей человека.
ОДАРЕННОСТЬ – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
-
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного
деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).
При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
-
Важным моментом теории является классификация по видам одаренности. Выделяются
- АКАДЕМИЧЕСКАЯ— способность учиться
- ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ-умение анализировать, мыслить
- ЛИДЕРСКАЯ одаренность.
- ТВОРЧЕСКАЯ - не шаблонное мышление
- ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - музыка, живопись, хореография и т. п.
- ПСИХОМОТОРНАЯ— спортивная
-
Цели подпрограммы
Задачи
-созданиесистемы выявления и развития детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий выявления и поддержки одаренных детей, обучающихся в МОУ «СОШ №21»;
-разработка системы диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения ;
-определение и использование при организации образовательного процесса методов и приемов, способствующих развитию возможностей самовыражения одаренных детей;
-организация мероприятий для повышения социального статуса талантливых и способных детей;
- обеспечение благоприятных условий для выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности
-
Формирование одаренности ребенка невозможно без комплекса воспитательных мер со стороны
- семьи;
- без школьного и дополнительного образования;
- без личностно-ориентированной педагогики;
- должного социального окружения и условий;
- собственного труда юного дарования.
-
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- · принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- · принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- · принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- · принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- · принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
-
Учитель должен быть:
- увлечен своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- Быть проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
- знатоком во всех областях человеческой жизни.
-
МЕТОДЫ:
- частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творчески заданий, решение нестандартных задач);
- исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);
- проблемный;
- проектный.
-
- проведение нестандартных форм уроков;
· творческие мастерские;
· групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
· факультативы;
· кружки по интересам;
· занятия исследовательской деятельностью;
·интеллектуальный игры,конкурсы(«Ученик года»,·(Учение с увлечением,Победа над собой,школьный поэт,лучшая газета,
Игры по станциям ,...)
- научно-практические конференции;
- участие в олимпиадах;( школьные,международные-«Русский медвежонок-языкознание для всех», «Кенгуру»,Познание и творчество...)
- работа по индивидуальным планам;
- сотрудничество с другими школами,этно-культурной школой,ВУЗами.
- смотры знаний
- предметные недели
- экскурсии
- праздники, концерты
-использование современных средств информации
-создание детских портфолио
-
Информация об участии в олимпиадах, конкурсах
Информация об участии в олимпиадах, конкурсах разного уровня 2010-2011 г.
-
На графике виден рейтинг участия школы в городских мероприятиях в 2010году
-
Проблемы :
- создание и дальнейшее совершенствование системы курсов по выбору.
- недостаточное количество учителей, прошедших курсы повышения квалификации по проблеме работы с одарёнными и талантливыми детьми.
В области поддержки творчества и одаренных обучающихся:
- отсутствие единой концепции творческого развития обучающихся на школьном уровне;
недостаточная развитость инфраструктуры сопровождения одаренных детей.
Таким образом, очевидна необходимость привлечения внимания всего педагогического коллектива школы, родителей учащихся и общественности к проблеме одаренности, поиска дополнительных ресурсов и возможностей для оптимизации этого важного направления в деятельности школы. Реализация подпрограммы «Одаренные дети» позволит систематизировать эту деятельность, а также поднять ее на более качественный уровень.
-
Памятка родителям по развитию одаренности у ребенка
- Развивайте у ребенка самостоятельность, самодисциплину, навыки самоуправления.
- Порицать за неуспех нежелательно, надо разбирать этот неуспех, анализировать вместе с ребенком.
- Обеспечьте насыщенную и интересную жизнь и ежедневное общение с другими детьми.
- Преодоление препятствий дает ребенку ощущение радости, снимает страхи перед неизвестным, закаляет волю.
- Взрослым надо помнить, что самая яркая характеристика любого одаренного ребенка – стремление к познанию и любознательность!
-
Корректируя взгляд на данную проблему, формулируем понятие
детская одаренность– это комплекс потребностей детей в выявлении, определении и реализации собственных способностей, склонностей и образовательных интересов.
То есть,проявление одаренности ребенка связана с кругом его личных интересов и мотивации деятельности.
Ибо цели и результаты его деятельности в государственных образовательных стандартов не являются необходимой составляющей, и таким образом, мы НЕ МОЖЕМ требовать от школьника обязательного в нем участия.
Говорим скорее о ПОТРЕБНОСТЯХдетей -
отсюда вытекает главная цельобщества по отношению кодаренным детям:
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ собственных внутренних потребностей молодого человека.
-
Библиография
- Барбитова А.Д. Проблема одаренности: от теории к практике/Внимание! Одаренность//Детское творчество -№- 2007-с.2-3.
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2000.
- Огнева Н.Р. Дополнительное образование как средство психолого-п6едагогического сопровождения развития одаренных детей./Внимание! Одаренность// Детское творчество- №- 2007 – с.2-4.
- Семанчёв Р.Ю. Детская одаренность как социальное явление/Внимание! Одаренность//Детское творчество - № - 2007-с. 2-5.
- Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии или реальность. М.: Просвещение, 1996.
- Юркевич В.С. Родители как великие инквизиторы одаренности/ Внимание! Одаренность// Детское творчество. - № - 2007 – с.2-6.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.