Содержание
-
Расстроиства аутистического спектра (РАС)
-
СССР и РФ
40-60-е годы- «органический аутизм» Мухина- Исаева- Каган (Ленинградская шлола) 60-70-е годы – аутизм в рамках проявлений шизофренического спектра (московская психиатрическая школа) 1977 г. – создание лаборатории РДАпри НИИ дефектологии (Лебединские, Никольская, Баенская, Бардышевская) 1989 г.- создание общества помощи аутичным детям «Добро»
-
Причины РАС
Генетические факторы (наследственность, «аутистический фенотип», патогенные мутации, влияние нейрохимических воздействий на геном) Органическое поражение ЦНС (неврологическая симтоматика) Экзогенное воздействие (имуннологическое, токсическое и/или стрессовое воздействие на плод)
-
Спектр проявлений
Уровень интеллекта – от глубокой умственной отсталости до высокой нормы Эмоциональная сфера – от эмоциональной тупости до сверхчувствительности Развитие речи – от мутизма до сложной грамматически правильной речи Внимание- от невозможности сосредоточения до жесткой фиксации на объекте, сверхпристрастия
-
Ранний детский аутизм (триада ЛорныВинг 1976 г.)
Качественные нарушения социального взаимодействия Ограниченные, стереотипные виды поведения, интересов или деятельности Качественные нарушения коммуникации
-
Качественные нарушения всоциальном взаимодействии
«…Я не умела смотреть людям в глаза. Мама вновь и вновь говорила мне: «Темпл, ты меня слушаешь? Взгляни на меня! А я и хотела бы выполнить ее просьбу, но не могла.» « …когда учительница брала меня за руку или клала руку на плечо, я вздрагивала и отшатывалась. Я искала телесного контакта — и в то же время избегала его.» « …Я почти не проявляла интереса к другим детям, предпочитая их компании собственный внутренний мир.» «…шум не только пугал меня, но и доставлял почти физическую боль. И я защищалась единственно доступными мне способами: била других детей или швыряла через всю комнату любой предмет, оказавшийся под рукой... »
-
Качественные нарушения в коммуникации
«…Я понимала почти все, что говорили вокруг, но не могла ответить. Как ни старалась, получалось очень редко. Какой-то внутренний барьер не давал мне заговорить. Однако порой я отчетливо произносила короткие слова вроде «лед». Чаще всего это происходило в стрессовой ситуации…» « …Моя речь была странной — отрывистой, монотонной, полной грамматических ошибок. Я произносила слова невыразительно, без всякого намека на ритм. « …Бесчисленное число раз я задавала один и тот же вопрос и с восторгом ожидала одного и того же ответа. Если меня что-то интересовало, я говорила только об этом и «забалтывала» всех…»
-
Стереотипные виды поведения, интересов, деятельности
« ..Часами я сидела на пляже, пересыпая между пальцами песок и делая из него холмики.» «…Я садилась на пол и начинала кружиться. Стены и потолок кружились вместе со мной… я крутилась на веревочных качелях, как на карусели…» «...Я вертелась сама и крутила на полу монетки, крышечки от бутылок — все, что подходило для этой цели. Всецело поглощенная вращением монеты, я не видела и не слышала ничего происходившего даже в двух шагах от меня. Люди вокруг превращались в бесплотные призраки. Ни один звук не проникал сквозь броню сосредоточенности. Я как будто на время глохла, и даже внезапный громкий шум не мог вывести меня из моего мира…»
-
Формы аутизма
полная отрешенность от происходящего (I группа) активное отвержение(II группа) захваченностьаутистическими интересами(III группа) чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия(IV)
-
1 группа
Компенсаторная защита от мира строится у них радикально: не иметь с ним никаких точек соприкосновения. Отсутствие речи и невозможность поймать взгляд , добиться ответной улыбки, услышать жалобу, просьбу, получить отклик на зов, обратить внимание на инструкцию, добиться выполнения поручения.
-
3. Производят загадочное впечатление своим отрешенным, и темне менее, часто лукавым и умным выражением лица, особой ловкостью, даже грациозностью в движениях. 4. Не откликаются на просьбы и не просят сами, часто не реагируют даже на боль, голод и холод, не проявляют испуга в ситуациях, которых испугался бы любой другой ребенок.
-
5. Проводят время, бесцельно передвигаясь по комнате или застывают перед окном, созерцая движение за ним , и затем продолжают собственное движение. При попытке остановит их, добиться внимания, хотят заставить что-то сделать для них. Может возникнуть дискомфорт и крик, самоагрессия, как только ребенка оставляют в покое – полевое поведение.
-
6. Нет практически никаких форм активной избирательной активности в контактах с миром. В речи – мутизм. 7.В раннем возрасте, некоторые дети начинали говорить (произносили сложные слова и даже фразы). Но речь их не была направлена на коммуникацию. Такой ребенок, в дальнейшем, не пользуется мимикой и жестами для общения.
-
8. Нет активных форм аутостимуляций, почти не имеется фиксированных форм даже примитивных моторных стереотипий. 9.Преобладают телесные ощущения (карабканье, лазанье, прыжки), созерцание активности вокруг них (смотрят в окно) .
-
2 группа
Избирательность в еде, одежде, фиксированные маршруты прогулок, пристрастия к определенным занятиям, соблюдение определенного ритуала во взаимоотношениях с близкими (несоблюдение – срывы в поведении). Внешне наиболее страдающие дети. Лицо напряжено, часто возникает гримасса страха, характерна скованность в движениях.
-
3. Пользуются речевыми штампами, типичны эхолалии, речь скандированная. 4.Возможны проявления неудержимых влечений, импульсивных действий. Возможна агрессия и самоагресиия. 5. В сознании фиксируется все неприятное, страшное, множественные запреты. 6. Социальные навыки усваиваются как жестко привязанные к определенной ситуации,человеку, который помог им выработься.
-
7. Движения скованы, механистичны. 8. В речи накапливается набор речевых штампов, команд. Присутствуют эхолалаии (отраженная речь). Характерны фразы: «Дать пить», «Гулять», «Одеваться», «Петя хочет», «Ты хочешь сырничек», «Иди писать». Присутствуют цитаты из мультфильмов, других телевизионных программ.
-
3 группа
Поглощенность одними и теми же занятиями и интересами. Высокий уровень конфликтности. Годами ребенок ребенок может говорить на одну и ту же тему. Часто содержание его интересов и фантазий связано со чем-то страшным и неприятным. Лицо ребенка, как правило хранит выражение энтузиазма, блестящие глаза, застывшая улыбка. Но оживление утрированно, механистично. Речь носит подчеркнуто «взрослый» характер.
-
3. Преобладает развернутый монолог. В речи, ребенок совершенно не учитывает присутствие собеседника, не умеет выслушать ответное высказывание,вопрос. Напротив, это может привести к деструктивному срыву. 4. Моторно неловкие дети – нарушена регуляция мышечного тонуса. Даже к 6-7 годам не могут выработать простейших привычек самообслуживания.
-
5. Аутостимуляция носит особый характер. Ребенок не заглушает неприятные впечатления, а наоборот вздабривает себя ими( говорят о пожарах, бандитах, помойках, смерти…). Это «прирученный страх».
-
4 группа
На первый план выступает повышенная ранимость, тормозимость в контактах (контакт прекращается при ощущении малейщегоприпятствия). Недостаточность возможности организации взаимодействия с другими людьмию. Физически хрупкие, легко утомляющиеся дети. Моторно неловки, скованны.
-
4 . Мимика более адекватна, но в ней нет оттенков, плавности, естественности переходов. 5. Экстремальная зависимость от взрослого. 6. Речь замедленна, бедна, аграмматична. Фраза затухает к концу речевого высказывания. 7. Моторные стереотипии могут возникнуть только в напряженной ситуации(суетливость движений)
-
Диагностические критерии
Зрительный контакт не удерживает сколько-нибудь длительно контакта "глаза в глаза», «ускользающий» взгляд взгляд «сквозь» человека редко пользуются центральным зрением, «боковое зрение» 2.Комплекс оживления Отсутствие комплекса Недифференцированное отношение к живому и неживому
-
3.Нетипичное отношение к близким
Симбиотическая связь с эпизодами немотивированной враждебности проявление страха к членам семьи 4. Нетипичное отношение к посторонним повышенная тревожность «сверхобщительность» формального содержания 5.Нетипичное отношение к другим детям игнорирование страх амбивалентность агрессия
-
6. Нетипичное отношение к физическому контакту
неприязнь гиперсинзитивность (дистанция) 7.Сверхценные страхи Страхи одиночества, высоты, лестницы 8. «Феномен тождества» неприятие изменений 9. Нарушение чувства самосохранения опасное поведение отсутствие закрепления отрицательного опыта
-
10. Стереотипии
двигательные сенсорные речевые поведенческие влечение к ритму 11. Особенности познавательной деятельности отставание парциальное ускорение распад
-
12.Особенности игры
манипулирование неигровыми предметами игнорирование функциональных свойств игрушек игры-фантазии с перевоплощением в «недействующие лица» (гриб) замещение игры аутодиалогом 13. Особенности восприятия зрительного тактильного вкусового
-
14.Особенности моторики
заторможенность, расторможенность задержка развития моторных функций 15. Запаздывание формирования навыков самообслуживания
-
Особенности речевого развития(по К.С. Лебединской, О.С. Никольской)
-
Рекомедации по развитию коммуникации
Подключатся к аутостимуляции, наполненять ее социальным смыслом Переключение ребенка на собственную стереотипию в состоянии аффекта Учет реального эмоционального возраста Учет доступного ребенку уровня социального взаимодействия Использование пассивных действий в моделировании общения (за спиной) Коментирование происходящего и его эмоциональной составляющей
-
Структурирование окружающей среды Работа с «лентами времени» Наполнение окружающей среды стимулами, побуждающими к действиям Использование ритма: орнаментов, чередования рисунков в дорожках, музыки Разрешать двигательные стереотипии во время коммуникативной деятельности (слушанье) Предлагать завершить начатое действие, договорить фразу Использование системы подкреплений
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.